Ильминский Н.И. |
Родился 23 апреля 1822 года в Пензе в семье протоиерея.
Закончил Пензенскую духовную семинарию.
В двадцать лет поступил в Казанскую духовную академию где отличился большими способностями к изучению языков. По окончании учебы на физико-математическом отделении в 1846 году был оставлен в академии "бакалавром естественных наук и турецко-татарского языка", преподавал естественно-научные предметы, историю философии, древнееврейский язык, совершенствуясь в татарском. Командированный в 1850 году, в Санкт-Петербург для проверки татарского перевода богослужебных книг и Нового Завета, приниял участие в работе соответствующей комиссии.
Затем, в 1851-1853 годах академическая и миссионерская деятельность Ильминского была прервана научной командировкой на Ближний Восток: он отправился в Дамаск, Константинополь и Каир, где изучал мусульманское богословие, языки арабский, турецкий и персидский.
Во вновь открытом при Казанской духовной академии противомусульманском отделении Ильминскому было поручено в 1854 году преподавание арабского и турецкого языков, а также других наук. Обвиненный в пропаганде мусульманства, Ильминский оставил академию в 1858 году. Затем Ильминский до 1861 года служил при Оренбургской пограничной комиссии, откуда был перемещен в Казанский университет профессором турецко-татарского языка; восточные языки Ильминский читал и в Казанской духовной академии в 1863-1870 годах. С 1870 года стал членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии наук. Пять лет, с 1867 по 1872 год, Ильминский редактировал "Известия" и "Записки" Казанского университета. В 1872 году он был назначен директором Казанской инородческой учительской семинарии и с этих пор посвятил себя всецело просвещению инородцев Российской Империи.
Уже в первые годы научной деятельности он активно участвовал в происходившем тогда обсуждении проблем миссионерства, рабол над переводами Священного Писания на татарский язык. Не ограничиваясь кабинетной работой он стремился к изучению татарского языка "из первых уст". Для этого он одно время жил в Татарской слободе и посещал занятия в медресе. По поручением архиепископа Казанского Григория (Постникова) он много ездил по селениям Казанской губернии и выносил из таких поездок, как новое для своих филологических познаний, так и ценные сведения о религиозной ситуации на местах. В этих путешествиях он на деле столкнулся с тем бедственным положением, в котором находилось миссионерство среди народов Казанского края. Многие среди коренных жителей Среднего Поволжья: чуваши, мари, удмурты и часть татар, уже давно считались православными, но будучи оставлены без надлежащего пастырского окормления, были чужды даже внешней стороны христианства, и в середине XIX века многие новокрещенные татары стали целыми деревнями возвращаться в ислам. Не способствовало утверждению татар в Православии и совершенное невнимание к их школьному просвещению, какое царило в те времена, и Ильминский взялся изменить дело. На проблемах татар и кряшенов (т.н. "старокрещенных татар") и сосредоточил свое основное внимание Николай Ильминский.
Ильминский постоянно ездил по кряшенским селениям. Его общительный характер, знание языка и способность притягивать людей, расположила к нему недоверчивых к чужакам кряшен. Из этого живого общения, в те годы родились идеи, сыгравшие важнейшую роль в христианской жизни Поволжских народов.
Ильминский все более убеждался в непригодности прежних способов миссионерства. При переводах на татарский язык он отказался от использования татарского книжного языка с арабской графикой, как совершенно непонятного жителям глухих деревень. Книги Священного Писасния и молитвословия он перелагал на разговорный кряшенский диалект и использовал при этом русский алфавит. Помощником и сотрудником Ильминского в освоении этого диалекта стал Василий Тимофеев, крещенный татарин, искренне уверовавший в Евангелие и желавший помочь делу просвещения своего народа.
В 1863 году на казанской квартире у Тимофеева жили три кряшенских мальчика из его села. Он обучал их молитвам на родном языке и читал с ними составленный Ильминским кряшенский букварь. В следующем году таких ребят набралось уже два десятка, а школа, стараниями Николая Ивановича, получила официальный статус. Впоследствии, возвращаясь в свои селения они, пением церковных кряшенских молитв, своим видом и поведением, проповедовали Слово Божие своим старшим родственникам. А Казанская крещено-татарская школа стала образцом, по которому стали создаваться подобные школы в других местах Казанской губернии и за ее пределами. После кодификации т.н. "системы Ильминского", преподавание в народной школе (одноклассной четырехлетней) велось на 1-м отделении (2 года) исключительно на родном языке, а русский язык изучался как учебный предмет. На 2-м отделении русский становился языком преподавания. Лучшие учителя нерусских народных школ, по Ильминскому, — люди одной национальности с учениками. От русских учителей он требовал знания родного языка учащихся, использования его в учебно-воспитательной работе. Учебники, по мнению Ильминского, должны печататься на родном для учащихся языке с использованием русской графики. Он стремился приспособить организационную структуру русских школ, формы и методы их учебной работы к национальным особенностям населения (передвижные школы для кочевых народов, интернаты при школах для казахского населения и др.). В 1872 Ильминский стал инициатором открытия иногородческой семинарии, готовившей учителей для татарских, мордовских, марийских, чувашских, удмуртских школ. Он оставался ее директором до своей кончины. При участии Ильминского открылись в 1872 году Уфимско-Оренбургская татаро-башкирская, в 1882 году Бирская марийско-чувашская, в 1883 году Орско-Оренбургская казахская учительские школы.
Н. И. Ильминский |
Ильминский всегда отстаивал высокие достоинства церковнославянского языка, старославянского перевода Евангелия, и изложил свои взгляды в ряде изданий и исследований по этому вопросу. Однообразие текста Ильминский положил в основу издания Евангелия по древним текстам. Ильминский знал Псалтырь наизусть и богодухновенные слова ее всегда помогали ему идти через все трудности.
Деятельность Ильминского была направлена на «прочное сближение инородцев с коренным населением путем просвещения», под которым в первую очередь понималось Православное Христианство. Проповедуя Евангелие всем языкам, Ильминский стремился приобщить нерусские народы к русской, — а через нее и к общечеловеческой, — культуре и одновременно сделать доступными для русских культурные ценности других народов России. Родной язык он считал основанием и первостепенным орудием школьного образования, а главную роль отводил начальной школе. Совокупность миссионерской и просветительской деятельности Ильминского стала именоваться "системой Ильминского" и приобрела признание как Русской Православной Церкви так и Российского государства, булучи узаконенной в Правилах от 26 марта 1870 года "О мерах к образованию населяющих Россию инородцев" Поволжья, Средней Азии и Сибири.
За неустанной работой его застала последняя болезнь - рак желудка. 27 декабря 1891 года Николай Ильминский, приобщившись Святых Таин, скончался. На его погребение собралось великое множество людей от уважаемых представителей духовенства и профессоров академии, до сотен простых кряшен, благодарных человеку, через которого Господь открыл им Свое Евангелие. Апостол Поволжья был похоронен возле кладбищенской церкви Ярославских чудотворцев, и ныне тело его покоится там, в десятке метров от мощей первого просветителя Казани святителя Гурия. Богомольцы приходят к его могиле по сей день.
Труды
Сочинения
- Самоучитель русской грамоты для киргизов, Казань, 1861.
- О переводе христианских книг на татарский язык, 1875, из Журнала Министерства Народного Просвещения.
- Размышление о сравнительном достоинстве в отношении языка разновременных редакций церковнославянского перевода Псалтири и Евангелия, Казань, 1882; Санкт-Петербург, 1886.
- Из переписки по поводу применения русского алфавита к инородческим языкам, Казань, 1883.
- О церковном богослужении на инородческих языках, 1883, из Православного Собеседника.
- Опыты переложения христианских вероучительных книг на татарский и др. инородческие языки в начале текущего столетия, Казань, 1885.
- Переписка о трех школах Уфимской губернии: к характеристике инородческих миссионерских школ,1885
- Обучение церковнославянской грамоте (два изд., для учеников и учителей) Казань, 1885 и 1887.
