Архиеп. Николай (Касаткин) |
Память 3 февраля в день кончины, в Соборе Смоленских святых
В миру Касаткин Иван Дмитриевич, равноапостольный Николай Японский родился 1 августа 1836 года в селе Берёза Бельского уезда Смоленской губернии в семье Дмитрия Ивановича, диакона сельского Вознесенского храма. Ребенка назвали в честь славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня. Мать, Ксения Алексеевна, скончалась когда будущему святителю было пять лет; впоследствии за детьми стала ухаживать старшая сестра. Старший брат святителя, Гавриил, умер во младенчестве; младший брат Василий (1839 - 1911) впоследствии стал протоиереем; старшая сестра Ольга (1833 - ?) вышла замуж [1].
Несмотря на крайнюю бедность, мальчика отдали учиться сначала в Бельское духовное училище, а затем в Смоленскую семинарию. В 1856 году он блестяще окончил курс семинарии и как первый ученик был на казенный счет отправлен в Санкт-Петербургскую духовную академию, где учился с 1857 до 1860 года.
В этом году Иван заметил объявление с предложением отправиться кому-нибудь из окончивших академический курс в Японию на место настоятеля Воскресенской церкви при недавно открытом русском консульстве в Хакодатэ и в тот же день во время всенощной он вдруг решил что должен принять монашество и ехать в Японию. Ректор академии, епископ Нектарий (Надеждин), благословил его порыв. Благодаря личному предсмертному ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Григория (Постникова), будущему святителю - недоучившемуся, но подающему большие надежды студенту - не только было представлено место в Японии, но и была присвоена ученая степень кандидата богословия без предоставления соответствующего квалификационного сочинения. Однако, по целому ряду дисциплин Иван Касаткин был не аттестован, т.к. пропускал целый год обучения [2].
23 июня 1860 года был пострижен в монашество с именем в честь святителя Николая Мирликийского [3], а 30 июня он был рукоположен в иеромонаха. Постриг совершил ректор академии епископ Нектарий. Зиму 1860-1861 года он провел в Николаевске-на-Амуре, где встретился со святителем Иннокентием (Вениаминовым), просветителем Сибири и Аляски, который благословил его и посоветовал вплотную заняться изучением японского языка. Видя бедную рясу иеромонаха, святитель купил хороший бархат и сам выкроил рясу отцу Николаю, а также возложил на него свой наградной наперсный крест.
2 июля 1861 года иеромонах Николай прибыл в японский порт Хакодатэ. В условиях гражданской войны, нападений на иностранцев и строгого запрета на Христинство, молодой проповедник взялся за усердное изучение японских языка, истории, культуры и религий – буддизма, синтоизма и конфуцианства, добившись через восемь лет замечательной эрудиции даже по японским меркам.
Первым японцем обращенным в православие иеромонахом Николаем стал Такума Савабэ, бывший самурай, синтоистский жрец и превосходный фехтовальщик, принявший крещение вместе с двумя друзьями в мае 1868 года. Так как в том же году совершилась Реставрация Мэйдзи повернувшая Японию на путь реформ ориентированных на европейские модели появились надежды расширить проповедь и иеромонах Николай отправился в Россию в 1869 году испросить разрешение Святейшего Синода открыть в Японии русскую духовную миссию. В 1870 году император Александр II высочайше утвердил определение Святейшего Синода об учреждении Японской духовной миссии в ведении Камчатского епископата под началом Николая, возведенного в сан архимандрита.
