Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ТОКИЙСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Токийский Воскресенский Собор ("Николай-до")
Токийский Воскресенский Собор ("Николай-до")
Токийский собор в честь Воскресения Христова, в просторечии Никорай-доо ("Храм Николая"), кафедральный собор Токийской архиепископии и Японской Православной Церкви

Расположен в центре города, на холме Суругадай в городском районе Тиёда, близ станции метро Отяномидзу.

Рождественский крестовый храм в Токийском катехизаторском доме
Рождественский крестовый храм в Токийском катехизаторском доме

Рождественский крестовый храм

Вскоре после учреждения Русской духовной миссии в Японии просветитель Японии равноапостольный Николай (Касаткин) переехал из Хакодатэ в Токио. После переговоров с японскими властями в 1871 году русскому правительству было разрешено приобрести в бессрочную аренду участок земли на холме Суругадай. Здесь в 1872 году была устроена штаб-квартира Миссии, пошла постройка необходимых зданий. Одной из главных ранних построек стал катехизаторский дом в котором разместилась Токийская катехизаторская школа. На втором этаже этого здания была устроена крестовая церковь в честь Рождества Христова, ставшая первым православным храмом японской столицы.

Быстрый рост православной паствы в Токио к концу 1870-х годов привел к тому, что малый крестовый храм стал слишком тесен для молящихся. В своем прошении в Россию святитель Николай писал:

"Храм до того тесен, что не проходит службы, чтобы не падали в обморок от тесноты и духоты. На лестнице и в сопредельных комнатах, где можно что-нибудь слышать, все битком набито, толпа возвращающихся, по невозможности слышать богослужение, огромная - кто не поспеет к открытию двери (за две минуты до богослужения), тот тщетно будет стараться увидеть или услышать что-нибудь. Храм, храм, храм давайте! - Наша вопиющая всеми силами души и тела, кричащая просьба."

Токийский Воскресенский собор.  Первоначальный облик.
Токийский Воскресенский собор. Первоначальный облик.

Первозданный собор

Во время своей поездки в Россию в 1879-1880 годах, одним из важных дел святителя Николая было избрать проект и собрать средства для возведения достойного кафедрального собора. Синод дал ему право собирать пожертвования, и святитель посетил Санкт-Петербург, Москву, Новгород, Казань, Киев и Одессу. В то время он собрал более 130 тысяч рублей для возведения в собора, общая стоимость которого в конце концов превысила 300 тысяч рублей. План собора составил Санкт-Петербургский профессор архитектуры М. А. Щурупов.

Строительство началось на Токийском миссийском участке в марте 1884 года под руководством английского архитектора Джошуа Кондора. Пришлось искусственно расширить и разравнять холм для того чтобы поместить туда столь крупный собор. 21 апреля (3 мая н. с.) 1885 года владыка Николай совершил освящение основания храма на камне при начале четвертого венца с закладкой памятной серебряной доски [1]. Возводимый собор стал одной из крупнейших построек Токио и быстро получил широко распространившееся народное название "Никорай-доо" (ニコライ堂, "храм Николая").

По окончании стройки святитель Николай справедливо писал что:

"Собор будет памятен, будет изучаем, подражаем - многие, не десятки, а, смело говорю, сотни лет, ибо храм действительно замечательнейшее здание в столице Японии - здание, о котором слава разнеслась по Европе и Америке еще прежде его окончания и которое, ныне будучи окончено, по справедливости вызывает внимание, любопытство и удивление всех, кто есть или кто бывает в Токио."

В течении строительства русские верующие - от императорского дома до простых прихожан - продолжали щедро жертвовать на собор, снабжая его как средствами так и богатым церковным убранством. Образа для деревянного трехъярусного иконостаса были написаны Санкт-Петербургским придворным иконописцем В. М. Пешехоновым. Из России было доставлено восемь колоколов для храма. Престолы были изготовлены из мрамора. Ко времени освящения архимандрит Сергий (Страгородский) нашёл:

"Удивительное богатство сосудов в новом соборе. Я думаю, редкий в России собор может теперь равняться с нашим. <...> Мне думается, что не только собор, но даже и все миссийские церкви, какие потом будут открываться лет на сто вперед, можно будет снабдить утварью, особенно сосудами."

