Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГАВРИИЛ (ПЕТРОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Портрет архиепископа Гавриила Петрова работы Алексея Антропова (1774)
Портрет архиепископа Гавриила Петрова работы Алексея Антропова (1774)
Гавриил (Петров-Шапошников) (1730 - 1801), митрополит Новгородский и Олонецкий.

В миру Петров-Шапошников Петр Петрович, родился 18 мая 1730 года в Москве в семье синодального иподиакона, ставшего впоследствии священником московской Космо-Дамианской церкви.

В 1753 году окончил курс Славяно-греко-латинской академии с "отличным успехом". Как лучшему студенту, по тогдашнему обычаю, ему сразу стали советовать принять монашество, но он решительно отказался. За это он лишился должности учителя и поступил корректором в Московскую синодальную типографию.

В 1757 году Св. Синод опять приглашал его к пострижению для занятия в академии вакантной кафедры пиитики, но он и на этот раз отказался. Трудно объяснить это упорное с его стороны уклонение от монашества. Еще студентом Петр отличался искренним религиозным направлением, об одном только и мечтал, чтобы быть на церковной службе и постоянно находиться в храме Божием, хотя бы в самой низкой должности. Так, до поступления корректором, во время довольно продолжительного пребывания без должности в доме отца, он серьезно думал найти для себя где-нибудь просвирническое место, чтобы только иметь, как он сам выражался, маленький кусок хлеба и быть всегда при церкви. Настоятель Троицкой Лавры Гедеон (Криновский) заметил талантливого корректора и насильно привлек Петра на ученую службу, определив его учителем риторики в Лаврской семинарии с условием, что Петр примет монашество. Но он снова отказался, несмотря на синодальный указ об обязательном пострижении. Только сильное влияние на него архим. Гедеона и второй указ Синода склонили его к принятию монашества.

В 1759 году был пострижен в монашество архим. Гедеоном, вскоре рукоположен во иеромонаха и назначен ректором Троицкой семинарии и наместником Троице-Сергиевской Лавры.

Деятельный человек теперь имел возможность проявить свои разнообразные способности. Он принялся за работу с изумительным рвением, едва выбирая время принять один раз в день свой скудный обед, состоявший из одной кашицы с сухарями.

20 сентября 1761 года [1] назначен ректором Московской духовной академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря.

6 декабря 1763 года хиротонисан во епископа Тверского в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе.

За два года епископства он приобрел еще большую известность, так что в 1765 году был вызван в Санкт-Петербург для участия в комиссии о преобразовании духовных училищ.

В 1768 году избран депутатом Комиссии о составлении проекта Устава Нового Уложения.

С 27 сентября 1769 года - член Св. Синода.

С 22 сентября 1770 года - архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский и священноархимандрит Александро-Невской Лавры.

С 1 января 1775 года - архиепископ Новгородский и С.-Петербургский.

22 сентября 1783 года возведен в сан митрополита. В том же году избран членом академии наук.

С 16 октября 1799 года - митрополит Новгородский и Олонецкий.

19 декабря 1800 года уволен на покой и помещен в Новгородском архиерейском доме.

Скончался 26 января 1801 года. Погребен в Новгородском Софийском соборе, в Предтеченском приделе.

Оценки

Он был чист сердцем и целомудрен до наивности. Будучи истинным монахом, он прежде всего заботился о том, чтобы привести современное ему распущенное монашество к "жизни трезвенной, целомудренной, кроткой и благочестивой". Всюду искал учительных старцев, которые послужили бы спасению других. При себе имел особого специалиста, знавшего наперечет всех русских пустынников.

Глубоко чувствовал свою ответственность пред Богом за свою паству. Его стараниями духовенство было освобождено от телесных наказаний и выделено в особый привилегированный класс.

Строго относился к расколу и всеми силами содействовал учреждению единоверия. Он много заботился о миссионерском деле.

Сдержанный, молчаливый, серьезный, суровый к себе и требовательный к другим, осторожный, он был врагом всякой пышности и блеска, любя во всем простоту. Но дух времени восставал против этой простоты. И Гавриил, суровый аскет, питавшийся одной капустой с сухарями, в публике и при дворе являлся в богатой одежде, в знаках своего сана, усыпанных жемчугом и алмазами, давал дорогие обеды частым гостям и даже отступал иногда от строго хранимых им правил церкви, вкушал в пост рыбу.

