Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СЕРГИЙ (ТИХОМИРОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митрополит Сергий (Тихомиров)
Митрополит Сергий (Тихомиров)
Сергий (Тихомиров) (1871 - 1945), митрополит Токийский

Есть тезоименитый мученик, см. Тихомиров Сергей Федорович (1865 - 1922)

В миру Тихомиров Георгий [1] Алексеевич, родился 3 июня 1871 года в селе Гузи, Новгородского уезда, Новгородской губернии, в семье протоиерея Алексея Тихомирова (+ 1927), настоятеля сельской церкви, и матушки Александры (+ 1916). Был вторым сыном в семье из семи детей – у него было три сестры (Мария (+ 1879), Татиана (+ 1884), Олимпиада) и три брата (иерей Александр (+ 1916), протоиерей Иоанн (+ 1930) [2], Виктор).

В 1892 году выпустился из Новгородской духовной семинарии и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В 1895 году был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Сергия Радонежского и рукоположен во иеромонаха. В 1896 году окончил академию со степенью кандидата богословия с правом соискания степени магистра богословия без нового устного испытания [3].

Вскоре по окончании академии был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии, а в 1899 году – возведён в сан архимандрита и определён быть её ректором.

В 1905 году был удостоен степени магистра богословия и назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. 6 ноября того же года в Александро-Невской Лавре состоялась его хиротония во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Владыка скоро стал известен как талантливый проповедник и богослов, плодовитый духовный писатель и церковный историк.

После того как епископ (впоследствии – священномученик) Андроник (Никольский) был вынужден отказаться от поста помощника начальника Российской духовной миссии в Японии, святителя Николая (Касаткина), Святейший Синод избрал епископа Сергия для этого служения. 21 марта 1908 года владыка был назначен епископом Киотским, викарием Токийской кафедры, и прибыл в Токио в июне 1908 года.

Владыка Сергий выразил перед святителем Николаем свою решимость отдать себя служению Миссии. Епископ имел способность к языкам – он уже владел греческим, латинским, древнееврейским, английским, французским и немецким, – и быстро освоил японский во время ознакомительных поездок по Японии.

Поездки епископа Сергия на Южный Сахалин, аннексированный Японией после поражения России в Русско-Японской войне 1904-1905 года, сыграли важную роль в возвращении православных храмов местным верующим. Японские войска конфисковали многие храмы и использовали их как административные или хозяйственные здания, но во время трех посещений Южного Сахалина между 1909 и 1911 годами владыка Сергий смог добиться возвращения храмов верующим и бесплатной аренды церковной земли. Сообщения владыки часто публиковались в русской церковной периодике тех лет.

В качестве представителя Японской миссии принял участие в Общесибирском миссионерском съезде который проходил в Иркутске с 24 июля по 5 августа 1910 года, после чего провел четыре месяца в поездках по России.

Владыка Сергий (Тихомиров)
Владыка Сергий (Тихомиров)
По преставлению святителя Николая, апостола Японии, 3 февраля 1912 года, епископ Сергий принял на себя руководство Миссией – с 19 мая 1912 он становится епископом Токийским и Японским. Его деятельность была напавлена в первую очередь на административную организацию Миссии и повышения богословской и философской эрудиции среди японских священноослужителей – по его инициативе в 1913 начинается публикация богословского журнала Сэйкёо Ситёо (Направление Православной Мысли).

После того как Японская Миссия потеряла финансовую поддержку из России в следствии революционных событий 1917 года, епископ Сергий неоднократно предпринимал поездки в Приморье (до поражения белых сил) и по местам расселения русской эмиграции на Дальнем Востоке для сбора средств на поддержание Миссии.

1 мая 1921 года, ко дню Святой Пасхи, возведен Московской Патриархией в сан архиепископа.

В сентябре 1922 года владыка Сергий принимал участе в архиерейском совещании прошедшем в Никольске-Уссурийском на котором было решено провести во Владивостоке 22 октября 1922 года Дальневосточный Поместный Церковный Собор, а на нем - создать Временное Высшее Церковное Управление Дальнего Востока. Однако, под ударами большевиков войска Приамурского Земского правительства были разгромлены и Дальневосточный Собор не мог состояться. Владыка Сергий помог многим русским беженцам, включая духовенство, обеспечив им на время приют в Японии - так, епископ Владивостокский Михаил (Богданов) жил при Токийском Воскресенском соборе с 1922 по 1923 годы; епископ Камчатский Нестор (Анисимов), близкий друг владыки Сергия нередко посещавший Японию, жил в городе Цуруга в 1920-1922 годах где основал Никольскую церковь; 21 ноября 1922 года Павел (Введенский) был хиротонисан во епископа в Токийском Воскресенском соборе. В 1921 году ведение владыки Сергия также перешла Русская духовная миссия в Корее.