В марте 1871 года архимандрит Николай вернулся в Хакодатэ. Проповедь Евангелия продолжалась столь успешно что, когда в начале 1872 года иеромонах Анатолий (Тихай) прибыл в Хакодатэ помочь в основании Миссии, архимандрит Николай переехал в Токио, столицу Японии, где он вскорости приступил к устроению штаб-квартиры Миссии. К 1875 году, когда в Японию прибыл епископ Камчатский Павел (Попов) чтобы рукоположить во священный сан рекомендуемых архимандритом Николаем кандидатов из местного населения, при Миссии в Токио действовали четыре училища - катихизаторское, семинарское, женское и причетническое, а в Хакодатэ два - для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 года Миссией стал регулярно издаваться журнал Кёокай хооти (Цековный вестник), а к 1878 году в Японии насчитывалось уже 4115 христиан, существовали многочисленные христианские общины. В том же году святитель обратился в Святейший Синод с просьбой прислать епископа для молодой Японской Церкви, и в ответ был сам определен на это служение.
Святейший Синод 17 марта 1880 года постановил "архимандриту Николаю быть епископом Ревельским, викарием Рижской епархии, с откомандированием в Японию". 27 марта того же года последовало наречение, а 30 марта - хиротония во епископа. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершали митрополиты Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор, Киевский и Галицкий Филофей, Московский и Коломенский Макарий; епископы Вятский и Слободской Аполлос, Рязанский и Зарайский Палладий, Рижский и Митавский Филарет, Ладожский Ермоген и Выборгский Варлаам.
Будучи вызван для хиротонии в Россию, в 1879-1880 годах архимандрит Николай посетил Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев и Одессу, собирая добровольные пожертвования на строительство кафедрального собора в Токио. При активной поддержке из России, собор был освящен 8 марта 1891 года став одним из величайших зданий японской столицы, широко известным среди японцев как "Никорай-доо" ("храм Николая") в честь просвятителя Японии.
Равноап. Николай Японский. Первый образ написанный по его прославлении мон. Иулианией (Соколовой) |
В мае 1891 года совершлось покушение на цесаревича Николая Александровича во время его пребывания в Японии, но личное заступничество епископа Николая сыграло важную роль в предотвращении русско-японского столкновения. Когда Русско-Японская Война 1904-1905 года все-таки разразилась, епископ Николай, единственный из русских подданных, остался со своей паствой в Японии и организовал заботу о русских военнопленных, чье общее число достигало 73 тысяч.
Деятельность епископа Николая во время войны была высоко оценена и в Японии и в России. В Японии он стал известен всей стране и был почитаем многими как святой.
24 марта 1906 года он был возведен в сан архиепископа Токийского и всея Японии.
После прибытия в 1908 году епископа Сергия (Тихомирова) на новооснованную викарную Киотоскую кафедру, святитель обрел долгожданного наследника.
Отдав себя делу проповеди в Японии, архиепископ Николай горячо любил Россию, а также свою малую родину. Он находил время вести переписку с сестрой и её детьми, своими племянниками. Своему отцу он приобрел в собственность небольшой участок земли по соседству с церковной землей, которым впоследствии пользовалась сестра его с детьми. В память владыки на его родине, в деревне Коптянке была устроена, по мысли С. А. Рачинского, церковно-приходская школа на которую владыка прислал 200 рублей на устройство, а с 1902 года - столько же ежегодно на её содержание. С 1909 года состоял почетным членом общества вспомоществования нуждающимся ученикам Бельского духовного училища и время от времени присылал на нужды учеников свои жертвы [4].
Архиепископ Николай скончался 3 февраля 1912 года. Похороны совершлись при громадном стечении народа, как христиан, так и прочих японцев и иностранцев. Даже японский император Мэйдзи прислал венок на похороны святителя, впервые оказав такую почесть иностранному миссионеру.
Святой Николай оставил после себя собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, одного епископа, 34 иереев, 8 диаконов, 115 проповедников и 34110 человек православных верующих в Японии, заложив прочную основу Японской Православной Церкви.
Мощи и почитание
Почитание святителя началось еще при его жизни и проявилось во время беспрецедентных похорон. Щепки от его гроба сохранялись людьми как святыня. Святые мощи архиепископа были приданы земле 9 февраля 1912 года на кладбище Янака, одном из самых уважаемых кладбищ Японской столицы.
