Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

НИКОЛАЙ (КАСАТКИН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Николай (Касаткин)
Архиеп. Николай (Касаткин)
Николай (Касаткин) (1836 - 1912), архиепископ Токийский, святитель, равноапостольный

Память 3 февраля в день кончины, в Соборе Смоленских святых

В миру Касаткин Иван Дмитриевич, равноапостольный Николай Японский родился 1 августа 1836 года в селе Берёза Бельского уезда Смоленской губернии в семье Дмитрия Ивановича, диакона сельского Вознесенского храма. Ребенка назвали в честь славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня. Мать, Ксения Алексеевна, скончалась когда будущему святителю было пять лет; впоследствии за детьми стала ухаживать старшая сестра. Старший брат святителя, Гавриил, умер во младенчестве; младший брат Василий (1839 - 1911) впоследствии стал протоиереем; старшая сестра Ольга (1833 - ?) вышла замуж [1].

Несмотря на крайнюю бедность, мальчика отдали учиться сначала в Бельское духовное училище, а затем в Смоленскую семинарию. В 1856 году он блестяще окончил курс семинарии и как первый ученик был на казенный счет отправлен в Санкт-Петербургскую духовную академию, где учился с 1857 до 1860 года.

В этом году Иван заметил объявление с предложением отправиться кому-нибудь из окончивших академический курс в Японию на место настоятеля Воскресенской церкви при недавно открытом русском консульстве в Хакодатэ и в тот же день во время всенощной он вдруг решил что должен принять монашество и ехать в Японию. Ректор академии, епископ Нектарий (Надеждин), благословил его порыв. Благодаря личному предсмертному ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Григория (Постникова), будущему святителю - недоучившемуся, но подающему большие надежды студенту - не только было представлено место в Японии, но и была присвоена ученая степень кандидата богословия без предоставления соответствующего квалификационного сочинения. Однако, по целому ряду дисциплин Иван Касаткин был не аттестован, т.к. пропускал целый год обучения [2].

23 июня 1860 года был пострижен в монашество с именем в честь святителя Николая Мирликийского [3], а 30 июня он был рукоположен в иеромонаха. Постриг совершил ректор академии епископ Нектарий. Зиму 1860-1861 года он провел в Николаевске-на-Амуре, где встретился со святителем Иннокентием (Вениаминовым), просветителем Сибири и Аляски, который благословил его и посоветовал вплотную заняться изучением японского языка. Видя бедную рясу иеромонаха, святитель купил хороший бархат и сам выкроил рясу отцу Николаю, а также возложил на него свой наградной наперсный крест.

2 июля 1861 года иеромонах Николай прибыл в японский порт Хакодатэ. В условиях гражданской войны, нападений на иностранцев и строгого запрета на Христинство, молодой проповедник взялся за усердное изучение японских языка, истории, культуры и религий – буддизма, синтоизма и конфуцианства, добившись через восемь лет замечательной эрудиции даже по японским меркам.

Первым японцем обращенным в православие иеромонахом Николаем стал Такума Савабэ, бывший самурай, синтоистский жрец и превосходный фехтовальщик, принявший крещение вместе с двумя друзьями в мае 1868 года. Так как в том же году совершилась Реставрация Мэйдзи повернувшая Японию на путь реформ ориентированных на европейские модели появились надежды расширить проповедь и иеромонах Николай отправился в Россию в 1869 году испросить разрешение Святейшего Синода открыть в Японии русскую духовную миссию. В 1870 году император Александр II высочайше утвердил определение Святейшего Синода об учреждении Японской духовной миссии в ведении Камчатского епископата под началом Николая, возведенного в сан архимандрита.

В марте 1871 года архимандрит Николай вернулся в Хакодатэ. Проповедь Евангелия продолжалась столь успешно что, когда в начале 1872 года иеромонах Анатолий (Тихай) прибыл в Хакодатэ помочь в основании Миссии, архимандрит Николай переехал в Токио, столицу Японии, где он вскорости приступил к устроению штаб-квартиры Миссии. К 1875 году, когда в Японию прибыл епископ Камчатский Павел (Попов) чтобы рукоположить во священный сан рекомендуемых архимандритом Николаем кандидатов из местного населения, при Миссии в Токио действовали четыре училища - катихизаторское, семинарское, женское и причетническое, а в Хакодатэ два - для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 года Миссией стал регулярно издаваться журнал Кёокай хооти (Цековный вестник), а к 1878 году в Японии насчитывалось уже 4115 христиан, существовали многочисленные христианские общины. В том же году святитель обратился в Святейший Синод с просьбой прислать епископа для молодой Японской Церкви, и в ответ был сам определен на это служение.