24 февраля (8 марта н. с.) 1891 года состоялось освящение главного алтаря собора в честь Воскресения Христова, ставшее важнейшим событием в жизни японской православной общины. Собралось 16 из 18 японских священников, 5 диаконов, более 4 тысяч паломников со всей страны, представительный ряд японских и иностранных сановников, а также множество любопытствующих - на приёме после освящения нехристианам раздали около 8 тысяч фотографий храма с объяснениями. 28 февраля освящен был правый придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, 2 марта - левый, во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Главный и левый престолы были освящены на мощах мученика Мардария, правый - мученицы Евгении.

Посещение собора, как беспримерного памятника тогда еще преимущественно одноэтажной столицы, сразу вошло в обычный круг визитов посетителей Токио. Собор был открыт для осмотра целый день и сразу сделался важным проповедническим пособием и символом Православия в Японии.

Десятилетие нарастания геополитического противостояния России и Японии, которое разрешилось Русско-Японской войной 1904-1905 годов, привлекло к собору внимание анти-русских активистов. Только благодаря осмотрительности японского правительства, которое выделяло значительные вооруженные отряды для охраны Миссии, собор избежал погромов и службы здесь не прерывались во время войны. После Русско-Японской войны, когда напряжение между двумя государствами спало, а японское общественное мнение убедилось в патриотизме православных японцев, угроза собору прошла.

К началу XX века собор был лишь одним из более чем десяти православных приходов в Токио, и количество регулярно молящихся здесь христиан было сравнительно невелико. Но на праздники сюда, на архиерейскую службу, собиралось большое число молящихся. Также здесь проходили ежегодные Соборы Японской Православной Церкви. Собор стал средоточием миссийского подворья, на котором также располагались духовная семинария, катехизаторская школа, женская школа, приют и библиотека.

Токийский Воскресенский собор после Великого Кантоского землетрясения
Токийский Воскресенский собор после Великого Кантоского землетрясения

Разрушение и восстановление

В 1917 году, после впадения России в революционную смуту, Японская Церковь утратила поддержку из России и была вынуждена сократить свою деятельность до такой степени, что само её существование оказалось под вопросом. В то же время при соборе впервые сложилась русская община, составленная из многочисленных послереволюционных беженцев. 4 декабря 1922 года в соборе совершилась первая на японской земле архиерейская хиротония - во епископа Никольско-Уссурийского был поставлен Павел (Введенский).

Великое Кантоское землетрясение 1 сентября 1923 года произвело колоссальные разрушения в Миссии и, в частности, сильно повредило собор - его колокольня переломилась и пробила купол, после чего весь храм выгорел во время охватившего город пожара. Огромный материальный урон наложился на символический удар по центру Японской Церкви. Разрушение сподвигло правящего Токийского архиепископа Сергия (Тихомирова) посвятить себя трудам для восстановления храма и воодушевления паствы. Внеочередной Собор Японской Церкви 20 октября 1923 года постановил восстанавливать собор. Было также решено сделать возроженный собор центром приходской жизни Токийских верующих.

В последующие годы деятельность Японского архипастыря, многих православных клириков и верующих, была во многом посвящена трудам по восстановлению собора. В первую очередь в первой половине 1924 года с северо-западной стороны собора был установлен перевезенный из Мацуяма небольшой Никольский храм, ставший на время кафедральным. Поврежденные миссийские постройки были частично разобраны и перестроены - в частности разобрана была бывшая крестовая церковь. Средства на восстановление собора пришлось собирать по большей части в Японии, что впервые в такой степени испытало щедрость японских православных христиан - они собрали 170 тысяч йен. Помощь приходила также от русского церковного рассеяния - в первую очередь из Харбина, откуда были присланы многие необходимые предметы церковного убранства. Копии картин-икон русских художников Серебряного века для одноярусного иконостаса написал Н. С. Задорожный из Харбина. 5 новых колоколов было отлито в Данциге (ныне Гданьск). В ходе реконструкции под началом архитектора Окада Синъитироо собор был несколько видоизменен - купол несколько возвышен, колокольня значительно уменьшена и также увенчана малым куполом. С осени 1927 года компания Симидзу начала ремонт. Успех восстановительных работ послужил в то время свидетельством жизнеспособности и духовной зрелости Японской Церкви. В апреле 1928 года собору был передан двухтонный колокол 1884 года отливки из Хакодатской церкви, ставший главным колоколом собора. К концу 1929 года реконструкция была закончена и торжество повторного освящения состоялось 15 декабря 1929 года. В Токио собралось 3 тысячи верующих и почти всё православное духовенство страны, а также значительная церковная делегация из Харбина во главе с епископом Камчатским Нестором. 31 августа 1930 года [2] на хорах с южной стороны был освящен придел во имя преподобного Сергия Радонежского устроенный на средства известного в Китае благотворителя Сергея В. Унженина; на хорах с севера устраивался придел во имя равноапостольной Елены.