Давно почитаемый в Японии, святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью 10 апреля 1970 года. В Русской Православной Церкви Заграницей его канонизация последовала в 1994 году [5].
Не только православные чтили память великого пастыря, но и вся Япония знала и почитала святителя. Даже через 58 лет после его кончины когда во время канонизации верующие хотели перенести его святые мощи в собор, им это не разрешили, сказав, что святой Николай принадлежит всему японскому народу, независимо от вероисповедания, и останки его должны остаться на народном кладбище [6]. Таким образом, мощи равноапостольного Николая и по сей день покоятся на кладбище Янака, но некоторые извлеченные частицы их всё же находятся в разных храмах: в Токийском соборе есть мощевик святителя Николая, икона с частицами мощей недавно появилась и в Хакодатском храме, в 2003 году митрополит Токийский Даниил передал частичку мощей миссионера приходу на его родине, в посёлке Мирном, а 17 сентября 2008 года - во Владивостокский Успенский храм. В первых числах февраля 2012 года епископ Сендайский Серафим передал частицу мощей святителя для будущего храма в Минске [7]. Частица мощей святителя также обретается в Никольском митрополичьем соборе Православной Церкви в Америке в Вашингтоне.
В каждом храме Японской Церкви за каждой литургией поется тропарь равноапостолу, в отпусте поминается его имя, а также имеется икона или фреска святого покровителя этой земли. Первым храмом освященным во имя равноапостольного Николая стал правый придел Токийского Воскресенского собора в 1970 году. С тех пор были освящены и другие престолы в Японии. На родине равноапостола, в пределах бывшей Российской империи, уже во многих храмах можно видеть фрески и иконы святого, а с 1990-х годов ему были освящены несколько храмов в России и Белоруссии. На месте родного дома святителя в Берёзе в 1998 году был поставлен поклонный крест и памятный камень, но по состоянию на середину 2012 года крест упал, а мемориал находился в запустении [8]. Музей святителя, созданный на основе материалов, которые собрали на его малой родине, был создан в поселке Оленино Тверской области.
Миссионера чтут и во многих других странах. Так, святитель Николай в православной истории Китая связан с первым китайским иереем и святым, священномучеником Митрофаном, которого владыка Николай рукоположил во пресвитера в 1882 году. В Корее вспоминают его миссионерскую помощь и обучение корейских православных пастырей в Токийской духовной семинарии под началом святителя. Православные в ЮАР и США также чтут святителя как великого миссионера, в этих странах ему также освящены храмы. В Финляндии и Болгарии были написаны иконы святого.
Николо-Японские храмы
Япония:
- Правый придел Токийского Воскресенского собора (с 1970)
- Храм в г. Маэбаси (с 1972)
- Храм-часовня Токийского Никольского монастыря (часовня с 1978, монастырь с 2005)
- Храм в г. Мунаката (строится с 2015)
Россия:
- Храм в г. Холмске Сахалинской обл. (с 1995)
- Храм в п. Мирном Тверской обл. (с 2003)
- Нижний придел Московского храма Московских святых в Бибиреве (с 2005)
- Верхний придел Владивостокского Казанского храма (с 2012)
- Храм в д. Никольское Смоленской обл. (с 2013)
- Храм в г. Саратове (с 2017)
- Часовня в п. Листвянке Иркутской обл. (с 2017)
- Храм в с. Овсянке Амурской обл. (строится с 2012)
Белоруссия:
- Храм в г. Минске (с 2012)
- Храм в д. Дуброва Гомельской обл. (с 2015)
Дальнее зарубежье:
- Храм в г. Йоханнесбурге, ЮАР (с 1990)
- Храм в г. Реддинге, шт. Калифорния, США (с 2004)
Молитвы
Тропарь, глас 4
Апостолов единонравне и сопрестольне, служителю Христов верный и Богомудрый, цевнице избранная Божественного Духа, сосуде преизливающийся любве Христовы, Японския земли просветителю, святый Николае, иерарше равноапостольне, молися Живоначальной Троице о всем твоем стаде и о всем мире.
