Митр. Григорий (Постников) |
В миру Постников Георгий Петрович, родился 1 ноября 1784 года в селе Михайловское Никитского уезда Московской губернии в семье диакона Петра Федорова. Фамилию Постников получил во время учебы.
В 1805 году окончил Перервинскую духовную семинарию, в 1809 году - Троице-Сергиевскую духовную семинарию, в 1814 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия.
25 августа 1814 года принял монашеский постриг, 27 августа был рукоположен во иеродиакона, 28 августа - во иеромонаха.
Деятельность в Санкт-Петербургской духовной академии
Одним из наставников Григория был свт. Филарет (Дроздов), оказавший на него большое влияние. По предложению митрополита Филарета в 1814 году занял место академического библиотекаря, пополнил библиотеку многими ценными изданиями, увеличил выписку светских периодических изданий («Сын Отечества», «Русский инвалид», «Вестник Европы», «Журнал изящных искусств», «Московские ведомости» и мн. др.).
С 17 августа 1814 года - бакалавр академии, с 13 октября того же года действительный член конференции Санкт-Петербургской духовной академии, с 19 марта 1816 года - инспектор.
В 1816 году был назначен вице-президентом Российского библейского общества (впоследствии выступал против его закрытия), участвовал в переводе Священного Писания на русский язык.
29 марта 1817 года был удостоен степени доктора богословия за сочинение о пророках "Commentatio de prophetis in genere".
29 июля того же года был посвящен в сан архимандрита и назначен настоятелем Волоколамского Иосифова монастыря.
С 1 октября 1817 года - экстраординарный профессор Петербургской академии.
Со 2 мая 1819 года - ректор академии и ординарный профессор. Став ректором, возглавил процесс перевода Священного Писания на русский язык в Санкт-Петербургской духовной академии.
Продолжая традиции свт. Филарета (Дроздова), поддерживал в академии строгий порядок, усовершенствовал учебные программы, методы обучения, улучшил материальное положение студентов.
Преподавал богословие догматическое (записки митрополита Григория по догматическому богословию, из которых напечатан только отдел о Боге, "поколику Он есть Един", и о Святой Троице, получили широкое распространение как пособие для преподавания богословия в семинариях и академиях), богословие полемическое, введение в чтение книг Священного Писания, герменевтику, английский язык.
Первым стал преподавать богословие на русском языке. Тексты Священного Писания также цитировал и разбирал на занятиях со студентами на русском языке, что было тогда новым явлением.
Для распространения в обществе богословских знаний предлагал разрешить всем независимо от пола, возраста и сословия присутствовать на публичных лекциях в академии (проект не был осуществлен).
С 21 августа 1821 года состоял членом Комиссии духовных училищ, отстаивал лекционную систему преподавания в духовных академиях, оспаривая сторонников обучения по классическим книгам.
Стараниями Григория было положено начало официальной духовной журналистике в России: в 1821 году он основал при академии один из первых в стране духовных журналов - "Христианское чтение". В 1822 году в нем печатались статьи, написанные на основе лекций архимандрита,- "Учение о Боге, поколику Он есть Един" и "Учение о Боге-Отце, Сыне Божием и Святом Духе, или о Святой Троице". По словам протоиерея Георгия Флоровского, "самостоятельного" в этих трактатах "мало, но важен был уже сам живой голос и манера автора". Григорий цитировал в них английских богословов.
7 мая 1822 года в Казанском соборе в Санкт-Петербурге был хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, одновременно стал управлять Санкт-Петербургской Троице-Сергиевой пустынью.
С 1825 года стал президентом Комитета для рассмотрения вредных (мистических) книг.
На разных кафедрах. Просветительская деятельность, борьба с расколом
Григорий (Постников), архиеп. Рязанский. Портрет. Кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. (РИАМЗ) |
27 мая 1827 года был избран почетным членом конференции Санкт-Петербургской духовной академии, в том же году вызывался для присутствия в Святейшем Синоде, со 2 марта 1829 года - член Синода. С этого периода проводил бо́льшую часть времени, кроме летних месяцев, в Санкт-Петербурге.
