Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

САВАБЭ ПАВЕЛ ТАКУМА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свящ. Павел Савабэ
Свящ. Павел Савабэ
Павел Савабэ Такума (澤邊琢磨), урожденный Ямамото Кадзума (山本数馬), (1834 - 1913), протоиерей, первый японец крещенный равноапостольным Николаем (Касаткиным), первый православный священник из японцев

Ямамото Кадзума родился 5-го дня 1-го месяца 5-го года Тэмпо (31 января 1834 года по юлианскому календарю), старшим сыном в семье Ямамото Дайсити, мелкопоместного самурая княжества Тоса, в деревне Усиоэ (潮江村, ныне в черте города Кооти), Япония. Был двоюродным братом, ровестником, единомышленником и другом детства Сакамото Рёома, знаменитого самурая-патриота, политического деятеля, поборника возрождения прямого императорского правления и изгнания иностранцев. С пятилетнего возраста начал постигать круг самурайских наук - каллиграфии, классической словесности и боевым искусствам. Особых успехов достиг в последнем - с 1851 года стал первым учеником школы боевых искусств Такэти Хампэйта, а в 1855 году был направлен совершенствовать себя в Эдо (ныне Токио), где поступил в школу Момонои Сюндзоо.

В 1857 году, после попытки в нетрезвом состоянии продать найденные им часы, был обвинён стражами порядка в краже. Его карой должно было стать самоубийство, но с помощью Рёома и Хампэйта ему удалось бежать. Странствовал по северно-восточному Хонсю, а затем отправился на крайний север страны, на малоосвоенный приграничный остров Хоккайдо.

В конце 1857 года прибыл в город Хакодатэ. В благодарность за избавление одного постоялого двора от облюбовавших его грабителей, трактирщик дал ему в пользование пустующий дом, где в начале следующего года Ямамото открыл свою школу боевых искусств. Вскоре он сблизился с синтоистским жрецом местной кумирни Аматерасу, Савабэ Юкитоси. Женился на его дочери, Томо, был усыновлён в его семью под именем Савабэ Такума, и согласился стать наследником жреца. При этом, приняв на себя заботу о кумирне, бывший самурай продолжал поддерживать тесную связь с кругами радикальных патриотов.

Обращение в Православие

В 1864 году начал сближаться с иеромонахом Николаем (Касаткиным), который учился у него японскому языку и словесности. Савабэ также стал учителем фехтования для детей русского консула в Хакодатэ. Вскоре патриотический пыл сподвиг его совершить покушение на православного священника - видимо, жрец-самурай осознал, что будущий просветитель Японии всерьёз нацелен на постижение японского и на проповедь Христианства. В одну из ночей 1865 года, вооружённый мечом, Савабэ ворвался к Николаю. Перед тем как убить проповедника, он заявил что Христианство - злая вера, а сам иеромонах - шпион. В ответ иеромонах спокойно спросил, хорошо ли Савабэ знает Христианство, чтобы так судить о нём. Бесстрашие святого Николая впечатлило Савабэ, и он согласился выслушать слова православного священника о его Вере. Савабэ глубоко заинтересовался услышанным и с того дня начал изучать христианское учение всерьёз. Его патриотизм, ранее отвращавший его от почти неведомого Христианства, теперь сыграл важную роль в принятии новой Веры.

Вскоре бывший жрец начал превращаться в проповедника. Благодаря его рассказам о Христовой вере слушать беседы святого Николая стали ещё двое друзей Савабэ - Сакаи Токурей и Урано Тайдзоо. Затем эти первые слушатели начали проповедовать Православие и другим японцам, несмотря на то, что обращение в Христианство ещё оставалось под жестким запретом. 18 мая 1868 года при участии чтеца Виссариона Сартова, который стерег двери конторы русского консульства, святой Николай Японский крестил первых трёх обращенных им японцев, причём Савабэ получил имя в честь апостола Павла - жестокого гонителя, а затем пламенного проповедника Христова.