В последующие годы один за другим закрывались токийские православные приходы и всё больше местных верующих становились постоянными прихожанами собора. Никольский храм на соборном участке продолжал действовать как тёплая церковь при соборе.

В годы нестроений

После вынужденного удаления митрополита Сергия (Тихомирова) от дел в 1940 году, японскую православную паству поразили тяжелые нестроения из-за вопроса о правомочной высшей власти в Церкви. Церковный двор в Токио, а особенно Токийский собор, сделались ареной борьбы. В 1941 году, впервые в истории собора, в нем не служили на Пасху, т.к. противники новопоставленного епископа Николая (Оно) заперли храм и не допустили туда владыку и его сторонников. Однако, в том же году епископ Николай всё же получил доступ в собор и стал постоянно там служить.

Вскоре острота конфликта спала и на первый план стали выдвигаться тяготы военного времени. После 1941 года регулярные Соборы Церкви, проходившие в Токийском соборе, не проводились. В 1942 году при соборе открылась школа русского языка, но вскоре пришлось её снова закрыть. С ухудшением положения на фронте и из-за нехватки продовольствия стали нерегулярно служить литургию, потому что трудно было достать вино и пшеничную муку для просфор. Когда участились воздушные налеты на Токио собор выкрасили в черный цвет для маскировки. Во время ожесточенных бомбардировок 1945 года собор остался единственным неразрушенным зданием на всём квартале, сюда стекались беженцы и свозились тела погибших. Из-за нехватки средств пришлось продать металлические ограду и крышу.

С 1946 года в токийском соборе снова проводились ежегодные Соборы Японской Церкви. С начала 1947 года здесь стали служить владыки присланные в Японию от русской "Американской митрополии." Среди прихожан появилось много русских беженцев из Китая, а также православных военнослужащих оккупационных войск США - по большей части русского или греческого происхождения. В декабре 1950 года был создан Тройственный комитет для благоустройства собора, в который вошли японцы, русские и греки. Благодаря этой деятельности, а также некоторой помощи из США, Токийский собор стал одним из первых полноценно восстановившихся православных приходов Японии. При Воскресенском соборе открылась Никольская школа, где преподавали русский и английский языки; было организовано сестричество; появилось молодежно-катехизаторское Общество утренней зари, а в 1952 году - также Токийское православное молодежное общество. В 1954 году на соборном участке вновь открылась Токийская духовная семинария. Значительное присутствие иностранных прихожан в соборе сохранялось до конца 1950-х годов.

В марте 1962 года Воскресенский кафедральный собор получил официальный статус важного памятника культуры Японского государства. В том же году обветшавшая Никольская тёплая церковь на соборном участке была разобрана.

Тем временем немногие приверженцы Московского Патриархата, отошедшие от соборного прихода, перешли служить в приспособленную молитвенную комнату оборудованную в здании Пушкинской школы, которая стояла у подножия соборного холма. Под началом епископа Николая (Оно) они заявили через гражданский суд о своих правах на собор, но прибывший в 1953 году из США новый Токийский архиерей Ириней (Бекиш) сумел добиться примирения с епископом Николаем и судебный процесс был прекращен. Сторонники Московского Патриархата вновь возбудили подобный процесс в конце 1960-х годов, но на этот раз дело было приостановлено в связи с примирением между Патриархатом и "Американской митрополией" в 1970 году.

Кафедра Японской Церкви

По итогам нового соглашения, в 1970 году Японская Православная Церковь была учреждена как автономная, а Воскресенский собор стал её кафедральным собором. В связи с разделением Японской Церкви на три епархии, он одновременно сделался также кафедральным для Токийской архиепископии. Статус кафедрального был закреплен за Воскресенским собором на Соборе Японской Церкви 1974 года. С того же года началась публикация приходской газеты "Никорай-доо даёри." При соборе заработали воскресная школа, вечерняя школа для взрослых.

