Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЗАКОН БОЖИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Урок Закона Божиего в церковноприходской школе при Троице-Сергиевой пустыни. Фото 1900-х гг
Урок Закона Божиего в церковноприходской школе при Троице-Сергиевой пустыни. Фото 1900-х гг
Закон Божий, церковная дисциплина в низших и средних учебных заведениях Российской империи и их наследниках, в рамках которой изучаются основы православного вероучения, богослужения, Священной истории и другие азы церковной науки.

В первоначальном широком смысле Законом Божием называют совокупность заповедей Божиих (см.) как духовно-нравственных правил жизни и деятельности; важнейшие заповеди изложены в Десятословии (см.)

Предпосылки

До XVIII века в России начальное образование входило в компетенцию Православной Церкви и строилось на чтении текстов Священного Писания и богослужебных книг. Под 1086 годом упоминался рассказ о том, что преподобная Анна (Янка) Всеволодовна устроила в своём монастыре в Киеве училище для девиц, "да от юности навыкнут разуметь закон Божий и трудолюбие" [1]. По свидетельству лютеранского проповедника Пауля Одеборна от 1581 года, в русских школах изучали апостольский Символ веры. В букварях Зизания и Бурцова, популярных в XVII веке, помимо азбуки излагались молитвы, Символ веры, православное вероучение, приводились цитаты из трудов отцов Церкви и другие церковные тексты. При этом, до XVIII века Закона Божия как особого предмета не было.

Первое учение отроком. Титульный лист, изд. 1759 г.
Первое учение отроком. Титульный лист, изд. 1759 г.

Становление предмета в XVIII веке

Царя Петра I не устраивали традиционные формы преподавания. Для просвещения народа, борьбы с различными расколами и ересями, он поставил цель создать систему катехизического обучения по специальным учебникам, ориентируясь на европейские, прежде всего протестантские школы. В 1720 году Псковский архиепископ Феофан (Прокопович) подготовил "Первое учение отроком", которое принято считать первым в России учебником Закона Божия. Сюда вошли азбука, молитвы и краткий катехизис, в котором в вопросах и ответах излагались главные христианские догматы, 10 заповедей и другие вопросы. Петр I остался доволен этой книгой и в 1723 году повелел ввести ее в школьное образование, а "для народа читать по церквам за богослужением вместо Ефрема Сирина и других чтений, положенных по уставу" [2]. В качестве дополнения к книге архиепископ Феофан написал богословский трактат "Христовы о блаженствах проповеди толкование", который вышел отдельным изданием в 1722 году. Идее катехизиса для народа было уделено внимание в новом руководящем церковном документе, "Духовном регламенте". Там предписывалось составить "три книжицы": с изложением главных христианских догматов и 10 заповедей; "о собственных всякого чина должностях"; сборник высказываний святых отцов о догматах, грехах, добродетелях и т. д. Книги следовало читать в храмах прихожанам в воскресные и праздничные дни. Император неоднократно напоминал Святейшему Синоду, что "учёных проповедников" слишком мало и что для просвещения народа необходимо издавать такие книги, однако до его смерти это указание не было исполнено. Петр I также повелел "знания ради" перевести на русский язык римо-католические, лютеранские и кальвинистские катехизисы, но и это не удалось сделать.

Несмотря на нехватку учебных пособий, при Петре I уже появились первые школы, где преподавался Закон Божий. В "Духовном регламенте" была приведена программа создания духовных училищ, готовящих будущих священников. Им, в частности, следовало два года изучать богословие ("главные догматы веры нашей и Закон Божий"), опираясь на Священное Писание и труды отцов Церкви. Татищев по приказу императора открыл при уральских горных заводах начальные школы для рабочих и их детей, где приходские священники обучали их чтению и Закону Божию. В 1721 году архиепископ Феофан открыл школу для бедных детей в своем доме на Карповке в Санкт-Петербурге, где также преподавался Закон Божий.

После Петра, преподавание Закона Божия проникало в развивавшуюся образовательную систему России постепенно. В навигацких, цифирных школах преподавание этого предмета первоначально не предусматривалось. В гимназии, созданной при Санкт-Петербургской академии наук в 1726 году, Закон Божий был введен в учебную программу только в 1774 году. В первом уставе Сухопутного шляхетского корпуса, открытого в 1731 году, преподавание основ Православия также предусмотрено не было; лишь во втором уставе от 1766 года в число предметов была включена Священная история. 20 апреля 1743 года императрица Елизавета Петровна выпустила указ, в котором дворянам и разночинцам было предписано обучать сыновей чтению и катехизису, чтобы "чрез то христианскую должность и догматы православной нашей веры узнать". Преподавание Закона Божия было распространено на многие учебные заведения, в т. ч. светские, лишь при императрице Екатерине II. Во введении к Уставу народных училищ от 5 августа 1786 года говорилось, что ученикам необходимо дать "чистое и разумное понятие о Творце и Его святом законе, основательные правила непоколебимой верности к государю и истинной любви к отечеству и своим согражданам"; религиозный аспект преподавания был тесно увязан с нравственным, изучение догматов сопровождалось нравоучительными выводами.

Проблемой оставалась нехватка учебников. Святейший Синод перепечатывал старые буквари времен Петра I; некоторые священники стали составлять свои пособия, но ни одно из них не было одобрено Синодом. В 1765 году вышло "Православное учение, или Сокращенная христианская богословия" иеромонаха Платона (Левшина), которое представляло собой программу обучения Закону Божию наследника престола великого князя (будущего императора) Павла Петровича, где большое внимание уделялось вопросам нравственного воспитания. Книга получила широкое признание и стала использоваться как в школах, так и для наставления народа, неоднократно переиздавалась в Европе, хотя автора критиковали за увлечение протестантскими идеями. Во второй половине XVIII века было напечатано много иных книг катехизического характера, включая "Краткое христианское нравоучение" Тверского епископа Гавриила (Петрова) в 1769 году, но в школах до начала XIX века пользовались преимущественно книгой Платона (Левшина).

Выпускной экзамен по Закону Божиему
Выпускной экзамен по Закону Божиему

В системе образования Российской империи XIX-XX вв.

При императоре Александре I произошло оформление системы учебных заведений России. В 1804 году была в основных чертах оформлена система светских учебных заведений России, включавших университеты, гимназии, уездные и приходские училища. Согласно Уставу учебных заведений, подведомственных университетам, в уездных училищах на первом году обучения преподавались Закон Божий и Священная история, а на втором - пространный катехизис и изъяснение Евангелий; в приходских училищах - "главные начала" Закона Божия, включая сокращенный катехизис и Священную историю. В открытом в 1810 году Царскосельском лицее первые три года преподавались "первоначальные основания" Закона Божия, а последующие три года - "продолжение наставлений" в Законе Божием, чтение Нового Завета и другое. В постановлении о лицее говорилось, что Закон Божий "есть самое высшее дополнение нравственности и, так сказать, краеугольный камень всех гражданских установлений" [3]. Хотя указ 1804 года, учреждая систему гимназического образования в Российской империи, не упоминал о Законе Божием, в 1811 году, согласно Высочайшему распоряжению, Закон Божий, как "заключающий главную и существенную часть образования", был введён как обязательный и основной предмет в средних учебных заведениях России всех ступеней [4]. Все студенты Главного педагогического института, основанного в 1816 году, также изучали Закон Божий. В результате реформ 1808-1814 годах по образцу светских была также создана система духовных школ: духовные академии, семинарии, училища и приходские школы. Закон Божий должен был преподаваться в уездных училищах и приходских школах. Таким образом Закон Божий был систематически внедрён во вновь учрежденную систему начального и среднего образования России.

