Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СЕРГИЙ (СТРАГОРОДСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Патриарх Сергий (Страгородский)
Патриарх Сергий (Страгородский)
Сергий (Страгородский) (1867 - 1944), патриарх Московский и всея Руси

В миру Страгородский Иван Николаевич, родился 11 января 1867 года в Нижегородской губернии в городе Арзамасе, в семье протоиерея Николая Страгородского, где получил глубокое религиозное воспитание.

Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище.

В августе 1880 года поступил в Нижегородскую духовную семинарию

В 1886 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию на историческое отделение.

30 января 1890 года - пострижен в монашество с именем в честь преподобного Сергия Валаамского, будучи студентом 4-го курса академии, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха.

9 мая 1890 года окончил духовную академию со степенью кандидата богословия.

13 июня 1890 года был назначен в Японию членом Православной духовной миссии. Центром его деятельности стал зарождающийся приход в Киото.

В декабре 1891 года - назначен судовым священником на корабль "Память Азова".

В 1893 году вызван в Санкт-Петербург и назначен исполяющим должность доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета к С.-Петербургской духовной академии.

13 декабря 1893 года назначен исполняющим должность инспектора Московской духовной академии.

21 сентября 1894 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах.

В 1895 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию "Православное учение о спасении".

В 1897 году вторично назначен в Японию помощником начальника духовной миссии святителя Николая Японского. В 1898 году служил в Осаке.

В начале 1899 года был отчислен из состава Японской Миссии. 29 июля того года был определён ректором Санкт-Петербругской духовной семинарии.

6 октября 1899 года назначен инспектором, а 21 января 1901 года - ректором Санкт-Петербургской духовной академии.

25 февраля 1901 года хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополиты Петербургский Антоний (Вадковский), Киевский Феогност (Лебедев) и Московский Владимир (Богоявленский), архиепископ Холмский Иероним (Экземплярский), епископы Кишиневский Иаков (Пятницкий), Гдовский Вениамин (Муратовский), Нарвский Никон (Софийский), Сарапульский Владимир (Благоразумов) и епископ Борис (Плотников), председатель Училищного Совета при Свят. Синоде [1].

В ноябре 1901 - апреле 1903 года вёл религиозно-философские собрания представителей духовенства и общественности созданные по инициативе ряда деятелей творческой интеллигенции для обсуждения проблемы взаимоотношения Церкви, интеллигенции и государства; свободы совести; Церкви и брака; христианской догматики и мн. др. После 22 заседаний собрания были прекращены по личному распоряжению обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева.

Архиепископ Сергий (Страгородский)
Архиепископ Сергий (Страгородский)
С 6 октября 1905 г. - архиепископ Финляндский и Выборгский.

В 1906 г. участвовал в сессии Святейшего Синода, председательствовал в Учебном Комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг.

С этого же года состоял Почетным членом Спб духовной академии.

С 6 мая 1911 г. - член Святейшего Синода.

В марте 1912 г. назначен Председателем Предсоборного совещания при Синоде.

6 мая награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

4 апреля 1913 г. назначен Председателем Миссионерского Совета при Святейшем Синоде. 14 января 1915 г. - cогласно просьбе, освобожден от должности Председателя Миссионерского Совета. [2]

В 1917 - 1918 годах - участник Всероссийского Священного Собора в Москве

С 10 августа 1917 года - архиепископ Владимирский и Шуйский.

28 ноября 1917 года был возведен в сан митрополита.

Совратился в обновленческий раскол, издав 16 июня 1922 года в Нижнем Новгороде воззвание о признании каноничности живоцерковно-обновленческого ВЦУ вместе с Евдокимом (Мещерским), Серафимом (Мещеряковым) и Макарием (Знаменским). 27 августа 1923 году принес покаяние и был присоединен к Церкви.

С 18 марта 1924 года - митрополит Нижегородский.

С 10 декабря 1925 года - заместитель Патриаршего Местоблюстителя.

С ноября 1926 года епархией не управлял.

С 27 марта 1926 года снова вступил в управление Русской Церковью, как заместитель Патриаршего Местоблюстителя.

15 февраля 1930 года дал интервью представителям советской печати, которое на следующий день было опубликовано в "Известиях." В интервью он заявил:

"Гонения на религию в СССР никогда не было, и нет... Репрессии, осуществляемые Советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам за разные противоправительственные деяния... К сожалению, даже до сего времени некоторые из нас не могут понять, что к старому нет возврата, и продолжают вести себя, как политические противники Советского государства" [3].

12 апреля 1932 года постановлением за № 60/б награжден предношенем креста при богослужении. С того же года титуловался Горьковским и Арзамасским.

27 апреля 1934 года ему присвоен титул Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского, с правом ношения двух панагий.

22 июня 1941 года в первый день Великой Отечественной войны, ещё до первого военного обращения к народу И. В. Сталина, выступил с "Посланием пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви", которое было в тот же день разослано по всем приходам. В кратком пламенном послании архипастырь подчеркнул что "всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства" и заключил: "Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу" [4].

8 сентября 1943 года Собором русских иерархов был избран патриархом Московским и всея Руси. 12 сентября того же года состоялась его интронизация в Московском кафедральном Богоявленском соборе.

Скончался 15 мая 1944 года, в 6 ч. 50 м., от кровоизлияния в мозг. 18 мая того же года был погребен в Николаевском приделе Московского Патриаршего Богоявленского собора.

Митрополит Сергий (Страгородский) в 1942 году
Митрополит Сергий (Страгородский) в 1942 году
Первые годы управления митрополита Сергия Русской Православной Церковью были годами больших разногласий между иерархами, бурных колебаний и расколов. Далеко не все признали митрополита Сергия законным главой Церкви с того самого момента, когда он принимал управление, а многие отделились от него в последующие годы, особенно после декларации, выпущенной им 16/29 июля 1927 года.

Его собственная ошибка, временное отпадение в обновленческий раскол, сыграла немалую роль в этих событиях, так как поколебала доверие к нему в сознании отдельных иерархов и рядового духовенства.

Григорианский раскол, возникший раньше всех расколов этого периода, имея легальный орган управления, зарегистрированный гражданской властью, опирался на это преимущество до того момента , когда зарегистрировал Временный Патриарший Синод и тем выбил почву из-под ног григорианского ВВЦС. Затем возник ленинградский раскол иосифлянство, увлекшее небольшое число епископов, священников и мирян.

Отделение ярославской группы во главе с митрополитом Агафангелом было хотя и кратковременным, но тоже болезненным.

Прекратил общение с митрополитом Сергием уважаемый всеми митрополит Кирилл (Смирнов), бывший ранее первым кандидатом на пост Патриаршего Местоблюстителя. Отходили и другие лица и группы, меньшие по количеству входивших туда иерархов (Викторианский раскол, Даниловская и Мечевская группировки и другие).

Наиболее умеренная часть оппозиционеров продолжала признавать митрополита Сергия законным главой Церкви, хотя и с большой горечью в душе, считая некоторые его действия и распоряжения неправильными.

Отколовшиеся в разной степени удалялись от митрополита Сергия и возглавляемой им Церкви, причем самые крайние из них доходили до того, что действия митрополита Сергия считали изменой православию, его самого чуть ли не предтечей антихриста, молитвенное общение с его сторонниками - грехом, а таинства совершаемые ими - безблагодатными.

Вполне понятно, что эти расколы, отходы и резкие обличительные письма, которые писали митрополиту Сергию недовольные им епископы тяжело действовали на его моральное состояние. Тяжесть эта усугублялась еще и тем, что среди отходивших были и хорошие пастыри, проявившие себя наиболее стойкими во время борьбы с обновленчеством, и уважаемые иерархи, из которых некоторые были лично близки и дороги митрополиту Сергию.

Из тех, которые остались верными ему, как законному главе Церкви, многие все-таки осуждали его поступки и выступления, но говорили, что это его личный грех, за который но сам будет держать ответ перед Господом. Ереси он никакой не проповедует, поэтому нельзя прерывать с ним молитвенного общения.

По отношению ко всем иерархам, отделившихся от общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий держался такого метода: Сначала он писал им, затем увещевал, просил отказаться от принятого ими неправильного пути. Указывал на большой церковный вред, причиненный расколами. Если не действовали ни увещания, ни предупреждения , то созывалась сессия Синода и выносилось постановление о лишении виновных кафедр и запрещении их в священнослужении.

Многие из увещательных писем митрополита Сергия были проникнуты глубоким чувством, как например, его письмо к митрополиту Агафангелу, в котором увещающий пишет:

"Мы с Вами подошли уже к той черте, когда остается только одно: дать ответ на судище Христовом. Во имя этого нашего общего упования и во имя блага святой церкви прошу Вас и молю не разрывайте общения с нами, не переходите на сторону наших врагов".

В середине 1930-х проездом из северных лагерей во Владимирскую ссылку в Москве находился архиепископ Филипп (Гумилевский); он зашел в канцелярию митрополита Сергия в Бауманском переулке, надеясь увидеть владыку, но тот был в отъезде. Тогда архиепископ Филипп оставил митрополиту Сергию письмо, в котором были такие строки: "Дорогой Владыко, когда я думаю о Вас, стоящем на ночных молитвах - я думаю о Вас, как о святом праведнике; когда же я размышляю о Вашей повседневной деятельности, то я думаю о Вас, как о святом мученике..." На следующий день митрополит Сергий прочитал письмо, растроганно прижал его к груди и сказал: "С таким письмом и на Страшный Суд предстать не страшно". Потом подал письмо отцу Сергию Лебедеву и сказал: "Подшей-ка, Сережа, в мое личное дело. Много будут судить обо мне, пусть хоть эти добрые слова прочтет кто-нибудь". Позднее отец Сергий, глубоко уважавший и любивший обоих - и автора письма, и адресата - рассказывал об этом своим близким.

Оценки

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

"Невозможно измерить весь масштаб личности Святейшего Патриарха Сергия. Он не дал безбожной власти повода уничтожить Церковь и стереть с лица земли, ссылаясь на политические причины. И хотя в 30-е годы начались страшные гонения, связанные с закрытием большинства остававшихся в то время храмов, с уничтожением практически всего епископата и духовенства, тем не менее, ядро Церкви сохранялось...
...мы дотянули до 90-х годов, когда положение Церкви в нашей стране изменилось. Мы были очень ослаблены. Мы были всеми критикуемы - и своими, и внешними. Никто не считал возможным возрождение Русской Церкви, особенно те, кто в начале 90-х вошел в нашу страну как некие крестоносцы, желая искоренить остатки православной веры и обратить наших людей в веру иную. Но они ошиблись, потому что смиренное служение Церкви, которое стало возможным благодаря жизненному подвигу Святейшего Сергия, привело к тому, что появилось новое поколение епископата, духовенства, способное защищать Церковь и укреплять веру Христову. Ничего бы этого не было, не было бы служителей моего и следующего поколений, если бы Патриарх Сергий, поступившись своим авторитетом, не сделал того, что сделал, остановив руку гонителей.
Вокруг таких личностей, как Патриарх Сергий, никогда не перестанут спорить и что-то доказывать, потому что подобные споры всегда имеют идеологические оттенки. Уничижающие Патриарха Сергия стремятся не явить полную историческую правду, а бросить тень на его последователей, на всю Русскую Православную Церковь. С другой стороны, все те, кто защищал Патриарха Сергия в самые трудные годы, жизнью своей засвидетельствовали верность Христу и Русской Православной Церкви" [5].