В декабре 1970 года, через несколько месяцев после прославления святителя Николая Японского, южный предел собора был освящен в его имя. 19 марта 1978 года у южной стены собора была также освящена часовня во имя равноапостольного Николая Японского.

С февраля 1991 года проводились обширные реставрационные работы, после чего собор был повторно освящен 10 мая 1998 года. За это время иконостас был покрыт золотом и платиной, а иконописица В. Глазовская из Троице-Сергиевой Лавры написала три новых иконы для центральной алтарной апсиды. На особый праздник по поводу обновления собора 17 мая 1998 года собралось около двух тысяч православных японцев.

В 2005 году при Никольской часовне соборного участка был учрежден монастырь.

Собор посещали патриархи Московские и всея Руси - Алексий II в мае 2000 года и Кирилл в сентябре 2012 года; патриарх Константинопольский Варфоломей в апреле 1995 года. 10 ноября 2013 года в соборе побывала Курская Коренная икона Божией Матери "Знамение", впервые принесённая в Японию делегацией Русской Зарубежной Церкви во главе с архиепископом Сан-Францисским Кириллом [3].

Со временем старые колокола приходили в негодность, один - треснул и перестал звонить. Набор колоколов собора был обновлён в 2018 году. По почину митрополита Токийского Даниила следуя совету звонаря Троице-Сергиевой лавры игумена Антония (Зинина) было решено добавить 11 колоколов, от 5 до 450 килограммов весом. Колокола были отлиты в феврале того года в городе Тутаеве мастером Николаем Шуваловым на средства Григория и Галины Хаттори. 13 сентября того года новые колокола были подняты на собор, а три из шести старых - сняты [4].

Статистика

  • 2000 - 495/505 семей, 2120 прихожан [5]
  • ок. 2005 - ок. 500 семей прихожан [6]

Токийский Воскресенский собор.  Фото, ноябрь 2013 г.
Токийский Воскресенский собор. Фото, ноябрь 2013 г.

Архитектура

Величественный храм неизменно считался украшением Токио, будучи уникальной для Японии постройкой в русско-византийском стиле. На начало XXI века был одним из старейших каменных зданий японской столицы.

Крестовидный в плане с большим полусферическим куполом. Изначально высота до верхушки креста на куполе, который был виден за 20 км, составляла 35 м; колокольня с восемью большими и малыми колоколами была построена высотой в 40 м; длина храма с востока на запад - 44,5 м, с севера на юг - 36 м. После восстановительных работ в 1920-х годах высота от пола до купола составляла 26 м, высота колокольни - 35 м. Изначальное острое завершение колокольни со шпилем было заменено в 1920-е годы на малый купол. Хоры опоясывают неф с южной, западной и северной сторон. Собор вмещает около 2000-2500 человек в основном помещении, а также 500-700 на хорах.

Использованные материалы

  • Бесстремянная, Г. Е., Японская Православная Церковь. История и современность, Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006, 170-186.
  • Саблина, Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, Москва: АИРО-ХХI; Санкт-Петербург: "Дмитрий Буланин", 2006, 121-162, 454-457.
  • "Beijing delegates at All Japan Council of 1882," портал Православие в Китае:



[1]  Дневники святого Николая Японского: в 5 т. [сост. К. Накамура], СПб.: Гиперион, 2004, т. II, запись от 21 апреля/3 мая 1885, https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japonskij/dnevniki-tom-ii/3_3.

[2]  『正教時報』19巻9号(15.09.1930) 13。

[3]  http://russianorthodoxchurch.ws/synod/2013/20131110_tokyokur...tml

[4]  "В православном храме в Токио впервые за 90 лет поднимут колокола", РИА Новости, 13 сентября 2018, https://ria.ru/religion/20180913/1528440857.html

[5]  Саблина, Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, Москва: АИРО-ХХI; Санкт-Петербург: "Дмитрий Буланин", 2006, 194.

[6]  Бесстремянная, Г. Е., Японская Православная Церковь. История и современность, Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006, 186.

Редакция текста от: 17.11.2018 07:57:07

"ТОКИЙСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google