Николаевский наперсный крест |
Нательные или наперсные (носимые поверх одежды) кресты-енколпии стали носиться среди христиан с давних пор. В них хранились мощи или другие святыни. Изготовленные из меди, серебра или золота, их могли носить все - от обычных мирян до царей и митрополитов.
В XVIII столетии в России началось упорядочение ношения наперсных крестов. Вначале украшенные драгоценностями наперсные кресты заменили более ранние кресты-енколпии среди архиереев.
В 1722 году император Петр I разрешил архимандритам членам Святейшего Синода возлагать на себя наперсный крест.
Императрица Елизавета Петровна в 1741 году подтвердила это право. В следующем 1742 году императрица Елизавета повелела носить наперсный крест всем архимандритам для отличия от игуменов. После этого указа епископы, носившие на груди без различия кресты или панагии, стали явочным порядком употреблять для отличия от архимандритов только панагии [1]. В том же 1742 году императрица Елизавета наградила драгоценным наперсным крестом своего духовника протоиерея Феодора Дубянского. Затем такие же награды щедро раздавала полюбившимся протоиереям и священникам императрица Екатерина II.
Павловский наперсный крест |
Павловский крест
В царствование императора Павла I практика награждений духовенства, в том числе наперсными крестами, была законодательно оформлена "с тем однако же, что сии отличные почести, не инако как по воле или утверждению Нашему [то есть - Императора] даваемы или дозволяемы будут." Тогда же был выработан образец наградного креста. На оборотной стороне были помещены надпись "пресвитеру, дающему образ верным словом и житием", вензель императора Павла I и дата: "Установлено 1797, декабря 18." На лицевой стороне помещалось, как правило, накладное рельефное (а позднее ненакладное начертанное) изображение Распятия. Крест был четырехконечный на цепочке, и то и другое изготавливалось из серебра с позолотой. Оформление креста оставалось неизменным вплоть до революции 1917 года. Вскоре после учреждения "павловский крест" приобрел название: "_наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый," хотя в действительности эта награда утверждалась императором, а только с 1881 года - Синодом.
Докторский наперсный крест |
Академический крест
Наперсными крестами особого вида с 1808 года награждались священники, имевшие ученую степень доктора богословия. Магистры носили небольшой серебряный крест в петлице рясы. С 1884 года такими же крестами стали награждаться кандидаты богословия.
Наградные кресты XIX в.
Затем были учреждены бронзовые наперсные кресты, в память Отечественной войны 1812 года и Крымской войны 1853-1856 годов, которые носили все священнослужители от рядового священника до митрополита. С 1820 года за особые заслуги придворных и служащих за границей, а также просто заслуженных протоиереев и священников, стали награждать литыми золотыми крестами, украшенными бриллиантами и другими камнями из Кабинета Его Величества. Впоследствии священнослужителям, награжденным "кабинетными" крестами, было разрешено принимать драгоценные кресты с украшениями от благодарных прихожан.
Николаевский крест
Рисунок Николаевского креста |
Крест был учрежден восьмиконечной формы и изготавливался из серебра. На лицевой стороне его изображалось Распятие, а на оборотной стороне наставление апостола Павла: "образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою" (1 Тим 4, 12), а также вензель императора Николая II и дата его коронации на церковнославянском языке.
Патриарший наперсный крест с украшениями (образца до 1997 г.) |
Патриарший наперсный крест с украшениями (образца после 1997 г.) |
Современное состояние
Ныне восьмиконечный наперсный крест является в Русской Православной Церкви принадлежностью иерейского сана, в то время как в Греческих Церквях, как это было в России до 1896 года, обычные священники наперсных крестов не носят.
Видоизмененный "павловский" золотой крест в Русской Церкви, называемый в просторечии также "протоиерейским", ныне является иерейской наградой, следующей за камилавкой (для монашествующих - за набедренником).
В качестве еще высшей награды, пресвитерам после палицы даруется наперсный крест с украшениями, подобный тому который носится архиереями.
Высшим признанием заслуг протоиерея является награждение вторым крестом с украшениями - патриаршим крестом - после чего он может быть возведен в сан протопресвитера.
Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, епархиальным архиереем возводятся в сан игумении с вручением посоха и возложением наперсного креста золотого цвета. В случае оставления ими должности они сохраняют сан игумении и право ношения наперсного креста золотого цвета, но лишаются права использования посоха.
Во внимание к продолжительным трудам на благо Церкви в должности настоятельницы патриаршим указом игумения монастыря может быть удостоена права ношения наперсного креста с украшениями, которое сохраняется пожизненно.
За особые заслуги в трудах на благо Церкви патриаршим указом монахиня какого-либо монастыря, а также настоятельница архиерейского подворья может быть удостоена права ношения наперсного креста золотого цвета, которое сохраняется пожизненно.
В исключительных случаях, по инициативе и указом патриарха, независимо от выслуги лет и предшествующих наград, игумении могут быть удостоены права ношения патриаршего наперсного креста. При этом патриарший наперсный крест носится в качестве второго креста.
Использованные материалы
- "Общая история наперсного креста," Капков К. Г., Священники - кавалеры Императорского Военного ордена св. Великомученика и Победоносца Георгия, М.: "Летопись", 2012, 120-132:
- http://www.numismat.ru/blog.shtml?d=2012-3-3 - источник использован частично
- Воробьев, Михаил, свящ., "О церковных наградах", информационно-аналитический портал Саратовской епархии Православие и современность:
- Положение о наградах Русской Православной Церкви. Иерархические награды Русской Православной Церкви, II.3, 5:
- Положение о наградах Русской Православной Церкви. Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 2017 года.