Для XIX века "Православное учение..." Платона (Левшина) было слишком кратким и уже не отвечало стоящим перед школами задачам. В 1824 году протоиерей Иоаким Кочетов опубликовал учебник "Черты деятельного учения веры, или Краткое учение о христианской нравственности" в котором была сделана первая попытка написать методику преподавания Закона Божия, соответствующую возрасту ребенка. Однако требовалось создать большой универсальный учебник, который подходил бы для разных видов учебных заведений. Святейший Синод предложил написать такую книгу святителю Филарету (Дроздову), архиепископу Московскому. В 1823 году он представил "Начатки христианского учения" и "Пространный христианский катехизис". Синод одобрил и допустил к печати вторую работу, за которую владыка Филарет получил орден святого Александра Невского. Но когда катехизис был уже в печати, в 1824 году министром народного просвещения вместо князя А. Н. Голицына был назначен А. С. Шишков, который раскритиковал книгу за то, что в ней на русский язык были переведены Символ веры, молитва "Отче наш" и 10 заповедей. Издание было приостановлено. В 1827 году Синод вновь обратился к митрополиту Филарету с просьбой переработать катехизис и написать все тексты Священного Писания, молитв и прочего на церковнославянском языке. В результате "Пространный христианский катехизис" с небольшими изменениями был опубликован в 1829 году. Позднее обер-прокурор Синода Н. А. Протасов также высказал ряд замечаний, и автор был вынужден ещё раз переработать текст. С этими поправками катехизис митрополита Филарета оставался основой религиозного обучения в церковных и светских школах вплоть до конца Российской империи, выдержав десятки переизданий. В низших учебных заведениях использовался краткий вариант катехизиса, хотя он вызывал нарекания из-за сухости стиля и некоторой "неудобопонятности".

По Уставу гимназий и уездных и приходских училищ от 8 декабря 1828 года предписывал следующий курс Закона Божия, Священной и церковной истории в гимназии: в первом классе изучали Ветхий Завет, во втором - Новый Завет, в третьем - большой катехизис (до восьмого члена Символа веры), в четвёртом - катехизис, введение в литургику, в пятом - окончание катехизиса, литургику с текстами важнейших молитв литургии и из Цветной и Постной триодей, в шестом - историю Православной Церкви и Русской Церкви, в седьмом повторяли важнейшие темы. Занятия в первые четыре года обучения продолжались по четыре часа в неделю, затем по полтора часа. Кроме того, на уроках латыни и греческого языка изучались сочинения отцов Церкви (сщмч. Климента Римского, сщмч. Киприана Карфагенского, Тертуллиана, блж. Августина, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова). Указ Синода от 29 октября 1836 года устанавливал правила обучения в приходских школах, в которых предписывалось:

"Учащиеся должны изучить на память молитву Господню, Символ веры, десять заповедей, стих: "Богородице Дево, радуйся", к чему учащий присовокупит краткое и самопростейшее изъяснение оных из катихизиса, и главнейшие сказания из священной истории, передавая сие изъяснение и сии сказания в виде разговоров и рассказов, по временам и случаям возобновляемых…"; рекомендовалось также "приохочивать" детей к церковному пению.

19 июля 1864 года было принято Положение о начальных народных училищах, согласно которому все начальные школы независимо от ведомственной принадлежности имели единую учебную программу. В нее входили Закон Божий, чтение церковное и гражданское, письмо, арифметика, церковное пение. Закон Божий стал также обязательным предметом в новых типах учебных заведений: земских школах, епархиальных женских училищах, учительских семинариях и других. При Александре III объём преподавания Закона Божьего в гимназиях был увеличен за счет курса нравственного и догматического богословия, читавшегося в седьмом и в впервые созданном восьмом классах. Вплоть до 1917 года Закон Божий входил в программу церковных и светских начальных и средних учебных заведений в России как основной нравственно-мировоззренческий предмет. С ним было тесно связано церковное пение, которое представляло собой самостоятельную дисциплину.

