![]() |
Казанская духовная академия на дореволюционной открытке |
- Исторический адрес: Россия, Татарстан, город Казань, улица Кремлевская, д. 4.
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
История Казанской духовной академии начинается в 1797 году, когда Казанская духовная семинария именным указом императора Павла I вместе с Петербургской возведена была в звание академии. “Высочайше повелел оную снабдить всем званию сему соответствующем и для преподавания наук потребным, с тем, чтобы в оную присылаемы были из епархиальных семинарий отличившие себя успехами ученики для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям”.
Во исполнение Высочайшей воли Святейший Синод определил:
Для развития миссионерства в Казанском крае студенты дополнительно к общему курсу еще изучали местные языки: татарский, чувашский и черемисский (современный – марийский).
В 1814-1818 годах была произведена реформа духовного образования. Согласно этой реформе, духовные учебные заведения были поделены на классы:
- Академии,
- Семинарии,
- Училища уездные,
- Приходские.
Выпускники академий должны были стать учеными богословами, которые должны были повысить уровень церковной науки. Семинарии готовили для Церкви приходское духовенство, а также для лучших воспитанников являлись подготовительными курсами перед поступлением в академии. Училища уездные и приходские должны были служить делу просвещения среди простого народа.
На основании этой реформы Казанская Духовная Академия 21 сентября 1818 года была закрыта с целью проведения в ней ревизии, после которой Святейший Синод решил оставить статус Академии только у трех Высших Духовных Школ: Киевской, Московской и Санкт-Петербургской. В Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав ее подотчетной Санкт-Петербургской Духовной Академии.
В Казани духовая академия была вновь открыта 1842 году, когда была осознана потребность в наличии высшего духовного учреждения, которое бы занималось подготовкой кадров для осуществления миссионерской деятельности среди местного населения. Сразу же после открытия перед учебным комитетом академии встал вопрос о том, как и в каком соотношении на академическом курсе должны быть представлены светские и церковные предметы. Так как духовные академии XVII-XVIII вв. готовили научные кадры не только для Церкви, но и для государственной службы, поэтому воспитанникам преподавалось общее образование. С учреждением и развитием светских учебных заведений духовно-учебные заведения, в том числе и академии, должны были сделаться специальными заведениями для “образования благочестивых и просвещенных служителей Слова Божия”. Реформа духовного образования 1814 года не привела к полному преобразованию духовных академий в специальные духовные заведения. В 1860-х годах вопрос об изменении учебной программы вновь был поднят. Академический курс был разделен на три факультета: богословско-теоретический, исторический и философский. В 1884 году учебный план был вновь пересмотрен. Большинство богословских предметов стали общеобязательными, а к специальным были отнесены лишь немногие из наук богословских и общеобразовательных, с разделением их на два отделения. На последнем четвертом курсе академии преподавалось вдвое меньше лекций в сравнении с другими курсами для того, чтобы у студентов было больше свободного времени для написания курсовых работ и подготовке к лекциям.
Отличительной особенностью Казанской духовной академии было наличие еще и миссионерского отделения, на котором преподавались инородческие языки, этнография, вероучение инородцев и миссионерская педагогика.
Метод преподавания богословских наук в Казанской академии до половины 1850 годов сводился к тому, что до 1850-х годов отдавался приоритет теоретико-риторическому направлению. Благодаря этому методу, у некоторых менее способных богословов лекции по богословию носили такой смешанный характер, что по своему содержанию могли быть отнесены сразу к нескольким богословским наукам. Введение миссионерских предметов преподавания в 1854 году открыло перед студентами новое обширное поприще увлекательных занятий исторического и этнографического характера. Прибытие в Академию Соловецкой библиотеки доставило новый обильный материал для изучения русской церковной и гражданской истории. По распоряжению ректора студенты были приглашены описывать сборники и другие рукописи Соловецкой библиотеки, составляли реестры их содержания, и, увлекшись ими, тут же прочитывали то, что казалось им интересным. Этот простой факт близкого соприкосновения студентов с архивным материалом повлиял на возникновение среди студентов интереса к историческому знанию.
