Центральное Токио. Доминанты - телебашня Токио Скайтри и гора Фудзи |
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Эдо
Японские поселения на обширной территории современного города существовали с глубокой древности. Наименование Эдо (江戸, "вход в залив") известно не позднее XIII века, но возникновение значительного поселения здесь относится к середине XV столетия, после того как в 1457 году был построен Эдоский замок. Вокруг замка вскоре возникли поселения ремесленников и торговцев, вырос первоначальный призамковый город.
В 1590 году замком овладел Токугава Иэясу, который, ввиду стратегического расположения города на крупнейшей и плодороднейшей в Японии равнине Канто, сделал Эдо своей резиденцией. Все последующие сёгуны из рода Токугава вплоть до 1867 года также правили Японией из Эдо. Центральный замковый участок был расширен и украшен начиная с 1600 года, причём вокруг дворца сёгунов были устроены дворцы удельных князей: отныне князья были принуждены каждые полгода жить при сёгуне, а в остальное время - оставлять там свои семьи в виде заложников. Такая концентрация знати обусловила очень быстрое и разностороннее развитие города. К XVIII веку Эдо (в русском, через искаженную западную транскрипцию - Иеддо) стал одним из крупнейших городов мира. При этом тесная деревянная застройка и частые землетрясения были причинами частых пожаров. Среди наиболее разрушительных бедствий были Великий пожар Мэйрэки 1657 года, в котором погибло более 100 тысяч человек, и землетрясение 1854 года.
Восточная столица империи
После победы реформаторов в гражданской войне Босин и реставрации Мэйдзи, сёгунское управление было упразднено, а император и его правительство в 1868-1869 годах переехали в Эдо, которое было в этой связи переименовано в Токио (東京, "Восточная столица"). Сёгунский замковый комплекс сделался императорским дворцом. При этом, официального указа о переносе императорской столицы из Киото так и не последовало. Город быстро оправился от потрясений связанных со сменой режима, и во второй половине XIX века здесь стала бурно развиваться промышленность - вначале шёлковая, лаковая, фаянсовая и эмалевая, затем - машиностроение и судостроение. Было сильно развито книгопечатание, литография и фотография. В 1872 была построена железная дорога Токио-Иокогама, а в 1877 году - Токио-Осака-Кобе. С 1877 года действовал Токийский императорский университет - первый университет Японии, впоследствии неизменно остававшийся крупнейшим. В 1894 году город пережил очередное сильное землетрясение.
В 1918 году в Токио происходили "рисовые бунты" рабочих, вспыхнувшие в связи с окончанием экономического бума вызванного Первой мировой войной, а также под влиянием Октябрьской революции в России. 1 сентября 1923 года почти половина города - который был ещё преимущественно деревянным - была уничтожена Великим Кантоским землетрясением и вызванным им пожаром, повлекшими смерти более 90 тысяч человек. Было введено военное положение и город был отстроен сравнительно быстро. В 1927 году заработала первая линия метро. Город снова поднялся как ведущий производственный центр.
Токийский квартал Канда в руинах. Фото 1945 г. |
Послевоенное Токио
В послевоенное время Токио как и прежде скоро отстроился и до 1960-х годов показывал очень значительные темпы роста населения на волне японского "экономического чуда": к 1970 году население почти утроилась против 1945 года. В 1964 в Токио состоялись 18-е Олимпийские игры, которые стали толчком к значительной реконструкции и развитию новых городских центров. В период бумового роста город подвергся сильному загрязнению воздуха и воды, которое было в целом преодолено к концу века. После 1960-х годов численность столицы оставалась сравнительно стабильной, но в 2000-е годы рост возобновился. Хотя Токийская столичная префектура оставалась одним из крупнейших в Японии индустриальных районов, во второй половине XX и в начале XXI века определяющей тенденцией экономического развития столицы было снижение удельного веса производственных функций и повышение роли управленческих, торгово-распределительных и научно-информационных. В Токио была сконцентрирована деятельность крупнейших финансово-промышленных монополистических групп. Столица также оставалась крупнейшим транспортным и туристическим центром Японии. Город в значительной мере сохранил традиционную тесную и хаотичную планировку без значительных озеленённых участков, но приобрёл футуристический архитектурный облик за счёт многочисленных небоскрёбов и многоуровневых путепроводов.