Катехизатор Японии

После крещения, вместе с друзьями-сподвижниками, стал проповедовать Православие с ещё большей ревностью. Так-как ему пришлось бросить своё место при синтоистской кумирне, он подвергся жестокому остракизму. Принявшая его семья отвернулась от него, жена - сошла с ума и сожгла дом. С ним осталась лишь младшая сестра его жены, Танэ, которая сделалась его второй супругой.

Вскоре угроза заключения и возможной казни заставили иеромонаха Николая отправить Павла и его сотрудников в путешествие по Японии - для проповеди Христианской веры и для обеспечения их безопасности. Центром проповеди первых японцев-благовестников с 1869 года стал город Сэндай, где они скоро добились больших успехов, особенно среди местных самураев. При этом порой Павел находился в крайне стеснённых обстоятельствах, с трудом находя средства на пропитание.

Реставрация Мэйдзи обусловила поворот новой японской власти к Западу, что укрепляло надежды на скорую отмену антихристианских эдиктов и побуждало перенести центр деятельности в новую столицу страны. В 1871 году был послан святым Николаем в Токио для оценки миссионерских возможностей и предоставил отчёт исполненный оптимизма. По его совету святой Николай вскорости переехал в Токио, тогда как центром деятельности самого Савабэ остался Сэндай.

В феврале 1872 года, вместе с многими сендайскими верующими, был арестован за проповедь Христианства. Однако, к этому времени старые законы уже не применялись в полную силу: после допросов и периода заключения арестованных отпустили.

В 1873 году действие антихристианских эдиктов было официально приостановлено и Павел Савабэ стал предпринимать продолжительные проповеднические путешествия в разные концы страны. Общее собрание японских православных проповедников в следующем году определило его катехизатором для всей Японии.

Прот. Павел Савабэ
Прот. Павел Савабэ

Священство

В апреле 1875 года, на втором общем собрании японских православных проповедников, по предложению святого Николая, был избран стать первым священником из японцев. 12 июля [1] того же года был рукоположен во священника епископом Камчатским Павлом в Хакодатском Воскресенском храме - то была первая хиротония на японской земле.

Как единственный иерей-японец, до 1878 года отец Павел нёс служение в пределах всей Японии, выезжая по мере надобности в разные уголки страны. В связи с поставлением пяти новых священников из японцев, Собор Японской Церкви в июне 1878 года ограничил его попечение островом Хоккайдо, назначив ему местопребывание в Хакодатском храме [2]. Однако, видимо это назначение было вскоре отменено [3] и округом служения отца Павла стала область северо-западного Хонсю с общинами в Санума (ныне в черте города Томэ), Итиносэки и Сиракава, с местопребыванием при последней. На Соборе Японской Церкви 1883 года был избран благочинным [4].

В 1884 году его горячий нрав привёл к столкновению со святителем Николаем Японским по вопросу о возведении грандиозного Токийского Воскресенского собора. Отец Павел был одним из наиболее влиятельных противников постройки собора. Вместо этого он предлагал использовать те крупные средства, что были присланы из России, для снабжения бо́льшего числа проповедников. Высокий авторитет и организаторские способности отца Павла стали одной из причин, почему этот вопрос взбудоражил всю молодую Японскую Православную Церковь. Лишь ежегодный Собор того года способствовал восстановлению согласия.

Несмотря на этот период размолвки отец Павел сохранил свой авторитет в общине. Первым из японских священников был награжден саном протоиерея. Служил инспектором, объезжавшим все приходы Японии.

В сентябре 1892 года был переведён в Токио, настоятелем церкви в Коодзимати. Одновременно окормлял также ряд других столичных приходов.

В 1896 году, после большого землетрясения и цунами в регионе Санрику на северо-востоке Хонсю, положил много сил на сбор средств для помощи пострадавшим и восстановительных работ.

Служил в Токио до конца своей земной жизни. Вторым священником при нём много лет служил его сын, отец Алексий. Последним его большим предприятием на приходе была продажа старого участка, переезд, и постройка новой церкви в квартале Ёцуя. Несмотря на преклонный возраст, оставался деятельным и в последние годы жизни. Скончался 25 июня 1913 года.

На начало 2000-х годов могила отца Павла Савабэ сохранялась на кладбище Аояма-рэйэн в токийском районе Минато.