Святейший Синод 17 марта 1880 года постановил "архимандриту Николаю быть епископом Ревельским, викарием Рижской епархии, с откомандированием в Японию". 27 марта того же года последовало наречение, а 30 марта - хиротония во епископа. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершали митрополиты Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор, Киевский и Галицкий Филофей, Московский и Коломенский Макарий; епископы Вятский и Слободской Аполлос, Рязанский и Зарайский Палладий, Рижский и Митавский Филарет, Ладожский Ермоген и Выборгский Варлаам.

Будучи вызван для хиротонии в Россию, в 1879-1880 годах архимандрит Николай посетил Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев и Одессу, собирая добровольные пожертвования на строительство кафедрального собора в Токио. При активной поддержке из России, собор был освящен 8 марта 1891 года став одним из величайших зданий японской столицы, широко известным среди японцев как "Никорай-доо" ("храм Николая") в честь просвятителя Японии.

Равноап. Николай Японский.  Первый образ написанный по его прославлении мон. Иулианией (Соколовой)
Равноап. Николай Японский. Первый образ написанный по его прославлении мон. Иулианией (Соколовой)
Епископ Николай, начиная со своего прибытия в Японию и до последних дней ставил переводческую деятельность во главу угла. Еще в Хакодатэ он начал перевод Нового Завета сверяясь с греческим, латинским, славянским, русским, китайским и английским текстами Писания, а также с толкованиями святого Иоанна Златоуста. Святитель продолжал свои труды в Токио, переведя Октоих, Цветную и Постную Триоди, всё Евангелие и части Ветхого Завета необходимые для совершения годичного круга богослужений. Не доверяя инославным переводам, епископ Николай кропотливо создавал точный православный перевод, проводя ежедневно четыре часа за работой вместе со своим помощником Павлом Накаем, прекрасно образованном в конфуцианской классике и преданным православию.

В мае 1891 года совершлось покушение на цесаревича Николая Александровича во время его пребывания в Японии, но личное заступничество епископа Николая сыграло важную роль в предотвращении русско-японского столкновения. Когда Русско-Японская Война 1904-1905 года все-таки разразилась, епископ Николай, единственный из русских подданных, остался со своей паствой в Японии и организовал заботу о русских военнопленных, чье общее число достигало 73 тысяч.

Деятельность епископа Николая во время войны была высоко оценена и в Японии и в России. В Японии он стал известен всей стране и был почитаем многими как святой.

24 марта 1906 года он был возведен в сан архиепископа Токийского и всея Японии.

После прибытия в 1908 году епископа Сергия (Тихомирова) на новооснованную викарную Киотоскую кафедру, святитель обрел долгожданного наследника.

Отдав себя делу проповеди в Японии, архиепископ Николай горячо любил Россию, а также свою малую родину. Он находил время вести переписку с сестрой и её детьми, своими племянниками. Своему отцу он приобрел в собственность небольшой участок земли по соседству с церковной землей, которым впоследствии пользовалась сестра его с детьми. В память владыки на его родине, в деревне Коптянке была устроена, по мысли С. А. Рачинского, церковно-приходская школа на которую владыка прислал 200 рублей на устройство, а с 1902 года - столько же ежегодно на её содержание. С 1909 года состоял почетным членом общества вспомоществования нуждающимся ученикам Бельского духовного училища и время от времени присылал на нужды учеников свои жертвы [4].

Архиепископ Николай скончался 3 февраля 1912 года. Похороны совершлись при громадном стечении народа, как христиан, так и прочих японцев и иностранцев. Даже японский император Мэйдзи прислал венок на похороны святителя, впервые оказав такую почесть иностранному миссионеру.

Святой Николай оставил после себя собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, одного епископа, 34 иереев, 8 диаконов, 115 проповедников и 34110 человек православных верующих в Японии, заложив прочную основу Японской Православной Церкви.

Мощи и почитание

Почитание святителя началось еще при его жизни и проявилось во время беспрецедентных похорон. Щепки от его гроба сохранялись людьми как святыня. Святые мощи архиепископа были приданы земле 9 февраля 1912 года на кладбище Янака, одном из самых уважаемых кладбищ Японской столицы.

Давно почитаемый в Японии, святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью 10 апреля 1970 года. В Русской Православной Церкви Заграницей его канонизация последовала в 1994 году [5].

Не только православные чтили память великого пастыря, но и вся Япония знала и почитала святителя. Даже через 58 лет после его кончины когда во время канонизации верующие хотели перенести его святые мощи в собор, им это не разрешили, сказав, что святой Николай принадлежит всему японскому народу, независимо от вероисповедания, и останки его должны остаться на народном кладбище [6]. Таким образом, мощи равноапостольного Николая и по сей день покоятся на кладбище Янака, но некоторые извлеченные частицы их всё же находятся в разных храмах: в Токийском соборе есть мощевик святителя Николая, икона с частицами мощей недавно появилась и в Хакодатском храме, в 2003 году митрополит Токийский Даниил передал частичку мощей миссионера приходу на его родине, в посёлке Мирном, а 17 сентября 2008 года - во Владивостокский Успенский храм. В первых числах февраля 2012 года епископ Сендайский Серафим передал частицу мощей святителя для будущего храма в Минске [7]. Частица мощей святителя также обретается в Никольском митрополичьем соборе Православной Церкви в Америке в Вашингтоне.

В каждом храме Японской Церкви за каждой литургией поется тропарь равноапостолу, в отпусте поминается его имя, а также имеется икона или фреска святого покровителя этой земли. Первым храмом освященным во имя равноапостольного Николая стал правый придел Токийского Воскресенского собора в 1970 году. С тех пор были освящены и другие престолы в Японии. На родине равноапостола, в пределах бывшей Российской империи, уже во многих храмах можно видеть фрески и иконы святого, а с 1990-х годов ему были освящены несколько храмов в России и Белоруссии. На месте родного дома святителя в Берёзе в 1998 году был поставлен поклонный крест и памятный камень, но по состоянию на середину 2012 года крест упал, а мемориал находился в запустении [8]. Музей святителя, созданный на основе материалов, которые собрали на его малой родине, был создан в поселке Оленино Тверской области.

Миссионера чтут и во многих других странах. Так, святитель Николай в православной истории Китая связан с первым китайским иереем и святым, священномучеником Митрофаном, которого владыка Николай рукоположил во пресвитера в 1882 году. В Корее вспоминают его миссионерскую помощь и обучение корейских православных пастырей в Токийской духовной семинарии под началом святителя. Православные в ЮАР и США также чтут святителя как великого миссионера, в этих странах ему также освящены храмы. В Финляндии и Болгарии были написаны иконы святого.

Николо-Японские храмы

Япония:

Россия:

Белоруссия:

Дальнее зарубежье:

Молитвы

Тропарь, глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне, служителю Христов верный и Богомудрый, цевнице избранная Божественного Духа, сосуде преизливающийся любве Христовы, Японския земли просветителю, святый Николае, иерарше равноапостольне, молися Живоначальной Троице о всем твоем стаде и о всем мире.

Кондак, глас 4

Странника и пришельца прият тя страна Японская, равноапостольне святителю Николае, в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго, обаче теплоту и свет Христов источая, прелагал еси враги твоя в сыны духовныя, имже раздая благодать Божию, созидал еси Церковь Христову, о ней же ныне молися, и тебе бо сынове ея и дщери взывают: радуйся пастырю добрый наш.

Награды

  • орден св. благов. князя Александра Невского с бриллиантами
  • орден св. благов. князя Александра Невского (от императора России страстотерпца Николая II)
  • орден св. равноап. князя Владимира 2-й степени
  • орден св. равноап. князя Владимира 1-й степени (от императора России страстотерпца Николая II, 1910)
  • орден св. Анны 1-й степени
  • бриллиантовый крест на клобук (от Святейшего Синода)

Труды

Дневники:

Письма:

  • "Я здесь совершенно один русский..." (Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии), Санкт-Петербург: Издательский дом "Коло", 2002.
  • Святитель Николай Японский. Письма священнику Сергию Судзуки (из неопубликованного), специальный выпуск журнала Христианское чтение, 2012, № 5.
  • "Святитель Николай Японский о кончине мира и грядущих судьбах России", Архиеп. Никон (Рождественский), Православие и грядущие судьбы России. Из Дневников 1910–1916 гг.:
  • "Письмо в Бозе почившего Высокопреосвященного Николая, Архиепископа Японского" [от 25 февраля 1909], Китайский благовестник, XIV, 1917, вып. 1/2 (15 марта), сс. 9-10:

Слова:

  • ペトル柴山準行長司祭著『大主教二コライ師事跡』東京:日本ハリストス正教会総務局 (Петр Сибаяма Дзюнко, прот., Дайсюкё Никорай-си дзисэки (Деяния архиепископа Николая), Токио, Консистория Японской Христовой Православной Церви)、1936 - содержит богатое собрание проповедей святителя.
  • "Уготови душу твою во искушение" - Слово св. Николая Японского на Соборе Японской Церкви в июле 1887 года (перевод с японского):
  • "Приветствие Архиепископа Японского Николая Миссионерскому съезду в Иркутске", Православный благовестник, 1910, т. 2, № 16, август, кн. 2, 146-149.

Литература

На русском

  • Сеодзи, Сергей, "О православной Миссии и церкви в Японии", Прибавление к церковным ведомостям, 1891, март, № 13, с. 403-410.
  • Сергий (Страгородский), архимандрит, На Дальнем Востоке. Письма японского миссионера, Сергиев Посад, 1897.
  • "Наши пленные в Японии", Прибавление к Церковным ведомостям, 1905, май, № 21, 878-879.
  • Знаменский, Ф., прот., "К двадцатипятилетию архипастырского служения преосвященного Николая, епископа Ревельского", Прибавление к Церковным ведомостям, 1905, май, № 22, 895-899.
  • Сергий (Тихомиров), епископ, "Празднование пятидесятилетия благовестнических трудов высокопреосвященного Николая в Японии", Прибавление к Церковным ведомостям, 1911, № 40, 1699-1702; № 41, 1752-1758.
  • Позднеев, Димитрий, Архиепископ Николай Японский (Воспоминания и характеристика), Санкт-Петербург, 1912.
  • "Высокопреосвященный Николай, Архиепископ Японский", в кн.: Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков, Том дополнительный, ч. 1. кн. 2. Июль-декабрь. Москва, 1912, 35-61.
  • Кониси, профессор университета "Doshisha" (Киото), "Воспоминания японца об архиепископе Николае", Христианин, т. 1, январь-апрель, 665-669.
  • Сергий (Тихомиров), епископ, "Памяти преосвященного Николая, Архиепископа Японского (к годовщине его кончины 3 февраля 1912 года)", Христианское чтение, 1913, ч.1, 3-76.
  • Сергий (Тихомиров), епископ, Памяти высокопреосвященного Николая, архиепископа Японского, Санкт-Петербург, 1913.
  • Платонов, А., Апостол Японии. Очерк жизни архиепископа Японского Николая, Петроград, 1916.
  • Казем Бек, "Апостол Японии Архиепископ Николай (Касаткин). (К 100-летию Православия в Японии)", Журнал Московской Патриархии, 1960, июль, 43-58.
  • Марк (Лозинский), игумен, профессор, "Святой Николай, Архиепископ Японский", в кн.: Доклады и статьи, (машинопись), Т. 1, г. Загорск: Лавра, МДА, 185-230.
  • Антоний (Мельников), архиепископ Минский и Белорусский, "Святой Равноапостольный Архиепископ Японский Николай", Богословские труды, сборник 14, Москва: Издание Московской Патриархии, 1975, 5-61:
  • Георгий (Тертышников), архимадрит, Святой Равноапостольный Николай Архиепископ Японский, Издание подготовлено при участии Афонского Подворья в Москве, 1995:
  • Георгий (Тертышников), архимадрит, "Миссионерский подвиг святого равноапостольного Николая в Японии", Альфа и Омега, № 3(17), 1998 г.:
  • Чех, Александр, Николай-до. Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание. Выдержки из дневников, Санкт-Петербург: Библиополис, 2001.
  • Бесстремянная, Г. Е., Христианство и Библия в Японии. Часть 1. Исторический очерк и лингвистический анализ; Часть 2. Церковнославяно-японский православный словарь, Москва: ОВЦС МП, 2006.
  • Саблина, Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, Москва: АИРО-ХХI; Санкт-Петербург: "Дмитрий Буланин", 2006.

На японском

  • ペトル柴山準行長司祭著『大主教二コライ師事跡』東京:日本ハリストス正教会総務局 (Петр Сибаяма Дзюнко, прот., Дайсюкё Никорай-си дзисэки (Деяния архиепископа Николая), Токио, Консистория Японской Христовой Православной Церви)、1936。
  • 中村健之介著『宣教師二コライと明治日本』東京:岩波書店 (Накамура Кэнносукэ, Сэнкёси Никорай то Мэйдзи Нихон (Миссионер Николай и Япония Мэйдзи), Токио: Иванами сётэн) 1996。
  • 中村健之介著『ニコライ-価値があるのは、他を憐れむ心だけだ』京都:ミネルヴァ書房(Накамура Кэнносукэ, Никорай - Кати га ару но ва, хока о аварэму кокоро дакэ да (Николай - Лишь милующее сердце имеет ценность), Киото: Иванами сётэн) 2013。

На английском

  • Van Remortel, M. and Chang, Peter, eds., Saint Nikolai Kasatkin and the Orthodox Mission in Japan: A Collection of Writings by an International Group of Scholars about St. Nikolai, his Disciples, and the Mission (Святой Николай Касаткин и Православная Миссия в Японии: Сборник Работ Интернациональной Группцы Ученых о Св. Николае, его Учениках, и Миссии), Point Reyes Station, California: Divine Ascent Press, Monastery of St. John of Shanghai and San Francisco, 2003.

Использованные материалы



[1]  Бесстремянная Галина, "«В моем родном селе Березе»: О родине святителя Николая Японского", портал Православие.Ru, 24 октября 2006, http://www.pravoslavie.ru/jurnal/606.htm, "Впервые священнослужитель-японец участвовал в Литургии на малой родине равноапостольного Николая Японского", официальный сайт Русской Православной Церкви, 10 июня 2014, http://www.patriarchia.ru/db/text/3672156.html

[2]  Карпук Дмитрий Андреевич, "Санкт-Петербургская Духовная Академия в годы обучения святителя Николая Японского", доклад на конференции Духовное наследие равноапостольного Николая Японского: К столетию со дня преставления, Николо-Угрешская православная духовная семинария, 21 февраля 2012, http://old.spbda.ru/news/a-2590.html. См. также Выпуск 1861 года. Курс XXIV, Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 - Петроградской) духовной академии 1814-1894, 1896-1918 гг., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html

[3]  День ангела справлялся 9 мая.

[4]  "Береза (Егорье, Егорье на Березе) - Вознесения Господня церковь", сайт Православные Храмы Тверской Земли, по кн. Редков Н. Н., Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Вып. 1: Бельский уезд, Смоленск, 1915, с. 291-301, http://hram-tver.ru/oleninorn/berezaolen.html

[5]  Маковецкий Аркадий, прот., Белая Церковь: Вдали от атеистического террора, 2009, http://lib.rus.ec/b/227878/read

[6]  Георгий (Тертышников), архимандрит, Святой Равноапостольный Николай Архиепископ Японский, (http://www.sam.hi-ho.ne.jp/podvorie/) цитата по Антоний (Мельников), архиепископ Минский и Белорусский, "Святой Равноапостольный Архиепископ Японский Николай", Богословские труды, Москва, 1975, сборник 14, 5-61.

[7]  「セラフィム主教座下訪露 キリール総主教聖下と会見 1/31-2/3」, официальный сайт Японской Православной Церкви, http://www.orthodoxjapan.jp/article/20120131.html

[8]  Филиппова Елена, "Церковь Вознесения Господня на Березе", проект Храмы России, учетная карточка от 20 июля 2012, http://temples.ru/card.php?ID=17023

Редакция текста от: 19.02.2023 19:28:25

"НИКОЛАЙ (КАСАТКИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google