С течением времени, по мере наработки опыта преподавания Закона Божьего, стало появляться всё больше новых перспектив и пособий по этому предмету. Бессменная основа для составления программы по Закону Божиему - катехизис митрополита Филарета - подвергалась критике с разных сторон. Например, прославленный просветитель Н. И. Ильминский выступал против самого принципа катехизиса, указывая, что митрополит Филарет "втиснул все христианское учение в рамки Символа веры, молитвы Господней и т. д."; в качестве альтернативы он предлагал напрямую изучать Священное Писание, богослужебные книги и творения отцов Церкви. Начиная с 1870-х годов вышло много новых учебников с расширенным изложением догматов, разрабатывалась и дидактика религиозного обучения. Протоиерей В. Я. Гречулевич (впоследствии Могилёвский епископ Виталий) издал "Христианские рассуждения и размышления" (СПб., 1868-1877, 3 т.) и "Беседы к простому народу" (СПб., 1870-1875, 42 вып.). Появились учебники протоиерея Иоанна Заркевича (впоследствии Новомиргородский епископ Николай) "Очерк учения христианской веры" (СПб., 1873), А. П. Лаврова "Записки по предмету Закона Божия" (Ярославль, 1873), протоиерея Г. В. Чельцова "Объяснение Символа веры, молитв и заповедей, с подготовительными к нему рассказами из священной истории, для руководства при первоначальном изучении Закона Божия" (СПб., 1873), протоиерея Г. И. Титова "Уроки «Пространному христианскому катехизису...»" (Тифлис, 1876-1879, 5 вып.), протоиерея П. А. Смирнова "Изложение христианской православной веры" (М., 1882), протоиерея А. М. Темномерова "Молитвы, священная история и богослужение православной Церкви: Пособие при изучении Закона Божия в начальной школе" (СПб., 1903) и другие. Педагог С. А. Рачинский в "Заметках о сельских школах" (СПб., 1883) рассматривал школу не только как образовательное, но и как воспитательное, религиозно-нравственное учреждение; его программа обучения включала музыку, живопись, паломнические поездки и прочее. Протоиерей Иоанн Восторгов составил подробный методический план уроков для средних учебных заведений "Опыт связного изложения сведений по Закону Божию" (М., 1911).

Преподавателями Закона Божия - законоучителями - являлись прежде всего священнослужители. Если в учебном заведении имелся домовый храм, преподаватель-священник мог совершать там богослужения. Законоучитель следил, чтобы ученики исповедовались и причащались. Наблюдение за преподаванием Закона Божия (в т. ч. в светских школах) возлагалось на местного архиерея, назначение законоучителей светских школ согласовывалось с ним. В 1811 году было принято постановление Министерства народного просвещения, в котором предписывалось приглашать в училища на ежегодные экзамены по Закону Божию местное духовенство, в т. ч. по возможности архиерея. В Уставе гимназий и училищ уездных и приходских 1828 года подчеркивалось, что преподавателем Закона Божия должен быть священник. Положение о начальных народных училищах 1864 года допускало к преподаванию не только священнослужителей, но и "особых учителей" из духовного сословия. С открытием земских школ началась дискуссия о том, кто должен преподавать в них Закон Божий. Синод настаивал на необходимости присутствия священников в земских школах, но был вынужден снять это требование. В 1884 году вышли Правила о церковно-приходских школах, в которых разъяснялось, что обучение проводят местные священники или другие члены причта, а также специально назначаемые и утверждаемые епархиальным архиереем учителя (в т. ч. женщины). Положение о церковных школах 1902 года допускало мирян к преподаванию Закона Божия, но только если они обучались в учительских школах или семинариях и прошли испытание у епархиального архиерея.

На протяжении всего периода существования Российской империи многие дети дворян и состоятельных лиц из других сословий получали домашнее образование, которое также предполагало обучение Закону Божию. Среди законоучителей, преподававших детям из императорской фамилии, были известные деятели Церкви. Великого князя Петра Феодоровича (впоследствии императора Петра III) и великую княгиню Екатерину Алексеевну (впоследствии императрица Екатерина II) обучал архимандрит Симон (Тодорский), великого князя Павла Петровича (впоследствии императора Павла I) - иеромонах Платон (Левшин), великого князя Александра Павловича (впоследствии императора Александра I) - протоиерей Андрей Самборский, великого князя Александра Николаевича (впоследствии императора Александра II) - протоиерей Герасим Павский, великий князь Александра Александровича (впоследствии императора Александра III) - протопресвитер Василий Бажанов, великого князя Николая Александровича (впоследствии императора страстотерпца Николая II) - протопресвитер Иоанн Янышев.

Законом Божиим в Российской империи называлось также преподавание основ римо-католического, армянского антихалкидонитского, лютеранского, мусульманского, иудейского и других вероучений, которое проводилось в специализированных учебных заведениях. В частных пансионах содержатель должен был "стараться обучать детей закону Божию, не иначе как по исповеданию той веры, к которой дети принадлежат" [5]. Хотя гимназии признавались христианскими учебными заведениями, ни к учителям, ни к ученикам не предъявлялось ограничений по поводу их вероисповедания, а Высочайшее повеление от 17 января 1829 года предписывало назначать законоучителя в зависимости от вероисповедания учеников. В отношении раскольников руководство гимназий в ряде случаев находило компромиссные решения: например, ввиду многочисленности старообрядческих семей в Гомеле, педагогический совет местной гимназии ходатайствовал перед попечителем учебного округа об освобождении детей-старообрядцев от вступительного экзамена по Закону Божиему и посещения этого предмета в гимназии с правом домашнего обучения по этому предмету, что и было разрешено [4].

К началу XX века преобладало формальное, поверхностное преподавание Закона Божия, учителя не учитывали распространенные в обществе нигилистические, материалистические, антирелигиозные идеи. Практиковалось заучивание текстов наизусть, не допускались дискуссии. Учителя не были свободны в методах преподавания, т. к. могли быть заподозрены в вольнодумстве. Чтобы нагляднее представлять ученикам разнородный материал предмета (Священную историю, церковную историю, катехизис, объяснение богослужения, молитвы), применялись три основных метода: поступательный (ученики полностью проходили отдельную часть предмета, например Священную историю, и переходили к другой), совместный (одновременно рассматривались общие сюжеты из разных частей предмета, например сотворение мира, 1-й член Символа веры, начало всенощного бдения и призывание в молитве Господней) и концентрический (все части предмета изучались в кратком изложении в течение года, а в следующем году уровень материала усложнялся); каждый имел свои недостатки. Становилась очевидной необходимость пересмотреть учебные программы и всю существовавшую воспитательную систему.

12-26 июля 1908 года в Киеве состоялся IV Всероссийский миссионерский съезд, где обсуждалось в т. ч. улучшение религиозного образования. Съезд обратился к Синоду с просьбой провести аналогичное собрание законоучителей, благодаря чему с 20 июля по 1 августа 1909 года в Санкт-Петербурге последовал Всероссийский съезд преподавателей Закона Божия светских средних учебных заведений. На съезде много внимания уделялось методике преподавания и содержанию предмета. Один из делегатов, Ф. Д. Самарин, утверждал, что "уроки Закона Божия не имеют сегодня религиозно-воспитательного значения" и объяснял это тем, что в обществе Православие считается устаревшим, враждебным всякому просвещению. Самарин предлагал сделать учебник Закона Божия более приближенным к современности, при этом основой преподавания должны были стать тексты Священного Писания и отцов Церкви [6]. Схожего мнения придерживался известный законоучитель Т. С. Тихомиров: "Новый Завет лучше всего передавать по Евангелию, конечно, с изменением слов чужих (порфира, виссон)…" [7]. В то же время другие участники съезда обращали внимание на то, что предлагаемый метод не давал возможности систематизировать знания, получить общее представление о церковной догматике. В итоге съезд констатировал, что программы и методики преподавания Закона Божия устарели и нуждались в реформировании. В 1912-1917 годах в Житомире издавался церковно-педагогический журнал "Законоучитель".

Закон Божий. Прот. Серафим Слободской, Джорданвилль, 1987, титульный лист.
Закон Божий. Прот. Серафим Слободской, Джорданвилль, 1987, титульный лист.

От революции до крушения СССР

После Февральской революции в 1917 году Временное правительство взяло курс на постепенное отделение Церкви от сферы образования. Государственный комитет по народному образованию подготовил законопроект о преподавании Закона Божия в учебных заведениях Министерства народного просвещения. Согласно проекту, в государственных школах Закон Божий переводился в разряд необязательных, хотя при желании родителей или учащихся обеспечивалась возможность его преподавания. Частным лицам и обществам предоставлялось право открывать учебные заведения без преподавания Закона Божия. Хотя законопроект не приобрел силу закона, он вызвал большую озабоченность в церковных кругах. В июле в Петрограде состоялся 2-й съезд законоучителей, на котором говорилось о необходимости проведения реформы предмета. На съезде был создан Всероссийский законоучительский союз, председателем совета был избран священномученик протоиерей Михаил Чельцов, возглавивший борьбу за сохранение Закона Божиего в школах. С ноября 1917 до 1918 года при союзе издавался ежемесячный журнал «Религия и школа», который редактировали протоиереи Михаил Чельцов и Виталий Лебедев. В 1917-1918 годах также собирались и епархиальные законоучительские съезды.