- Размышление о сравнительном достоинстве в отношении языка разновременных редакций церковнославянского перевода Псалтири и Евангелия,1886
- Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае, 1886
- Казанская крещено-татарская школа. Материалы для истории просвещения татар, 1887.
- Обучение грамоте по церковнославянской азбуке, Казань, 1888.
- Церковнославянская азбука для церковно-приходских школ (для учителей и учеников), 1889.
- Переписка о чувашских изданиях переводческих комиссий, Казань, 1890.
- Воспоминания об И. А. Алтын-сарине, Казань, 1891.
- Беседы о народной школе, Санкт-Петербург, 1892.
- Письма Николая Ивановича Ильминского [к обер-прокурору Св. Синода К.Г. Победоносцеву],1895
- Письма Н.И. Ильминского к крещеным татарам, 1896
- Неизданное письмо Н.И. Ильминского о способах обучения инородцев, 1900
- О системе просвещения инородцев и о Казанской крещено-татарской школе, Казань, 1913.
Также ему принадлежит несколько исследований текста церковнославянских богослужебных книг, а также состава некоторых богослужебных чинов.
Издания
- Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа - изд. по древним текстам.
- Святое Евангелие от Матфея. Древнеславянский текст, Казань, 1888.
- Учебный Часослов
- Учебная Псалтирь
- Учебный Октоих
- и др. изд. для ц.п.ш.
- Арабские сочинения Китаб-Биркили - изложение мухаммеданского вероучения, 1855.
- "Бабур-наме" - автобиографические записки султана Бабура, в подл. тексте.
- История пророков Рабгузы на джагатайском наречии, Казань, 1859.
- Ир-Таргын, киргизская повесть, Казань, 1861.
Статьи
Многие статьи знакомящие с народной словесностью инородцев, их обычаями, обрядами, а также много лингвистических исследований помещены в "Известиях Археологического Общества", "Бюллетенях Академии Наук", "Ученых Записках Казанского университета", "Журнале Министерства Народного Просвещения", "Православном Обозрении" (с 1863), "Православном Собеседнике", "Церковно-приходской Школе" (1888 и 1889), "Известиях по Казанской епархии" и пр.
Переводы
на татарский
- Букварь, 1862, 1864, 1867 и др.
- Книга Бытия, 1863.
- Пасхальная служба, 1869.
- Псалтирь, 1870-е.
- Четвероевангелие и Псалтырь, 1891 (репринт: 2001, Российское Библейское общество).
- многое др.
Литература
- Шишкин, Марк, "Апостол Поволжья", Свете тихий (газета), № 3.
- Победоносцев, К. П., "Из воспоминаний о Н. И. Ильминском", Русский Вестник, 1892, февраль.
- Соловьев, "Памяти Н. И. Ильминского", Странник, 1892, март.
- Витевский, в Известиях по Казанской епархии, 1892, № 4-6 и отдельно.
- Знаменский, П. В., На память о Н.И. Ильминском, Казань, 1892.
- Н. И. Ильминский: Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни, 1892.
- Воскресенский, Н., О переписке Н.И. Ильминского с крещеными татарами, Казань, 1896.
- Ильминский, Н. И., "Письма к обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву", Православный собеседник, 1895-1898 и 1900 годы.
- Харлампович, К., Н. И. Ильминский и алтайская миссия, Казань, 1905.
- Знаменский, П. В., "Участие Н.И. Ильминского в деле народного образования в Туркестанском крае", Православный Собеседник, 1900.
- Знаменский, П. В., "Несколько материалов для истории алтайской миссии и участие в ее делах Н.И. Ильминского", Православный Собеседник, 1902, январь.
- Фархшатов, М. Н., Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60-90-е годы 19 в., Москва, 1994.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт., т. I, 1993.
- Цирульников, А. М., История образования в портретах и документах: Учеб. пособие для студ. педагогических заведений, Москва, 2001.
- Шестун, Евгений, прот. Православная педагогика:
- http://www.golubinski.ru/academia/pedagog.htm - глава "Николай Иванович Ильминский".
Использованные материалы
- Страница сайта «Русский Биографический Словарь»: