Смоленская духовная семинария |
- Адрес: Россия, 214000, г. Смоленск, ул. Тимирязева, 5
- Тел.: +7 (4812) 39-42-76; факс: +7 (4812) 38-26-54
- Официальный сайт: https://смоленская-семинария.рф
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Предполагается, что школа для подготовки духовенства была создана при архиерейском доме митрополитом Смоленским Сильвестром III (Крайским) в начале XVIII века. Однако если такая школа и была создана, то на первых порах она "существовала с самым элементарным курсом образования и при самом незначительном числе учащихся". Следующий Смоленский владыка, митрополит Дорофей (Короткевич), приложил много усилий для надлежащего существования духовной школы в Смоленске и преобразовал её из "училища элементарного" в школу "с учениями латинскими". Наконец, школьное духовное образование в Смоленске окончательно сформировалось при епископе Гедеоне (Вишневском) созданием семинарии в 1728 году в Смоленском Авраамиевском монастыре.
В 1728 году владыка Гедеон обратился с прошением к императору Петру II Алексеевичу, в ответ на что последовал именной указ императора об учреждении в Смоленске семинарии и о ежегодном выделении на ее содержание 500 рублей. Точной датой открытия семинарии указывают 15 марта 1728 года. Владыка Гедеон незамедлительно заложил в Авраамиевском монастыре два каменных двухэтажных здания - библиотеку и корпус для учителей, а вне монастырских стен купил довольно просторный участок земли, на котором построил ещё три каменных двухэтажных здания - учебные классы и корпус для учеников. Преосвященный Гедеон также составил семинарские правила - "Regulae tum communes, tum particulares collegii Smolencensis". Согласно этим правилам во главе семинарии стоял ректор, являющийся настоятелем Авраамиевского монастыря; помимо него начальствующими лицами в семинарии были также префект и иногда еще и вице-префект или супер-интендант. Правилами епископа Гедеона в течение определенного времени было установлено преподавание следующих дисциплин: богословие - четыре года, философия - два года, риторика и пиитика - по одному году каждая и грамматика - в трех низших школах - синтаксиме, грамматике и фаре; изучались ещё греческий, еврейский, французский и немецкий языки. Принимались в семинарию только дети клириков, шляхтичей, офицеров и купцов. Все ученики семинарии обязаны были говорить на латыни. Первыми руководителями и преподавателями Смоленской духовной семинарии были воспитанники Киевской духовной академии и, преимущественно, монашествующие. Ректор являлся настоятелем Авраамиевского монастыря и преподавателем богословия, а префект - настоятелем Смоленского Троицкого монастыря и преподавателем философии.
Вступление на Смоленскую кафедру нового владыки - епископа Парфения (Сопковского) в 1761 году - ознаменовалось переходом семинарии под непосредственное наблюдение и руководство архиерея. С 1763 года в семинарии начал действовать факультативный класс греческого языка; преподавался и польский язык. В 1768 году указом епископа Парфения были установлены обязательные чередные богослужения для учеников трёх высших классов, введено обучение нотному пению и преподавание в высших классах священной, церковной и гражданской истории. В целом епископ Парфений значительно расширил круг семинарских дисциплин, углубил изучение исторических и математических наук, а также языкознания. Некоторых лучших учеников семинарии владыка отправлял в Московский университет, где они обучались за его личные средства. В XVIII веке при семинарии существовал театр, в котором ставились пьесы на темы библейской истории и нравоучительного содержания. На рубеже веков, при епископе Димитрии (Устимовиче), преподавание стало вестись по методике Московской славяно-греко-латинской академии. C 19 октября 1802 года в семинарии начал действовать медицинский класс, а с 1804 года - класс еврейского языка. В последующий период епископства Серафима (Глаголевского) в богословском классе были введено преподавание церковной истории, учения о должностях приходского священника (подобие пастырского богословия), и изучение Кормчей книги; в воскресные дни семинаристы занимались толкованием по правилам герменевтики апостольских посланий. Согласно указу Святейшего Синода от 24 августа 1808 года, во всех духовных академиях и семинариях, в том числе и Смоленской, было упразднено ранее введённое преподавание медицины.
В 1812-1813 годы, когда Смоленскую епархию возглавлял епископ Ириней (Фальковский), семинария, как и весь город, подверглась разорению французскими войсками. В семинарских зданиях были повреждены крыши, разломаны полы, двери, оконные рамы, разрушены печи и много другое, библиотека была разграблена, а многие документы оказались утрачены. Воспитанников распустили по домам, и в 1812/1813 учебном году Смоленская семинария не действовала. В корпусах, находившихся вне стен Авраамиева монастыря, вплоть до начала августа 1813 года размещались пленные французы.
Восстановление семинарии быстро пошло с 1813 года, при епископе Иоасафе (Сретенском). Не дожидаясь окончательного восстановления семинарских корпусов, он объявил о возобновлении занятий в самом начале сентября того года. Родители не спешили отправлять детей в разоренный город, книг в семинарии не было, в аудиториях отсутствовала необходимая мебель, и явившиеся первыми воспитанники вынуждены были сидеть на полу. Но усилиями епископа Иоасафа, который нередко приходил в семинарию и добрым словом поддерживал учащих и учащихся, уже в 1814 году семинария осуществляла свою деятельность на должном уровне. Студенты богословия в этот период писали диссертации на латинском и русском языках, а также произносили собственные проповеди в Авраамиевом монастыре. Переустройство Смоленской семинарии по уставу предусмотренному реформой духовного образования 1814 года, последовало в 1817 году. Также с 1817 года стала значительно пополняться поредевшая библиотека семинарии. Семинария с подведомственными ей Бельским, Вяземским, Смоленским и Рославльским духовными училищами [1] вначале вошла в учебный округ Киевской духовной академии, но в 1819 году её перевели в Санкт-Петербургский округ.
В 1820-30-х годах система духовного образования в России активно развивалась, в связи с чем увеличилось число богословских предметов. Преподавание основных дисциплин по прежнему велось на латыни. В 1840 году последовало преобразование учебной части семинарий по новым правилам от Святейшего Синода: в семинариях прекращалось преподавание на латинском языке богословских, философских и словесных дисциплин; из курса философских наук были оставлены только логика и психология; французский, немецкий и еврейский языки стали необязательными. В то же время вводилось изучение некоторых других предметов - так, с 1845 года в семинариях ввели обучение практической геометрии применительно к нуждам сельского хозяйства, а в 1850 году - преподавание практического земледелия. В 1853 году по синодальному распоряжению при Смоленской семинарии был открыт миссионерский класс для подготовки некоторых лучших студентов высшего отделения для работы со старообрядцами. В 1857/1858 учебном году миссионерское отделение в семинарии упразднили, но вместо него для всех учащихся высшего отделения ввели преподавание учения о расколе.
Значительные изменения в семинарии произошли после назначения на Смоленскую кафедру епископа Антония (Амфитеатрова) в 1860 году. Он прикладывал много усилий для улучшения весьма плачевного материального обеспечения семинарии, благодаря чему к 1865 году поставил быт семинарии на надлежащий уровень. Епископ Антоний лично вникал и реформировал образовательный процесс: по его ходатайству из программы было исключено преподавание сельского хозяйства, естественной истории и медицины (кроме оспопрививания). Взамен, в 1861/1862 учебном году с разрешения Святейшего Синода при семинарии был открыт иконописный класс. В 1865 году епископ Антоний представил в Синод собственные предложения по организации образовательного процесса в семинарии и получил разрешение на их "исполнение в виде опыта". Из-за строгости преемника владыки Антония, епископа Иоанна (Соколова), смена правящего епископа в 1866 году в первую очередь проявилась в сильном сокращении числа учащихся (впоследствии всем уволенным тогда студентам было позволено вновь вернуться в семинарию).
В 1867 году система духовных школ вновь подверглась реформированию согласно с новым уставом. Устав духовных семинарий от 1884 года внёс дальнейшие изменения.
Историческое здание Смоленской духовной семинарии |
В XIX-начале XX века Смоленская семинария по-прежнему активно участвовала в культурной жизни города. Хор учащихся семинарии регулярно выступал с концертами в зале Дворянского собрания - лучшем зале Смоленска того времени.
На основании постановления Наркомата юстиции от 25 августа 1918 года, по которому помещения семинарий передавались в распоряжение местных советов, в России были ликвидированы все духовные семинарии. Постановлением Отдела народного образования Смоленского губернского Исполнительного комитета Смоленская духовная семинария, как и все духовные учебные заведения Смоленска, была закрыта 1 октября 1918 года. Учащимся, желавшим продолжить свое образование, было предложено поступить в другие учебные заведения Смоленской губернии. Позже многие преподаватели и воспитанники семинарии подверглись гонениям и репрессиям.
Попыткой возродить традиции богословского образования в Смоленске стало открытие там пастырских курсов в июне 1943 года, в период немецкой оккупации. Курсы, целью которых являлась подготовка священно- и церковнослужителей, были организованы благодаря активной деятельности епископа Смоленского и Брянского Стефана (Севбо) и епархиального комитета по религиозно-нравственному просвещению. Однако с освобождением Смоленщины в сентябре 1943 года пастырские курсы прекратили свою работу.
Богословское образование в Смоленске удалось возродить лишь на исходе советского периода с созданием Смоленского духовного училища 30 ноября 1988 года. 5 мая 1995 года оно было преобразовано в Смоленскую духовную семинарию. На выпускном акте семинарии 24 июня 2012 года впервые в истории российского духовного образования выпускники получили дипломы государственного образца с присвоением квалификации "бакалавр теологии". Историческое семинарское здание 1891 года постройки сохранилось до наших дней.
Статистика
- 1741 - 515 воспитанников
- 1747 - 667 воспитанников
- рубеж XVIII-XIX вв. - в библиотеке 2157 томов
- 1802 - 685 воспитанников
- 1806 - 716 воспитанников
- 1808 - 578 воспитанников
- 1813 - 500 воспитанников
- 1814 - 499 воспитанников
- 1815 - 529 воспитанников
- 1816 - 559 воспитанников
- 1821 - 242 студента
- 1831 - 395 студентов
- 1839 - с 1817 года состоялось 11 выпусков, за это время полный семинарский курс окончил 381 человек
- 1840 - 458 студентов
- 1841 - 545 студентов
- 1847 - 524 студента
- 1840-е - в библиотеке до 3 тыс. томов (из них до тысячи богословских)
- 1853 - 602 студента
- 1859 - 571 студент
- 1860 - 571 студент
- 1863 - 461 студент
- 1866 - 415 студентов
- сентябрь 1867 - 260 студентов
Ректоры
- Павел (Саббатовский) (1809 - 1817)
- Сильвестр (Цветков) (1817 - 1821)
- Михаил (Добров) (13 декабря 1821 - 1823)
- Иннокентий (Александров) (2 августа 1823 - 1832)
- Леонид (Зарецкий) (24 декабря 1830 - 2 февраля 1832) и/о
- Леонид (Зарецкий) (6 апреля 1832 - 5 февраля 1836)
- Поликарп (Радкевич) (19 марта 1836 - 1843)
- Поликарп (Мильтонов) (23 февраля 1842 - февраль 1843) и/о
- Поликарп (Мильтонов) (февраль 1843 - 1846)
- Иосиф (Позднышев) (1846 - 25 сентября 1850)
- Фотий (Щиревский) (25 сентября 1850 - 1858)
- Моисей (Рыбальский) (1858 - 1861 [2])
- Павел (Лебедев) (23 августа 1861 - 1866)
- Нестор (Метаниев) (20 декабря 1866 - 1877)
- Даниил Лебедев (3 августа 1877 - 17 сентября 1884 [3])
- Иоанникий (Казанский) (1884 - 1885)
- Николай (Налимов) (17 января 1886 - 1889)
- Петр Черепнин (1889 - 12 августа 1901)
- Алипий (Попов) (1901 - 1904)
- Сильвестр (Братановский) (1904 - 1906)
- Досифей (Протопопов) (1906 - 1909)
- Елевферий (Богоявленский) (1909 - 1911)
- Сщмч. Дамиан (Воскресенский) (28 июля 1911 - 1918)
- Савик Виктор (5 мая 1995 - 21 августа 2007)
- Георгий Урбанович (21 августа 2007 - 24 декабря 2015)
- Исидор (Тупикин) (с 24 декабря 2015)
Инспекторы
- Леонид (Зарецкий) (17 июня 1828 - 1832)
- Герман (1832 - 1838)
- Поликарп (Мильтонов) (1838 - 1843)
- Павел (Бобров) (1843 - 1845)
- Симеон (Дубинский) (1845 - 1848)
- Димитрий (Одинцов) (1848 - 1 сентября 1850), и/о инспектора
- Димитрий (Одинцов) (1 сентября 1850 - 1853)
- Викторин (Любимов) (31 октября 1853 - 15 сентября 1857)
- Иона (Арсеньев) (28 октября 1857 - 30 ноября 1860)
- Феодосий (Макаревский) (16 марта 1861 - май 1862)
- Кирилл (Доброленский) (14 мая 1862 - 23 ноября 1866)
- Иоанн Сперанский (29 августа 1866 - 1 января 1867), и/о инспектора
- Андрей Смирнов [4] (1 января 1867 - 1868), и/о инспектора
- Даниил Лебедев (1868 - 3 августа 1877)
- Петр Соколов (1877 - 1881)
- Иоанн Сперанский (нач. мая - кон. сентября 1881), и/о инспектора
- Петр Черепнин (23 сентября 1881 - 1884), и/о
- Петр Черепнин (1884 - 1889)
- Павел Любославский (1 сентября 1889 - октябрь 1894)
- Панкратий Березкин (17 ноября 1894 - 28 января 1906)
- Федор Воронин (14 марта 1906 - 1907) [5]
- Антоний (Георгадзе) (5 ноября 1907 - 29 января 1910)
- Николай Федоров (10 марта 1910 - упом. 1917)
Известные выпускники
- 1783 - Никифор Мурзакевич, свящ., первый историк Смоленска, автор "Истории города Смоленска" (1803)
- ок. 1800 - Тимофей (Кетлеров), архиеп. Смоленский
- 1803 - Иоанн Корейша, блаженный
- ок. 1810-х - прп. Макарий (Глухарёв), алтайский миссионер
- 1830-е - Иоанн (Жданов), еп. Чигиринский
- 1844 - свт. Иларион (Юшенов), еп. Полтавский
- 1847 - Аркадий (Филонов), еп. Аккерманский
- 1851 - Донат (Бабинский-Соколов), архиеп. Донской
- 1855 - Тихон (Клитин), еп. Оренбургский
- 1856 - равноап. Николай (Касаткин), архиеп. Токийский, просветитель Японии
- 1863 - Арсений (Брянцев), архиеп. Харьковский
- 1864 - Сергий (Соколов), еп. Черниговский
- ок. сер. 1860-х - Христофор (Смирнов), еп. Уфимский
- 1867 - Василий Васильевич Докучаев, учёный-естествоиспытатель, основоположник отечественного почвоведения
- 1873 - Палладий (Соколов), архиеп. Астраханский
- 1886 - Георгиевский Григорий Петрович, историк
- 1888 - мч. Иоанн Попов - богослов, патролог, профессор Московской духовной академии
- 1889 - Иван Иванович Орловский, местный историк, краевед
- 1891 - Феодосий (Алмазов), архим.
- 1901 - Александр Романович Беляев, писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы
- 1906 - Владимир (Юденич), еп. Чебоксарский
- ок. 1900-х - сщмч. Василий Протопопов, свящ.
- 1912 - сщмч. Евгений (Кобранов), еп. Ростовский
- 1913 - сщмч. Николай Кобранов, прот.
- ок. сер. 1910-х - Михаил (Воскресенский), архиеп. Казанский
- 2000 - Феофан (Ким), еп. Кызыльский
- 2015 - Николай (Дегтярёв), еп. Черняховский
Литература
- Вишневский Д., "Драматическое произведение XVIII века, найденное в рукописях Смоленской духовной семинарии", Смоленские епархиальные ведомости, № 3, 1-15 февраля 1897.
- Красноперов И., "Никифор Адрианович Мурзакевич (Биографический очерк) (1769-1834)", Дореволюционная печать об историке Смоленска Никифоре Мурзакевиче, Смоленск, 2007.
- Сперанский И., Очерк истории Смоленской духовной семинарии и подведомых ей училищ со времени основания семинарии до ее преобразования по уставу 1867 года (1728-1868 г.), Смоленск, 1892:
- Смоленские епархиальные ведомости, № 9, 1-15 мая 1899.
- Новый путь, № 46 (168), 13 июня 1943.
- Известия Исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Западной коммуны, № 225, 24 сентября 1918.
Использованные материалы
- Серафим (Амельченков), иером., "История Смоленской Духовной семинарии. Исторический очерк (1728-1918)", архив официального сайта Смоленской епархии:
- Страница сайта Русское Православие:
- Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1895, 1897, 1904, 1917 год, СПб, 1895, с. 104; 1897, с. 106; 1904, с. 110; 1917, c. 134
[1] База данных и собрание материалов Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви (Московский патриархат), https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/707/
[2] «На мою долю выпал жребий весьма завидный, он научит меня переносить трудности в жизни слуги церкви и Отечества!»: архимандрит Моисей (Рыбальский) по письмам к епископу Иеремии (Соловьеву), https://cyberleninka.ru/article/n/na-moyu-dolyu-vypal-zhrebi...sey
[3] Лебедев Даниил Петрович, протоиерей, https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/4420/
[4] Смотритель Смоленского духовного училища - Балбышкин Ю.А. Некрологи на страницах «Неофициального отдела «Смоленских епархиальных ведомостей», https://sedmitza.ru/text/3614081.html
[5] Приказом по гражданскому ведомству от 5 мая 1906 года за №33 // Церковные ведомости. 1906. №21 (27 мая), с. 304; Памятная книжка Смоленской губернии на 1908 год. Смоленск. 1907, с. 64.