На Поместном Соборе 1917-1918 годов одним из первых был создан отдел о преподавании Закона Божия (законоучительский отдел). Его председатель Тамбовский архиепископ Кирилл (Смирнов) заявил на заседании Собора, что "по самому значению Закона Божия как в истории просвещения вообще, так и в истории русского просвещения в частности, и в деле формирования человеческой личности, этот вопрос требует деликатного отношения. За Законом Божиим необходимо сохранить господствующее положение в школе" [8]. 28 сентября 1917 года было принято определение Собора "О преподавании Закона Божия в школе" [9], в котором подчеркивалось, что во всех светских школах (государственных и частных), где есть православные учащиеся, Закон Божий должен быть обязательным предметом, а законоучитель должен пользоваться всеми правами государственной службы. В принятом Собором приходском уставе от 20 апреля 1918 года было постановлено, что преподавать Закон Божий в церковно-приходских школах должен священник, а если это невозможно - другое лицо по поручению приходского собрания. Собор неоднократно доводил свое мнение по этому вопросу до сведения Временного правительства. Члены законоучительского отдела устроили в здании Московской духовной семинарии образцовый законоучительский кабинет с библиотекой, картами, иллюстрациями, моделями храмов, выставкой ученических сочинений.

Советская власть изначально враждебно относилась к Закону Божию. В декрете СНК "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 23 января 1918 года говорилось, что "преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом". Это положение вызвало массу протестов, исходивших от учебных заведений, приходских собраний, родительских съездов и других организаций. Некоторое время преподавание Закона Божия ещё продолжалось во многих школах, в т. ч. светских. 10 августа 1918 года на Соборе ещё обсуждался проект основных положений школьного преподавания Закона Божия, подготовленный законоучительским отделом. В проекте говорилось о том, что вся школа должна быть проникнута христианской идеей, важная роль придавалась личной религиозности законоучителя. Акцент делался на чтении Священного Писания (в т. ч. регулярном чтении Евангелия), богослужебных книг, творений отцов Церкви и житий. Преподавание должно было быть тесно связано с церковной жизнью: уроки начинаются с молитвы, в классе должна быть икона, желательно открывать храмы при учебных заведениях, ученики должны посещать богослужение, периодически необходимо совершать особые службы только для детей с их участием, могут создаваться школьные братства. Этот проект был отклонён Собором и отправлен на доработку. Между тем в условиях господства атеистической идеологии преподавание Закона Божия в Советской России вскоре прекратилось.

Предмет продолжал преподаваться в тех частях бывшей империи, которые оказались под властью белых сил или иностранных интервентов: например, на Северном Сахалине, при японской оккупации, Закон Божий сохранился в школах до 1925 года. Также Закон Божий остался в программе школ в пределах вновь независимых государств. Наиболее важным из них была Польша, где Польская Православная Церковь, несмотря на запретительные меры со стороны польского правительства, сумела создать жизнеспособную систему религиозного образования православных, включая все слои населения. Закон Божий, преподававшийся православным учащимся в народной школе межвоенной Польши, объединял собой целый ряд религиозных, этико-нравственных и филологических предметов, включая начала церковнославянского языка, а также церковное пение. Митрополитом Варшавским и всея Польши Дионисием 23 июня 1926 года была утверждена программа изучения "Православной религии", включенная в общую "Программу обучения в общеобразовательных семиклассных школах", подчиненных Министерству религиозных исповеданий и народного просвещения. Религиозное образование в семье и детских дошкольных учреждениях, а далее в народных школах, гимназиях и училищах охватывало всё православное общество межвоенной Польши. Средние специальные духовные учебные заведения Православной Церкви в Польше и Варшавский университет с его Отделением православного богословия - стали высшим уровнем системы. Церковные власти чрезвычайно заботились об уровне преподавания в школах Закона Божия, результатом чего, в частности, стал выпуск специальной учебной литературы, насчитывавшей десятки названий. Эта литература превосходила то, что публиковалось в восточнославянском православном зарубежье, благодаря чему межвоенная Польша снабжала православными учебными книгами практически весь эмигрантский православный мир, а переиздания польских произведений 1920-1930-х годов оказались востребованы в России, в Белоруссии и на Украине 1990-х годов.

Одновременно, после 1917 года русские эмигранты вели активную просветительскую деятельность за границей. Закон Божий преподавался в зарубежных русских школах, в которых возникло множество программ, отличающихся методами и сроками обучения. Практиковалось и заочное обучение, при котором ученикам высылались тексты уроков с вопросами. В 1925 году в Праге состоялся 2-й Педагогический съезд представителей средней и низшей школы в эмиграции. На нём обсуждались основные проблемы религиозно-нравственного воспитания и образования. В докладе протоиерея Сергия Четверикова "О задачах и средствах религиозного воспитания и образования в Русской Православной Церкви" Закон Божий рассматривался как учебный и воспитательный предмет, который должен укреплять в детях религиозное чувство, воспитывать любовь к Церкви. Позже отец Сергий подготовил "Программу по Закону Божию (для внешкольного обучения)" (Париж, 1933). В 1950-х годах в Париже в издательстве "ИМКА-Пресс" вышел учебник "Закон Божий: ...книга о православной вере" в 5 книгах, выдержавший несколько переизданий. Ещё бо́льшую популярность приобрёл учебник протоиерея Серафима Слободского "Закон Божий: Руководство для семьи и школы", изданный в 1957 году в США. Учебник был рассчитан на короткий, но ёмкий по содержанию курс. Автор указывал в предисловии, что:

необходимо избегать рассказывать Закон Божий в форме наивной сказки... ибо ребёнок и поймет его, как сказку... У самих детей, растущих в современных условиях и развивающихся быстрее обычного, часто возникают самые серьезные и мучительные вопросы... Все эти обстоятельства выдвигают первостепенную задачу - дать в руки не только детям в церковной школе, но и самим родителям и воспитателям... школу Закона Божия. Для этого, как показывает практика, необходимо дать одну книгу, заключающую в себе все основы христианской веры и жизни [10].

В учебнике протоиерея Серафима приводились объяснения общих понятий (Бог, Священное Писание и Предание, Вселенские Соборы, молитва, таинства и др.), основные молитвы с комментариями, пересказ Ветхого Завета и Нового Завета с комментариями (беседами), подробные сведения о богослужении. Автор настаивал на точности в передаче текста Священного Писания, ввёл в книгу элементы апологетики. В итоге его труд был воспринят как образцовый не только в Русской Православной Церкви Заграницей, но - когда преподавание Закона Божия стала вновь возможно - и в Отечестве. Из более поздних пособий, созданных в эмиграции, можно выделить "Закон Божий для самых маленьких" (М., 1997) С. С. Куломзиной.

Урок Закона Божия в Воскресной школе при Никольском храме п. Дружба г. Мытищ. Фото 2016 г.
Урок Закона Божия в Воскресной школе при Никольском храме п. Дружба г. Мытищ. Фото 2016 г.

Возрождение преподавания в России

В России преподавание Закона Божия возобновилось в конце 1980-х годов. Право на получение религиозного образования было закреплено в законе РСФСР "О свободе вероисповеданий" 1990 года, Федеральном законе Российской Федерации "О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997 года и других. При этом негосударственный сектор образования, в т. ч. религиозного, не подвергся подробному правовому регулированию.

С начала 1990-х годов повсеместно стали учреждаться православные низшие и средние образовательные учреждения: гимназии, церковно-приходские и воскресные школы, в которых Закон Божий стал основным предметом. При поступлении в высшие православные учебные заведения (в т. ч. семинарии), нормой стал экзамен по Закону Божию. Так, на всех факультетах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета требовалось сдавать основы христианства в объёме учебника протоиерея Серафима Слободского; в Российском православном университете святого апостола Иоанна Богослова проводилось собеседование по Закону Божию. В новых условиях предмет не мог занять того места в системе образования, которое было у него до 1917 года. Закон Божий по своему содержанию стал вероучительной дисциплиной, ориентированной на воцерковление учеников, и не преподавался в светских школах, в отличие от нового культурологического предмета "Основы православной культуры" (или "духовно-нравственная культура").

В после-советской России появилось много новых разработок по преподаванию Закона Божия. В 1990 году вышла книга "Закон Божий: Начальные сведения для младшего возраста" с предисловием Л. Н. Гумилёва. Ряд пособий составил В. М. Зоберн, например "Закон Божий для детей старшего возраста и новоначальных" (М., 2008). Однако наиболее популярным и употребительным остался учебник протоиерея Серафима Слободского, выдержавший большое количество переизданий в России с конца 1980-х годов. В состав курса Закона Божия в разных учебных заведениях были включены основы православного вероучения, богослужения, Священная история, церковное пение, беседы о нравственных ценностях, основы апологетики. Система обучения в школах допускает большое разнообразие форм занятий, которые проходят в виде уроков, бесед, лекций. Проводятся дополнительные мероприятия: посещение храма, паломнические поездки.

