Литургика - наука о богослужении христианской Церкви.
Наименование свое эта наука получила от одной из церковных служб - литургии. Такое сближение понятий, неравных по объему, объясняется как из этимологии слова литургия (греч. "общественное дело"), так и из исторического словоупотребления, в котором тем же словом обозначается и вся совокупность богослужебных действий, обрядов и форм, то есть все богослужение и отдельные формы его.
В собственном и ближайшем смысле литургией называется церковная служба, на которой совершается Таинство Евхаристии. Но Евхаристия - это средоточие всего христианского богослужения, то есть Богослужение по преимуществу. Отсюда Литургика - это наука о богослужении вообще, как деле общественном, церковном и о формах его.
Задача православной литургики состоит в том, чтобы представить Богослужение Православной Церкви в том виде и смысле, как его совершает и понимает Православная Церковь.
Литургика по своему предмету принадлежит к области практического богословия, которое разрабатывает вообще всю практическую деятельность как Церкви, так и отдельных ее членов, причем в этой деятельности духовенство, по своему положению в церковной общине, принимает если не исключительное, то преимущественное участие.
Но эта деятельность может быть представлена и как собрание и приведение отдельных лиц в церковную общину, и как духовное водительство и споспешествование церковной жизни в общине, выявляемое в определенной и связной форме церковного богослужения или в более свободной форме церковного собеседования, как попечение о душе каждого члена прихода.
Эта практическая деятельность определяется и охраняется всей церковной организацией, где каждый член Церкви должен действовать на своем месте и содействовать успешному достижению цели христианской жизни - стяжания Духа Святого. Отсюда развивается целый ряд практических богословских наук, из которых первая имеет дело с религиозным воспитанием - пастырская педагогика, вторая - с богослужением - литургика, с ее сущностью и формами, третья - с сущностью и формами проповеди - гомилетика, четвертая - с частным руководством верующих ко спасению - пастырское богословие и, наконец, пятая - с устройством Церкви и церковной жизни - каноническое право.
Литургика находится в теснейшей связи с областью теоретического богословия, раскрывающего вероучение Православной Церкви, ибо христианское богослужение всецело основывается на вере и являет собой внешнюю сторону религии, наглядное изображение ее догматов, нравственных истин и священных воспоминаний. Таким образом, христианское вероучение и нравственность - это корень и содержание богослужения. Отсюда и литургика находится в ближайшем отношении к догматическому и нравственному богословию.
Литургика обычно разделяется на две части: общую и частную. Богослужение может рассматриваться с двух сторон: как учреждение церковное (институт) и как собственно церковная деятельность (практика). Когда богослужение рассматривается как учреждение, тогда литургика охватывает:
1) основные положения, согласно которым оно существует, а именно:
2) Общие литургические формы, в которых и чрез которые оно раскрывается, а именно:
Когда богослужение рассматривается как деятельность Православной Церкви, тогда литургика должна представить сам образ его совершения, согласно с признаваемым и указываемым ею самою различением в нем родов и видов.
Таким образом литургика делится на две части, которые по основному содержанию своему называются общей и частной. Главными источниками, из которых литургика берет свое содержание, служат:
Важнейшие вспомогательные науки для литургики суть: церковная археология и история. Первая имеет дело вообще с бытовой жизнью общества и Церкви, как выражением жизни духовной во всей ее совокупности и изображением ее по сохранившимся памятникам как письменным, так и, особенно, монументальным.
Для литургики имеет значение как общая, так и, особенно, древнееврейская и христианская церковная археология: первая - из-за тесной связи богослужебной жизни древнего Израиля с бытовой пользуется данными второй для определения как происхождения, так и значения многих богослужебных форм Православной Церкви. Что касается истории собственно церковной, то она обнимает все стороны церковной жизни христианской общины, в том числе и богослужебную, и с этой стороны оказывает важную помощь литургике.
Использованные материалы
- Статья из Богословско-литургического словаря: