Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ХАКОДАТСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Хакодатский Воскресенский храм.  Нач. XXI в.
Хакодатский Воскресенский храм. Нач. XXI в.
Храм в честь Воскресения Христова в г. Хакодатэ Сендайской епархии

Консульская церковь

Православный храм в Хакодатэ был учрежден как консульская церковь в 1858 году, вместе с открытием здесь первого Российского консульства в Японии. Эта церковь стала первым в Японии православным храмом. Русский консул И. А. Гошкевич – архитектор и ктитор храма – решил посвятить его Воскресению Христову в связи с надеждой на «воскресение» в Японии христианства, однажды уже широко распространенного здесь. В 1859 году службы велись в приспособленном помещении на территории буддийского храма Дзицугёодзи. Первое здание православного храма было построено на консульские средства и освящено в октябре 1860 года.

Храм расположился на самом высоком месте города. Деревянный, крестовой формы, он был частично двухэтажным, имел соединенную с храмом колокольню. Церковь венчала глава с шестигранным барабаном увенчанным закруглённым куполом с крестом. Храм мог вместить около 200 человек.

Здесь в 1861-1869 годах служил будущий просветитель Японии равноапостольный Николай (Касаткин), и благодаря его трудам была заложена основа первой японской православной общины. При церкви началась языково-катехизаторская школа, действовала типография. Будущий святитель наблюдал и личным трудом участвовал в работах по благоустройству храма, под его руководством был отлит в Хакодатэ 50-пудовый колокол для церкви. Во время отъезда святителя в Россию в 1869-1871 годах проповедь в Хакодатэ наездами вёл первенец Японской Церкви, Павел Савабэ.

Хакодатский Воскресенский храм 1860 г. постройки
Хакодатский Воскресенский храм 1860 г. постройки

Центр Православия в Японии

Вместе с учреждением Российской духовной миссии в Японии, по положению от 14 мая 1871 года, Хакодатский храм вошел в ведение этой миссии [1]. В 1872 году Хакодатская церковь впервые звонила в колокола всю Светлую седмицу, что привлекло сюда множество любопытных и внимание местных властей. Последовало кратковременное гонение на христиан – катехизаторов и типографию арестовали, школу закрыли, православных японцев постарались изгнать из города. Однако, уже в 1873 году японские государственные запреты на Христианство были сняты. После того как в 1872 году было упразднено русское консульство в Хакодатэ, храм был передан новообразованной Хакодатской православной общине. К 1874 году в храме имелся простой деревянный иконостас и иконами академической живописи, выкрашенный голобой краской с позолоченными резными украшениями; четыре колокола. За необыкновенный для Японии звон, местные жители прозвали храм «ган-ган-дэра» - т.е. «храм “бом-бом”». Храм был центром православной проповеди в Японии, сюда стекались искатели издалека, здесь вперве стало совершаться по японски вечернее богослужение, шло становление первого церковного хора из японцев. При церкви было устроено братство для помощи нуждающимся христианам. 12 июля 1875 года в Хакодатэ состоялось первое рукоположение японцев Павла Савабэ и Иоанна Сакаи в священный сан епископом Камчатским Павлом. Только во второй половине 1870-х годов проповедь распространилась широко по всей стране.

Хакодатская церковь при владыке Николае

В 1880-х годах приход Хакодатской церкви сузился, но местный священник всё равно был пастырем огромной территории всего острова Хоккайдо и Курил. В 1885 году все здания бывшего консульства сгорели, уцелели лишь церковь, священнический и переводчицкий дома. Некоторое время при храме действовали общеобразовательная мужская школа и школа шитья для девочек. В 1890-х годах Хакодатский приход вновь значительно уменьшился, и, кроме городской общине, в его ведении осталась лишь церковь в Арикава (впоследствии - г. Хокуто).

Во время Русско-Японской войны 1904-1905 годов японцские настоятель, катехизатор и регент Хакодатской церкви были высланы из города светскими властями по подозрению в сотрудничестве с Россией.

В великом пожаре, почти полностью уничтожившем город Хакодатэ в 1907 году, первая православная церковь Японии сгорела до тла.

Хакодатский Воскресенский храм незадолго до освящения в 1916 г.
Хакодатский Воскресенский храм незадолго до освящения в 1916 г.

Кирпичный храм

Постройка новой церкви в Хакодатэ была одной из задач наиболее занимавших святителя Николая Японского в последние годы перед его кончиной. План нового кирпичного храма был почерпнут из типовых российских церковных образцов - одним из его храмов-близнцеов была Вельямовичская Вознесенская церковь. Строительные работы под руководством японского церковного архитектора-самоучки диакона Моисея Кавамуры начались в ноябре 1914 года и были завершены в сентябре 1916 года. Освящение было совершено Японским епископом Сергием 15 октября того же года. Колокол для нового храма, весом около двух тонн, был доставлен из миссийской дачи в Тоносава, что в Хаконэ. Иконостас был изготовлен в Санкт-Петербурге в 1910-е годы, а среди других икон храма было немало работ японской иконописицы Ирины Ямасита.

В апреле 1928 года главный колокол был передан Токийскому собору, а в Хакодатэ взамен прислали шесть небольших колоколов. Во время Второй мировой войны колокола, паникадило и церковные подсвечники были реквизированы япоскими властями для переплавки.

Послевоенный период

Давно ставший символом Православия в Японии, в 1983 году храм получил государственный статус «важного культурного достояния» страны, изобращение храма всё чаще стало употребляться в официальных рекламах города Хакодатэ. Новые колокола для храма пожертвовал Накагава Масакадзу из в префектуры Миэ: большой был отлит в 1983 году, пять малых и средних – в 1985 году. В 1996 году перезвон этих колоколов был государственно закреплен в перечне "ста звуков японского ландшафта".

С мая 1986 по 31 октября 1988 года в храме были проведены реставрационные работы. 6 ноября 1988 года последовало его новое торжественное освящение митрополитом Токийским Феодосием. Храм посетили патриархи Московские и всея Руси - Алексий II в мае 2000 года и Кирилл в сентябре 2012 года. На начало XXI века при храме действует воскресная школа, курсы для взрослых, проводятся спевки хора, выпускается бюллетень и регулярно поддерживается приходской сайт.

Статистика

  • сер. 1874 - ок. 300 чел.
  • 1997 - ок. 350 чел.

Духовенство

Настоятели

Диаконы

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Хакодатского Воскресенского храма:
  • Саблина, Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, Mосква: АИРО-XXI; Санкт-Петербург: «Дмитрий Буланин», 2006, 36, 43-44, 48-49, 52-53, 59, 165-167, 311.
  • Бесстремянная, Г. Е., Японская Православная Церковь. История и современность, Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 2006, 45-52.



[1]  Саблина, Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, Mосква: АИРО-XXI; Санкт-Петербург: «Дмитрий Буланин», 2006, 311.

Редакция текста от: 08.05.2020 14:50:48

"ХАКОДАТСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google