В рамках ежегодных Рождественских образовательных чтений была организована постоянно действующая секция для обсуждения вопросов преподавания Закона Божия. С 1992 года действует круглый стол по религиозному образованию и диаконии при Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на котором, в частности, разрабатывается концепция преподавания Закона Божия, издаётся серия "Законоучитель" - сборник материалов в помощь преподавателю. В Екатеринбургской епархии с 1996 года местный Отдел церковно-приходских школ ежегодно созывал семинары для директоров, завучей и преподавателей с целью повышения их квалификации. С 2005 года в епархии вместо семинаров ежегодно проводятся съезды законоучителей, в которых принимали участие священники и миряне, преподаватели Закона Божия, основ православной культуры. В программу съездов входят доклады, мастер-классы, обучающие семинары, круглые столы, презентации новых учебных пособий и трудов в области православного образования и просвещения.

Литература

  • Знаменский П. В., Приходское духовенство в России со времени реформы Петра, Каз., 1873.
  • Знаменский П. В., Духовные школы в России до реформы 1808 г., Каз., 1881; СПб., 2001.
  • Соколов Д. П., прот., "О преподавании Закона Божия", Рук. к преподаванию общеобразовательных предметов, СПб., 1874, т. 2, с. 199-355.
  • Соколов Д. П., прот., Собр. пед. статей о преподавании Закона Божия, СПб., 1900.
  • Миропольский С. И., Очерк истории церковно-приходской школы, СПб., 1894-1895, 3 вып., М., 2006.
  • Виноградов И. С., свящ., Кр. курс методики Закона Божия, М., 1900.
  • Темномеров А. М., прот., Методика преподавания Закона Божия, Пг., 1915.
  • Сосунцов Е. Ф., свящ., Библиографический обзор учебников по Закону Божию, Каз., 1915.
  • Законоучитель: Сборник материалов в помощь преподавателю, М., 1993-1994, 3 вып.
  • Самарин Ф. Д., "О преподавании Закона Божия в средних учебных заведениях", Просветитель: Вестник духовного просвещения, 1995, № 2/3, с. 94-111.
  • Тихомиров Т. С., "Об общих методах преподавания Закона Божия", Просветитель: Вестник духовного просвещения, 1995, № 2/3, с. 80-94.
  • Пискунов А. И., ред., История педагогики, М., 1998, 2 т.
  • Казерова Н. В., "Всероссийский съезд законоучителей светских средне-учебных заведений 1909 г.", Вестн. ПСТГУ. Сер. 4: Педагогика, психология, 2007, № 1(4), с. 161-174.

Использованные материалы

  • Бычкова В. М., Запальский Г. М., "Закон Божий", Православная Энциклопедия, т. 19, с. 550-554, эл. версия от 6 ноября 2013:
  • Лабынцев Юрий, Щавинская Лариса, "Православное образование и православные учебные издания во II Речи Посполитой", портал Православие.Ru, 5 февраля 2004:



[1]  Татищев В. Н., История Российская, М., 2003, т. 2, с. 97.

[2]  ПСЗ, т. 7, № 4172.

[3]  Сб. постановлений по Министерству народного просвещения, СПб., 1875, т. 1, cтб. 632-657.

[4]  Авдеев Александр, "Закон Божий в дореволюционной гимназии", Русская народная линия, 27 ноября 2017, https://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/27/zakon_bozhij_v_dorevo...ii/

[5]  Сб. постановлений по Министерству народного просвещения, СПб., 1875, т. 1, стб. 295-368.

[6]  Самарин, 1995.

[7]  Тихомиров, 1995.

[8]  Собор, 1918. Деяния, кн. 2, вып. 1, с. 55.

[9]  Собор, 1918. Определения, вып. 2, с. 13.

[10]  Слободской С., прот., Закон Божий для семьи и школы, Джорданвилль, 1967, с. 5-6.

Редакция текста от: 14.07.2019 13:04:16

"ЗАКОН БОЖИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google