Книга Иова, библейская книга Ветхого Завета.
Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42
Принадлежит к разряду учительных библейских книг, так как учит нас терпению в бедствиях, и занимает место в ряду ветхозаветных книг в русской Библии - между книгой Есфири и Псалтирью, в еврейской Библии - между книгами Притчей и Песнь Песней; в сирийской же - между книгами Второзакония и Иисуса Навина. Это одна из самых замечательных и в то же время трудных для экзегетики книг.
Авторство
О времени ее происхождения и авторе, равно как и о характере самой книги, существует много различных мнений. По мнению одних, это вовсе не история, а благочестивый вымысел, по другим — в книге историческая быль перемешана с мифическими украшениями, а по мнению третьих, принятому и церковью, это вполне исторический рассказ о действительном событии. Те же колебания заметны и во мнениях касательно автора книги и времени ее происхождения. По одним, автором ее был сам Иов, по другим — Соломон, по иным — неизвестное лицо, жившее не раньше плена вавилонского. Общее впечатление, выносимое из рассмотрения внутренних и внешних особенностей книги — в пользу ее древности, которую притом можно определить с достаточной вероятностью.
Стиль
Книга Иова, за исключением пролога и эпилога, написана высокопоэтическим языком и читается как поэма, которая не раз и переводилась в стихотворной форме (у нас перев. Ф. Глинки).
Время повествования
История Иова относится еще ко времени до Моисея или, по крайней мере, к более раннему, чем широкое распространение Пятикнижия Моисеева. Молчание в этом повествовании о законах Моисея, патриархальные черты в жизни, религии и нравах — все это указывает на то, что Иов жил еще в домоисеевскую эпоху библейской истории, вероятно, в конце ее, так как в его книге видны уже признаки высшего развития общественной жизни. Иов живет с значительным блеском, часто посещает город, где его встречают с почетом, как князя, судью и знатного воина. У него встречаются указания на суды, писанные обвинения и правильные формы судопроизводства. Люди его времени умели наблюдать за небесными явлениями и делать из них астрономические заключения. Есть указания и на рудокопни, большие постройки, развалины гробниц, а также на крупные политические перевороты, при которых повергались в рабство и бедственное состояние целые народы, наслаждавшиеся дотоле независимостью и благосостоянием. Можно вообще думать, что Иов жил во время пребывания евреев в Египте.
Содержание
Главный предмет содержания книги Иова составляют его страдания и болезни, вследствие сего являются различные вопросы о путях Промысла Божия относительно мира и человека: отчего здесь добродетельные часто бывают несчастны, а порочные благоденствуют? и как согласить неравное распределение земных благ между добрыми и злыми с действиями Промысла Божия в мире? Нравственные начала, страх Божий, вера и упование на Бога, чистота и непорочность жизни, любовь и справедливость к ближним, благодушное перенесение несчастий, благотворительность и милосердие к бедным и др., все это главнейшим образом составляет содержание бесед Иова с друзьями и представляет назидательные уроки всех означенных добродетелей в лицо самого страждущего Иова.
Какой например возвышенный пример смирения и всецелой преданности воле Божией слышится в словах его, когда он, щедро наделенный от Бога всеми дарами счастья и внезапно лишившись всего - и многочисленных стад и всех детей своих, воскликнул: "Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял, как угодно было Господу так и сделалось, да будет имя Господне благословенно!" (Иов 1:21); или например в его ответе жене, когда в болезни его она внушала ему хульные слова на Бога: "Ты говоришь как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" (Иов 2:10). Правда, под тяжестью своих лютых страданий и несправедливых обвинений своих друзей, он проклял даже день своего рождения, но и среди самого ропота в нем ярко просвечивает величие души его и надежда на будущее воскресение из мертвых: "Я знаю, восклицает он, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха, распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога" (Иов 19:25-26).
В Новом Завете (1 Кор 3:19) прямо указывается на книгу Иова, как на каноническую ветхозаветную книгу Свящ. Писания. Церковь глубоко поняла историю Иова; в страданиях его она видела страждущего Господа и издревле постановила читать книгу его в первые четыре дня страстной седмицы.
Толкования
Книга Иова имела многочисленных толкователей, от древнейших времен до новейших. Из древних ее толковали Ефрем Сирин, Григорий Великий, блаж. Августин Иппонийский и др. Первым из новейших комментаторов был голландец Скультенс (1737); за ним следовали Lee, Welte, Gerlach, Habn, Schlottman, Делич, Ренан и др. В русской литературе — капитальное исследование арх. Филарета, "Происхождение книги И." (1872 г.) и Н. Троицкого, "Книга И." (1880—87).
Библиография
Использованные материалы
- Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.