Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Московский Филарет (Дроздов).  Портрет  Н. Д. Шпревича, 1861 г.
Митр. Московский Филарет (Дроздов). Портрет Н. Д. Шпревича, 1861 г.
Филарет (Дроздов) (1782 - 1867), митрополит Московский и Коломенский, святитель

Память 19 ноября в день кончины, в Соборах Московских святителей, а также Московских и Санкт-Петербургских святых

В миру Дроздов Василий Михайлович, родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне Московской губернии в семье диакона Михаила Федоровича Дроздова. До девяти лет воспитанием ребенка занимались его благочестивые родители.

В 1791 году он поступил в Коломенскую духовную семинарию, в которой учился до ее закрытия в 1799 году, после чего перешел в Троице-Сергиеву Лаврскую семинарию, находившуюся под особым покровительством митр. Платона (Левшина), который оказал большое влияние на судьбу и развитие будущего митр. Филарета.

В Троицкой семинарии Дроздов учился в философском и богословском классах с марта 1800 по 1803 год. По окончании семинарии 21 ноября 1803 года, после проведенного лично митр. Платоном экзамена, но был назначен учителем греческого и еврейского языков в той же лаврской семинарии.

30 августа 1806 года перемещен на высший класс - пиитический и назначен проповедником при Лавре. Митр. Платон оказывает новому проповеднику знаки исключительного внимания и расположения, дарит ему разные вещи, делает своим иподиаконом, а 14 января 1808 года утверждает учителем высшего красноречия и риторики. Митр. Платон писал о своем любимом ученике: "Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски".

Митр. Платон стал убеждать молодого учителя принять монашество. Он не сразу согласился на эти убеждения. В течение двух лет он проверял свои склонности, советовался с родителями, молился и только в июле 1808 года подал прошение о пострижении его в монашество.

Еп. Филарет (Дроздов). Портрет Н. Д. Шпревича, вторая четверть XIX в.
Еп. Филарет (Дроздов). Портрет Н. Д. Шпревича, вторая четверть XIX в.
16 ноября 1808 года он был пострижен в монашество с именем в честь прав. Филарета Милостивого в Трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры наместником Лавры архимандритом Симеоном (Крыловым-Платоновым).

21 ноября 1808 года рукоположен во иеродиакона митр. Платоном.

1 марта 1809 года по указу Св. Синода вызван в Санкт-Петербург и определен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии с занятием кафедры философских наук в звании бакалавра академии.

28 марта 1809 года рукоположен во иеромонаха митр. Амвросием (Подобедовым); 9 марта определен на должность ректора Александро-невского уездного училища, учрежденного при той же семинарии, с оставлением в прежних должностях в семинарии.

Митр. Московский Филарет (Дроздов)
Митр. Московский Филарет (Дроздов)
8 февраля 1810 года переведен бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургскую духовную академию, где сначала преподавал догматическое богословие и церковную историю, а с 21 июля того же года историю и древности церковные. Здесь, на кафедрах Петербургской академии, развернулись его необычайные разносторонние дарования, его изумительная работоспособность, дисциплинированность, способность четко выполнять все налагаемые на него обязанности. Слова и поучения его с церковной кафедры обращали на него всеобщее внимание глубиной постановки богословских вопросов, широтой их трактовки, яркостью образов, точностью языка.

8 июля 1811 года возведен в сан архимандрита "за отличие в проповедывании слова Божия".

Он приобретал все большую известность как в кругах духовных, так и светских. Так, в Петербурге главными покровителями его стали такие влиятельные лица, как первенствующий член Св. Синода митр. Амвросий и обер-прокурор Синода князь А.Н. Голицын. Они стали облекать его полным доверием и возлагать на него различные поручения.

В июле 1811 года по назначению Комиссии духовных училищ производил ревизии петербургских духовных семинарий и училищ.

В начале 1812 года от Комиссии духовных училищ имел поручение образовать для учеников, окончивших Санкт-Петербургскую семинарию класс чтения Св. Писания и св. отцов и руководства к прохождению священнослужительных должностей.

11 марта 1812 года определен ректором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором богословских наук, а 27 марта назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря. С этого же времени по званию ректора присутствовал в Санкт-Петербургской духовной консистории.

В академии архим. Филарет учредил образцовые порядки, послужившие руководящим примером и для других академий. Он заново переработал и представил на утверждение академический устав. Вместе с тем он переработал устав для духовных семинарий, уездных и приходских училищ, выполнив всю эту работу без помощников в шесть недель. Впоследствии Филарет сам говорил, что он никогда так много не работал, как в свою бытность ректором академии, и считал себя свободным от занятий, когда у него, по его собственным словам, "за раз было только одно дело на руках, а не три или пять".

Митр. Московский Филарет (Дроздов)
Митр. Московский Филарет (Дроздов)
Он стоял во главе перевода Библии на русский язык. Это дело, в котором более всех потрудился архим. Филарет, составляет славу и украшение его имени. Но не все с сочувствием отнеслись к этому новому делу. Архим. Фотий, бывший в 1814 году студентом 1 курса Петербургской академии, не сочувствовал переводческой деятельности архим. Филарета, но признавал его выдающиеся способности, как ректора и профессора. Вот как описал он архим. Филарета в своей автобиографии:

"Филарет был... росту среднего, смугл видом, власы средние темнорусые, браду долгую имел, лицом всегда светел, весел быть казался, у него были глаза острые, проницательные, вид постен, строг и приятен; поступь у него была нескорая, важная. Голос тих, тонок, но ясен; речь внятная, говорил остро, высоко, премудро, но все более к уму, менее же к сердцу. Свободно делал изъяснение священных писаний: как бы все лилось из уст его. Привлекал учеников так к слушанию себя, что когда часы кончались ему преподавать, всегда оставалось великое усердие слушать его еще более без ястия и пития. Оставлял он сильные впечатления от учений своих - всем казалось истинно, приятно, совершенно его учение... Оратор мудрый, красноречивый, писатель искусный. Все доказывало, что он много в науках занимался... Сила, красота, достоинство и слава Духовной Академии был один Филарет".

Изумлявшая всех работоспособность и эрудиция архим. Филарета быстро выдвигали его вперед. В 1814 году Комиссией духовных училищ было выработано Положение об ученых степенях действительных и почетных, и первым действительным доктором богословия в России стал ректор Петербургской академии архим. Филарет (13 августа 1814). В мотивировке предоставления ему докторской степени говорилось, что он удостаивается ее на основании "светлейших доказательств учености, священной и церковной, представленных в академических чтениях, в церковных речах, а особенно в классических сочинениях, и увенчанных искренним осуществлением на деле христианского учения". Через две недели после получения высшей ученой степени, 27 августа 1814 года архим. Филарету была назначена пожизненная пенсия в размере 1500 рублей в год; 30 августа того же года он был назначен членом Комиссии духовных училищ.

В июне и июле 1815 года ревизовал Московскую духовную академию и семь семинарий: Новгородскую, Тверскую, Владимирскую, Ярославскую, Костромскую, Спасо-Вифанскую и Московскую, а также ряд, находящихся на пути его следования, уездных и приходских училищ.

В марте 1816 года по указу Св. Синода определен настоятелем Московского Новоспасского монастыря с оставлением при академии; 2 июня назначен членом Комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания грекороссийского исповедания в Финляндии; 16 июля утвержден членом совета императорского человеколюбивого общества.

3 марта 1817 года назначен членом Строительного комитета при Санкт-Петербургской духовной академии; 7 апреля - членом Главного Правления училищ; в июле произвел ревизию Санкт-Петербургской семинарии.

23 июля 1817 года определен епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии с оставлением за ним должности ректора академии и управляющего Новоспасским монастырем.

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский
Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский
5 августа 1817 года хиротонисан во епископа Ревельского. Хиротония состоялась в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Петербурге.

15 марта 1819 года переведен на Тверскую епархию с возведением в сан архиепископа и назначением членом Св. Синода.

26 сентября 1820 года назначен архиепископом Ярославским и Ростовским. Все время управления Ярославской епархией, в продолжении 9 месяцев и 1 недели, жил в Санкт-Петербурге на Ярославском подворье [1].

С 3 июля 1821 года - архиепископ Московский, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры и присутствующий в Московской Синодальной конторе.

28 октября 1822 года уволен от звания члена Главного правления училищ.

22 августа 1826 года возведен в сан митрополита.

Скончался 19 ноября 1867 года. Погребен в Троице-Сергиевой лавре, в приделе Свято-Духовной церкви, устроенном во имя Филарета Милостивого в память пятидесятилетия служения Филарета в епископском сане.

Был прославлен в лике святителей на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября-2 декабря 1994 года. Ныне мощи святителя Филарета находятся в Храме Христа Спасителя в Москве.

Из поучений свт. Филарета

Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, - не для тебя посланы Апостолы, - ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет.

Когда темнеет на дворе, усиливай свет в доме. Береги, Россия, и возжигай сильнее свой домашний свет.