Могила о. Павла Савабэ. Токио, кладбище Аояма-рэйэн, 11 мая 2016 г.
Могила о. Павла Савабэ. Токио, кладбище Аояма-рэйэн, 11 мая 2016 г.

Литература

  • 福永久壽衛著『澤邊琢磨の生涯』澤邊琢磨伝刊行会(Фукунага Кусуэ, "Савабэ Такума но сёогай" ("Жизнь Савабэ Такума"), Савабэ Такума-дэн канкоо-кай)1979。
  • 中村健之介著『宣教師二コライと明治日本』東京:岩波書店(Накамура Кэнносукэ, Сэнкёси Никорай то Мэйдзи Нихон (Миссионер Николай и Япония Мэйдзи), Токио: Иванами сётэн)1996。
  • ペトル柴山準行長司祭著『大主教ニコライ師事跡』東京:日本ハリストス正教会総務局 (Петр Сибаяма Дзюнко, прот., Дайсюкё Никорай-си дзисэки (Деяния архиепископа Николая), Токио, Консистория Японской Христовой Православной Церви)、1936。
  • イオアン高橋保行長司祭著『聖ニコライ大主教-日本正教会の礎』東京:日本キリスト教団出版局(Иоанн Такахаси Ясуюки, прот., Сэй Никорай дайсюкёо - Никон Сэйкёокай но исидзуэ (Святой архиепископ Николай - Краеугольный камень Японской Православной Церкви), Токио: Издательский отдел Объединённой Церкви Христа в Японии)2000。
  • 北海道新聞社編『北海道歴史人物事典』北海道新聞社(Хоккайдоо симбун-ся, Хоккайдоо рэкиси дзинбуцу дзитэн (Словарь исторических личностей Хоккайдо), Хоккайдо симбун-ся)1993。

Использованные материалы

  • 「澤邊琢磨 (さわべ たくま)  1834年~1913年」 『はこだて人物誌』(函館市文化・スポーツ振興財団の情報誌『ステップアップ』vol.192(2005.3)より)("Савабэ Такума 1834-1913" Хакодатэ дзинбуцу-си (Персоналии Хакодатэ) (по изд.: Стэп-ап (бюллетень Фонда развития культуры и спорта города Хакодатэ), № 192 (март 2005)):
  • 中尾仁彦「函館に歴史を刻んだ偉人⑤澤辺琢磨(山本数馬)」函館市公式観光情報(Накао Тоёхико, "Хакодатэ ни рэкиси о кидзанда идзин - 5. Савабэ Такума (Ямамото Кадзума)" ("Великие люди в истории Хакодатэ - 5. Савабэ Такума (Ямамото Кадзума)"), официальный туристический справочник города Хакодатэ), 2010.08.01:
  • 中村健之介著『ニコライ-価値があるのは、他を憐れむ心だけだ』京都:ミネルヴァ書房(Накамура Кэнносукэ, Никорай - Кати га ару но ва, хока о аварэму кокоро дакэ да (Николай - Лишь милующее сердце имеет ценность), Киото: Иванами сётэн)2013、42-45、47-50、72、75-77、107、157-166、321-322、349-355。



[1]  Согласно 函館ハリストス正教会史編集委員会『函館ハリストス正教会史:亜使徒日本の大主教聖ニコライ渡来150年記念』函館:函館ハリストス正教会、2011、46頁 - 22 июля.

[2]  山下須美礼「明治初期ハリストス正教会における仙台藩士族の西日本伝教」 『歴史人類』第40号、筑波大学人文社会系歴史・人類学専攻、2012、11(158)頁。

[3]  Подробная история Хакодатской православной церкви - 函館ハリストス正教会史編集委員会『函館ハリストス正教会史:亜使徒日本の大主教聖ニコライ渡来150年記念』函館:函館ハリストス正教会、2011 - вовсе не упоминает о нём.

[4]  Недатированная запись за 1883 год. Дневники равноап. Николая Японского, т. V, http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japonskij/dnevniki-tom-v/8_2

Редакция текста от: 19.02.2023 19:31:59

"САВАБЭ ПАВЕЛ ТАКУМА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google