Митр. Варшавский и всей Польши Дионисий (Валединский). Фото 1928 г. |
В миру Валединский Константин Николаевич, родился 4 мая 1876 годе в городе Муроме Владимирской губернии в семье Николая Ивановича Валединского, священника церкви святых Космы и Дамиана, и Елизаветы Васильевны Спекторской.
В 1890 году окончил Муромское духовное училище по I разряду [1]. В возрасте 12 лет остался без отца.
Поступил во Владимирскую духовную семинарию, но обстоятельства заставили его перевестись в Уфимскую духовную семинарию, которую он закончил первым учеником в 1896 году [2]. Во время учебы в Уфе решил принять монашеский постриг и стать миссионером.
Далее учился в Казанской духовной академии.
На втором курсе, в 1897 году, принял постриг с именем Дионисий и рукоположение во иеродиакона.
В 1899 году был рукоположен в сан иеромонаха. Однако слабое здоровье не позволило ему стать миссионером.
В 1900 году закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и с правом получения степени магистра без нового устного испытания, но с удостоением этой последней степени по напечатании сочинений и защищении его в коллоквиуме [3] и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре калмыцкого языка и преподавателем академии.
В 1901 году стал магистром богословия, защитив диссертацию на тему: «Идеалы православно-русского инородческого миссионерства» и в том же году был назначен преподавателем библейской и церковной истории в Таврическую духовную семинарию в Крым.
В 1901-1902 гг. преподавал историю Церкви в Таврической духовной семинарии в Симферополе.
В мае 1902 года стал инспектором Холмской духовной семинарии, а 11 декабря того же года - её ректором.
22 декабря 1902 года был возведен в сан архимандрита.
В 1911 году переведен настоятелем церкви в Риме при Российском посольстве в Италии.
Дионисий (Валединский), еп. Кременецкий. Фотография. 1913 г. (РГИА) |
Архиерей в период распада империи
28 февраля 1913 года определено быть епископом Кременецким, третьим викарием Волынской епархии.
21 апреля 1913 года была совершена хиротония патриархом Антиохийским Григорием IV с прочими архиереями в Великой церкви Почаевской Лавры.
Во время первой мировой войны находился в Киеве.
В 1917 году был участником Всероссийского Поместного Собора по избранию от монашествующих Волынской епархии. В связи с изменением государственных границ оказался во вновь независимой Польше.
В начале 1918 года был назначен временно управляющим Холмской епархией, но пока указ дошёл до Кременца, ситуация изменилась, и он получил новый указ от патриарха Тихона определяющий его с 3 апреля временно управляющим новообразованной Полесской епархии с кафедрой в Пинске.
В 1918 году участвовал во Всеукраинском православном Соборе как управляющий Полесской епархией. Был на нём председателем богослужебной секции. После государственного переворота, когда большинство соборян разъехались, остался во главе Соборной Конторы. Директория привлекала его к переустройству Украинской Церкви на автокефальных началах, но епископ Дионисий и прочие архиереи Соборной Конторы не пошли на это. За несколько дней до занятия Киева большевиками в конце января 1919 года отбыл в Кременец со всеми подлинными актами Всеукраинского церковного Собора [4].
В 1919 году вернулся в Кременец, где начал работу по восстановлению церковной жизни в Дубенском, Луцком, Кременецком и Ровенском уездах.
В 1920 году Волынь попала в зону военных действий Красной армии и польских войск и осенью того же года окончательно отошла к Польше. После краткого перерыва, когда владыка вероятно был на Полесской кафедре [5], в том же году был вновь назначен епископом Кременецким.
1 июля 1921 года польское правительство признало канонические права Дионисия в Волынской епархии.
Ведущий деятель Польской автокефалии
Вместе с митрополитом Георгием (Ярошевским) стал деятельным стронником автокефалии Православной Церкви в Польше, которую стали навязывать Церкви светские власти новой Польши.
4 сентября 1922 года возведён в сан архиепископа. В том же году упомянут как Волынский и Кременецкий, член Священного Синода Православной митрополии в Польше.
Вступил во временное управление Варшавской епархией 8 февраля 1923 года, в день убийства митрополита Георгия. С поддержкой светских властей, требовавших введения автокефалии, 27 февраля 1923 года Собором православных епископов Польши был избран митрополитом Варшавским и Холмским, первоиерархом Православной Церкви в Польше, а 13 марта того же года в нарушение канонов утвержден в этой должности Константинопольским патриархом Мелетием IV с титулом "Варшавский и Волынский и всей Православной Церкви в Польше и священноархимандрит Почаевской Успенской Лавры". 23 апреля 1923 года в Кременце, на Волыни, состоялась его интронизация.
23 мая 1924 года патриарх Тихон направил письмо митрополиту Дионисию с резким осуждением самочинного перехода Польской Церкви под Константинопольский омофор. В августе 1924 года Польский Синод обратился к патриарху Тихону с просьбой о даровании автокефалии Польской Церкви, на что ответа не последовало. Тогда митрополит Дионисий послал письмо с такой же просьбой к Константинопольскому патриарху Григорию VII, который 13 ноября 1924 года подписал томос о даровании Польской Церкви автокефалии. 17 сентября 1925 года томос был зачитан представителями Константинопольского Патриархата в храме святой Марии Магдалины в Варшаве, с того времени митрополит Дионисий формально воспринял власть предстоятеля.
1 января 1925 г. стал профессором пастырского богословия и христианской археологии Варшавского университета, где в 1926-1939 гг. возглавлял Православное богословское отделение.
До 1934 года продолжал управлять также Волынской епархией. Благословил издание на украинском языке «Служебника» в переводе И. И. Огиенко и допускал в кафедральном храме в Кременце богослужение с украинским произношением и проповеди на украинском языке.
В 1927 году Дионисий получил от Константинопольского Патриарха Василия III титул «блаженнейший». В этот период с целью установления более тесного духовного общения и братских отношений с Поместными Церквами, а также упрочения положения молодой Польской Церкви в православном мире он совершил ряд заграничных поездок. Митрополит принимал активное участие в международном христианском движении. Так, в 1927 году он был Константинополе, в августе того года - на Международной конференции Комиссии "Вера и Церковное устройство" в Лозанне.
В межвоенный период основной задачей, стоявшей перед Дионисием, было выстраивание отношений с польским правительством и местными властями, которые требовали от православных лояльности и польского патриотизма, а сами зачастую враждебно относились к непольскому и некатолическому населению. Неменьшую трудность представляло окормление многонациональной паствы (белорусы, украинцы, русские, карпаторосы) в условиях становления польского национального государства. Юридическая ситуация в Польской Церкви была неопределенной, что усложняло защиту храмов и церковного имущества от ревиндикации или просто явного насилия со стороны католиков. К тому же польская католическая иерархия прилагала особенные усилия к реанимации унии.
Во Второй мировой войне
1 сентября 1939, в день вторжения немецких войск в Польшу выпустил первосвятительское послание, в котором призвал "снова стать на защиту нашего величайшего сокровища, наивысшего блага, - на защиту нашего Отечества" [6].
2 октября немецкие войска вступили в Варшаву, образовав в западной половине Польши одноименное генерал-губернаторство и среди церковного народа возникло движение за присоединение к Берлинской епархии Русской Зарубежной Церкви, тогда как восточная половина Польши отошла к СССР и стала входить в юрисдикцию Московского Патриархата. За обращение к народу оккупационные власти отстранили Дионисия от управления Церковью и поместили под домашний арест в Отвоцке (под Варшавой).
10 ноября архиепископ Берлинский Серафим (Ляде) прибыл в Варшаву и был встречен населением города, но митрополит Дионисий не пожелал отказаться от автокефалии и от своих прав на управление Варшавской епархией. Наоборот, он предложил архиепископу Серафиму присоединить свою Германскую епархию к Польской Церкви, на что тот не пошёл и отбыл обратно в Берлин. Тогда церковно-общественные круги Польши нажали на митрополита Дионисия и принудили его отказаться от автокефалии и от управления Церковью. 23 декабря [7] он отправил письмо архиепископу Серафиму, в котором писал:
Отправив это письмо, митрополит Дионисий покинул Варшаву и выехал на свою дачу в Отвоцк. Получив от митрополита Дионисия указанное письмо, архиепископ Серафим вторично прибыл в Варшаву и вступил в управление Варшавской епархией. Однако, официальной отмены автокефалии не последовало, митрополит Дионисий по-прежнему почитался главой Церкви, а имя его возносилось за всеми богослужениями [9].
Митрополит Серафим показал себя традиционалистом и русофилом, тогда как немецкие власти желали сделать из Польской Церкви подспорье для создания антирусской Украинской Церкви для раздробления СССР, поэтому вскорости митрополит Дионисий был снова привелечён к управлению. 23 сентября 1940 года в Кракове польский Генерал-Губернатор д-р Франк принял митрополита Дионисия в торжественной аудиенции и заявил что тот возвращается к управлению Православной Церковью на территории генерал-губернаторства. Митрополит Дионисий, принимая это утверждение, с своей стороны заявил, что он установит каноническую иерархию, возведет в епископский сан ведущего украинского националиста профессора И. Огиенко, и окажет верность и послушание генерал-губернатору. 24 сентября митрополит Дионисий прибыл в Варшаву и принял от архиепископа Серафима управление Варшавско-Холмской епархией. Очень быстро во многих сторонах жизни Польской Церкви выявился новый подчёркнуто украинский характер, и сам митрополит Дионисий стал порой служить по-украински [9].
В связи со вторжением немцев в СССР по приказу митрополита в польской синодальной типографии были отпечатаны бланки с титулом "Смиренный Дионисий, патриарх Московский и всея Руси", которые до осени 1941 года хранились запечатанными, но позднее были уничтожены [10]. 30 сентября Собор епископов под председательством митрополита Дионисия произвел новое административное деление Церкви: были созданы 3 епархии (Варшавско-Радомская, Холмско-Подляшская и Краковско-Лемковская (с 1941 года в связи с включением в состав генерал-губернаторства Галиции Краковско-Лемковско-Львовская)).
В конце сентября "Всеукраинская Православная Церковная Рада" пригласила его стать во главе восстанавливаемой "Украинской автокефальной Церкви" и он был готов принять приглашение. Однако, немецкие власти запретили ему въезд на территорию оккупированной Украины [11]. 24 декабря 1941 года, "внимая просьбам украинских политических и церковно-общественных деятелей", митрополит Дионисий назначил архиепископа Поликарпа (Сикорского) "временным администратором Православной Автокефальной Церкви на освобожденных землях Украины." В ходе борьбы раскольников-"автокефалистов" с канонической Церковью в пределах оккупированной Украины они порой ссылались на авторитет митрополита Дионисия, который в свою очередь успешно ходатайствовал о них перед министерством иностранных дел Германии. После эвакуации "автокефалистских" архиереев перед наступающими советскими войсками в Варшаву, в Вербное воскресенье 1944 года они поднесли митрополиту Дионисию титул "патриарха всея Украины". Принимая грамоту и новый титул, митрополит Дионисий произнес на украинском языке благодарственную речь и с тех пор имя митрополита Дионисия как "патриарха всея Украины" иногда возносилось за службами в украинских автокефальных храмах.
С наступлением советских войск в июле 1944 г. немецкие власти приказали Дионисию эвакуироваться вместе с архиепископами Иларионом и Палладием в Словакию, Варшаву они покинули в последних числах июля [9]. Затем иерархи пребывали некоторое время в Закопане.
До января 1945 г. Дионисий управлял Церковью из Кракова. В связи с зимним наступлением Советской Армии епископы эвакуировались в Санкт-Пёльтен (Австрия).
Митр. Дионисий (Валединский) |
Примирение с Московской Патриархией и последние годы
Вернулся в Польшу 25 апреля 1945 года. В обращении от 5 июня 1945 года митрополит Дионисий призвал духовенство к молитве за «демократическую Польшу, ее власти и воинство». 13 июня в письме, адресованном Б. Беруту, председателю Крайовой Рады Народовой, он доложил о своей деятельности в период войны и оккупации.
