СМОЛЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Смоленская духовная семинария
Смоленская духовная семинария
Смоленская духовная семинария, высшее профессиональное учебное заведение Смоленской епархии Русской Православной Церкви

Предполагается, что школа для подготовки духовенства была создана при архиерейском доме митрополитом Смоленским Сильвестром III (Крайским) в начале XVIII века. Однако если такая школа и была создана, то на первых порах она "существовала с самым элементарным курсом образования и при самом незначительном числе учащихся". Следующий Смоленский владыка, митрополит Дорофей (Короткевич), приложил много усилий для надлежащего существования духовной школы в Смоленске и преобразовал её из "училища элементарного" в школу "с учениями латинскими". Наконец, школьное духовное образование в Смоленске окончательно сформировалось при епископе Гедеоне (Вишневском) созданием семинарии в 1728 году в Смоленском Авраамиевском монастыре.

В 1728 году владыка Гедеон обратился с прошением к императору Петру II Алексеевичу, в ответ на что последовал именной указ императора об учреждении в Смоленске семинарии и о ежегодном выделении на ее содержание 500 рублей. Точной датой открытия семинарии указывают 15 марта 1728 года. Владыка Гедеон незамедлительно заложил в Авраамиевском монастыре два каменных двухэтажных здания - библиотеку и корпус для учителей, а вне монастырских стен купил довольно просторный участок земли, на котором построил ещё три каменных двухэтажных здания - учебные классы и корпус для учеников. Преосвященный Гедеон также составил семинарские правила - "Regulae tum communes, tum particulares collegii Smolencensis". Согласно этим правилам во главе семинарии стоял ректор, являющийся настоятелем Авраамиевского монастыря; помимо него начальствующими лицами в семинарии были также префект и иногда еще и вице-префект или супер-интендант. Правилами епископа Гедеона в течение определенного времени было установлено преподавание следующих дисциплин: богословие - четыре года, философия - два года, риторика и пиитика - по одному году каждая и грамматика - в трех низших школах - синтаксиме, грамматике и фаре; изучались ещё греческий, еврейский, французский и немецкий языки. Принимались в семинарию только дети клириков, шляхтичей, офицеров и купцов. Все ученики семинарии обязаны были говорить на латыни. Первыми руководителями и преподавателями Смоленской духовной семинарии были воспитанники Киевской духовной академии и, преимущественно, монашествующие. Ректор являлся настоятелем Авраамиевского монастыря и преподавателем богословия, а префект - настоятелем Смоленского Троицкого монастыря и преподавателем философии.

Вступление на Смоленскую кафедру нового владыки - епископа Парфения (Сопковского) в 1761 году - ознаменовалось переходом семинарии под непосредственное наблюдение и руководство архиерея. С 1763 года в семинарии начал действовать факультативный класс греческого языка; преподавался и польский язык. В 1768 году указом епископа Парфения были установлены обязательные чередные богослужения для учеников трёх высших классов, введено обучение нотному пению и преподавание в высших классах священной, церковной и гражданской истории. В целом епископ Парфений значительно расширил круг семинарских дисциплин, углубил изучение исторических и математических наук, а также языкознания. Некоторых лучших учеников семинарии владыка отправлял в Московский университет, где они обучались за его личные средства. В XVIII веке при семинарии существовал театр, в котором ставились пьесы на темы библейской истории и нравоучительного содержания. На рубеже веков, при епископе Димитрии (Устимовиче), преподавание стало вестись по методике Московской славяно-греко-латинской академии. C 19 октября 1802 года в семинарии начал действовать медицинский класс, а с 1804 года - класс еврейского языка. В последующий период епископства Серафима (Глаголевского) в богословском классе были введено преподавание церковной истории, учения о должностях приходского священника (подобие пастырского богословия), и изучение Кормчей книги; в воскресные дни семинаристы занимались толкованием по правилам герменевтики апостольских посланий. Согласно указу Святейшего Синода от 24 августа 1808 года, во всех духовных академиях и семинариях, в том числе и Смоленской, было упразднено ранее введённое преподавание медицины.

В 1812-1813 годы, когда Смоленскую епархию возглавлял епископ Ириней (Фальковский), семинария, как и весь город, подверглась разорению французскими войсками. В семинарских зданиях были повреждены крыши, разломаны полы, двери, оконные рамы, разрушены печи и много другое, библиотека была разграблена, а многие документы оказались утрачены. Воспитанников распустили по домам, и в 1812/1813 учебном году Смоленская семинария не действовала. В корпусах, находившихся вне стен Авраамиева монастыря, вплоть до начала августа 1813 года размещались пленные французы.

Восстановление семинарии быстро пошло с 1813 года, при епископе Иоасафе (Сретенском). Не дожидаясь окончательного восстановления семинарских корпусов, он объявил о возобновлении занятий в самом начале сентября того года. Родители не спешили отправлять детей в разоренный город, книг в семинарии не было, в аудиториях отсутствовала необходимая мебель, и явившиеся первыми воспитанники вынуждены были сидеть на полу. Но усилиями епископа Иоасафа, который нередко приходил в семинарию и добрым словом поддерживал учащих и учащихся, уже в 1814 году семинария осуществляла свою деятельность на должном уровне. Студенты богословия в этот период писали диссертации на латинском и русском языках, а также произносили собственные проповеди в Авраамиевом монастыре. Переустройство Смоленской семинарии по уставу предусмотренному реформой духовного образования 1814 года, последовало в 1817 году. Также с 1817 года стала значительно пополняться поредевшая библиотека семинарии. Семинария с подведомственными ей училищами вначале вошла в учебный округ Киевской духовной академии, но в 1819 году её перевели в Санкт-Петербургский округ.

В 1820-30-х годах система духовного образования в России активно развивалась, в связи с чем увеличилось число богословских предметов. Преподавание основных дисциплин по прежнему велось на латыни. В 1840 году последовало преобразование учебной части семинарий по новым правилам от Святейшего Синода: в семинариях прекращалось преподавание на латинском языке богословских, философских и словесных дисциплин; из курса философских наук были оставлены только логика и психология; французский, немецкий и еврейский языки стали необязательными. В то же время вводилось изучение некоторых других предметов - так, с 1845 года в семинариях ввели обучение практической геометрии применительно к нуждам сельского хозяйства, а в 1850 году - преподавание практического земледелия. В 1853 году по синодальному распоряжению при Смоленской семинарии был открыт миссионерский класс для подготовки некоторых лучших студентов высшего отделения для работы со старообрядцами. В 1857/1858 учебном году миссионерское отделение в семинарии упразднили, но вместо него для всех учащихся высшего отделения ввели преподавание учения о расколе.

Значительные изменения в семинарии произошли после назначения на Смоленскую кафедру епископа Антония (Амфитеатрова) в 1860 году. Он прикладывал много усилий для улучшения весьма плачевного материального обеспечения семинарии, благодаря чему к 1865 году поставил быт семинарии на надлежащий уровень. Епископ Антоний лично вникал и реформировал образовательный процесс: по его ходатайству из программы было исключено преподавание сельского хозяйства, естественной истории и медицины (кроме оспопрививания). Взамен, в 1861/1862 учебном году с разрешения Святейшего Синода при семинарии был открыт иконописный класс. В 1865 году епископ Антоний представил в Синод собственные предложения по организации образовательного процесса в семинарии и получил разрешение на их "исполнение в виде опыта". Из-за строгости преемника владыки Антония, епископа Иоанна (Соколова), смена правящего епископа в 1866 году в первую очередь проявилась в сильном сокращении числа учащихся (впоследствии всем уволенным тогда студентам было позволено вновь вернуться в семинарию).

В 1867 году система духовных школ вновь подверглась реформированию согласно с новым уставом. Устав духовных семинарий от 1884 года внёс дальнейшие изменения.

Историческое здание Смоленской духовной семинарии
Историческое здание Смоленской духовной семинарии
К началу 1870-х годов помещения семинарии уже не отвечали потребностям и встал вопрос о строительстве нового здания. Дело это продвинулось лишь после посещения семинарии обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым в 1886 году. В декабре 1887 года Святейший Синод утвердил план и смету и выделил необходимую сумму на строительство нового здания семинарии и ремонт двух старых корпусов. С началом 1888 года приступили к подготовке материалов, а весной началось строительство. К сентябрю 1891 года новое здание на Спасской улице (ныне ул. Реввоенсовета) было готово. Внутри нового корпуса была устроена домовая семинарская церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В XIX-начале XX века Смоленская семинария по-прежнему активно участвовала в культурной жизни города. Хор учащихся семинарии регулярно выступал с концертами в зале Дворянского собрания - лучшем зале Смоленска того времени.

На основании постановления Наркомата юстиции от 25 августа 1918 года, по которому помещения семинарий передавались в распоряжение местных советов, в России были ликвидированы все духовные семинарии. Постановлением Отдела народного образования Смоленского губернского Исполнительного комитета Смоленская духовная семинария, как и все духовные учебные заведения Смоленска, была закрыта 1 октября 1918 года. Учащимся, желавшим продолжить свое образование, было предложено поступить в другие учебные заведения Смоленской губернии. Позже многие преподаватели и воспитанники семинарии подверглись гонениям и репрессиям.

Попыткой возродить традиции богословского образования в Смоленске стало открытие там пастырских курсов в июне 1943 года, в период немецкой оккупации. Курсы, целью которых являлась подготовка священно- и церковнослужителей, были организованы благодаря активной деятельности епископа Смоленского и Брянского Стефана (Севбо) и епархиального комитета по религиозно-нравственному просвещению. Однако с освобождением Смоленщины в сентябре 1943 года пастырские курсы прекратили свою работу.

Богословское образование в Смоленске удалось возродить лишь на исходе советского периода с созданием Смоленского духовного училища 30 ноября 1988 года. 5 мая 1995 года оно было преобразовано в Смоленскую духовную семинарию. На выпускном акте семинарии 24 июня 2012 года впервые в истории российского духовного образования выпускники получили дипломы государственного образца с присвоением квалификации "бакалавр теологии". Историческое семинарское здание 1891 года постройки сохранилось до наших дней.

Статистика

  • 1741 - 515 воспитанников
  • 1747 - 667 воспитанников
  • рубеж XVIII-XIX вв. - в библиотеке 2157 томов
  • 1802 - 685 воспитанников
  • 1806 - 716 воспитанников
  • 1808 - 578 воспитанников
  • 1813 - 500 воспитанников
  • 1814 - 499 воспитанников
  • 1815 - 529 воспитанников
  • 1816 - 559 воспитанников
  • 1821 - 242 студента
  • 1831 - 395 студентов
  • 1839 - с 1817 года состоялось 11 выпусков, за это время полный семинарский курс окончил 381 человек
  • 1840 - 458 студентов
  • 1841 - 545 студентов
  • 1847 - 524 студента
  • 1840-е - в библиотеке до 3 тыс. томов (из них до тысячи богословских)
  • 1853 - 602 студента
  • 1859 - 571 студент
  • 1860 - 571 студент
  • 1863 - 461 студент
  • 1866 - 415 студентов
  • сентябрь 1867 - 260 студентов

Ректоры

Инспекторы

Известные выпускники

Литература

  • Вишневский Д., "Драматическое произведение XVIII века, найденное в рукописях Смоленской духовной семинарии", Смоленские епархиальные ведомости, № 3, 1-15 февраля 1897.
  • Красноперов И., "Никифор Адрианович Мурзакевич (Биографический очерк) (1769-1834)", Дореволюционная печать об историке Смоленска Никифоре Мурзакевиче, Смоленск, 2007.
  • Сперанский И., Очерк истории Смоленской духовной семинарии и подведомых ей училищ со времени основания семинарии до ее преобразования по уставу 1867 года (1728-1868 г.), Смоленск, 1892.
  • Смоленские епархиальные ведомости, № 9, 1-15 мая 1899.
  • Новый путь, № 46 (168), 13 июня 1943.
  • Известия Исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Западной коммуны, № 225, 24 сентября 1918.

Использованные материалы

  • Серафим (Амельченков), иером., "История Смоленской Духовной семинарии. Исторический очерк (1728-1918)", архив официального сайта Смоленской епархии:
  • Страница сайта Русское Православие:
  • Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1895, 1897, 1904, 1917 год, СПб, 1895, с. 104; 1897, с. 106; 1904, с. 110; 1917, c. 134



[1]  «На мою долю выпал жребий весьма завидный, он научит меня переносить трудности в жизни слуги церкви и Отечества!»: архимандрит Моисей (Рыбальский) по письмам к епископу Иеремии (Соловьеву), https://cyberleninka.ru/article/n/na-moyu-dolyu-vypal-zhrebi...sey

[2]  Лебедев Даниил Петрович, протоиерей, https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/4420/

Редакция текста от: 27.01.2021 15:04:43

"СМОЛЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google