После того как Великое Кантоское землятрясение 1 сентября 1923 года и последовавшие за ним пожары сильно повредили Токийский Воскресенский собор и уничтожили большую часть зданий Миссийской штаб-квартиры в квартале Суругадай, Токио, владыка Сергий предпринял множество поездок по Японии и Дальнему Востоку усердно взывая к помощи и вдохновляя верующих на жертвенное служение церкви. Между 1925 и 1928 годом архиепископ издавал православный журнал Акэбоно (Заря) на свои собственные средства. В результате его трудов молодая Японская Церковь смогла восстановить Токийский собор уже в 1929 году.

Архиепископ Сергий (Тихомиров)
Архиепископ Сергий (Тихомиров)
Владыка Сергий был одним из немногих русских иерерхов зарубежом подписавших "Декларацию" заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 1927 года. В то время как остальные русские архипастыри на Дальнем Востоке вошли в юрисдикцию Русской Православной Церкви Зарубежом, владыка Сергий Японский на протяжении всей своей жизни оставался приверженцем Московской Патриархии.

2 апреля 1931 года, ко дню Святой Пасхи, возведен Московской Патриархией в сан митрополита.

Нарастающий милитаризм и национализм в Японии привел к усилению противо-Московских настроений среди некоторых кругов японской паствы и к притеснениям со стороны японского государства. Под давлением специальной полиции иностранцы вытеснялись с постов глав всех христианских деноминаций в Японии - такая участь постигла и Православную Церковь. 4 сентября 1940 года митрополит Сергий был вынужден уйти на покой, передав временное управление делами Церкви мирянину Арсению Ивасава, пользовавшемуся доверием военных кругов Японии.

Митрополит был выселен из резиденции при Токийском соборе и поселился в маленькой квартире в пригороде Токио где продолжал совершать службы для горстки русских и японских верующих. Некоторые японцы и секретарь посльства Болгарии оказывали помощь иерарху в тяжелые годы военных лишений. В мае 1945 года его арестовали по подозрению в шпионаже в пользу СССР. Когда владыка был отпущен на свободу через 40 дней, его здоровье было окончательно подорвано. Вскоре, 10 августа 1945 года, он умер в своей однокомнатной квартире. Отпевание состоялось в разбомбленом Токио, в Токийском Воскресенском соборе, который оставался единственным сохранившимся зданием на всем квартале. Приснопамятный владыка покоится на кладбище Янака в Токио, рядом с могилой равноапостольного Николая Японского, своего великого предшественника и наставника.

Награды

  • Церковные:
    • набедренник (1897)
    • золотой наперсный крест (от Святейшего Синода, 1899)
    • бриллиантовый крест на клобук (от Московской Патриархии, 1928)
    • предношение креста за богослужением (от Московской Патриархии, 6 ноября 1935)

  • Светские:
    • ордена Российской империи св. Анны 2-й (1902) и 1-й с лентой (от страстотерпца императора Российского Николая II, 1913) степеней; равноап. кн. Владимира 4-й степени (6 мая 1905)
    • орден Сербии св. Саввы 1-й степени с лентой (от короля Сербского Петра I Карагеоргиевича, 1908)

Труды

  • Черты церковно-приходского и монастырского быта в Писцовой Книге Водковской пятины 1500 года (в связи с общими условиями жизни) (магистерская диссертация), СПб.: тип. М.И. Акинфеева, 1905:
  • Карты Водской пятины и ее погостов в 1500 году, СПб, 1905.
  • Новгородский уезд Вотской Пятины по писцовой книге 1500 г.: Историко-экономический очерк (без выходных данных).
  • "Под впечатлением жизни". СПб, 1902.
  • "Свет во тьме".
  • "Святая Феврония".
  • "Сестра ФИВА".
  • "Вольный раб"
  • "Первые христиане"
  • Светлые дни в Сарове". "Изв. Каз. Еп." 1907, № 7, с. 212.
  • Письма из Сарова 13-22 июля 1903 года, СПб, 1903:
  • "Анафема (смысл богослужения, совершаемого в соборных в первое воскресенье Великого поста)". СПб, 1902.
  • "Пасхальные думы". СПб, 197.
  • "Болезнь и кончина Высокопр. Николая, Архиепископа Японского. (Из бесед с японскими христианами). "Прав. Собеседн." 1912, май, с. 686-694.
  • Двоенадесятница Святых Апостолов, Париж, 1935, с. 409 (яп. перевод: Токио, 1941; Токио, 1971).
  • "О нравственности вообще (Чтение)", Христианское Чтение, 1900, т. II (ccX), c. 887.
  • "Новгородские погосты, волости и села в XV столетии", Христианское Чтение, 1907, т. декабрь, c. 689-709:
  • "Памяти Высокопр. Николая, архп. Японского (к годовщине кончины его. + 3 февр. 1912 года)", Христианское Чтение, 1913, т. янв., c. 3-76:
  • "Месяц по Японии (Путевые заметки и впечатления)", Христианское Чтение, 1908, т. ноябр., c. 1470.
  • Христианское Чтение, 1908, т. декабрь, c. 1573; 1909, т. январь, c. 22; т. февраль, c. 238; т. март, c. 390; т. апрель, c. 574; т. май, c. 725; т. июнь, c. 965; 1911, т. май-июнь, с. 718.
  • "Миссионерские радости", Христианское Чтение, 1911, т. февр, c. 197.
  • На Южном Сахалине (Из путевых заметок), М.: "Русская Печать", 1914 (отдельный оттиск из журнала Православный Благовестник за 1914г.):
  • Освящение Воскресенскаго Кафедральнаго Собора в Тоокёо. С историческим предисловием, 1930, с. 32. (яп. перевод: Токио, 2002.)
  • Миссионерские радости (серия: Русская Православная Церковь в дневниках и воспоминаниях), М.: Сретенский монастырь, 2014:

Литература

По-русски:

  • "Церк. Ведом." 1905, № 46 с. 505.
  • "Церк. Ведом." 1908, № 14 с. 67.
  • "Церк. Ведом." 1912, № 26 с. 261.
  • "Приб. к "ЦВ" 1905, № 46, с. 1975.
  • "Приб. к "ЦВ" 1910, № 31, с. 1312.
  • Булгаков, с. 1412.
  • БЭС т. II, стб. 2048, 1402.
  • ЦЭС, с. 258.
  • "Мисс. Календ." 1907, с.138.
  • "Прав. Собеседн." 1912, май, с.686-694.
  • "Христ. Чтен." 1909, т. I, c. 14 (отчет).
  • "Состав Свят. Правит. Всероссийск. Синода и Российск. Церковной Иерархии на 1917 год" с. 326-327.
  • "Именной список ректоров и инспекторов духовных академий и семинарий на 1917 год", с. 177.
  • "Изв. Каз. Еп." 1912, № 16, с. 524.
  • "Русск. Православ. Церк." с. 163.
  • "НЭС " 1907, с. 3.
  • "ЖМП" 1931, № 5, с. 3.
  • "ЖМП" 1950, № 10, с. 29-34.
  • "ЖМП" 1951, № 7, с. 41-53.
  • "ЖМП" 1959, № 11, с. 39.
  • "ЖМП" 1960, № 7, с. 53, 54, 58.
  • "ЖМП" 1960, № 8, с. 58, 64-68.
  • "ЖМП" 1960, № 10, с. 16.
  • "Списки архиереев 1897-1944гг. Патриарха Алексия", с. 15.
  • ФПС д. № 18, с.1.
  • ФПС II, с.1.
  • ФПС IV, с. 7.
  • ФПС V, № 176.
  • Елевферий митр. "Неделя в Патриархии". Париж, 1933, с. 113.
  • "Экономическая работа митрополитов в Японии, Сергий". в: CtdO 1961, № 9-10, c. 62-65.
  • Церковный Вест. Западно-европ. Епархии 1930, 4, 28.
  • Церковный Вест. Западно-европ. Епархии 1930, 9, 5-8.
  • Патриарх Сергий и его духовное наследие. 260 с.
  • "Хлеб Небесный". Харбин, 1940, №7, с. 58.
  • "Жизнь и деятельность Митрополита Сергия (Тихомирова) в Японии", Памяти святителя Николая апостола Японии, 1836-1912, СПб., 1996.
  • Фомин Сергей. "Божией Милостию Архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского". М. 2002, 53, 62, 65, 403, 466-467, 471-472.

По-японски:

  • 『府主教渡來廿五年記念誌』、東京:日本ハリストス正教會總務局、1933. (Фусюкёо торай нидзюуго-нэн кинэн-си (Памятная брошюра в честь 25-ти летия приезда Митрополита в Японию), Токио: Нихон Харисутосу Сэйкёо-кай соомукёку, 1933.)
  • 長司祭プロクル牛丸康夫著『日本正教会史』東京:日本ハリストス正教会教団・府主教庁(Усимару Прокл Ясуо, прот., Нихон Сэйкёокай-си (История Японской Православной Церкви), Токио: Митрополия Японской Христовой Православной Церкви)、1978、111~135。
  • 長司祭プロクル牛丸康夫著『神のみ旨に生きた激動時代の僕たち』東京:日本ハリストス正教会教団・府主教庁(Усимару Прокл Ясуо, прот., Ками но мимунэ ни икита гэкидоо дзидай но симобэ-тати (Рабы Божьи по Воле Его пережившие времена бурные), Токио: Митрополия Японской Христовой Православной Церкви)、1985、16~33。
  • 長縄光男、「日本の府主教セルギイ・チホミロフ小伝」『ロシア 聖とカオス』、東京:彩流社、1995, 410-429. (Наганава Мицуо, "Нихон но фусюкёо Серугии Тихомирофу сёодэн", Росиа - Сей то Каосу ("Краткое житие Митрополита Японского Сергия Тихомирова", Россия - Святость и Хаос), Токио: Сайрюу-ся, 1995, 410-429.)
  • 長縄光男、「日本の府主教セルギイ(チホミーロフ)の光栄―東京復活大聖堂復興における働きの跡―」長縄光男・沢田和彦編、『異郷に生きる―来日ロシア人の足跡』、横浜:成文社、 2001, 189-201. (Наганава Мицуо, "Нихон но фусюкёо Серугии (Тихомиирофу) но кооэй" ("Слава Митрополита Японского Сергия (Тихомирова)"), Наганава Мицуо, Савада Кадзухико, изд. Икёо ни икиру - райнити росиа-дзин но асиато (Чужая Сторона - Следы Русских Эмигрантов в Японии), Иокогама: Сэйбунся, 2001, 189-201.)
  • 長縄光男、「日本の府主教セルギイ(チホミーロフ)の悲哀」中村喜和・長縄光男・長與進編、『異郷に生きるⅡ―来日ロシア人の足跡』、横浜:成文社、2003, 149-159. (Наганава Мицуо, "Нихон но фусюкёо Серугии (Тихомиирофу) но хиай" ("Скорби Митрополита Японского Сергия (Тихомирова)"), Накамура Ёсикадзу, Наганава Мицуо, Нагая Сусуму, изд. Икёо ни икиру II - райнити росиа-дзин но асиато (Чужая Сторона II - Следы Русских Эмигрантов в Японии), Иокогама: Сэйбунся, 2003, 149-159.)

По-английски:

  • Van Remortel, M. and Chang, Peter, eds., Saint Nikolai Kasatkin and the Orthodox Mission in Japan: A Collection of Writings by an International Group of Scholars about St. Nikolai, his Disciples, and the Mission (Святой Николай Касаткин и Православная Миссия в Японии: Сборник Работ Интернациональной Группцы Ученых о Св. Николае, его Учениках, и Миссии), Point Reyes Station, California: Divine Ascent Press, Monastery of St. John of Shanghai and San Francisco, 2003, 194-200.

По-немецки:

  • G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 424, passim, bes. 426.

Использованные материалы



[1]  Основная версия. Согласно списку "Выпускников Санкт-Петербургской духовной академии 1814-1892, 1894, 1896-1917 гг." на частном сайте А. А. Бовкало мирское имя указано как Сергей - см. http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html

[2]  По другим данным: + 1932.

[3]  "Выпускники Санкт-Петербургской духовной академии 1814-1892, 1894, 1896-1917 гг.", частный сайт А. А. Бовкало, http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html

Редакция текста от: 06.11.2019 15:36:12

"СЕРГИЙ (ТИХОМИРОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google