ТОКИЙСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Токийская духовная семинария
Токийская духовная семинария
Токийская духовная семинария [1], учебное заведение Японской Православной Церкви

Начало Православной Токийской духовной семинарии было положено равноапостольным Николаем Японским, который, по прибытии в Токио в 1872 году, обосновался на холме Суругадай и в одном из старых зданий на миссийском участе открыл катехизаторскую школу (伝教学校). Вскоре им было также открыто духовное училище, именовавшееся по-японски "Языковой школой" или "Русскоязычной школой" (語学校, 露語学校), по причине того, что преподавание там велось на русском. Когда был достроен катехизаторский дом - первая капитальная постройка на миссийском участке, - духовное училище разместилось в нём.

В 1876 году две мужские духовные школы Миссии были совмещены и преобразованы в семинарию (по-японски именовалась "Православной духовной школой," 正教神学校). В 1882 году семинария произвела свой первый выпуск. В том же году для семинарии было построено здание близ проектируемого Токийского Воскресенского собора. В 1897 году она переехала в новое прекрасное здание, построенное на средства, пожертвованные будущим императором страстотерпцем Николаем II во время его путешествия по Японии в 1891 году.

В семинарию японцы зачастую поступали до крещения. Курс семинарии был семилетним, со специальным педагогическим классом для подготовки преподавателей. Программа была аналогичной российским семинариям, но без преподавания классических языков. При этом программа была дополнена предметами преподававшимися в японской гимназии, включая уроки по японской истории, китайской классике, дзюдо. Принимались лица от 14 до 60 лет, но со временем, чтобы семинаристов 21 года от роду не привлекали на военную службу в период учёбы, стали принимать с 13 лет. При святителе Николае в лучшие годы в семинарии обучалось до 100 учеников, в худшие - вдвое меньше. Преподавание велось на японском, но поначалу было необходимо использовать учебники на русском, почему обучение русскому было обязательным. Первым ректором был сам равноапостольный Николай, который долгое время преподавал догматическое богословие в старших классах. Первоначально в семинарии преподавали русские миссионеры, затем заменённые окончившими семинарию японцами. Постоянным предметом тревоги святителя было удержание японских преподавателей, которым он не мог выплачивать жалование сравнимое с тем которое их знание русского языка доставляло им в светских учреждениях. Кроме оплаты труда преподавателей, семинария полностью брала на себя содержание учеников. Заботясь о здоровье воспитанников, святитель даже специально устроил для них дачу в Хаконэ, куда посылал их на каникулы. В 1913 году открылось также отделение (分舎) семинарии в городе Осаке. В эти годы семинария была исключительно мужской, но в параллель с ней в Токио существовало и женское училище, а также иные православные школы в других частях Японии.

В 1902-1906 годы семинария впервые подготовила двух русских переводчиков японского, которые после этого отправились в распоряжение Заамурского округа пограничной стражи [2]. По итогам Русско-Японской войны Российское руководство убедилось в крайней необходимости квалифицированных японистов, и было решено направлять в семинарию русских юношей для практического освоения японского языка. Первая группа из восьми русских подростков была отобрана для этого штабом Заамурского округа пограничной стражи в 1906 году [3]. Несмотря на недовольство святителя Николая, считавшего что прибытие студентов-казачат отвлекает семинарию от главной деятельности образования японского духовенства, практика получила развитие.

После революции 1917 года в России, из-за которой Японская Миссия лишилась почти всех своих средств, в 1919 году семинария приостановила деятельность. Выпускной акт последнего, 23-го выпуска, и церемония закрытия школы состоялись 26 апреля того года [4]. За годы её существования через семинарию прошло около тысячи учеников. Токийская семинария дала зарождающейся Японской Православной Церкви немало пастырей и проповедников, а лучшие из выпускников посылались в Россию для продолжения образования в одной из духовных академий Русской Православной Церкви. Вдобавок к церковному служению многие из учеников семинарии преуспели как русисты, некоторые добились больших успехов и на других стезях.