Митрополит занял двусмысленную позицию в начавшихся во время его отсутствия переговорах о воссоединении с Московским Патриархатом. Установил связь с патриархом Московским и всея Руси Алексием, обменивался с ним телеграммами. Хотя патриарх напомнил митрополиту о неканоничности Польской автокефалии [12], вскоре после Пасхи 1946 года владыка Дионисий предложил устроить личную встречу для "получения... благоволительного отношения великой Русской Церкви-Матери к своей дщери, а ныне младшей и юной своей сестре-Церкви Польской" [13]. Стремясь установить добрососедские отношения с московским священноначалием, он не был готов отказаться от автокефалии или от управления Церковью.
С 15 июля 1946 по 6 апреля 1948 года был временным управляющим епархией Возвращенных земель.
В сентябре 1946 года Варшавская духовная консистория в своем циркуляре за № 1708 указывала духовенству возносить за богослужениями моления за "Господина нашего Блаженнейшего Дионисия, митрополита Варшавского и всея Польши" [9]. Однако, митрополит фактически был отстранён от дел центрального церовного управления архиепископом Белостокским Тимофеем.
24 июля 1947 года возглавил Православный Митрополичий комитет помощи переселенцам на возвращенных землях, задачей которого была организация материальной помощи переселенцам и осуществление их духовного окормления.
Несмотря на попытки митрополита Дионисия урегулировать канонические отношения с Московским Патриархатом, польские коммунистические власти, при согласии советских, последовательно стремились к смещению его с занимаемой должности. Вначале Департамент по делам вероисповеданий Министерства общественной администрации только рекомендовал Церкви отправить митрополита на покой «ввиду слабого здоровья и преклонного возраста». 27 марта 1947 года Дионисий был вызван в министерство, где от него потребовали «добровольно» оставить митрополичью кафедру. Митрополит отказался. В связи с этим после консультаций с властями СССР польское правительство приняло решение отправить митрополита под домашний арест, собрало обширный компрометирующий материал о деятельности митрополита во время войны, и решением от 6 апреля 1948 года [14] Совет министров Польши отстранил его от руководства Церковью. Власти создали временную Правящую коллегию по делам управления Польской Автокефальной Православной Церкви под председательством Белостокского архиепископа Тимофея.
К лету 1948 года делегаты Польской Церкви в Москве, просясь в каноническое общение с Московским Патриархатом, заявили что "Польская Церковь не может продолжать с ним (т.е. Дионисием) молитвенного и литургического общения и не будет впредь возносить его имя за богослужением как имя своего Предстоятеля" [15]. 22 июня 1948 года в Москве был подписан Акт о предоставлении автокефалии Польской Православной Церкви.
22 августа 1948 года [16] обратился с покаянным письмом к патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой о том, чтобы его вновь приняли в каноническое общение с Русской Матерью-Церковью. В этом письме он объявлял что сознаёт "временность и каноническую неполноту автокефалии, дарованной Святейшим Константинопольским Патриархом в 1924 г." и просил "не лишать меня в дальнейшем литургического и канонического общения с Великой Матерью - Церковью Российской, которая меня воспитала и вознесла на высоту Епископства; ни с ее вернейшей Дщерью — Церковью Польской, с которой связывает меня двадцатипятилетняя страда святительского служения и труда" [6]. Патриарх и Священный Синод 9 ноября того же года удовлетворили его просьбу и приняли его в сане митрополита в молитвенное общение, но лишили его титула "блаженнейший".
Вернуться на кафедру предстоятеля Дионисий не смог. Он не примирился с создавшейся ситуацией и 6 декабря 1948 года пришёл в советское посольство в Польше, где безуспешно просил позволения поехать в Москву для личных объяснений [17]. 22 декабря того же года в письме министру Общественной администрации Польши Дионисий подчеркивал, что непризнание его Главой Польской Автокефальной Православной Церкви и создание временной Правящей коллегии являются с юридической т. зр. неканоническими действиями, осложняющими положение православной Церкви в Польше. Несмотря на ходатайства Константинопольского патриарха Афинагора I и польского эмиграционного правительства в Лондоне, а также благосклонное внимание американских дипломатических сотрудников, старания Дионисия были безуспешны. Деятельность православной Церкви в Польше была поставлена под жесткий контроль государства, Дионисий не мог надеяться на поддержку Московского Патриархата, плохо ладил с временно управляющим Польской Церковью архиепископом Тимофеем.
В ноябре 1950 года живущий на покое в одном доме с архиепископом Тимофеем митрополит Дионисий пригласил к себе приехавшего в Варшаву митрополита Николая (Ярушевича) [18].
В мае 1951 года, по случаю предстоящего прибытия новоизбранного Варшавского митрополита из СССР, митрополиту Дионисию было предписано оставить Варшаву и переселиться в город Сосновец близ Катовице. В изгнании митрополита сопровождали его секретарь священник Афанасий Семенюк и монахиня Евдоксия (Полянская). Несмотря на многочисленные ходатайства, обращенные к государственным и церковным властям, Дионисий пребывал в Сосновце до мая 1958 года.
Последние годы провел в Варшаве, в приходском доме при храме Иоанна Лествичника на Воле. Пребывая на покое поддерживал регулярную письменную связь с патриархом Московским и всея Руси Алексием.
Скончался 15 марта 1960 года в Варшаве [19]. Похоронен на православном кладбище близ Вольской Иоанновской церкви Варшавы.
Прекрасный проповедник и добрый человек [20], плодовитый писатель.
Сочинения
- Уфимский Успенский монастырь : с видом монастыря. Казань, 1898, 32 с.:
- Идеалы православно-русского инородческого миссионерства, Казань, 1901 (отзывы: епископа Антония и доцента И. Ястребова на этот труд см. Прав. Собес., 1902, ноябрь, 1-9, приложен. 13).
- "Речь перед защитой магистерской диссертации: 'Идеалы православно-русского инородческого миссионерства́," Прав. Собес., 1902, июль-август, 47-65.
- Святыня Барграда, Холм, 1912.
- Спутник русского православного богомольца в Риме. Описание римских священных мест и находящихся в них вселенских святынь, Холм, 1912.
- "Речь при наречении его во епископа Кременецкого 20 апреля 1913 года," Церк. Вед., приб. 1913 г. № 18-19, 794-796.
- Пастырское изучение людей и жизни по святоотеческим творениям, Варшава: Варшавская синодальная типография, 1926.
- Пасторология св. Иоанна Лествичника, Варшава: Варшавская синодальная типография, 1927.
- Христианская археология, ее характер и ее научный метод, Варшава: Варшавская синодальная типография, 1928.
- Новейшие раскопки и открытия в римских катакомбах Св. Каллиста на Аппиевой дороге, Варшава: Варшавская синодальная типография, 1928 (польск. перевод: Najnowsze wykopaliska i odkrycia w katakumbach rzymskich: Sanctuarium meczennikow greckich w kalakumbach Sw. Kaliksta na Via Appia, Warszawa: Варшавская синодальная типография, 1928).
- Najnowsze wykopaliska i odkrycia w katakumbach rzymskich: Nowe malowidlo zalobnej wieczerzy milosci, czyli agapy w katakumbach Sww. Piotra i Marcellina przy Via Labicana, Warszawa: Варшавская синодальная типография, 1929.
- Pomnikowe dzielo naukowe, Warszawa: Варшавская синодальная типография, 1932.
- Христианство и искусство, Варшава: Варшавская синодальная типография, 1935.
- "Археология евхаристичного культу," Наша Культура, Варшава, 1935, № 1-3, 5, 9; 1936, № 2.
- Евхаристичний культ на Украiнi, Варшава: Варшавская синодальная типография, 1936.
- Божественное Откровение, как источник истинного Богопознания, Варшава: Варшавская синодальная типография, 1938. (польск. перевод: Objawienie jako zrodlo prawdziwego poznania Boga, Warszawa: Варшавская синодальная типография, 1937).
Литература
- Церк. Вед., 1902, № 15-16, 94; № 51-52, 394; 1913, № 11, 119; 1915, № 25, 318.
- Приб. к “ЦВ”, 1913, № 10, 449-450.
- Русск. Паломн., 1915, № 21, 336.
- Изв. Каз. Еп., 1903, № 3, 24.
- Прав. Собес., 1901, декабрь, 18 (отчет), 1911, март, 429.
- ЖМП, 1950, № 8, 42-46; 1951, № 6, 25; 1952, № 2, 5; 1953, № 4, 35-36; 1954, № 4, 72; 1957, № 9, 67-69; 1960, № 5, 47-49, Некролог.
- Русск. Прав. Церк. и Вел. Отеч. война, Сб. церк. докум. за 1941 г., 15-17.
- Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г., 112-113.
- Журнал Засед. Св. Синода № 23 от 16 ноября 1948 г.
- Прот. зас. сов. Каз. Д.А. за 1900 г., 65, 70, 117, 125.
- Елевферий, митр., Неделя в Патриархии, Париж, 1933, 13.
- Алексий (Громадский), архиеп., К истории Православной Церкви в Польше за десятилетие пребывания во главе ее Блаженнейшего Митрополита Дионисия, 1923-1933, Варшава, 1937, 35.
- Елевферий, митр., Соборность Церкви. Божие и Кесарево, Париж, 1938, 40, 43, 44, 46, 50, 51, 88.
- ФПС I, № 49, 3; III, 3.
- Cerk. Vestnik (Wazszawa), 1960, 3-4, 13.
- Lencevskij, N., "Svetloj pamjati pocivsego Svjatitelja," Cerk. Vestnik, 1960, 3-4, 14-20.
- Semenjuk, A., "Poslednie stranicki iz zizni Blazennejsego Mitropolita Dionisija," Cerk. Vestnik, 1960, 3-4, 20-25.
- IKZ, 50(1960)164.
- Fireside, H., Icon and Swastika, Cambridge 1971, 77f, 141f., 186, 149-152, 156, 158, 160.
- Gunther, W., Zur Geschichte der Russisch-orthodoxen Kirche in Deutschland in den Jahren 1920 bis 1950, Sigmaringen, 1982, 53.
- Heyer, F., Die orthodoxe Kirche, 130-164, 172-187, 223-240.
- Митрофан (Зноско-Боровский), еп., Хроника одной жизни, М.: Свято-Владимирское братство, 2006, 548-585.
- Шкаровский, М. В., Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР), М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002, 512-513.
- Цыпин, Владислав, прот., История Русской Церкви: 1917-1997, М.: Валаамский монастырь, 1997, 735.
- Николаев, К. Н., Восточный обряд, Париж: YMCA-Press, 1950, 288.
- Лабынцев, Ю. А., Щавинская, Л. Л., Белорусско-украинско-русская православная книжность межвоенной Польши: Исследования и публикации, М.: Индрик, 1999, 34, 46.
- Щавинская, Л. Л., "Книги и брошюры крупнейшего православного издательского центра межвоенной Польши - Варшавской синодальной типографии," Славяноведение, 1988, № 1, 77, 82.
- Власовський, I., Нарис iсторii Украiнськоi Православноi Церкви: В 4 тт., Нью-Йорк: Украiнська Православна Церква в США; Бавнд Брук, 1966.
- Mironowicz, A., Kosciol pravoslawny na ziemiach polskich w XIX i XX wieku, Bialystok, 2005, 371-378.
- Серапинас, Виталий, свящ., Православная Церковь в Литве в межвоенный период (1918-1939 гг.).
- Свитич, А. К., Православная Церковь в Польше и ее автокефалия.
- Берташ, А. В., Православная Варшава в 1920 – 1930-е гг.
Использованные материалы
- Биография на сайте "Русское Православие"
- Статья биобиблиографического справочника Религиозная деятельность русского зарубежья:
- Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1939-1949:
- Никольский, Петр, свящ., Дудра, А., свящ., "Дионисий (Валединский)" // Православная энциклопедия, т. 15
- Лабынцев, Ю. А., Щавинская, Л. Л., "Варшавско-Бельская епархия" // Православная энциклопедия, т. 7, 13-15
- Петрушко, В. И., "Варшавская епархия" // Православная энциклопедия, т. 7, 8-13
- Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 1, 274, 411, 665, 832; т. 2, 601.