Не увлекаясь окружавшим его духом времени, он до конца дней своих сохранил монашескую простоту обращения, был доступен для всех и под суровой наружностью таил доброе и любящее сердце, отзывчивое на всякую нужду. Отличался широкой благотворительностью.

Был строгим блюстителем уставов церковных. Деятельно заботился об охране церковной старины. В 1775 году приказал собрать по епархии все древние книги и рукописи до ХVII века.

Усердно трудился он и на литературном поприще. Содействовал изданию "Добротолюбия" в русском переводе и редактировал некоторые произведения и статьи.

Почти ежедневно он готовился к христианской кончине. В потомстве сохранилась память о прозорливости митрополита.

При переделке Новгородского Софийского собора в первой половине XIX века тело его было найдено нетленным.

Современники дают лестные отзывы о способностях и учености митр. Гавриила. "Муж высокого ума, строгого понятия, здравого рассуждения и великого просвещения, искусный в некоторых европейских языках и совершенный в своем природном, отличный в богословии, философии и красноречии", - так отзывается о нем Н.И. Новиков.

Труды

  • Толкования на соборные апостольские послания (кроме 1-го Петрова). М., 1794.
  • Лекции по догматическому богословию (в рукописи).
  • О служении и чинопоследованиях Православной Греко-Российской Церкви. СПб., 1792; М., 1795.
  • Последование и посещение болящих. Чин исповедания кающихся. М., 1766.
  • Последование в неделю Православия. М., 1761.
  • Краткое христианское нравоучение. П.-М., 1769.
  • Церковные поучения. 1763, 1770, 1773, 1775 гг.
  • Собрание поучений на все воскресные и праздничные дни. В 3-х частях. Пг., 1775; М., 1776.
  • Краткие поучения на каждый день года. М., 1781.
  • Слово при начатии открытия С.-Петербургской губернии. 1780.
  • Слово на открытие Выборгского наместничества. СПб., 1784.
  • Устав Валаамскому монастырю.