Кондак, глас 4
Странника и пришельца прият тя страна Японская, равноапостольне святителю Николае, в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго, обаче теплоту и свет Христов источая, прелагал еси враги твоя в сыны духовныя, имже раздая благодать Божию, созидал еси Церковь Христову, о ней же ныне молися, и тебе бо сынове ея и дщери взывают: радуйся пастырю добрый наш.
Награды
- орден св. благов. князя Александра Невского с бриллиантами
- орден св. благов. князя Александра Невского (от императора России страстотерпца Николая II)
- орден св. равноап. князя Владимира 2-й степени
- орден св. равноап. князя Владимира 1-й степени (от императора России страстотерпца Николая II, 1910)
- орден св. Анны 1-й степени
- бриллиантовый крест на клобук (от Святейшего Синода)
Труды
Дневники:
- Накамура, К., Накамура, Ё., Ясуи, Р., Наганава, М., состав., Дневники святого Николая Японского, Саппоро: Изд-во Хоккайдского Университета, 1994 - избранные годы, с приложением ранней статьи святителя "И в Японии жатва многа... Письмо русского на Хакодате" (по: Христианское чтение, 1869, ч. 1, 239-258.):
- Накамура Кэнноскэ, сост., Дневники святого Николая Японского. В 5-ти томах, Санкт-Петербург: Гиперион, 2004. - полное издание:
- http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japonskij/dnevniki - т. I, 1870-1880 гг.
- http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japonskij/dnevniki-tom-ii/ - т. II, 1881-1893 гг.
- http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japonskij/dnevniki-tom-iii/ - т. III, 1893-1899 гг.
- http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japonskij/dnevniki-tom-iv/ - т. IV, 1899-1904 гг.
- http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japonskij/dnevniki-tom-v/ - т. V, 1904-1912 гг.
Письма:
- "Я здесь совершенно один русский..." (Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии), Санкт-Петербург: Издательский дом "Коло", 2002.
- Святитель Николай Японский. Письма священнику Сергию Судзуки (из неопубликованного), специальный выпуск журнала Христианское чтение, 2012, № 5.
- "Святитель Николай Японский о кончине мира и грядущих судьбах России", Архиеп. Никон (Рождественский), Православие и грядущие судьбы России. Из Дневников 1910–1916 гг.:
- http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikon_r/future/55.html - ч. 1
- http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikon_r/future/56.html - ч. 2
- "Письмо в Бозе почившего Высокопреосвященного Николая, Архиепископа Японского" [от 25 февраля 1909], Китайский благовестник, XIV, 1917, вып. 1/2 (15 марта), сс. 9-10:
- http://orthodox.cn/localchurch/kitajskijblagovestnik/1917/19...pdf - о переводе церковных текстов
Слова:
- ペトル柴山準行長司祭著『大主教二コライ師事跡』東京:日本ハリストス正教会総務局 (Петр Сибаяма Дзюнко, прот., Дайсюкё Никорай-си дзисэки (Деяния архиепископа Николая), Токио, Консистория Японской Христовой Православной Церви)、1936 - содержит богатое собрание проповедей святителя.
- "Уготови душу твою во искушение" - Слово св. Николая Японского на Соборе Японской Церкви в июле 1887 года (перевод с японского):
- "Приветствие Архиепископа Японского Николая Миссионерскому съезду в Иркутске", Православный благовестник, 1910, т. 2, № 16, август, кн. 2, 146-149.
Литература
На русском
- Сеодзи, Сергей, "О православной Миссии и церкви в Японии", Прибавление к церковным ведомостям, 1891, март, № 13, с. 403-410.
- Сергий (Страгородский), архимандрит, На Дальнем Востоке. Письма японского миссионера, Сергиев Посад, 1897.
- "Наши пленные в Японии", Прибавление к Церковным ведомостям, 1905, май, № 21, 878-879.
- Знаменский, Ф., прот., "К двадцатипятилетию архипастырского служения преосвященного Николая, епископа Ревельского", Прибавление к Церковным ведомостям, 1905, май, № 22, 895-899.
- Сергий (Тихомиров), епископ, "Празднование пятидесятилетия благовестнических трудов высокопреосвященного Николая в Японии", Прибавление к Церковным ведомостям, 1911, № 40, 1699-1702; № 41, 1752-1758.
- Позднеев, Димитрий, Архиепископ Николай Японский (Воспоминания и характеристика), Санкт-Петербург, 1912.
- "Высокопреосвященный Николай, Архиепископ Японский", в кн.: Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков, Том дополнительный, ч. 1. кн. 2. Июль-декабрь. Москва, 1912, 35-61.
- Кониси, профессор университета "Doshisha" (Киото), "Воспоминания японца об архиепископе Николае", Христианин, т. 1, январь-апрель, 665-669.
- Сергий (Тихомиров), епископ, "Памяти преосвященного Николая, Архиепископа Японского (к годовщине его кончины 3 февраля 1912 года)", Христианское чтение, 1913, ч.1, 3-76.
- Сергий (Тихомиров), епископ, Памяти высокопреосвященного Николая, архиепископа Японского, Санкт-Петербург, 1913.
- Платонов, А., Апостол Японии. Очерк жизни архиепископа Японского Николая, Петроград, 1916.
- Казем Бек, "Апостол Японии Архиепископ Николай (Касаткин). (К 100-летию Православия в Японии)", Журнал Московской Патриархии, 1960, июль, 43-58.
- Марк (Лозинский), игумен, профессор, "Святой Николай, Архиепископ Японский", в кн.: Доклады и статьи, (машинопись), Т. 1, г. Загорск: Лавра, МДА, 185-230.
- Антоний (Мельников), архиепископ Минский и Белорусский, "Святой Равноапостольный Архиепископ Японский Николай", Богословские труды, сборник 14, Москва: Издание Московской Патриархии, 1975, 5-61:
- Георгий (Тертышников), архимадрит, Святой Равноапостольный Николай Архиепископ Японский, Издание подготовлено при участии Афонского Подворья в Москве, 1995:
- Георгий (Тертышников), архимадрит, "Миссионерский подвиг святого равноапостольного Николая в Японии", Альфа и Омега, № 3(17), 1998 г.:
- http://ao.orthodoxy.ru/arch/017/017-tert.htm (переиздано в портале sedmitza.ru 16.II.2007 под названием "95 лет со дня кончины свт. Николая Японского".)
- Чех, Александр, Николай-до. Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание. Выдержки из дневников, Санкт-Петербург: Библиополис, 2001.
- Бесстремянная, Г. Е., Христианство и Библия в Японии. Часть 1. Исторический очерк и лингвистический анализ; Часть 2. Церковнославяно-японский православный словарь, Москва: ОВЦС МП, 2006.
- Саблина, Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, Москва: АИРО-ХХI; Санкт-Петербург: "Дмитрий Буланин", 2006.