- Феодосий (Процюк), митр. Омский, Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917 - 1943), М.: Изд-во Крутицкого подворья, Об-во любителей церковной истори, 2004, 147-148, 411.
- Шкаровский, М. В., Нацистская Германия и Православная Церковь, М., 2002, 148.
[1] Второй в списке - награждён книгой - "Выпускники Муромского духовного училища 1890 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/muromdu.html
[2] "Выпускники Уфимской духовной семинарии 1896 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/ufasem.html
[3] "Выпускники Казанской духовной академии 1900 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html
[4] Алексий (Громадский), архиеп., К истории Православной Церкви в Польше за десятилетие пребывания во главе ее Блаженнейшего Митрополита Дионисия, 1923-1933, Варшава, 1937, 35, цит. по Феодосий (Процюк), митр. Омский, Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917 - 1943), М.: Изд-во Крутицкого подворья, Об-во любителей церковной истори, 2004, 147-148.
[5] "Полесская епархия", сайт Русское Православие, http://ortho-rus.tk/articles/eparhii-2405.html
[6] Послание полностью цитируется по Свитич, А. К., Православная Церковь в Польше и ее автокефалия в Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1939-1949, http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1939-1949/
[7] По статье "Православной энциклопедии", http://www.pravenc.ru/text/Варшавско-Бельская епархия.html, митрополит Дионисий устранился от управления Варшавской епархией уже 23 ноября.
[8] Heyer, F., Die Orthodox Kirche, 162, цит. по Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1939-1949, http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1939-1949/
[9] Свитич, А. К., Православная Церковь в Польше и ее автокефалия, ссылка в Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1939-1949, http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1939-1949/
[10] Шкаровский, М. В., Нацистская Германия и Православная Церковь, М., 2002, 148.
[11] Феодосий (Процюк), митр. Омский, Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917 - 1943), М.: Изд-во Крутицкого подворья, Об-во любителей церковной истори, 2004, 411.
[12] В послании от 29 января 1946 года. См. "№ 95. Доклад С. К. Белышева заместителю председателя Совета министров СССР К. Е. Ворошилову о положении православных церквей в Западной Европе," 3 марта 1947, ГА РФ, ф. 6991, оп. 1, д. 149, л. 136-152, в Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 1, 411.
[13] "№ 69. Справка С. К. Белышева о положении в православной церкви в Польше," 27 мая 1946, ГА РФ, ф. 6991, оп. 1, д. 17, л. 88-90, в Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 1, 274.
[14] Дата по "№ 162. Письмо В. А. Зорина С. К. Белышеву об отстранении митрополита Дионисия от руководства православной церковью Польши и возможном приезде делегации ППЦ в Москву," 13 апреля 1948, в Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 1, 665. Статья "Дионисий (Валединский)" ПЭ датирует "официальное распоряжение о непризнании Дионисия Предстоятелем Православной Церкви в Польше" 17 апреля того же года - вероятно дата утверждения решения президентом Польши.
[15] Журнал Московской Патриархии, 1950, № 8, 44, ссылка в Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1939-1949, http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1939-1949/
[16] ПЭ датирует письмо июнем 1948 г.
[17] "№ 215. Справка старшего инспектора Совета по делам РПЦ Ананьева о беседе митрополита Дионисия с первым секретарем посольства СССР в Польше Е. И. Длужинским по вопросу о поездке митрополита в Москву для встречи с патриархом Алексием," 11 декабря 1948, в Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 1, 832.
[18] "№ 189. Из материалов Совета по делам РПЦ. Стенограмма отчета митрополита Николая об участии во II Всемирном конгрессе сторонников мира в Варшаве," 27 ноября 1950, в Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 2, 601.
[19] По данным "Православной энциклопедии". Согласно некрологу в "Журнале Московской Патриархии," 1960, № 5, 47 - в Лодзе.