В 1837 году по болезни был уволен из Святейшего Синода.
С 3 марта 1828 года - архиепископ Рязанский и Зарайский.
С 25 июля 1831 года [1] - Тверской и Кашинский.
7 августа 1832 года возглавлял торжество обретения мощей свт. Митрофана Воронежского. Собрал в Твери противораскольническую библиотеку, восстановил находившийся в запустении Оршин в честь Вознесения Господня монастырь.
В 1846 году по его приказу были уничтожены гробницы чтимых в народе игуменов Варсонофия и Саввы, настоятелей Саввина Сретенского монастыря [2].
При отъезде из епархии пожертвовал в Тверскую духовную семинарию 497 книг, за что в 1850 года получил благодарность Синода, в который снова стал вызываться с этого года.
1 марта 1848 года был назначен архиепископом Казанским и Свияжским.
Особое внимание уделял миссионерской деятельности, которая велась по трем направлениям: среди старообрядцев, мусульман и язычников - чувашей, черемисов (марийцев) и вотяков (удмуртов). Будучи сторонником просвещения иноверцев, отрицал метод принуждения. Для обращения раскольников использовал почитаемые у старообрядцев книги, заботился об укреплении единоверчества, но выступал против особой единоверческой иерархии.
Возглавил учрежденный в 1847 году комитет для перевода богослужебных книг на татарский язык. В результате трудов комитета в 1852 - 1856 годах были напечатаны переводы литургии, Часослова и Нового Завета.
С 1852 года при духовно-учебных заведениях Казанской епархии появились классы по расколу.
В 1854 году возглавил в Санкт-Петербурге подготовку священников различных епархий к миссионерской деятельности. По его настоянию были открыты миссионерские отделения при духовных академиях и семинариях в Санкт-Петербурге, Москве, Казани и Киеве.
Являясь крупным церковным специалистом по истории старообрядчества, собирал старообрядческие рукописи и секретные отчеты Министерства внутренних дел. Им было издано полемическое сочинение: "Истинно-древняя и истинно-православная Христова церковь" (СПб., 1854). Полемика архиепископа, основанная на близком знакомстве со старообрядческой литературой, была проникнута "искренней любовью к заблудшим". "Что в нашем учении всего превосходнее и всего полезнее? - мир", писал владыка. Вопреки обычному тогда взгляду на приемы борьбы с расколом владыка убеждал своих слушателей действовать на заблудших "словом истины и силами Божиими", внушал им, что "все полицейские меры - не их меры".
С 1855 года в Казани начал выходить журнал "Православный собеседник", материалы которого должны были помочь борьбе со старообрядчеством.
По ходатайству преосвященного Григория в Казанская духовная академия была передана древняя библиотека Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря [3], послужившая активизации научных исследований в Казани. Для подготовки специалистов для научного описания библиотеки архиепископ пригласил в академию В. И. Григоровича. Владыка пожертвовал в академию собственные книги.
Митрополит Санкт-Петербургский
Григорий (Постников), митр. Новгородский и С.-Петербуржский. Тоновая литография. Издание В. Ф. Тимма. 1860 г. (РГБ) |
Благодаря усилиям митрополита выросло число духовенства в епархии, православные богослужебные книги переводились на финский язык, т. к. многие православные финны были вынуждены пользоваться лютеранскими молитвенниками и посещать кирхи.
Заботясь о христианском просвещении, в 1857 году основал при Санкт-Петербургской духовной семинарии журнал "Духовная беседа", предназначенный для всех мирян, более актуальный и доступный, чем "Христианское чтение". В нем впервые стали печататься официальные документы духовного ведомства.
В 1858 году перевез в библиотеку Санкт-Петербургской духовной академии библиотеки Софии Св. собора в Новгороде и Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря.