Исторический метод преподавания богословских наук получил положительную санкцию в уставе 1869 года, где внушалось преподавание догматического богословия с историческим изложением догматов.
Преподавание в Академиях осуществлялось по конспектам, утвержденным начальством. По уставу 1814 года профессор при открытии каждого курса должен был представить конспект и время, которое отводилось для преподавания данного предмета. Конспект подавался ректору, а последним по исправлении Правлению Академии на утверждение. Подлинные профессорские конспекты оставались в академическом Правлении на хранении, а профессору выдавалась для руководства копия с представленного им конспекта, утвержденного Правлением. Кроме того, посылалась копия со всех конспектов в комиссию духовных училищ для сведения. В конспектах профессоры указывали авторов или учебные книги, которым они следовали в своих лекциях. Конспекты преподавания и учебные руководства, одобренные комиссией духовных училищ и разосланные по Академиям, имели значение руководственное. Но в то же время они не исключали произвольный отход лектора от изложенного материала. Со времени действия устава 1869 года потеряли свою силу прежние распоряжения духовно-учебного управления об учебных пособиях в Академиях. Выбор учебных руководств с тех пор предоставлен профессорам.
В Казанской Духовной Академии было создано большое количество учебных руководств и пособий, которые были одобрены высшим духовно-училищным начальством и использовались во многих Духовных Учреждениях. Прежде всего, следует отметить труд профессора И. Я. Порфирьева “История русской словесности”, два раза удостоенный премии митрополита Макария и принятый с уважением знатоками как светской, так и духовной литературы; П. В. Знаменского “Руководство к Русской церковной истории”, представляющее из себя краткий, но связанный и осмысленный очерк предмета, также удостоенный премии митрополита Макария, а во втором издании он был одобрен в качестве пособия наставникам и воспитанникам семинарий; Н. И. Ивановского “Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических”. Следует также упомянуть о “Кратком курсе церковного права” профессора И. С. Бердникова, назначенном для руководства в приготовлении к экзаменам студентов Университета – юристов, но могущем оказать помощь и студентам Академии. Этот труд был удостоен неполной премии митрополита Макария.
Значительнейший вклад в русскую богословскую науку был внесен В. И. Несмеловым при написании им обширной работы, известной под названием “Наука о человеке”.
При Академии выпускался богословский журнал “Православный Собеседник”, благодаря которому российская общественность могла знакомиться с новейшими исследованиями церковных деятелей и с современной жизнью Церкви.
Жизнь и быт студентов Казанской духовной академии регламентировался строгим распорядком. В будничные дни студенты вставали в семь часов утра, в половине восьмого совершалось утреннее молитвенное правило. В девять часов начинались занятия, которые продолжались до двух часов дня. В два часа совершался обед; с трех часов до шести у воспитанников было свободное время; с шести до девяти время отводилось на самоподготовку. В девять часов студенты ужинали, после чего совершались вечерние молитвы. До двенадцати часов все укладывались спать, после двенадцати свет в студенческих помещениях должен быть потушен. В воскресные и праздничные дни все воспитанники присутствовали на богослужении. Студенты соблюдали посты, а в первую и страстную седмицы Великого поста говели и приобщались Святых Таин. Студенты должны были держать себя “дружелюбно и предупредительно в отношениях к своим товарищам; посему не дозволяют себе действий, которые могут быть стеснительны для товарищей, каковы например: шум, пение, крики, музыка во время занятых часов; благообразное и благочинное пение, музыка, а также и гимнастические упражнения в академическом саду” дозволялись в свободное от занятий время. Особенно не могли быть терпимы шумные и пьяные компании. “Отлучки студентов из казенного общежития в учебные дни, хотя бы во время, свободное от учебных занятий, а равно и в праздничные, но не вакационные дни, отнюдь не должны быть разрешаемы далее одиннадцати или двенадцати часов ночи. Увольнения на ночь могут быть дозволяемы только по особо уважительным причинам, не иначе как с разрешения ректора”. На каникулярное время с 15 июня до 15 августа, с 22 декабря по 7 января и на Пасхальную неделю студенты имели право на отъезд домой. “Неопустительное посещение лекций составляет безусловную обязанность студентов, в исполнении которой произвол и свобода не должны быть терпимы”. Чтение книг и периодических изданий студентами должно было употребляться для более полного изучения преподаваемых наук и к духовно-умственному обогащению, а не к праздному или даже вредному препровождению времени. Поэтому литература “сомнительного содержания” не должна была быть в обращении у студентов.
