Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНТОНИЙ (МЕЛЬНИКОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Антоний (Мельников), фотография 1970-х гг.
Митр. Антоний (Мельников), фотография 1970-х гг.
Антоний (Мельников) (1924 - 1986), митрополит Ленинградский и Новгородский

В миру Анатолий Сергеевич Мельников, родился 19 февраля 1924 года в городе Москве в семье преподавателя Московского геодезического института.

Окончив среднюю школу в Москве, во время Великой Отечественной войны работал на одном из оборонных предприятий столицы.

В 1944 года поступил в только что созданный Московский богословский институт, преобразованный затем в среднюю (МДС) и высшую (МДА) духовную школу.

С 1944 года служил иподиаконом патриаршего местоблюстителя Алексия (Симанского).

В 1950 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за курсовое сочинение «Пастырское душепопечение, по святителю Иоанну Златоусту».

В июле того же года вступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и был пострижен в монашество с именем в честь прп. Антония Римлянина.

18 июля 1950 года рукоположен во иеродиакона, а 22 июля - в сан иеромонаха патриархом Московским и всея Руси Алексием (Симанским) и определён сначала преподавателем, а затем инспектором Одесской духовной семинарии.

В 1952 году назначен инспектором Саратовской духовной семинарии, преподавателем гомилетики и практического руководства для пастырей и исполняющим обязанности секретаря Саратовского епархиального управления.

В 1956 году возведён в сан архимандрита и назначен ректором Минской духовной семинарии и наместником Жировицкого Успенского монастыря.

Из воспоминаний прот. Владимира Фоменко:

Владыка Антоний преподавал нам в семинарии Новый Завет... Стоило ему лишь появиться в аудитории, как всех нас, студентов, охватывало чувство чего-то необычайного. Всегда с нами что-то происходило необыкновенное, какие-то открытия делались, все время мы постигали нечто новое. Большим подспорьем на уроках служили его многочисленные коллекции открыток, монет, марок. Всегда владыка что-нибудь приносил на урок и иллюстрировал этими необыкновенными предметами свой рассказ, зримо подтверждая евангельский текст. Удивительно и то, что после его лекций нас охватывало желание проповедовать людям веру Христову. Так заразителен был его пример

"В те годы [1] начали запрещать богомольцам приезжать в монастырь на службу, даже собирались убрать из храмов кружки для пожертвований. "Нет, мы на это не пойдём. У нас люди, за которых мы несём ответственность". - Это было твердое архиерейское решение, и власти вынуждены были с ним считаться". [2].

В 1963 году определён ректором Одесской духовной семинарии с назначением наместником Успенского монастыря в Одессе.

Постановлением Священного Синода от 20 мая 1964 года был назначен епископом Белгород-Днестровским, викарием Одесской епархии.

31 мая 1964 года хиротонисан во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии. Хиротонию совершали: птриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Пимен, Ленинградский и Ладожский Никодим, Херсонский и Одесский Борис, Кишиневский и Молдавский Нектарий, архиепископы Минский и Белорусский Сергий, Даниил (Юзьвюк) и епископ Онисифор (Пономарев).

архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников)
архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников)
6 октября 1964 года защитил диссертацию в Московской духовной академии на ученую степень магистра богословия по теме «Жировицкий монастырь в истории западных русских епархий».

С 5 февраля по 25 мая 1965 года временно управлял Одесской епархией.

25 мая 1965 года назначен епископом Минским и Белорусским.

Архиепископ Антоний (Мельников)
Архиепископ Антоний (Мельников)
8 октября того же года возведён в сан архиепископа.

Начиная с 1965 года архиепископ Антоний от лица Русской Православной Церкви побывал во многих странах.

7 октября 1967 года назначен председателем редакционной Коллегии журнала "Богословские труды". Объединив вокруг сборника лучшие научные силы Русской Церкви, митр. Антоний привлекал к сотрудничеству и ученых из светских учреждений, которые, по обстоятельствам времени, часто подписывали свои статьи псевдонимами. Под редакцией митр. Антония вышли в свет №№ 4-27 и несколько тематических, не имеющих номера томов сборника, в некоторых опубликованы его собственные статьи.