В декабре 1858 года представил в Синод проект создания миссионерского института со сроком обучения 7 лет, под который была отведена мыза в селе Грузине Новгородской губернии (проект не был осуществлен). Старался противодействовать вольномыслию и западным либеральным идеям. Был ревнителем чистоты веры и нравственности. Строго соблюдал церковный устав, в догматических убеждениях относительно веры и Православия был стоек, непреклонен и неуступчив.
В конце 1858 - начале 1859 года высказывался против массового посещения православными проповедей Сояра в католическом соборе св. Екатерины в Санкт-Петербурге.
В 1859 году объявил конкурс на фундаментальное сочинение, доказывающее истинность православного вероисповедания и опровергающее западные вероучения, в качестве поощрения выделил 3,5 тысяч рублей из своих средств.
В 1860 году активно участвовал в переводе Ветхого Завета на русский язык, осуществленном при Санкт-Петербургской духовной академии. По инициативе митрополита Григория при академии стали издаваться "Переводы византийских историков", был преобразован Духовно-цензурный комитет.
Почти за каждым богослужением преосвященный Григорий говорил поучения простые, краткие и общедоступные. Весьма строго он относился к кандидатам на священство, лично их экзаменуя, и требуя произнести в своем присутствии 6-12 проповедей. Кроме того, составил особую ведомость, где отмечал качество проповедей, которые должны были говорить в его присутствии по очереди все священники его епархии.
Собирал со всей России певчих для хора Александро-Невской лавры, сам выбирал сочинения для исполнения, ценил столповое пение.
При посещении епархии иногда подолгу оставался в одном месте, собирая окрестное духовенство, совершал богослужения и поучал народ, укрепляя любовь между пастырями и пасомыми.
Отличался строгим аскетизмом и одновременно ласковостью и участливостью к окружающим. Характерной чертой для него была исключительная честность и искренность в своих действиях. Был чужд угодливости и не стеснялся никому говорить правду открыто.
На Петербургскую кафедру митрополит Григорий вступил уже 74 лет, и первый призыв его был - к покаянию. Этот призыв не сходил с его уст до самой кончины.
1 июня 1860 года простудился во время выноса тела почившего в Александро-Невской лавре Таврического архиепископа Елпидифора (Бенедиктова) и заболел.
Скончался 17 июня [4] 1860 года. 22 июня Херсонский архиепископ Димитрий (Муретов) в сослужении четырех епископов, протопресвитеров Василия Бажанова и Василия Кутневича и сонма священнослужителей совершил отпевание митрополита Григория в присутствии императора Александра II и великих князей Константина, Николая и Михаила Николаевичей.
Был погребен на клиросе Свято-Духовской церкви Александро-Невской Лавры, могила была уничтожена после закрытия храма в 1935 году.
Членство в обществах
- член Санкт-Петербургской Академии Наук (1821)
- почетный член по отделению русского языка и словесности (1841) и общего собрания (1856) Академии Наук
- почетный член императорского Археологического общества (1851)
- почетный член Казанского университета (1857)
- почетный член Санкт-Петербургского университета (1858).
- почетный член (1824) и попечитель (24 октября 1856) Человеколюбивого общества
Награды
Церковные
- св. Владимира 2-й степени (1822)
- св. Анны 1-й степени (1826)
- св. Александра Невского (1839) и алмазными знаками к нему (1852)
- св. Андрея Первозванного (1859) и др.
- орден Спасителя Большого Креста (греч.)
Светские
- благодарность императора (за активную деятельность в Человеколюбивом обществе, трижды с 1858-1860)
Труды
- Записки по истории раскола (рукопись). Казан. акад.
- Речь. СПб, 1814.
- "Commentatio de prophetis in genere" (докторская диссертация), 1817.
- Сокращение Герминевтики. (СПб дух. акад., 1819).
- Богословия догматическая (на латин. яз.). СПб дух. акад., 1819.
- Богословское учение о должностях. СПб дух. акад., 1819.
- Богословия полемическая. СПб дух. акад., 1819.
- Основания христианства. СПб дух. акад., 1819.