Для вразумления и пресечения нарушений, совершаемых студентами, в Академии были разработаны ряд прещений, которые сводились к следующему: “Меры и взыскания за нарушение студентами установленных правил могут быть низшие и высшие. К первым относятся:
- замечания помощника инспектора;
- внушение и замечание инспектора;
- лишение или сокращение отпуска из общежития;
- выговор ректора;
- выговор в присутствии Правления.
К вторым принадлежат:
- понижение в годичном списке по успехам и поведению;
- лишение казенного содержания или частной стипендии;
- увольнение на год из Академии, с правом поступить в другое высшее учебное заведение вне г.Казани;
- увольнение на один год с тем, чтобы не принимать ни в Казанскую Академию, ни в какое либо другое учебное заведение;
- исключение из Академии с тем, чтобы в течение трех лет не принимать в другие учебные заведения, и притом не иначе, как под ответственностью начальства учебного заведения, которое решится принять исключенного, и с разрешения главного управления того ведомства, к коему учебное заведение принадлежит;
- совершенное исключение из Академии”.
Революционные события 1917 года явились катастрофой для духовного образования в России. По богословским школам удар был нанесен уже на самом раннем этапе борьбы с Церковью декретом Совнаркома “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви”: “Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускаются”. Церковным и религиозным обществам запрещалось владеть собственностью, поэтому духовные школы, существовавшие на средства Святейшего Синода, практически теряли финансовую основу, а специальные богословские школы могли создаваться только заново, без предоставления им денежных средств и без права пользоваться учебными помещениями прежних академий, семинарий и духовных училищ, которые подлежали конфискации. Высшее церковное управление своим указом от 1 ноября 1918 года вынуждено было констатировать, что не располагает средствами для содержания духовных учебных заведений. Однако, профессура духовных академий предпринимала попытки в той или иной форме сохранить православные школы.
Перед угрозой прекращения существования Казанской духовной академии ее совет, испросив благословение священноначалия, готов был к тому, чтобы преобразоваться в богословский факультет Казанского университета. 20 апреля 1918 года профессор К. В. Харлампович писал Н. Н. Глубоковскому, что “Луначарский стоит на непримиримой позиции и не допустит государственных богословских факультетов. Везде горе, мрак и позор, и просвета нигде не видно”. Как и в Петрограде, большевистские власти не допустили слияния Казанской Академии с университетом, и положение ее ухудшалось с каждым днем. О состоянии, в котором она оказалась к началу 1919 года, пишет ее последний ректор епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) все тому же профессору Н.Н. Глубоковскому: “Библиотека в наших руках и взята под свою защиту архивной комиссией. Половина наличных студентов (человек 20) и ваш покорный слуга, а равно и канцелярия, помещаются в здании академическом. В главном здании заразный госпиталь, почему пришлось отказаться даже от академической церкви и перейти в приходскую. Треть корпорации находится по ту сторону фронта, а трое в Москве. Остальные профессора почти все служат на советской службе и сравнительно немногие на епархиальной или совмещают должности в академии”. В марте 1921 года двадцать преподавателей Академии во главе с ректором епископом Чистопольским Анатолием (Грисюком) были арестованы за нарушение декрета об отделении Церкви от государства. Епископа Анатолия этапировали из Казани в Москву и заключили в Бутырскую тюрьму, остальных преподавателей освободили, приговорив к одному году концлагеря условно. И уже в ноябре академическая корпорация организовала Богословский институт во главе с профессором Казанской Академии протоиереем Николаем Васильевичем Петровым и его помощником архимандритом Варсонофием (Лузиным). Коллегия Татарского Наркомпроса зарегистрировала институт, но просуществовал он менее года.
