Покаяние - таинство, в котором кающийся в своих грехах освобождается от них Богом. Покаяние воссоединяет с Церковью человека, отпавшего от неё вследствие совершения тяжких грехов, а также длительного неучастия в Евхаристии [1]. Покаяние совершается через исповедание своих грехов, как правило перед священником, отчего в обыденной речи часто называется также исповедью.
Божие установление и указания Писания
Таинство было прообразовано действиями святого Иоанна Крестителя, который приходившим к нему проповедовал крещение покаяния для прощения грехов и люди крестились, "исповедуя грехи свои" (Мк 1, 4-5). Затем Господь Иисус Христос обещал апостолам власть прощать и оставлять ("вязать" и "решить") грехи (Мф 18, 18), а по Своём Воскресении - действительно дал им эту власть (Ин 20, 22-23).
Священное Писание указывает и то, что требуется от кающегося: сокрушение о грехах ("печаль ради Бога", 2 Кор. 7, 10), твёрдое намерение исправить свою жизнь (ср. Иез 33, 19), вера во Христа и надежда на Его милосердие (Деян 10, 43).
Таинство покаяния
Канонически таинство покаяния не является условием для Евхаристии, но в последние столетия, когда миряне стали причащаться редко, в Русской Православной Церкви установился прядок по которому миряне приступают к причащению после исповеди (см. подробнее официальный документ Русской Церкви "Об участии верных в Евхаристии"). Поэтому, как правило, исповедь совершается перед Литургией.
Чинопоследование исповеди: начало обычное, 50 псалом, тропари покаянные "Поми́луй на́с, Го́споди, поми́луй на́с...", "Господи, помилуй" (40 раз), иерейские молитвы и обращение к кающемуся: "Се́ ча́до, Христо́с неви́димо стои́т, прие́мля испове́дание твое́..."; собственно исповедь. Кающийся исповедуется в грехах своих пред Богом с искренним раскаянием и решимостью впредь с помощью Божией воздерживаться от них. По окончании исповеди присутствующий при этом священник или архиерей, через которого кающийся получает прощение от Господа, возлагает край епитрахили на голову кающегося и читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест. Далее по уставу положены чтение "Досто́йно е́сть..." и отпуст [2].
Святые о покаянии
Использованные материалы
- Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и святых Отец, М.: Изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1992 (репринт 1893).
- Настольная книга священнослужителя, т. 4, М.: Изд. Московской Патриархии, 1984, с. 242-287 (гл. 3 "Таинство покаяния").
- Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский, Пространный Катехизис (раздел "О Покаянии", вопросответы 348-350):
[1] Согласно 80-му правилу VI Вселенского Собора, христианин, пропустивший подряд три воскресных богослужения в храме - то есть не причащавшийся, - отлучается от единения с Церковью Христовой.
[2] На практике при исповеди многих прихожан во время Литургии обычно опускаются.
[3] "Мысли о добре и зле", http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=245