Видео

"Ангел Русской Церкви против отца всех народов" (док. фильм, реж. В. Золотуха)

Сочинения

  • "Православное учение о спасении" (Магистерская диссертация). Сергиев посад, 1895. 2-е изд. Казань, 1898.
  • "Вопрос о личном спасении". (Речь перед защитой магистерской диссертации). Москва, 1895.
  • "Вечная жизнь, как высшее благо". Москва, 1895.
  • "Христианство в Китае и Японии". "Русск. вестник" 1892, дек., 1893, февр.
  • "На Дальнем Востоке" (письма японского миссионера). "Богослов. Вестник", 1895-1896. 2-е издание: Арзамас, 1897.
  • "По Японии" (письма о миссионерском путешествии). "Богослов. Вестник" 1899, апр.-дек. (Переизд.: По Японии: (Записки миссионера).- М.: Крутицкое Патриаршее подворье: О-во любителей церковной истории, 1998.- 229 с.).
  • "Происхождение пастырского служения и его необходимость". "Богослов. Вестник" 1900, авг., с. 507.
  • "Разбор инославных учений об оправдании".
    1. Учение средневекового инославного богословия. "Богослов. Вестник" 1895, апр., с. 1, авг., с. 141.
    2. Современное учение инославного богословия. "Богослов. Вестник" 1895, июнь, с. 346.
  • "Речь на могиле покойного профессора Лопухина". "Церковный вестник" 1904, № 36, с. 1132-1134.
  • "Святи их во истину Твою" (Статья). "Церковный вестник" 1904, № 24 с. 740.
  • Речь при наречении его во епископа Ямбургского 22 февраля 1901 года "Приб. к "ЦВ" 1901, № 9, с. 312-313.
  • Речь епископу Киприану при его хиротонии 10 марта 19113 года. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 12, с. 518-520.
  • "Послание к пастырям и пастве". 29 июля 1927 года. "Патр. Сергий и его духовное наследство". МП, 1947, с. 59-63.
  • "Предисловие к книге" Правда о религии в России". Изд. МП, 1942.
  • "Как православный христианин должен отнестись к предстоящему чествованию графа Толстого". "Приб. к "ЦВ" 1908, № 34 , с. 1619-1622. "Церковный вестник" 1908, № 35, с. 1081-1083. "Изв. Каз. Еп." 1908, № 32-33, с. 973-983.
  • "Что разделяет нас со старокатоликами?". 1902.
  • "К вопросу о том, что разделяет нас со старокатоликами". 1903.
  • Две речи: 1) при пострижении в монашество Елевферия (Богоявленского). "Церковный вестник" 1904, № 12, с. 356. 2) Дамиана (Воскресенского) "Церковный вестник" 1904, № 50 с. 1578.
  • "Закон Божий, написанный в сердце человека". СПб, 1904.
  • "Слова и речи (1901-1905). СПб, 1905.
  • "Речь, сказанная в Гельсингфорсском православном соборе вновь назначенному генерал-губернатору , генерал-лейтенанту Ф,А. Зейну (21 ноября 1909 г.). "Церковный вестник" 1910, № 1 с. 5-6.
  • "Письмо к митрополиту Агафангелу от 28 января/ 10февраля 1928 года".
  • "Письмо к митрополиту Агафангелу (апрель 1928 года. Архп. Иоанн (Снычев). "Церковные расколы XX столетия, с. 175.
  • "Письмо к митрополиту Кириллу от 5/18 сент.1929 г.".
  • "Письмо к митрополиту Кириллу от 2 января 1930 г.".
  • "О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его заместителей" "ЖМП" 1931, № 1, с. 3-5.
  • "Письмо от 28 окт.1931 г. на имя Высокопр. Митрополита Евлогия, Управляющего русскими церквами в Западной Европе". "ЖМП" 1931, № 2, с. 2-3. № 3, с. 1.
  • "Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам". "ЖМП" 1931, № 2, с. 5-7. № 3, с. 3-6. № 4, с. 3-7.
  • "Послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви". "ЖМП" 1931, № 5, с. 1-2.
  • Отзыв на тетрадь гражд. Д.Е. Ивановой под заглавием" Апология ежедневного и повседневного приобщения Св. Таин. Как заповеди Христа Спасителя". (Машинопись). "ЖМП" 1931, № 5, с. 3-5.
  • "Послание Патриарху Константинопольскому Фотию II" "ЖМП" 1931, № 6, с. 1-2.
  • "Послание Константинопольскому Патриарху Святейшему Фотию II архп. Константинопольскому (Нового Рима и Вселенскому Патриарху от 15 окт. 1931 года за № 7623." "ЖМП" 1932, № 7-8, с. 1-2.
  • "Ответ на приглашение к участию в Лондонской догматической комиссии и в предсоборном всеправославном собрании (Просинод) от 30 сент. 1931 г. за №7467". "ЖМП" 1932, № 7-8, с. 6-7.
  • "Письмо представителю Вселенского Патриарха в СССР Архимандриту Василию Диномуло от 12 апр. 1932 г., № 521". "ЖМП" 1932, № 9-10, с. 1-2.