- Слово при открытии мощей свя. Митрофана Воронежского. СПб, 1832.
- Слова и беседы на все воскресные и праздничные дни в году с присовокуплением слов и бесед на некоторые особенные случаи. Казань, 1849-1850 гг.
- Житие святителей чудотворцев Гурия, архиеп. Казанского и Варсонофия, еп. Тверского. СПб, 1853.
- Истинно-древняя, истинно-православная Христова Церковь. СПб, 1854.
- Беседы с духовенством Казанской епархии. СПб, 1855.
- Заметки на историю Шрекка (Д. К. Д. Уч. № 5654).
- Слово при вступлении в Калуж. епархию, 1855.
- День святой жизни, или ответ на вопросы: как мне жить свято?. СПб, 1856.
- Пять писем еп. Иеремии (Соловьеву) (Рукопись ак. библ. № А 11/313).
- До 30 писем к митр. Филарету и другим лицам, 1855.
- Практические наставления пастырям по предмету спасительного действия на раскольников // Руководство для сельских пастырей. - 1880. - Т.1. - С. 393-402.
- Вечерние мысли (стихотворение). Библиограф, 1885, № 3, с. 51.
- Христианские изыскания в Азии (перевод с англ.). Киев. старина, 1893, № 11, с. 205.
- О Боге едином и о св. Троице. Христ. чтен., ч. VI, с. 50, 64, 166, 176, 183, 213.
- Истолкование некоторых частей Св. Писания (по словам прот. Певницкого). Русская старина, 1905, август, с. 321.
- Попечение о спасении души. М., 1908.
- Слово в неделю св. Пасхи, говоренное в Ал-Невской Лавре. СПб, 1917.
Литература
- Русский биографический словарь: В 25 т. /А.А. Половцов. - М.,1896-1918. - Т. <Гоголь - Гюнэ>. - C. 491
- Здравомыслов К.Я. Новгородские иерархи, с. 205-212.
- Рункевич С.Г. Алекс.-Невская Лавра 1713-1913. СПб, 1913, с. 899, 904. (?)
- Савва, архиеп. Хроника моей жизни, 1901, т. I, с. 452; т. III, с. 109, прим. 1, с. 361, 362; 1902, т. IV, с. 170, 172, 592; 1904, т. V, с. 575, 894; 1906, т. VI, с. 2, 25, 54, 64, 135, 205, 229, 397, 453; 1911, т. IX, с. 213.
- Никанор, архиеп. Собрание сочинений. Казань, 1909, с. 87, 485.
- Копылов Н. СПБ дух. акад. (очерк из ист. за 100 лет). Русская старина, 1910, май, с. 404, 422. (?)
- Леонид, иером. История Церкви в Калуж. еп. Калуга, 1876.
- Сухомлинов История Рос. Академии (о митр. Новгор. Григории Постникове).
- Чистович Руководящие деятели (о митр. Новгор. Григории Ростникове).
- Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 12, 13, 15, 20, 118-121.
- Гатцук Календарь на 1883 г., с. 130.
- Денисов, с. 823.
- Булгаков, с. 1401, 1407, 1411, 1412, 1414.
- Толстой Ю., № 243.
- Строев П., с. 19, 21, 36, 38, 42, 50, 69, 77, 185, 266, 267, 290, 417, 446, 569.
- Юбилейный сборник, с. 38, 553.
- Списки архиереев, № 243.
- Летопись Е. А., с. 807, 830.
- Письма Филарета митр. Московского к высоч. особ. Тверь, 1888, ч. 1, с. 18-21, 48, пр. 1, 51; ч. II, с. 47 пр. 3, 48, 49 пр. 1, 65 пр. 2, 76, 222, 265 пр. 2.
- Переписка Филарета митр. Московского с С.Д. Нечаевым. СПБ, 1895, с. 10, с. 10 пр. 12, с. 19 пр. 30, с. 27 пр. 47, 57 пр. 114, 77 пр. 155, 252 пр. 547, 254 пр. 544.
