Ермоген (Добронравин), еп. Псковский и Порховский. Фотография нач. 1890-х годов (РГИА) |
В миру Добронравин Константин Петрович, родился 21 февраля 1820 года в Санкт-Петербургской епархии в семье священника слободы Московской Славянки (ныне в черте Санкт-Петербурга), Царскосельского уезда.
Обучался в Александровском духовном училище и Санкт-Петербургской духовной семинарии.
В 1845 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия и был назначен профессором философии и латинского языка в Московскую духовную семинарию, где пробыл только один год. За этот краткий срок профессорской деятельности в нем очень ярко проявилась господствующая черта в характере - это сосредоточенность, глубокое мышление, усидчивость.
26 октября 1846 года был рукоположен во священника и определен к Санкт-Петербургской Волковско-кладбищенской церкви. Здесь он приложил особенное старание к тяжелой кладбищенской службе, совершая ее всегда с искренним благоговением и полным вниманием к нуждам скорбящего ближнего. Здесь же он понес тяжелую скорбь - похоронить свою нежно любимую супругу. Впоследствии, в письме духовному сыну, он писал:
Много передумал он в это тяжкое время, искал утешения и в слове Божием, и в отеческих Писаниях, и в беседах с мудрыми людьми. Ему были чудные видения и откровения свыше. Плодом этой усиленной духовной деятельности стала книга "Утешение в смерти близких к сердцу".
В 1854 году он, по соизволению архипастыря, оставил приходскую деятельность и был определен законоучителем 3-й Санкт-Петербургской гимназии и настоятелем гимназической церкви. Находясь в гимназии, но проявил себя как умного, доброго и влиятельного наставника.
Начальство и его сотоварищи оценили в нем силу его научного опыта, заключенную в сердце и уме смиренного и скромного педагога и избрали его для исполнения разных сторонних для сего заведения обязанностей: он был членом комитета при Санкт-Петербургской духовной академии для издания книг духовно-нравственного содержания, действительным членом ее конференции, штатным членом Санкт-Петербургского комитета духовной цензуры, епархиальным членом правления Александро-Невского духовного училища. За свои труды он 20 апреля был возведен в сан протоиерея.
В 1869 году на епархиальном съезде духовенства был избран смотрителем Александро-Невского духовного училища. Некоторое время он колебался и медлил с принятием этой должности, затруднялся об устройстве дочери. Но митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор помог ему в отеческой заботе о дочери, и отец Константин принял новое место. Как особенность его служения в этой должности, передают, что, как только какой наставник почему либо отсутствовал на уроке, смотритель тотчас же заменял его, чтобы дети не лишались урока.
1 сентября 1873 года принял монашество с именем Гермогена [2]. 8 октября того же года [3] был хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской митрополии.
С 9 сентября 1876 года - епископ Ладожский, также викарий Санкт-Петербургский.
24 апреля 1882 года был перемещен на Таврическую кафедру.
С 9 марта 1885 года - епископ Псковский и Порховский.
В 1893 году был вызван для присутствия в Святейшем Синоде в Санкт-Петербург. Здесь он тяжело заболел воспалением легких. 14 августа над ним было совершено таинство Елеосвящения и владыка был приобщен Святых Таин.
Скончался 17 августа 1893 года. Был погребен в Исидоровской церкви Александро-Невской Лавры.
Отличительными чертами святителя во всех местах его служения были удивительная скромность и в образе жизни и в словах и в действиях; искренние, сердечные отношения ко всем. Выделяются также его строгое воздержание; заботливость о просвещении паствы, для которой он не только организовал духовно-просветительные общества и беседы, но и сам лично участвовал в этих беседах; попечительность о вдовах и сиротах духовенства, в особенности о воспитании девиц духовного звания. Нежная любовь к бывшей на руках его единственной дочери внушала ему такое же чувство и в отношении к другим, находившихся в подобном ей положении, почему он проявлял особую заботу о Псковском епархиальном женском училище.
Весь досуг свой архипастырь отдавал кабинетному труду, в нем находил отдых и отраду от трудов и скорбей. Солидные и ценные печатные труды служат памятниками его ревностного служения и замечательного трудолюбия. Также много ценных исследований иерарха хранились в рукописях. Он также обладал даром церковного песнопения.
В 1932 году при закрытии Лавры тело святителя найдено нетленным.
Награды
- орден Российской империи блгв. вел. кн. Александра Невского (в правление императора Александра III [4])
Труды
По истории Церкви:
- Очерк истории Русской Церкви, СПб, 1863.
- Краткая история Русской Церкви - век X-XIX, СПб, 1866.
- Таврическая епархия (с топографией и историческими сведениями о губернии), Псков, 1887.
- "Отзыв о книге "Таврическая епархия"," Приб. к "ЦВ", 1888, № 5, 124-125.
- Очерк истории Славянских Церквей, СПб, 1873 (2-е изд. 1899).
- Очерк истории христианской Церкви (век X-XIX), СПб, 1866.
- Краткий очерк Армяно-Греко-Российской Церкви, Дух. беседа., 1857.
- Вероучения Армянской Церкви. Магистерское сочинение, Дух. беседа, 1857.
- Российское Библейское общество, с критической заметкой на сочинение (о том же Пынина), Странник, 1869.
- "Справочный листок о Церквах и духовенстве епархиального ведомства в СПб епархии за 1876 год," Церк. Вестн., 1877.
По догматическому богословию:
- О Св. Таинствах Православной Церкви, 2-е изд., 1904.
По литургике:
- Вечерние беседы отца с детьми о пении при богослужении и о церковной музыке, СПб, 1876.
- О богослужении Православной Церкви, 6-е изд., 1903.
- Литургика, СПб, 1881.
Духовно-нравственные:
- "Филарет, митр. Московский," Странник, 1869 и др.
- "Воспоминания о Преосв. Антонии, архиеп. Воронежском," Странник, 1869 и др.
- "Георгий затворник Задонского монастыря," Странник, 1869 и др.
- "Рассказ детям про Саровского затворника Серафима," Странник, 1869 и др.
- "Рассказ отца детям про жизнь митр. Ионы, б. Экзарха Грузии," Странник, 1869.
- "Св. Стефан, еп. Пермский," Дух. беседа, 1857.
- "О верности изучений жизни святых," Дух беседа, 1857.
- "Св. Дмитрий, митр. Ростовский," Дух беседа, 1857.
- "Мирянин-пустынник," Дух. беседа, 1857.
- "Св. Николай, еп. Мирликийский," Дух. беседа, 1857.
- "Привет академии," Церк. Вестн., 1884.
- Утешение в смерти близких сердцу, СПб, 1854 (2-е изд. 1902).
По гомилетике:
- Минуты пастырского досуга (слова и речи, приветствия, думы, стихотворения), 1-2 тт., СПб., 1882.
- "Речь в собрании "Псково-Мефодиевского Братства"," Церк. Вестн., 1887, № 21.
- "Пепел, яко хлеб ядях...," Дух. беседа, 1857.
- "Послание прихожанам Коровской церкви, островского уезда по поводу появления и распространения штунды."
- Приб. к "ЦВ", 1889, № 6, 131-140.
- Мое прошлое, изд. журнала Странник, 1909.
Литература
- ЦВ, 1892, № 20, 176; 1893, № 23, 198.
- Приб. к "ЦВ", 1888, № 5, 124; 1889, № 6, 131; 1893, № 34, 1247, № 35, 1275, 1283; № 36, 1323-1325; № 42, 1513-1514.
- Душеп. Собес., 1894, вып. 1, 27.
- Русск. Палом., 1893, № 36, фото.
- Прав. Собес., 1901, апрель, 491; 1902, декабрь, 760.
- Христ. Чтения, 1875, сентябрь-декабрь, 490; 1888, сентябрь-декабрь, 212-213.
- Самар. ЕВ, 1895, № 1, 9.
- Изв. Каз. Еп., 1895, №№ 10, 231; 1894, № 10, 596.
- ЖМП, 1958, № 9, 42.
- Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1893 г., 21.
- Списки архиереев Иерархии Всерос., СПб, 1896, № 431, 63.
- Родосский, А., Словарь воспитанников СПб дух. акад., 103, 104, 105.
- Булгаков, 1410, 1413.
- Заметки и дополнения Е. М., № 59.
Использованные материалы
- Страница сайта Русское Православие:
[1] Часто Гермоген.
[2] http://www.ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5386 указывает что постриг был совершен епископом Ладожским Палладием. Однако, согласно доступным сведениям, епископ Палладий был определен на Ладожскую кафедру только 28 сентября того года.
[3] Дата по http://www.ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5386. http://www.ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?3_6131 указывает 9 октября.
[4] http://lavra.spb.ru/index.php?option=com_content&view=articl...155