  • "Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церковью ". "ЖМП" 1932, № 11-12, с. 8-11.
  • "Послание Блаженнейшему Патриарху Сербскому (Варнаве) от 23 марта 1933года. № 311". "ЖМП" 1933, № 14-15, с. 1-4.
  • "Временному Экзарху Московской Патриархии в Америке, Управляющему Русской Северо-Американской Православной епархией, Преосвященному архп. Вениамину, боголюбивым клирикам и мирянам, устоявшим в вере и в послушании Святой Церкви." "ЖМП" 1933, № 1617, с. 1-3.
  • "Воскресенье Христово в отличие от Воскресения Лазаря". "ЖМП" 1933, № 16-17, с. 4-7.
  • "Значение апостольского преемства в инославии". "ЖМП" 19332, № 23/ 24, с. 23-24.
  • " Основное заблуждение католичества и протестанства" "Прав. Финляндский сборник" 1911, № 9, с. 3. "ЖМП" 1963, № 3, с. 50, п/ с. 13.
  • "Послание к пастырям и пасомым Христовой Церкви 22 июня 1941 года". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 3-5.
  • "Речь на молебне о победе русского воинства вечером 26 июня 1941 года в Богоявленском соборе в Москве". " Правда о религии в России ", МП. 1942 , с. 83-86.
  • "Поучение, сказанное за литургией в церкви Иоанна воина на Б. Якиманке в Москве 12 авг. 1941 года". " Правда о религии в России ", МП. 1942 , с. 95-97.
  • "Послание православным людям на временно оккупированной немцами территории (январь, 1942г.)". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 11-12.
  • "К православной пастве Украины от 5 февраля 1942 г.". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 13-17.
  • "Правда о религии в России ", МП. 1942 , с.129-135.
  • "Второе послание по делу епископа Поликарпа Сикорского"26 марта 1942 года. " Правда о религии в России ", МП. 1942 , с. 136.
  • "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 18-21.
  • "Послание Московской пастве 1/14 окт. 1941 года". " Правда о религии в России ", МП. 1942 , с. 409-410.
  • "Пасхальное приветствие 2 апреля 1942 года".
  • "Правда о религии в России ", МП. 1942 , с. 449-451.
  • "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 24-25.
  • "Послание возлюбленным о Христе чадам Святой Русской Православной Церкви 22 июня 1942 года".
  • "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 29-31.
  • "Послание всем верным чадам нашей Святой Русской Православной Церкви в особенности обитающим в Литве, Латвии и Эстонии 22 сентября 1942 года". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 32-34.
  • "Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Церкви" 25 декабря 1942 года. "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 37-38.
  • "Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Церкви в областях СССР, еще не освобожденных от немецкой оккупации 13 декабря 1942 года". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 39-40.
  • "Архипастырское послание к православной пастве Ростова на Дону и Ростовской епархии 20 марта 1943 года". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 43-45.
  • "Пасхальное послание 23 апреля 1943 года" "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 46-47.
  • "Послание ко дню двухлетия войны 22июня 1943 года". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 48-50.
  • "Святительское обращение ко всем Христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах", 23 апреля 1943 года. "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 83-86.
  • "О деятельности Православной Церкви за два года Отечественной войны" (доклад на Соборе 8 сентября 1943 года). "ЖМП" 1943, № 1, с. 7-8.
  • "Послание к пастве". 12 сентября 1943 года.
  • "Речь его в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы в день интронизации, 12 сентября 1943 года". "ЖМП" 1943, № 2, с.8.
  • "Праздничное приветствие". "ЖМП" 1943, № 4, с. 3-4.
  • "Послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Святой Православной Церкви 7 ноября 1943 года" "ЖМП" 1943, № 3, с. 3-4.
  • "Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Святой Русской Православной Церкви". "ЖМП" 1944, № 4, с. 5-6.
  • "Есть ли у Христа наместник в Церкви?" (статья) "ЖМП" 1944, № 2, с. 13-18.
  • "Пасхальное приветствие (1944 г.) "ЖМП" 1944, № 4, с. 3-4.
  • "Чин отпевания инославных". Журнал Засед. Св. Синода" № 12 от 9.VI.1949.
  • "Чин панихиды по инославным". "Журнал Засед. Св. Синода" № 12 от 9.VI.1949.
  • Die Wahrheit uber die Religion in Rubland. Zurich, 1941.
  • К вопросу о праве Константинопольского Патриарха на территорию Западной Европы. Из послания от 15. X. 1931... Патриарха Фотия II., в: Вест. Экзархата 5 (1950) 25-27.
  • Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам. в: Вест. Экзархата 19 (1954) 106-126.
  • Le Christ a-t-il un Vicaire dans l`Eglise., in: Vest. Ekzarchata 20 (1954) 213-219, Paris 1960
  • Le culte de la Mere de Dieu dans l`Eglise orthodoxe, edba. 220-227.
  • L` Eglise du Christ et lesCommunatutes dissidentes(avec introduction et notesde V. Lossky), in: Vest. Ekzarchata 21 (1955) 9-32.
  • Die Beziehung der Kirche Christi zu denGemeinschaften? Die sich von ihr getrennt haben, in: Kyrios 1(1960/61) 159-186.
  • Die Bedeutung der apostolischen Sukzession bei den heterodoxen Glaubensgemeinschaften, in: StdO 1962, № 6, 26-34.
  • La signification de la succession apostolique dabs l`heterodoxie, in: Vest. Ekzarchata 42/43 (1963) 74-96.
  • Отношение православного человека к своей Церкви, в: "ЖМП" 1967, № 1, с. 63-69.
  • L`attitude d`un orthodoxe envers sonEglise et envers l`eterodoxie, in: Vest. Ekzarchata 62/64 (1968) 112- 121.
  • The Significance of Apostolic Successorsin the Non-Orthodox Faiths, in Diakonia 6 (1971) 147-162.
  • AL question du filioque, in: Istina 17(1972) 290-292.
  • Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви в: "ЖМП" 1973, № 9, с. 57-61. Немец. StdO 1974, № 5, 56-64.
  • Воскресение Христово в отличие от воскресения Лазаря, в: "ЖМП" 1973, № 104, с. 61-66.
  • Эй, гряди, Господи Иисусе!, в: "ЖМП" 1973, № 12, с. 32-33.
  • Von der Verehrung der Gottesmutter in der Orthhodoxie, in: StdO 1973, № 5, 56-64. ("ЖМП" 1932, № 14/15, с. 1-4).
  • Resurrection du Christ et resurrection de Lazare. Paris o. J. 11 s.
  • Der Wiederkunft Christs entgegen, in: StdO 1978, № 1, 28-30.
  • Радость исполненного долга, "ЖМП" 1983, № 9, с. 72-73.
  • "Правдой и верой жив будет", "ЖМП" 1984, № 7, с. 44-45.
  • ЖМП. 1994. [№] 5 практически весь составлен из материалов, посвященных 50-летию со дня кончины Патриарха Сергия
  • Во имя любви к ближнему / В.О. (Церковь в Отечественной войне 1941-1945 гг.) ЖМП. 1994. [№] 5. С. 127-131.
  • Воскресение Христово в отличие от воскресения Лазаря ЖМП. 1994. [№] 5. С. 50-56.
  • 9 января 1905 года ЖМП. 1994. [№] 5. С. 15.
  • Есть ли у Христа наместник в Церкви? ЖМП. 1994. [№] 5. С. 98-102.
  • Зачем Святой Руси дана вера православная? (Речь после молебна перед открытием годичного собрания Общества ревнителей веры и милосердия 22 октября 1901 г.) ЖМП. 1994. [№] 5. С. 9-11.
  • Значение апостольского преемства в инославии. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 61-79.
  • К вопросу о веротерпимости. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 19-22.
  • Накануне объявления полной веротерпимости (Поучение на молебне в день основания академии 17 февраля 1905 года) ЖМП. 1994. [№] 5. С. 16-18.
  • Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 80-98.
  • Патриарший Местоблюститель смиренный Сергий, митрополит Московский и Коломенский пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви. Москва, 7/22 июня 1941 г. [Послание было разослано в первый день войны по всем приходам] ЖМП. 1994. [№] 5. С. 122-123.
  • Поучение за литургией в церкви Иоанна Воина на Большой Якиманке в Москве 12 августа 1941 года. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 125-126.
  • Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 56-61.
  • Речь на молебне о победе русского воинства вечером 26 июня 1941 года в Богоявленском соборе в Москве. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 124-125.
  • Речь при наречении во епископа (22 февраля 1901 г.) [в сане архимандрита]. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 8.
  • Юбилей Петербурга, 16 мая 1903 г. (Синодальный период) ЖМП. 1994. [№] 5. С. 11-14.