- Письма Моск. митр. Филарета к архиеп. Алексию (1843-1867). М., 1883, с. 122.
- Собрание мнен. и отз. Филарета митр. Моск. и Колом., т. I, с. 42, 46, 52, 62; т. II, с. 150, 236 пр. 1, 251, 305; т. III, с. 106 пр. 2; т. IV, с. 85, 112 и пр. 5, 154-166, 169, 245-246, 290-294, 305-306, 332-334, 383-385, 405, 449-451, 503 и пр. 1;
- Ист.-стат. свед. о СПб епархии, VIII, с. 63-72.
- Изв. Казан. еп., 1879, № 22, с. 635-639.
- -"- 1907, № 27, с. 812-813 п/с.
- Труды К. Д. А., 1882, июнь, с. 208.
- Сам. еп. вед., 1895, № 11, с. 466.
- Приб. к Ц. В., 1889, № 1, с. 72.
- -"- 1891, № 13, с. 431.
- Рус. палом., 1895, № 9, с. 142.
- Прав. собес., 1897, июнь, с. 230.
- -"- 1899, январь, с. 8.
- -"- 1907, март, с. 440; сентябрь, с. 42, прим.; ноябрь, с. 20.
- Истор. вестн., 1882, сентябрь, с. 12; октябрь, с. 18.
- -"- 1883, январь, с. 230-231.
- -"- 1884, февраль, с. 428.
- -"- 1889, ноябрь, с. 414.
- -"- 1895, февраль, с. 639.
- -"- 1896, апрель, с. 175.
- -"- 1900, июль, с. 282.
- -"- 1904, апрель, с. 110.
- Христ. чтен., 1870, июль, с. 178.
- -"- 1872, май, с. 71-150.
- -"- 1879, январь, с. 497-498.
- -"- 1902, март, с. 78-82.
- Прав. обозрен., 1865, март, с. 115.
- -"- 1868, декабрь, с. 371.
- -"- 1871, июль, с. 62.
- Русская старина, 1876, октябрь, с. 300.
- -"- 1877, т. 19, с. 151; май, с. 118.
- -"- 1880, март, с. 502-503, 506-507; июнь, с. 230; июль, с. 607-608.
- -"- 1881, апрель, с. 781.
- -"- 1885, июнь, с. 579; июль, с. 168, 169.
- -"- 1888, февраль, с. 462-463; март, с. 715.
- -"- 1889, июнь, с. 671-672.
- Рус. архив, 1887, кн. 3-я, с. 250, 362 (Филарет, архиеп. Черниговский).
- -"- 1889, кн. 1-я, с. 359-360 (Рассказы о митр. Филарете).
- -"- 1895, кн. 2-я, № 5, с. 285-286; № 7, с. 285.
- -"- 1903, кн. 3-я, № 9, с. 91.
- -"- 1904, кн. 2-я, № 5, с. 51; кн. 3-я, № 10, с. 218, 219.
- -"- 1910, кн. 3-я, № 12, с. 577.
- Ж. М. П., 1945, № 6, с. 67.
- -"- 1959, № 4, с. 61; № 11, с. 39.
- ПБ Нкр., т. I, с. 676.
- БЭЛ, т. IV, с. 690; т. VII, с. 718-719; т. VIII, с. 111-112.
- БЭС, т. I, с. 682; т. II, с. 1139, 1164, 1676, 1974, 2108, 2150.
- БЭЮ, т. 7, с. 588.
Использованные материалы
- Берташ Александр, свящ., С. Л. Фирсов Григорий (Постников) // Православная энциклопедия, т. 12, с. 580-582
- Биография на сайте "Русское Православие"
[1] По данным сайта Русское Православие - с 28 июля 1829 года
[2] "Саввин монастырь" // Страница сайта Николо-Малицкого монастыря - https://www.nikola-malica.ru/podvorya/savvin-monastyr/
[3] Ныне находится в Российской Национальной Библиотеке
[4] По данным сайта Русское Правсолавие - 17 июля