После Великого Кантоского землетрясения 1923 года, когда здание семинарии сгорело, она была официально закрыта. В 1924-1927 годах владыка Сергий Токийский благословлял учеников получать образование в местной англиканской семинарии, а сам вел для них дополнительные курсы догматики при Токийском Воскресенском соборе.

В 1926 году богословская школа была возрождена под именем Православного духовного училища (正教神学院) с двухлетней программой. В очень малых размерах, эта школа просуществовала вплоть до 1938 года, когда училище выпустило последних учеников и закрылось.

Разруха и нестрояния в церковной жизни военных и послевоенных лет долго не позволяли возобновить духовное образование. Наконец семинария была вновь открыта 17 октября 1954 года трудами епископа Токийского Иринея под названием "Токийской духовной школы" (東京神学校) с трёхлетней программой. В 1957 году состоялся первый выпуск возобновленной школы. В том же году в семинарии было открыто женское отделение (упразднено не позднее 1990-х годов). В следующем году семинария перешла на трёх с половиной летнюю программу. В 1973 году уровень образования в семинарии был приведен в соответствие с нормами училища и семинария стала официально именоваться "Токийским Православным духовным училищем" (東京正教神学院). С тех пор большинство пастырей Японской Православной Церкви являлись ее выпускниками.

Статистика

  • 1913 - семинария имела шесть классов, из которых первый был расположен в городе Осака, а классы со второго по шестой - в Токио; помимо японцев в семинарии обучались семь русских юношей стипендиатов Военного ведомства [5]

Ректоры

Преподаватели

Известные выпускники

Литература

  • 長司祭プロクル牛丸康夫著『日本正教会史』東京:日本ハリストス正教会教団・府主教庁(Усимару Прокл Ясуо, прот., Нихон Сэйкёокай-си (История Японской Православной Церкви), Токио: Митрополия Японской Христовой Православной Церкви)、1978。
  • 長司祭プロクル牛丸康夫著『日本正教会一九七〇年~一九八〇年』東京:日本ハリストス正教会教団・府主教庁(Усимару Прокл Ясуо, прот., Нихон Сэйкёокай 1970 нэн - 1980 нэн (Японская Православная Церковь: 1970 - 1980), Токио: Митрополия Японской Христовой Православной Церкви)、1980。
  • Куланов А. Е., "Русские семинаристы в Токио: учеба и судьбы," Ежегодник "Япония", М., 2011, 222-237.

Использованные материалы

  • 長司祭プロクル牛丸康夫著「神学教育/III〔正教会〕」『日本キリスト教歴史大辞典』東京:教文官 (Усимару Прокл Ясуо, прот., "Сингаку кёоику/III Сэйкёокай," Нихон Кирисутокёо рэкиси дайдзитэн ("Богословское образование/III Православная Церковь," Большой словарь истории Христианства в Японии), Токио: Кёобункан)、1988、692。
  • Саблина Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, Москва: АИРО-ХХI; Санкт-Петербург: "Дмитрий Буланин", 2006, 59-68.
  • Колыванов Георгий Евгеньевич, "Духовные Семинарии Русской Православной Церкви за пределами России в начале 20 века," официальный сайт Московской духовной академии, 17 мая 2006:
  • Куланов А. Е., "Исидор Незнайко: “…состоял секретным связистом”," Япония наших дней (М., ИДВ РАН), №1(11), 2012, 102-117:



[1]  Традиционное название по-русски. Официальное название по-японски - Токийское православное духовное училище (東京正教神学院).

[2]  Куланов А. Е., "Русские семинаристы в Токио: учеба и судьбы," Ежегодник «Япония», М., 2011, 222-224.

[3]  Архив БРЭМ, Р-830, оп. 3, д. 12398, л. 2.

[4]  『正教時報』第8巻第7号(1919年5月15日)15頁。

[5]  Колыванов Георгий Евгеньевич, "Духовные Семинарии Русской Православной Церкви за пределами России в начале 20 века", официальный сайт Московской духовной академии, 17 мая 2006, http://www.mpda.ru/site_pub/82514.html

Редакция текста от: 08.05.2020 13:09:24

"ТОКИЙСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google