Составил акафисты:

  1. В честь "Владимирской иконы Божией Матери".
  2. В честь "Боголюбской иконы Божией Матери".
  3. В честь "Умиления иконы Божией Матери".
  4. В честь "Воскресения Христова".
  5. "Святому Духу".
  6. "Живоносному древу Креста Господня".
  7. "Преп. Сергию и Герману Валаамским чудотворцам".
  8. "Преп. Сергию Радонежскому".

Литература

  • "Церк. Ведом." 1901, № 5, с. 29.
  • "Приб. к "ЦВ" 1901, № 9, с. 311-314.
  • "Церк. Ведом." 1903, № 27, с. 284. 1905, № 42, с. 471. 1908 № 24, с. 209. 1911, № 19-20, с. 106. 1911, № 21, с. 179. 1911, № 42, с. 327. 1912, № 18, с. 104. 1913, № 17, с. 176. 1915, № 3, с. 26. 1917, № 27, с. 178. 1917, № 30, с. 236. 1917, № 34, с. 286.
  • "Приб. к "ЦВ" 1918, № 7-8, с. 322.
  • "Церк. Ведом." 1918, № 19-20 с. 114.
  • "Приб. к "ЦВ" 1903, № 40, с. 1548.
  • "Мисс. Обозрен. 1901, март, с. 297.
  • "Симб. ЕВ" 1901, № 17.
  • "Душ. Собесед." 1897, вып. 2-й. с. 53, вып. 5-й. с. 150-154.
  • "Христ. Чтен." 1909, с. 22, 238, 390, 574, 725, 965.
  • Денисов. 744.
  • "Мисс. Календ. 1907, с. 138.
  • "Церковный Вестник." 1895, № 26 с. 823-824. 1904, № 9 с. 278. 1904, № 12 с. 356. 1904, № 24 с. 740. 1904, № 36 с. 1132-1134. 1904, № 42 с. 1325. 1904, № 50 с. 1578. 1908, № 1 с. 14. 1908, № 2 с. 53. 1908, № 31 с. 957. 1908, № 38 с. 1191.
  • "Русск. Паломн." 1905, № 14 с. 203-204. 1911, № 23 с. 366-367. 1912, № 17 с. 255. 1912, № 32 с. 495. 1915, № 36 с. 573.
  • "ЖМП" 1931, № 1, с. 1. 1931, № 2, с. 1-2; 1931, № 3, с. 1-3. 1931, № 4, с. 2-3. 1931, № 5, с. 2-4. 1932, № 7-8, с. 6-7. 1932, № 9-10, с.2-9. 1932, № 11-12, с. 1-8. 1933, № 13 с. 1-3. 1933, № 14-15, с. 2-6. 1933, № 16-17, с. 3-4. 1934, № 18-19, с. 1-6. 1934, № 20-21, с. 1-4. 1932, № 23/ 24, с. 1-3. 1943, № 1, с. 5-8; 16-18. 1943, № 2, с. 3-5; 8-30. 1943, № 3, с. 3-4; 9-11. 1943, № 4, с. 5-6; 9-11. 1944, № 1, с. 7-8. 1944, № 2, с. 10-11. 1944, № 3, с. 3, 9, 12, 23-26. 1944, № 4, с. 9. 1944, № 5, с. 3-5,10-13. 1944, № 6, с. 3-46. 1944, № 7, с. 19-25. 1944, № 8, с. 17-18. 1944, № 9, с. 16-20. 1944, № 12, с. 27-28. 1945, № 1, с. 42. 1945, № 4, с. 67-68. 1945, № 5, с. 75-76. 1947, № 4, с. 41-45. 1954, № 5, с. 13-17. 1957, № 12, с. 39-42. 1959, № 4, с. 64. 1959, № 5, с. 10. 1959, № 11, с. 13-51. 1960, № 2, с. 30-32. 1960, № 3, с. 15. 1960, № 7, с. 45-46. 1960, № 8, с. 21, 62-64. 1960, № 10, с. 52-55. 1960, № 11, с. 14-20. 1961, № 5, с. 41. 1961, № 6, с. 36. 1961, № 9, с. 18. 1964, № 5, с. 65-72. 1964, № 6, с. 11-12; 29-32. 1964, № 10, с. 43-56. 1964, № 11, с. 53-55.
  • "Правда о религии в России ", МП. 1942 , с. 7-14, 15-17, 49-58, 61-7 0, 8 3-86, 95-97, 129-135, 136-140, 409, 410, 449-451.
  • "Патриарх Сергий и его духовное наследство" МП, 1947.
  • Родзянко М.В. "Крушение Империи". Изд. "Прибой", 1927, с.26, 185.
  • "Вестник Свят. Синода Правосл. Русск. Церкви" 1926 № 7, с. 6 (обновл.).
  • "Вестник Свят. Синода Правосл. Русск. Церкви" 1927 № 3, (16) с. 21 (обновл.).
  • "Церк. Обновлен." 1924, № 21-22, с.89.
  • "Сибирск. Церк." 1922, № 2 с. 1.
  • "Прав. Собеседн." 1897, октябрь, с.383, 556. 1910, декабрь, с.6. 1814, февраль, с.4. 1814, июль-август, с. IV.
  • Елевферий, митр. " Соборность церкви. Божие и Кесарево". Париж, 1938, с. 49-207.
  • Елевферий, митр. "Неделя в Патриархии". Париж, 1933, с. 15-149.
  • "Памятная книж. Петроградской духовной академии на 1915-1916 уч/г." с. 7.
  • "Состав Свят. Правит. Всероссийск. Синода и Российск. Церковной. Иерархии на 1917, год" с. 36-37.
  • "Письмо епископа Бориса Уфимского от 24 февраля 1924 года" (материалы по обновленческому расколу, с. 78).
  • "Прав. Обозрение" 1884, февраль, с. 396. 1887, февраль, с. 420.
  • "Русск. Православ. Церк." с. 3-50, 73-86, 169, 194, 211-213.
  • "Урал. Церк. Вед. " (обновлен.) 1928, № 1, с. 12.
  • "Урал. Церк. Вед. " (обновлен.) 1928, № 4, с. 12.
  • "Истор. сведен. об Арзамасе" 1911, с. 195.
  • "НЭС" 1900 т. 29а , с. 650.
  • "НЭС" 1907 доп. т. II, с. 616.
  • "Изв. Каз. Еп." 1898, № 13-14, с. 596. 1903, № 16, с. 36 (отчет). 1911, № 27-28, с. 839. 1912, № 10, с. 344. 1912, № 41, с. 1242. 1913, № 1, с. 22. 1913, № 23-24, с. 721-722. 1913, № 39, с. 1174. 1913, № 43, с. 1308. 1913, № 44, с. 1303. 1913, № 45, с. 721- 722. 1914, № 7, с. 208. 1914, № 46, с. 807- 811.
  • Архим. Иоанн (Снычев) "Церковные расколы".
  • Архп. Александр. "Сергиевщина и Григорьевщина". "Вестник Свят. Синода Правосл. Русск. Церкви" 1927 с. 5-6.
  • Архп. Григорий (Яцковский)."О современном положении Русской Православной Церкви и Ее управлении", 23 ноября 1926 года. "Прав. Церк. Календ. На 1927 г." Изд. Е.Н. Львова.
  • Епископ Борис (Рукин). "О современном положении Русской Православной Патриаршей Церкви". Москва, Издание автора, 1927.
  • Люперсольский Н. Прот. "Митрополит Сергий (законный, канонический заместитель Патриаршего Местоблюстителя" Изд. Епарх. Сов., Вятка, 1928 г.
  • Булгаков, с. 1412, 1416.
  • БЭС т. II, стб. 2048.
  • ФМП 62, с. 25-26.
  • ФПС I, № 5 с. 1.
  • ФПС II, c. 1.
  • ФПС IV, с. 7.
  • ФПС V, № 175.
  • ФАМ I, № 233, с. 19.111
  • Кат-АМ (обн.) за № 313А.
  • Илиодор, с. 12, 107.
  • И. Лаговский, Борьба митрополита Сергия за Православную веру против безбожников (обличение клеветы) // Церковный Вест. Западно-Европ. Экзархата 1928 , 17, 21-28; 1928, 18, 14-15.
  • К. Шевич. Религиозное положение в России истекший год (1929-1930) // Церковный Вест. Западно-европ. Экзархата 1930 , 6/7, 22-29, 36-46.
  • Из переписки между Высокопреосвященством митрополитом Сергием и Высокопреосвящ. митрополитом Евлогием // Церковный Вест. Западно-европ.
  • Экзархата 1931, 3, 3-18.
  • И. Стратонов, Русская Церковная смута 1921 (1922 годов. (Берлин 1932 г)
  • П.Н. Великий святитель // "ЖМП" 1949, № 5, с. 43-46.
  • Е.Л., Епископы (исповедники и Патриарх Сергий, в: Церковный Вест. Западно-европ. Экзархата 1935 , 6/7, 10-25.
  • И.М. Андреев, Жизнь и деятельность светского Патриарха Сергия // Краткий обзор истории Русской Церкви от революции до наших дней. Джорданвил 1952. с. 72-77.
  • Patriarch Sergius und geistiges Eube. Berlin 1952, 148 s.
  • Десятилетие кончины Святейшего Патриарха Сергия, в: Vest. Ekzarchata 19 (1954) 98-105.
  • Le Hatriarche Serge (1867-1944). Note bibliographique. in: Vest. Ekzarchata 20 (1954) 2122-213.
  • W. Alexeev, Russian orthodox Bishopsin Soviet Union, 1941-1953 (New York 1954), s. 65-69, hier bes.65-97.
  • M. Spinka, The Church in Soviet Russia (New York 1956), 51-100.
  • Р. Яковлевич, Грехопадение в понимании Патриарха Сергия. // Прав. Мысль. 1958, 3, с. 152-153.
  • Р. Яковлевич, Православное понимание блаженства по трудам Патриарха Сергия // Прав. Мысль. 1959, 4, с. 189-198.
  • Г. Граббе, Правда о русской Церкви на Родине и за Рубежом. Джорданвилл, 1961. 75 с.
  • J. Jakovlevitch, Mon programme: le programme de l`Esprit- Saint (Notice sur la vie et l`ouevre theologique de l`ancien patriarche de Moscou, Serge Stragorodsky, puor le centenaire de sa naissance), in: Annuaire de l`Eglise orthodoxe Tchechoslovaquie, 1966, 97-106 (tchech.).
  • И. Глухов, Патриарх Сергий и его деятельность// "ЖМП" 1967, № 3, с. 59-70.
  • I. Sakarpatski, Dem groben Hierarchen, Patriarch Sergius, zum Gedachtnis, in: StdO 1967, № 5, 53-62.
  • Ioann (Razumov), Patriarch Sergius und das religiose Denken seimer Zeit, in: StdO 1967, № 10, 52-62.
  • Г. Троицкий, Патриарх Сергий и русский зарубежный церковный раскол, в: "ЖМП" 1968, № 5, с. 12-15; № 6, с. 18-27.
  • А. Чертков, Крах. Москва 1968, passim.
  • Питирим (Нечаев), Патриарх Сергий в истории восстановления патриаршества. // "ЖМП" 1969, № 5, с. 63-71.
  • Е.Л., Епископы исповедники (Сан Франциско) 1971, 7-9.
  • K. Chr. Felmy, Predigt im orthodoxen Rubland (Gottingen 1972), 208.
  • Владимир (Сабодан), Актовая речь ректора Московской духовной академии и семинарии (биография Патриарха Сергия). Доклад 1/14 октября 1973 года в Московской духовной академии. "ЖМП" 1973, № 11, с. 66-73.
  • В.А. Куроедов, Взаимоотношения Советского государства и Церкви. Вопросы истории, 1973. №. 9, с. 15-26, здесь 26с.
  • 30-летие со дня кончины Святейшего Патриарха Сергия // "ЖМП" 1974, № 7, с. 5.
  • W. Fontschenkow, Der Beitrag der Russischen Orthodoxen Kirche zum des Sowjetvolkes im Groben Vaterlandischen Krieg (1941-1945), in: StdO 1970, № 11, 32-33.
  • Сергий // Большая Советская Энциклопедия, изд. 3, т. 23, с. 289.
  • Игнатий, Иером., Декларация 1927 года, в: Православная Русь 1977, № 13, с. 1-6.
  • Дамаскин (Седрик), Письмо епископа Дамаскина митрополиту Сергию, в: Православная Русь 1977, № 13, с. 7-12 (от 29. 3. 1929).
  • А. Краснов - Левитин, Лихие годы 1925-1941 (Париж 1977), 91-100.
  • Ruckblick auf sechs Jahr zehnte Patriarchatsgeschichte, in: StdO 1978, № 9, 17.
  • Памяти Святейшего Патриарха Сергия // "ЖМП" 1981, № 5, с. 24.