8 сентября 1975 года возведён в сан митрополита.

С сентября по 10 октября 1978 года временно управлял Ленинградской и Новгородской епархией.

10 октября 1978 года назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским и постоянным членом Священного Синода.

В июле того же года возглавил созданный в Ленинграде филиал Отдела внешних церковных сношений.

В начале 1980-х годов под его руководством была начата работа над подготовкой Богословского энциклопедического словаря (не был издан), написанные для него статьи публиковались в "Богословских трудах" и "Журнале Московской Патриархии".

23 марта 1981 года назначен заместителем председателя Комиссии по подготовке к празднованию 1000-летия Крещения Руси.

Являлся почетным членом МДА (1975), ЛДА (1979), доктором богословия honoris causa Богословского факультета им. Я. А. Коменского (1981) в Праге.

Собранные митрополитом Антонием значительная художественная коллекция и библиотека из 7 тыс. томов вместе с обширной библиотекой его друга архиеп. Тамбовского Михаила (Чуба) стали основой возрождённой Синодальной библиотеки.

Будучи тяжело больным, последний месяц перед смертью ежедневно причащался Святых Таин. В завещании отпевание просил совершить монашеским чином, на могиле поставить правосл. деревянный крест. Утром 29 мая 1986 года, чувствуя, что силы оставляют его, просил прочесть канон на исход души. Последние слова его: «Пресвятая Богородица, помоги мне».

Скончался 29 мая 1986 года в Ленинграде после продолжительной тяжелой болезни на 63-м году жизни. Погребён на братском кладбище Александро-Невской Лавры в Ленинграде.

Завещание митрополита Антония

Живя в надежде на милость Божию, полагаясь на волю Божию, я, когда Господь призовет меня к Себе, прошу исполнить мои пожелания.

1. Чин отпевания совершить монашеским обычаем.

2. На могиле памятника не ставить, а простой русский, правильный, деревянный крест с надписью: "Антоний, милостью Божией митрополит Ленинградский и Новгородский".

3. Все мое имущество: иконы, картины, церковные облачения введены в опись имущества ЛЕУ и должны так и оставаться - церковным имуществом. Это касается указанных предметов в Ленинградских покоях, на даче в Комарове и в Новгороде.

4. Никто из моих родственников не будет претендовать на это имущество, т. к. оно не личное, а церковное.

5. Двум моим братьям сообщить о кончине моей только после погребения (адреса известны священнику Г. Звереву).

6. Некоторые панагии, кресты розданы мной моим близким людям на память, а оставшиеся должны быть описаны и остаться в ризнице покоев.

7. Я не имею своего недвижимого имущества и вкладов в сберкассы. Какая-то сумма денег может остаться в моем сейфе, но эта сумма не превысит нескольких тысяч рублей, которые следует переслать на восстановление Данилова монастыря.

8. Мою библиотеку прошу переслать в библиотеку нашего церковного фонда - Данилов монастырь.

9. Старинные богослужебные Евангелия (одно - в Комарове, а другое - в покоях) - в ризницу Данилова монастыря.

10. Сердечно благодарю всех, с кем мне пришлось разделять труды. Желаю всем им всякого благополучия и многолетия.

11. Прошу у всех прощения за различные ошибки и прошу св. молитв.

8 января 1986 г. Митрополит Антоний. Ленинградский и Новгородский.

Воспоминания современников

Архиеп. Василий (Кривошеин):

"Сам он [митр. Антоний] мне в Упсале так определял свою линию и взгляды:"...я очень люблю и ценю Владыку Ермогена, но он утопист. Он пишет свои записки Подгорному, Косыгину, Куроедову, доказывает, что по отношению к Церкви нарушается конституция и советские законы о культах. Но он не хочет понять, что если не произойдет общего и резкого изменения режима в СССР (а на это рассчитывать трудно) никакого существенного улучшения положения Церкви быть не может. Наши правители сами прекрасно понимают, что они нарушают законы, но менять своего отношения к Церкви не намерены. Писания архиепископа Ермогена их только раздражают, а Церкви никакой пользы не приносят, только наоборот. Лично я действую иначе! Стараюсь ладить с местными уполномоченными, без крайней необходимости не жалуюсь на них в Москву, в Совет по делам религии. Ведь от этого больше вреда, чем польз, надо по мелочам и постепенно, на местах добиваться мелких уступок, которые бывают важнее" громких заявлений и жалоб"... Так я действую, и поверьте, что именно так мне удалось за последние годы открыть пять приходов".

Против такого рассуждения владыки Антония было трудно спорить, но в Москве мои знакомые отзывались о Владыке Антонии (Минском), как о человеке слабом, неустойчивом, дрожащим перед уполномоченными и в частности о. Всеволод Шпиллер добавлял: " При всех его больших душевных качествах, культуре и как бы "несоветскости", у него есть один недостаток - он отчаянный карьерист!" Отец Всеволод говорил это с большой горечью, так как сам был долгие годы в дружбе с владыкой Антонием и всячески его восхвалял, говорил о нем как об украшении Русской Церкви.

Позднее я сам стал замечать у владыки Антония, несмотря на всю открытость его к Западу и культурность, меньшее понимание и даже сочувствие к Западному Православию, как ни странно, даже меньшее чем у митр. Никодима и у еп. Ювеналия. Так для него наши парижские богословы, вроде Николая Лосского или Успенского, были только "фанатики-эрудиты"...". [3].

Прот. Владимир Фоменко, келейник вл. Антония:

"Он был серьезным ученым, крупным богословом, высокообразованным и глубоко религиозным человеком.... Владыка Антоний не был революционером или новатором, стремившимся что-то менять, прежде всего он руководствовался в своей жизни чаянием исполнения воли Божией, жил с убеждением, что все происходит по предначертанию Божьего перста. И конечно, глубоко верил, что все отклонения во взаимоотношениях Церкви и государства обязательно пройдут. Надо лишь пережить, переболеть, перестрадать все происходящие нестроения... Он все делал мудро, деликатно, осторожно. Видимо, эта его позиция не вызывала возражений властей. Но если заходила речь о чем-то, что может повредить Церкви, например, в государственной политике, был очень принципиален. Разъяснял, почему так не следует поступать. И знаете, к нему прислушивались, его мнение уважали, с ним считались. Порой его упрекают в излишней осторожности, но скорее, это была житейская мудрость и понимание времени, в которое он жил".

"В каком-то смысле он представлял противоположность митрополиту Никодиму (Ротову), которого сменил на Ленинградской кафедре. Некоторые считали его мягким, не имеющим сильного характера. А владыка просто терпел, ожидая исправления подчиненных. Но, однажды, когда поведение некоторых людей перешло допустимые границы, архиерей проявил свой характер, что заставило многих изменить о нем свое мнение".

"Один его вид вызывал благоговение. Это была внешность святого человека. Молитвенный взгляд, благородные черты, сосредоточенность, отсутствие суеты в движениях... Службу митрополит Антоний вел величественно и благоговейно" [2].

Награды

Церковные:

  • орден св. равноап. кн. Владимира 2-й степени (1964)
  • орден вмч. Георгия Победоносца 1-й степени (1977, Грузинская Православная Церковь)
  • право ношения двух панагий (14 ноября 1978)
  • орден Командора 1-й степени (1978, Финляндская Православная Церковь)
  • орден прп. Сергия Радонежского 1-й степени (7 сентября 1981)
  • орден святых апостолов Петра и Павла 1-й степени (1981, Антиохийская Православная Церковь)
  • орден Животворящего Креста Господня 1-й степени (1981, Иерусалимская Православная Церковь)
  • орден св. равноап. князя Владимира 1-й степени (19 февраля 1984, в связи с 60-летием)

Светские:

  • медаль Советского Фонда мира (1979)
  • орден Дружбы народов (19 февраля 1984, в связи с 60-летием)

Труды

  1. "Пастырское душепопечение по Святителю Иоанну Златоусту" (кандидатская диссертация).
  2. "Жировицкий монастырь в истории западных русских епархий" (магистерская диссертация).
  3. Речь при наречении во епископа Белгород-Днестровского. ЖМП. 1964, № 7, с. 17.
  4. "Делегация Эфиопской Церкви в Советском Союзе". ЖМП. 1967, № 2, с. 17-21.
  5. "Поездка делегации Русской Православной Церкви на Кипр". ЖМП. 1967, № 9, с. 12-23.
  6. "Ламбетская конференция 1968 года". ЖМП. 1968, № 11, с. 49-53.
  7. "Съезд англикано-православного содружества прп. Сергия Радонежского и св. муч. Албания Британского" ЖМП. 1968, № 12, с. 56-59.
  8. "У христиан Южной Индии". ЖМП. 1969, № 5, с. 56-60.
  9. "Две недели в Стране восходящего солнца". ЖМП. 1972, № 4, с. 15-19.
  10. "Всемирная Миссионерская Конференция в Бангкоке". ЖМП. 1973, № 3, с. 52-54.
  11. "Ответный визит делегации Русской Православной Церкви Союзу Евангелических Церквей ГДР". ЖМП. 1973, № 10, с. 49-55.
  12. "Из Евангельской истории". "Богословские труды", 1971, сб. 6, с. 5.
  13. "Предисловие о (о Вл. Лосском)". "Богословские труды", 1972, сб. 8, с. 5.
  14. "Преподобная Евфросиния Полоцкая" "Богословские труды", 1972, сб. 9, с. 5-14.
  15. "О христианстве в Помпеях и Геркулануме". "Богословские труды", сб. 10, с. 59-66.
  16. "Святой равноапостольный архиепископ Японский Николай". "Богословские труды", 1975, сб. 14, с. 5.
  17. "Блаженный Августин, как катехизатор". "Богословские труды", 1976, сб. 15, с. 56.
  18. "Библиография. Х. Сомань. Св. Киприан, еп. Карфагенский и "папа Африканский". "Богословские труды", 1978, сб. 18.
  19. Слово, сказанное в Троицком соборе в Ленинграде 4 сент. 1979 года на парастасе в годовщину кончины митрополита Никодима. ЖМП. 1979, № 12, с. 28.
  20. Заключительное слово митр. Антония на поминальной трапезе 5 сентября 1979 года в годовщину кончины митрополита Никодима (Ротова). ЖМП. 1979, № 12, с. 32.
  21. "Миссия Русской Православной Церкви в прошлом и настоящем". ЖМП. 1982, № 5, с. 49-57.
  22. Слово в Неделю сыропустную (Прощенное воскресенье), 20 марта 1983 года. ЖМП. 1983, № 4, с. 32.
  23. "В день памяти свт. Никиты, епископа Новгородского". ЖМП. 1983, № 4, с. 33.
  24. К 175-летию Ленинградской духовной академии (1809-1984 г.) Богословские труды. Юбилейный сб. М., 1986.
  25. "Из истории новгородской иконографии". Богословские труды, вып. 27.
  26. Конференция содружества Св. Сергия и Альбана. "Голос Православия", № 2, 1969 (нем. яз.)
  27. Ламбетская конференция англиканских епископов. "Голос Православия", 1969, № 4.
  28. Епископ Могилевский и Мстиславский Виталий Грегулевич. ЖМП. 1975, № 9, с. 64-66.
  29. Открытое письмо к священнику Александру Меню (авторство не доказано) - http://www.glagol-online.ru/arc/online-pub/321/

Литература

  1. ЖМП. 1964, № 7, с. 17; № 6, с. 4; № 11, с. 14.
  2. -"-, 1965, № 3, с. 4; № 6, с. 2; № 11, с. 1.
  3. -"-, 1966, № 1, с. 35; № 4, с. 4; № 8, с. 23; № 11, с. 28.
  4. -"-, 1967, № 2, с. 7, 17-21; № 7, с. 2, 26; № 8, с. 38; № 9, с. 12-23; № 10, с. 9; № 11, с. 6.
  5. -"-, 1968, № 1, с. 26; № 2, с. 15; № 8, с. 1; № 11, с. 49-53; № 12, с. 56-69.
  6. -"-, 1969, № 4, с. 6; № 5, с. 56-60; № 8, с. 1, 18.
  7. -"-, 1970, № 3, с. 5; № 6, с. 22; № 7, с. 11; № 8, с. 31; № 9, с. 26-27.
  8. -"-, 1971, № 1, с. 5, 23; № 3, с. 2; № 4, с. 20; № 6, с. 2; № 8, с. 46; № 11, с. 5, 13, 15.
  9. -"-, 1972, № 3, с. 2; № 4, с. 15-19; № 5, с. 17; № 9, с. 24; № 10, с. 54; № 12, с. 17.
  10. -"-, 1973, № 1, с. 29; № 2, с. 52-54; № 4, с. 7; № 5, с. 3, 5; № 8, с. 2; № 9, с. 2; № 10, с. 28-29, 49-55; № 11, с. 29.
  11. -"-, 1974, № 5, с. 5.
  12. -"-, 1975, № 1, с. 16; № 5, с. 8; № 6, с. 15; № 8, с. 13; № 10, с. 2, 22; № 11, с. 6, 14.
  13. -"-, 1976, № 1, с. 10; № 4, с. 5, 24; № 6, с. 17; № 8, с. 21; № 9, с. 5; № 10, с. 34.
  14. -"-, 1977, № 3, с. 24; № 8, с. 8; № 11, с. 3.
  15. -"-, 1978, № 1, с. 50; № 4, с. 4; № 5, с. 6; № 8, с. 19; № 9, с. 51; № 11, с. 21; № 12, с. 3.
  16. -"-, 1979, № 1, с. 3, 12; № 2, с. 23; № 5, с. 12, 34; № 6, с. 14; № 7, с. 6; № 9, с. 13, 15; № 11, с. 11, 14; № 12, с. 23.
  17. -"-, 1980, № 2, с. 3, 16, 17, 27; № 3, с. 18-19; № 5, с. 8; № 8, с. 54; № 9, с. 7, 9, 12, 62; № 10, с. 3; № 11, с. 6, 27; № 12, с. 8, 31, 33.
  18. -"-, 1981, № 1, с. 11; № 3, с. 18; № 5, с. 4; № 8, с. 15; № 9, с. 3, 9; № 11, с. 5, 9, 17, 20, 26; № 12, с. 25, 31.
  19. -"-, 1982, № 1, с. 39; № 2, с. 7, 21-22; № 5, с. 6, 18, 28, 48; № 6, с. 65; № 7, с. 10; № 8, с. 11, 54, 60; № 9, с. 3; № 10, с. 3, 26, 41; № 12, с. 7, 34, 36.
  20. -"-, 1983, № 1, с. 26; № 2, с. 44, 47, 74; № 5, с. 8; № 6, с. 32; № 8, с. 3, 30; № 10, с. 2, 22, 63.
  21. -"-, 1984, № 1, с. 9-11, 33; № 3, с. 14; № 4, с. 5, 60; № 5, с. 10, 67; № 8, с. 51, 53; № 12, с. 13, 40.
  22. -"-, 1985, № 1, с. 27, 57; № 3, с. 19; № 5, с. 7; № 8, с. 5, 19.
  23. -"-, 1986, № 10, с. 15-17, 20 (некролог).
  24. "Богословские труды", сб. 6-10, 14-15, 18.

Использованные материалы



[1]  Т. е. хрущёвских гонений.

[2]  "Его вид вызывал благоговение...", интервью с прот. Владимиром Фоменко: http://ruskline.ru/analitika/2008/01/14/ego_vid_vyzyval_blagogovenie/

[3]  Поместный собор Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой Лавре и Избрание Патриарха Пимена http://www.pagez.ru/olb/145.php

Редакция текста от: 16.09.2015 14:52:42

"АНТОНИЙ (МЕЛЬНИКОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google