На японском
- ペトル柴山準行長司祭著『大主教二コライ師事跡』東京:日本ハリストス正教会総務局 (Петр Сибаяма Дзюнко, прот., Дайсюкё Никорай-си дзисэки (Деяния архиепископа Николая), Токио, Консистория Японской Христовой Православной Церви)、1936。
- 中村健之介著『宣教師二コライと明治日本』東京:岩波書店 (Накамура Кэнносукэ, Сэнкёси Никорай то Мэйдзи Нихон (Миссионер Николай и Япония Мэйдзи), Токио: Иванами сётэн) 1996。
- 中村健之介著『ニコライ-価値があるのは、他を憐れむ心だけだ』京都:ミネルヴァ書房(Накамура Кэнносукэ, Никорай - Кати га ару но ва, хока о аварэму кокоро дакэ да (Николай - Лишь милующее сердце имеет ценность), Киото: Иванами сётэн) 2013。
На английском
- Van Remortel, M. and Chang, Peter, eds., Saint Nikolai Kasatkin and the Orthodox Mission in Japan: A Collection of Writings by an International Group of Scholars about St. Nikolai, his Disciples, and the Mission (Святой Николай Касаткин и Православная Миссия в Японии: Сборник Работ Интернациональной Группцы Ученых о Св. Николае, его Учениках, и Миссии), Point Reyes Station, California: Divine Ascent Press, Monastery of St. John of Shanghai and San Francisco, 2003.
Использованные материалы
- Георгий (Тертышников), архимадрит, Святой Равноапостольный Николай Архиепископ Японский, Издание подготовлено при участии Афонского Подворья в Москве, 1995:
- Миссионерский Листок Епископа Александра (Милеанта):
- http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/sviatitel_ni...htm – обширное житие с выписками из дневника святителя
- Статьи в портале Православие.ru:
- http://days.ru/Life/life377.htm - краткое житие
- http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...193 - обширное житие
- http://www.pravoslavie.ru/put/070215001199 - Бесстремянная, Галина, "Святый Николае, иерарше равноапостольне, молися... о всем мире", 15 февраля 2007
- http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39675.htm - Саблина, Элеонора, "Токийский кафедральный Воскресенский собор в истории Японской Православной Церкви," ЖМП, 2000, № 6
- "В дар храму", интернет-газета Приморский Благовест (Владивостокское епархиальное издание), 2008, № 7 (156), 17 октября 2008:
[1] Бесстремянная Галина, "«В моем родном селе Березе»: О родине святителя Николая Японского", портал Православие.Ru, 24 октября 2006, http://www.pravoslavie.ru/jurnal/606.htm, "Впервые священнослужитель-японец участвовал в Литургии на малой родине равноапостольного Николая Японского", официальный сайт Русской Православной Церкви, 10 июня 2014, http://www.patriarchia.ru/db/text/3672156.html
[2] Карпук Дмитрий Андреевич, "Санкт-Петербургская Духовная Академия в годы обучения святителя Николая Японского", доклад на конференции Духовное наследие равноапостольного Николая Японского: К столетию со дня преставления, Николо-Угрешская православная духовная семинария, 21 февраля 2012, http://old.spbda.ru/news/a-2590.html. См. также Выпуск 1861 года. Курс XXIV, Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 - Петроградской) духовной академии 1814-1894, 1896-1918 гг., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html
[3] День ангела справлялся 9 мая.
[4] "Береза (Егорье, Егорье на Березе) - Вознесения Господня церковь", сайт Православные Храмы Тверской Земли, по кн. Редков Н. Н., Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Вып. 1: Бельский уезд, Смоленск, 1915, с. 291-301, http://hram-tver.ru/oleninorn/berezaolen.html
[5] Маковецкий Аркадий, прот., Белая Церковь: Вдали от атеистического террора, 2009, http://lib.rus.ec/b/227878/read
[6] Георгий (Тертышников), архимандрит, Святой Равноапостольный Николай Архиепископ Японский, (http://www.sam.hi-ho.ne.jp/podvorie/) цитата по Антоний (Мельников), архиепископ Минский и Белорусский, "Святой Равноапостольный Архиепископ Японский Николай", Богословские труды, Москва, 1975, сборник 14, 5-61.
[7] 「セラフィム主教座下訪露 キリール総主教聖下と会見 1/31-2/3」, официальный сайт Японской Православной Церкви, http://www.orthodoxjapan.jp/article/20120131.html
[8] Филиппова Елена, "Церковь Вознесения Господня на Березе", проект Храмы России, учетная карточка от 20 июля 2012, http://temples.ru/card.php?ID=17023