  • Johannes Chrysostomus OSB, Die umstrittene Deklaration des Metropoliten Sergij vom 29/ Juli 1927 und ihr Echo, in: Unser ganzes Leben Christus unserem Gott uber antworten. Studienzur ostkirchlichen Spiritualitat Fairy v. Lilienfeld zum 65. Gtburtstag, Gottingen 1982, s, s 434- 445.
  • Вл. Лосский, Личность и мысли Святейшего Патриарха Сергия // "ЖМП" 1984, № 11 с. 434-445.
  • К 40-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Сергия (1944-1984) // "ЖМП" 1946, № 4, с. 25-26.
  • Н. Китев, Исповедники и мученики 30-х годов, "Vest. russ. chr. dv. (Вестник русского христианского движения) 150 (1987) 236-248. Nir 1988, 5, 10f.
  • Regel'son Tragedija Russkoj Cerkvi 1917 (1945. Paris 1977. 344, 365, 406, 408, 413, 535.(Лев Регельсон. Трагедия русской Церкви, Париж, 1977,)
  • Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte, I, passim; II, 65-67, passim, III, passim.
  • N. Struve, passim.
  • Н. Рклиcкий, Жизнеописания в 10 т. , IV, 76; VI, 220-308.
  • F. Heyer, Die orthodoxe Kirche, passim.
  • W.C. Fletcher, The Russian Orthodox Churh Undergrond, 1917-1970, s 43-78.
  • J.S. Curtis, The Russian Orthodox and the Soviet State, 1917 (1950, s 175-195.
  • I.M. Andreyev, Russiás Catacomb Saints, passim.
  • I.J. Ellis, The Russian Orthodox Churh 4, 345, 400.
  • A. Левитин (В. Шаров, Очерки по истории русской церковной смуты, в 3 томах, Кюзнах, 1978, т. 1, с. 166, 170,. 172; т. 2, 112, 170, 205, 266; т. 3, с. 27, 127, 285.
  • D.Pospielovsky, The Russian Orthodox Churh, Sergijs Beziehungen zum Okumenischen Patriariarchat, 64, 259, 262; mit der Auslandskirche, 106f, 122, 125-126, 133, 139-142, 265, 289-290; mit der Serbischen Kirche 263f.
  • P. Hauptmann, Die Katechismen der russisch-orthodoxen Kirche 156.
  • J.W. Cunningham, A vanquished Hore, passim/
  • В.Г. Овчинников. Православная Церковь в истории нашей страны // Вопросы истории 1988, 5, с. 11-121, здесь 119-120.
  • Митр. Евлогий, Путь моей жизни 109, 197, 307.
  • H. Bodewig, Die russische Patriarchatskirche 15f, 25, 126, 154, 163, 178, 187, 241.
  • Die Orthodoxe Kirche in Rubland, Dokumente ihrer Geschichte (860 (1980), hg. Von P. Hauptmann und G. Stricker (Gottingen 1988) : R. Rossler, Die Russische Orthodoxe Kirche im Sowjetstaat (seit 1937), hier: Dokumente №262, 264 (die "Deklaration"), 265, 270, 271, 275-283, 285, 286.
  • Митр. Питирим (Свят.) Русская Православная Церковь (= Церковь 19 столетия), Берлин 1988, с. 101-106.
  • R. Rossler, Zur "Deklaration" von Patriarch Sergij (1927), in: G2W 16 (1988) 12, 2.
  • Биографическая справка: Из словаря митрополита Мануила (Лемешевского) ЖМП. 1994. [№] 5. С. 7.
  • Иванов Н.П. Учение о спасении Патриарха Сергия. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 22-36.
  • Кравецкий А.Г., Плетнева А.А. Патриарх Сергий как литургист. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 37-49.
  • Мануил (Лемешевский), митрополит. Патриарх Сергий и обновленческий раскол. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 103-106.
  • Никон (Белавенец). "Дедушка": субъективные заметки "сергианина" к 50-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Сергия.ЖМП. 1994. [№] 5. С. 118-121.
  • Цыпин, Владислав, прот., 'Декларация́ 1927 года. ЖМП. 1994. № 5. С. 107-118.
  • Буфеев Константин, прот. Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века // Благодатный Огонь. 2001. № 6:

Использованные материалы



[1]  Прибавление к "Церковным Ведомостям" 1901, № 9, с. 313-314: http://www.prlib.ru/item/461217#i=7321445_doc1_6A192790-8938...iff

[2]  В книге Патриарх Сергий и его духовное наследство" на с. 183 ошибочно указан год освобождения от должности Председателя Миссионерского Совета 1917-й, см "Церковные Ведом." 1915, № 3, с. 26.

[3]  Цит. по Малых Александр, свящ., "Епископ Ижевский Синезий (Зарубин)," официальный сайт Ижевской епархии, http://www.udmeparhia.ru/diocese/sacred/sacred_303.html

[4]  "Послание Митрополита Сергия (Страгородского). 22 июня 1941 года", Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов, публикация на портале Седмица.Ru ЦНЦ "Православная Энциклопедия", http://www.sedmitza.ru/text/1126318.html

[5]  "Патриарх Кирилл: Патриарх Сергий не дал безбожной власти повода уничтожить Церковь" / Правмир (14.08.2017), http://www.pravmir.ru/patriarh-kirill-patriarh-sergiy-ne-dal...ov/.

Редакция текста от: 25.02.2023 19:23:18

"СЕРГИЙ (СТРАГОРОДСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google