Администрация
Ректоры
- Сильвестр (Лебединский) (25 июля 1797 - 1799)
- Ксенофонт (Троепольский) (24 августа 1799 - 1800)
- Антоний (Соколов) (1800 - 2 февраля 1808)
- Евгений (Варгасов) (1804 - 1808)
- Епифаний (Саввич-Канивецкий) (6 февраля 1808 - 1816)
- Афанасий (Протопопов) (18 марта 1816 - 28 июля 1817)
- Иоанн (Оболенский) (1 июля 1842 - 1 мая 1844)
- Григорий (Миткевич) (5 мая 1844 - 1851)
- Парфений (Попов) (29 февраля 1852 - 1854)
- Агафангел (Соловьев) (20 января 1854 - март 1857)
- Иоанн (Соколов) (17 марта 1857 - 1864)
- Иннокентий (Новгородов) (31 марта 1864 - 20 мая 1868)
- Никанор (Бровкович) (29 июля 1868 - 1871)
- Александр Владимирский (14 июля 1871 - 1895)
- Антоний (Храповицкий) (1895 - 14 июля 1900)
- Алексий (Молчанов) (20 июля 1900 - март 1905)
- Алексий (Дородницын) (август 1905 - ?)
- Анастасий (Александров) (15 февраля 1912 - 1913)
- Сщмч. Анатолий (Грисюк) (30 мая 1913 - 1921)
Инспекторы
- Серафим (Аретинский) (1 июля 1842 - 21 августа 1846)
- Паисий (Пылаев) (7 апреля 1853 - май 1854)
- Вениамин (Благонравов) (21 января - 22 апреля 1858)
- Филарет (Филаретов) (1858 - 1859)
- Вениамин (Платонов) (4 декабря 1859 - 31 марта 1864) [1]
- Николай Виноградов (12 декабря 1894 - 27 июня 1911) [2]
- Анастасий (Александров) (13-26 июля 1911 - 9 февраля 1912) [3]
Помощники инспектора
- Сщмч. Иоасаф (Удалов) (3 октября 1911 - ?)
Преподаватели
Профессора
- Епифаний (Саввич-Канивецкий) (1808 - 1816)
- Воскресенский Иван Степанович (1809 - 1837)
- Григорьев Василий Дмитриевич (1809 - 1841)
- Серафим (Протопопов) (11 июля 1851 - ?)
- Вениамин (Благонравов) (21 апреля 1857 - 21 января 1858)
- Вениамин (Платонов) (4 декабря 1859 - 31 марта 1864)
- Малов Евфимий Александрович (1863 - ?)
- Гвоздев Иван Петрович (? - 1873)
- Богородский Яков Алексеевич (1882 - ?)
- Гусев Дмитрий Васильевич (1885 - ?)
- Богословский Михаил Иванович (21 января 1886 - 3 июля 1915)
- Машанов Михаил Александрович (1887 - 1910, с 1910 - сверхштатный)
- Гусев Александр Федорович (8 марта 1889 - июль 1902)
- Виноградов Николай Петрович (12 декабря 1894 - 3 марта 1908) и/д
- Несмелов Виктор Иванович (14 декабря 1895 - 1920)
- Нарбеков Василий Андреевич (1897 - ?)
- Петров Николай Васильевич
- Потехин Александр Николаевич
- Терновский Сергей Алексеевич
- Писарев Леонид Иванович (1899 - ?)
- Дружинин Алексей Иванович (5 апреля 1902 - не ранее1 октября 1915)
- Керенский Владимир Александрович (1902 - ?)
- Протопопов Василий Иванович (19 декабря 1904 - не ранее 1918)
- Покровский Иван Михайлович (1908 - 1921)
- Виноградов Николай Петрович (3 марта 1908 - ноябрь 1910)
- Пономарёв Павел Петрович (19 августа 1909 - ?)
- Анастасий (Александров) (1910 - ?)
- Полянский Евлампий Яковлевич (1910 - ?)
- Писарев Николай Николаевич (29 сентября 1910 - ?)
- Григорьев Иван Федорович (14 января 1913 - ?)
- Касторский Александр Петрович (? - 1921)
- Лапин Павел Дмитриевич (1914 - ?)
- Васильевский Михаил Николаевич (4 ноября 1915 - ?)
- Катанов Николай Федорович (1915 - ?)
- Иванов Михаил Григорьевич (1916 - ?)
Доценты
- Ивановский Николай Иванович (1869 - 25 октября 1913) с 17 марта 1896 - сверхштатный
- Милославский Петр Алексеевич (? - 1884)
- Богословский Михаил Иванович (2 ноября 1871 - 21 января 1886)
- Машанов Михаил Александрович (с 1878 - приват-доцент, 1884 - 1885 и/д, 1885 -1887)
- Виноградов Николай Петрович (19 августа 1881 - 1884, 1884 - 12 декабря 1894 и/д)
- Гусев Александр Федорович (1887 - 8 марта 1889)
- Несмелов Виктор Иванович (30 октября 1888 - 14 декабря 1895)
- Нарбеков Василий Андреевич (1889 - 1897) до 1890 - и/д
- Иннокентий (Ястребов) (1893 - ?) до 1898 - и/д
- Попов Иван Васильевич (1893 - 1912) до 1898 - и/д
- Писарев Леонид Иванович (1895 - 1899) до 1896 - и/о
- Керенский Владимир Александрович (1895 - 1902)
- Покровский Иван Михайлович (1896 - 1908) до 1898 - и/д
- Дружинин Алексей Иванович (13 сентября 1896 - 5 апреля 1902) до 30 ноября 1900 - и/д
- Протопопов Василий Иванович (1899 - 19 декабря 1904)
- Пономарёв Павел Петрович (1900 - 19 августа 1909)
- Писарев Николай Николаевич (1902 - 29 сентября 1910) до 1904 - и/д
- Полянский Евлампий Яковлевич (1905 - 1910) до 1907 - и/д
- Афанасий (Малинин) (1910 - ?)
- Григорьев Иван Федорович (1910 - 14 января 1913)
- Иванов Михаил Григорьевич (1911 - ?) до 1915 - и/д
- Лапин Павел Дмитриевич (1911 - 1914)
- Васильевский Михаил Николаевич (1911 - 1915) и/о
- Касторский Александр Петрович (1912 - ?) до 1914 - и/д
- Катанов Николай Федорович (1912 - 1915)
- Васильев Яков Васильевич (1916 - сентябрь 1918) и/д
Известные выпускники
- 1799 - Мефодий (Орлов-Соколов), еп. Нижегородский
- 1848 - Порфирьев Иван Яковлевич, проф. КазДА
- 1860 - Знаменский Петр Васильевич, проф.
- 1862 - Авраамий (Летницкий), еп. Саратовский
- 1864 - Бердников Илья Степанович, проф. КазДА
- 1868 - Богородский Яков Алексеевич, проф.
- 1872 - Гурий (Буртасовский), еп. Симбирский
- 1874 - Никифор (Асташевский), митр. б. Новосибирский, Николай (Адоратский), еп. Оренбургский
- 1876 - Машанов Михаил Александрович, проф. КазДА
- 1880 - Борис (Плотников), еп. Ямбургский
- 1882 - Мефодий (Герасимов), митр. Харбинский
- 1887 - Нарбеков Василий Андреевич, проф.
- 1890 - Соколов Иван Иванович, проф. СПбДа, историк церкви и византолог
- 1891 - Мироносицкий Порфирий Петрович, литургист, церковный композитор, педагог, Алексий Дружинин, прот., проф.
- 1892 - Иннокентий (Кременский), еп. Вольский
- 1894 - Протопопов Василий Иванович, проф. КазДа
- 1895 - сщмч. Константин Богословский, прот.
- 1896 - Вениамин (Муратовский), б. архиеп. Рязанский, обн. митр. Московский; Павел (Кратиров), еп. б. Ялтинский [4]
- 1897 - Нафанаил (Троицкий), митр. б. Харьковский, Григорьев Иван Федорович, проф., Пономарёв Павел Петрович, проф.
- 1898 - Макарий (Павлов), еп. б. Владикавказский, обн. еп. Пятигорский
- 1899 - Киприан (Комаровский), архиеп. Кировский, сщмч. Симон (Шлеев), еп. Уфимский, Хрисанф (Щетковский), еп. Елисаветградский
- 1900 - Пахомий (Кедров), архиеп. б. Черниговский
- 1901 - сщмч. Прокопий (Титов), архиеп. Одесский, исп. Амвросий (Хелая), патр. Грузии, Пимен (Пегов), архиеп. Подольский, Николай Писарев, прот., проф.
- 1902 - Митрофан (Абрамов), еп. б. Сумской, сщмч. Петр (Зверев), архиеп. Воронежский, Николай (Кенарский), еп. Лукояновский, Николай (Ипатов), еп. Ижевский, Тарасий (Ливанов), еп. Барнаульский, Иннокентий (Бусыгин), б. еп. Каменский, григор. митр. Ростовский-на-Дону
- 1903 - сщмч. Амвросий (Полянский), еп. Каменц-Подольский, сщмч. Виктор (Островидов), еп. Глазовский
- 1904 - сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский, Василий (Павловский), еп. Венский, Борис (Рукин), григорианский митр., Полянский Евлампий Яковлевич, проф.
- 1906 - сщмч. Герман (Ряшенцев), еп. Вязниковский, сщмч. Гурий (Степанов), еп. Суздальский
- 1908 - Афанасий (Малинин), еп. Саратовский, Гавриил (Абалымов), еп. Осташковский
- 1909 - Иоанн (Поярков), еп. Уфимский, Иов (Рогожин), единов. еп. Владимирский
- 1910 - сщмч. Амфилохий (Скворцов), еп. Енисейский, сщмч. Иоасаф (Удалов), еп. б. Чистопольский, Иванов Михаил Григорьевич, проф., Касторский Александр Петрович, и.д. доцента КазДА.
- 1911 - сщмч. Августин (Беляев), архиеп. Калужский
- 1912 - Варсонофий (Лузин), еп. Приморский
- 1916 - Гермоген (Кожин), митр. Алеутский, Ефрем (Ефремов), еп. Курский
- 1918 - Александр (Джеха), митр. Эмесский (Хомский), Ириней (Шульмин), архиеп. Куйбышевский
Литература
- Знаменский, П. В., История Казанской духовной академии за первый (до-реформенный) период ее существования (1842-1870), Казань, 1891-1892, 3 тт.
- Бердников, И., Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за 50 лет ее существования 1842-1892, Казань, 1892.
- Терновский, С. А., Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования (1870-1892), Казань, 1892.
- Пятидесятилетний юбилей Казанской духовной академии 21 сент. 1892 г., Казань, 1893.
- Памятная книжка Казанской духовной академии за... [1895-1917] г., Казань, 1895-1917.
- Сосуд избранный. История российских духовных школ. 1882-1932, Спб., 1994.
- Ципин, Владислав, прот., История Русской Церкви: книга XIX 1917-1997, М., 1997.
- Журнал №58 Заседания Священного Синода РПЦ.
Использованные материалы
- Сайт Казанской духовной семинарии:
- http://kds.eparhia.ru - см. соотв. разделы
- Страницы сайта Русское Православие:
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?7_2183
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?7_1182
- Владимир Сорокин, прот., Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова) / СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 549, 561, 571, 589, 618, 629, 647, 653, 658.
[1] Страница сайта "Русское Православие", http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4752
[2] Владимир Сорокин, прот., "Исповедник", церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова), СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 534.
[3] Владимир Сорокин, прот., "Исповедник", церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова), СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 498.
[4] Кратиров Павел Федорович - "Выпускники Казанской духовной академии 1896 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., - http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html