Литература

  • Дашков Н.А. Материалы ддя биографии Гавриила, митрополита Новгородского и С.-Петербургского. СПб., 1913.
  • Макарий, архим. Сказание о жизни и трудах преосв. Гавриила, митр. Новгородского и С.-Петербургского. СПб., 1857.
  • Его же. История Нижегородской иерархии. СПб., 1857. с. 178, 179, 189, 191.
  • Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники ХVIII века. СПб., 1905. с. 198-219.
  • Его же. На молитве. СПб., 1916. с. 471.
  • Его же. Русские праведники последних веков. СПб., 1917.
  • Его же. Минувшие судьбы Петербургского края: Митр. Гавриил (Петров). с. 104-111.
  • Рункевич С.Г. История Минской архиепископии [епархии ?] (1793-1832). СПб., 1893. с. 48, 168, 169, 177, 209, 210, 234, 235, 252, 272, 331, 379, 395, 398, 433, 434, 452.
  • Его же. Александро-Невская Лавра 1713-1913. СПб., 1913. с. 604-611, 826, 827.
  • Онатович С., свящ. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. VIII. с. 1-15.
  • Здравомыслов. Иерархии Новгородской епархии. с. 105-112.
  • Смирнов. История Православной христианской Церкви. с. 281.
  • Евгений (Болховитинов), митр. Словарь духовных писателей. т. I. с. 81-85.
  • Титлинов Б.В. Гавриил Петров, митр. Новгородский и С.-Петербургский: Его жизнь и деятельность. Пг., 1916. 1197 с., 1 порт.
  • Голубинский Е.Е. с. 320, 572.
  • Гатцук. Календарь на 1883 год. с. 130.
  • Булгаков. с. 1407, 1411, 1414.
  • Денисов. с. 403.
  • Строев. стб. 37, 159, 265, 444.
  • Толстой Ю. № 115.
  • Летопись Е.А. с. 763.
  • Геннади. Справочный словарь. т. 1, с. 190.
  • Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. СПб., 1907, т. 1, с. 679.
  • Обзор русской духовной литературы. ч. II. с. 143-145.
  • Русские портреты ХVIII и XIX столетия, изд. в. кн. Николая Михайловича. т. IV. № 72.
  • Старческие советы подвижников благочестия ХVIII-ХIХ вв. М., 1913. с. 10, 101, 197, 208, 212, 214, 215, 217, 221-223, 249.
  • Чтен. общ. ист. и древн. Рос. 1902. ч. I. отд. 2. с. 1-50.
  • Приб. к "ЦВ". 1901. № 3. с. 76-82; № 11. с. 384-393.
  • Самарские епархиальные ведомости. 1867. № 20. с. 484.
  • Р. Пр. Нкр. т. I. с. 178.
  • Юбилейный сборник. с. 587.
  • ЖПБ. т. I. с. 136-148.
  • Странник. 1862. № 2 (дневник келейника Феофана).
  • Православный собеседник. 1874. май. с. 26; июнь. с. 93.
  • -"- -"- 1875. ч. I. с. 106-110.
  • -"- -"- 1898. окт. с. 407.
  • -"- -"- 1912. окт. с. 575.
  • -"- -"- 1914. янв. с. 60.
  • Христианское чтение. 1873. февр. с. 340-344.
  • -"- -"- 1901. № 10 и 11 (статья Покровского).
  • -"- -"- 1914. нояб.
  • Православное обозрение. 1864. июнь. с. 111-112.
  • -"- -"- 1867. май. с. 39-40.
  • -"- -"- 1875. нояб. с. 430-434.
  • -"- -"- 1876. март. с. 473-506.
  • Известия Казанской епархии. 1903. № 13. с. 40, п/с.
  • Труды КДА. 1870. авг. с. 489.
  • -"- -"- 1881. авг. с. 379.
  • Русский паломник. 1912. № 42. с. 654.
  • ЖМП. 1945. № 1-2. с. 42.
  • -"- 1954. № 10. с. 58.
  • -"- 1958. № 9. с. 12.
  • -"- 1959. № 11. с. 36, 49.
  • Вестник Европы. 1873. т. 6. с. 235-237.
  • Исторический вестник. 1886. февр. с. 394.
  • -"- -"- 1888. янв. с. 239.
  • -"- -"- 1890. авг. с. 400-401, 403-405, 407-408.
  • -"- -"- 1893. май. с. 467.
  • -"- -"- 1894. июль. с. 141.
  • -"- -"- 1896. апр. с. 157-160, 163; нояб. с. 92; дек. с. 236, 928.
  • -"- -"- 1904. окт. с. 882-883, 890.
  • -"- -"- 1906. авг. с. 526.
  • Русская старина. 1872. янв. с. 80.
  • -"- -"- 1873, т. 7. апр. с. 497; т. 8. с. 47, 189.
  • -"- -"- 1874. март. с. 136, 515, 516; апр. с. 685; июль. с. 646.
  • -"- -"- 1875. янв. с. 157-158.
  • -"- -"- 1876. май. с. 13, 49.
  • -"- -"- 1877. янв. с. 12 и т. 19. с. 252.
  • -"- -"- 1878. май. с. 41-42.
  • -"- -"- 1879. авг. с. 607; окт. с. 181-182.
  • -"- -"- 1881. май. с. 84.
  • -"- -"- 1882. авг. с. 235 п/с.
  • -"- -"- 1904. сент. с. 632, 699, 700; окт. с. 107.
  • -"- -"- 1910. май. с. 405.
  • Русский архив. 1870. № 4 и 5. с. 755 п/с., 790.
  • -"- -"- 1871. № 12. с. 2066; № 7 и 8. с. 1110; № 6. с. 306.
  • -"- -"- 1875. кн. 1. № 3. с. 289-312, 308 п/с.; кн. 2. № 5. с. 10.
  • -"- -"- 1889. кн. 3. с. 203 ("Импер. Мария Федоровна"), с. 495 ("Рассказы из недавней истории"), с. 587 ("Расск. м. Фил., запис. А.В. Горским").
  • -"- -"- 1897. кн. 1. с. 468-469 ("Из дневника М.С. Ребелинского").
  • -"- -"- 1904. кн. 1. № 2. с. 206, 210, 214, 217-219; кн. 2. № 7. с. 394.
  • -"- -"- 1910. кн. 1. № 3. с. 428-431, 468-469.
  • Н.Д. с. 19, 21, 42.
  • БЭЛ. т. IV. с. 16-18; т. ХII. с. 158.
  • БЭС. т. I. с. 602-603; т. II. с. 1676, 2108, 2149, 2178.
  • БЭЮ. т. V. с. 784.
  • ЭС. т. VII-а. с. 764.
  • РБС. т. IV. с. 43-47.
  • Душеполезные собеседования. 1905. с. 315.
  • Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков… Загорск, 1961. Ч. 1.

Использованные материалы



[1]  См.: Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. - СПб., 1877, стб. 159. По другим сведениям, в 1760 году или 8 августа 1761 года.

Редакция текста от: 17.12.2014 08:59:49

"ГАВРИИЛ (ПЕТРОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google