Свобода есть способность и невозбранность разумно избирать и делать лучшее. Она есть достояние каждого.

Стыдно видеть, что в соблюдении воскресного дня неправославные лучше православных. Иногда беспорядок сей становится неисправим человеческими средствами: надобно страшиться исправительных мер с Неба, более сильных, нежели какие уже испытываем.

Христианин! Будь, а не кажись: вот одно из важнейших для тебя правил.

Оценки жизни и трудов свт. Филарета

Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский (+ 1867):

Митрополит Московский Филарет благоволил написать мне, то он желает напечатания книги Преподобного Исаака Сирскаго. Все монашество обязано благодарностью этому Архипастырю за издание Отеческих книг Оптиною пустынею. Другой на месте его никак не решился дать дозволение на такое издание, которое едва ли уже повторится [2].

Точно, он искренно любит меня, и, судя по наружности, я много потерял, будучи лишен его покровительства; но, судя духовно, нельзя не признать тут действовавшего Промысла Божия, даровавшего мне совершить мое земное странствование по пути тернистому, а не по пути тленных преуспеяний, почти всегда очень вредных для души. Вот образ мыслей успокаивающий сердце верою в Бога, действующего превыше самых мудрых соображений человеческих. Умен Филарет, умен как день: но и он устранен Промыслом Божиим от дел земли, чтоб быть вернее сохраненным для дел Неба. Дела и преуспеяния земные вводят в гордость, для отвращения от которой сам Апостол Павел нуждался в попущениях и скорбях [3].

Молитвословия

Тропа́рь, глас 4

Ду́ха Свята́го благода́ть стяжа́в,/ богому́дре святи́телю Филаре́те,/ и́стину и пра́вду ра́зумом просвеще́нным лю́дем пропове́дал еси́,/ ми́р и ми́лость се́рдцем умиле́нным стра́ждущим яви́л еси́,/ я́ко учи́тель ве́ры и стра́ж неусы́пный/ па́ству Росси́йскую жезло́м пра́вости сохрани́л еси́./ Сего́ ра́ди ко Христу́ Бо́гу дерзнове́ние име́я,/ моли́ дарова́ти Це́ркве утвержде́ние,// лю́дем и душа́м на́шим спасе́ние.

Конда́к, глас 2

Я́ко и́стинный подража́тель преподо́бнаго Се́ргия,/ доброде́тель измла́да возлюби́л еси́,/ богоблаже́нне Филаре́те./ Я́ко па́стырь пра́ведный и испове́дник непоро́чный,/ по святе́м преставле́нии от безбо́жных поруга́ние и поноше́ния прия́л еси́,/ Бо́г же зна́меньми и чудесы́ тя́ просла́ви// и засту́пника Це́ркве на́шея яви́.

Награды

  •  бриллиантовый крест для ношения на клобуке (25 декабря 1825)
  • высочайшая благодарность (7 января 1828, за составление Краткой Священной истории, а также краткого и пространного катехизисов с прибавлением наставления для воинов)
  • орден ап. Андрея Первозванного (19 апреля 1831)
  • высочайшая благодарность и благодарность Св. Синода (10 января 1854, за приношение от Св.-Троицкой Лавры и от Чудова монастыря 50000 рублей на воинов и за труды, понесенные в деле обращения Рогож. раскольников)
  • благодарность от императора (18 марта 1855, за пожертвованные 110600 рублей на военные надобности от Московской епархии)
  • благодарность Св. Синода (31 мая 1857, за особенное, постоянное попечение о благоустройстве Московской духовной академии)
  • благодарность от императрицы (31 октября 1862, за пожертвованные 10100 рублей от духовенства Московской епархии в пользу пострадавших от пожара жителей С.-Петербурга)
  • почетный член императорского Новороссийского университета (21 июня 1867)
  • право предношения креста в священнослужении, ношения креста на митре и двух панагий на персях, пожалована украшенная драгоценными камнями панагия на бриллиантовой цепочке, а в вознаграждение заслуг собственно государственных пожалованы портреты императора и двух его предшественников (5 августа 1867, в день пятидесятилетия служения в епископском сане, за непрерывные заботы о духовном просвещении паствы, за щедрую поддержку благотворительных и воспитательных учреждений, многочисленные пастырские послания и др. деятельность)

Использованные материалы



[1]  Ярославские ЕВ. 1880. №47 (19 ноября), ч. н., с. 376.

[2]  Собрание писем свт. Игнатия, письмо 20 (35)

[3]  Собрание писем свт. Игнатия, письмо 417 (552) 1853 г.

Редакция текста от: 27.11.2021 20:19:30

"ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google