Статистика
- 1787 - 1 368 тыс. человек
- 1889 - 577 тыс. человек
- 1903 - 1 819 тыс. человек
- 1920 - 2 173 тыс. человек
- 1940 - 6 779 тыс. человек
- 1945 - 3 488 тыс. человек
- 1960 - 8 310 тыс. человек
- 1970 - 8 841 тыс. человек
- 1990 - 8 164 тыс. человек
- 2009 - в Токийский столичной префектуре 2 868 зарегистрированных буддийских храмов (по 22.29 на 100 тыс. человек, 45-е место среди префектур Японии) [2]; 1 467 зарегистрированных синтоистских кумирен (по 11,4 на 100 тыс. человек, 45-е место среди префектур Японии) [3]; 863 зарегистрированных христианских церквей (по 6.71 на 100 тыс. человек, 13-е место среди префектур Японии) [4]
- 2010 - 8 945 тыс. человек
Токийский квартал Асакуса. Храм Сэнсодзи и его торговые ряды. Фото Kakidai 19 мая 2012 г. |
Религия
Буддизм проник в пределы нынешнего города в глубокой древности - традиция датирует возникновение старейшего токийского буддийского храма, Сэнсоодзи (до второй половины XX в. относился к секте Тэндай), 628 годом. Древний японский синтоизм также был неизменно представлен здесь - среди древнейших кумирен сохраняющихся поныне выделяется Канда мёодзин, основанная в 730 году. Однако, в отличии от древней императорской столицы, Киото, в Токио значимость крупнейших языческих религиозных организаций Японии никогда не могла соперничать с политической важностью города. Наиболее примечательными храмами столицы, после древнего Сэнсодзи, стали храмы-усыпальницы правителей и храмы-памятники. Среди первых нужно выделить синтоистскую Мэйдзи дзингу (1920), где чтутся души императора Мэйдзи и его супруги, а также буддийский Дзоодзёодзи секты Дзёдо-сю, где упокоились шесть сёгунов. К храмам-памятникам относится вероятно наиболее известная и спорная синтоистская кумирня страны - Ясукуни дзиндзя (1869), в которой почитаются души всех павших в войне на службе Японии с 1868 года. Также примечателен буддийский Экоин, на месте захоронения многотысячных жертв Великого пожара Мэйреки 1657 года. Ввиду частых и сильных разрушений, лишь немногие из токийских храмов сохраняли исторические постройки надолго - редким храмом пережившим все потрясения XX века в оригинальном виде был Гококудзи секты Сингон. В целом, влияние буддизма и синтоизма в Токио оставалось сравнительно слабым и на начало XXI века Токийская столичная префектура имела одно из самых низких в стране соотношений буддийских и синтоистских храмов к количеству населения.
Оборотной стороной слабости наиболее распространённых религий - буддизма и синтоизма - была относительная значимость других религиозных течений. Конфуцианство, имевшее заметное влияние в Японии в Токугавский период, было представлено в Эдо храмом Юсима сэйдо - вероятно важнейшим конфуцианским святилищем в стране. С конца Токугавского периода синкретические "новые религии" стали видным явлением в религиозной жизни Японии, особо сильно проявлявшемся в столичном мегаполисе. Огромное количество разнообразных сект сделали Токио центром своих операций. Знаковым явлением подчеркнувшим опасность размножения радикальных "новых религий" стала газовая атака проведенная апокалиптической сектой Аум Синрикё в токийском метро в 1995 году, во время которой погибли 12 человек и несколько тысяч получили отравления.
Краткосрочное появление в городе римо-католиков в XVI-XVII веках было жестоко подавлено в столице как и во всей стране - массовые казни римо-католиков начались в Эдо с апреля 1612 года [5]. Христианство стало вновь распространяться с середины XIX века и вскоре заняло важное место в религиозной жизни столицы. Большинство вновь основанных христианских организаций Японии при первой возможности устраивали свои штаб-квартиры в новой столице и прилагали много усилий по проповеди в Токио. Самостоятельные Токийские епархии были основаны римо-католиками в 1891 году [6]; православными в 1906 году, англиканами в 1923 году [7]; во множестве представлены различные протестантские течения. Среди наиболее известных христианских учреждений страны - токийские университеты: София (основан иезуитами), Риккёо (основан англиканами), Международный христианский. Одним из самых ранних и знаменитых крупных христианских соборов Японии стал православный Токийский Воскресенский собор ("Никорай-до"), достроенный в 1891 году. В целом, на начало XXI века Токийская столичная префектура входила в треть наиболее христианизированных регионов Японии по соотношению христианских церквей к количеству населения.
Токийский квартал Отяномидзу. В центре - православный Токийский Воскресенский собор (Никорай-до). Фото с сайта toyota-rus.narod.ru |
Православие в Токио
В 1871 году, по указанию равноапостольного Николая Японского, в Токио побывал первый обращенный им японец, Павел Савабэ, который оценил ситуацию в столице как весьма благоприятную для начала проповеди Православия. В следующем году сам святой Николай переехал в Токио и начал обустраивать новую штаб-квартиру Японской Миссии на Суругадайском холме. Вскоре здесь были открыты первый в столице православный храм - Рождественская крестовая церковь - и первая православная школа, преобразованная в 1875 году в духовную семинарию. Равноапостольный Николай уделял большое внимание проповеди в новой столице - в разных частях города были устроены дома для проповеди, вокруг которых быстро стали вырастать первые общины верующих. В 1884-1891 году, на средства пожертвованные из России, на миссийском участке был возведён Токийский Воскресенский собор (в японском обиходе - "Никорай-до"), который стал символом Православия не только в столице, но и в Японии. С 1906 года зарождающаяся Японская Православная Церковь была организована как Токийская епархия с кафедрой в Воскресенском соборе. При этом в годы святительства Николая Японского ведущие токийские приходы могли сравниться с соборным и по численности и по оживлённости. В пике миссионерской активности в Токио насчитывалось более десятка православных общин - так, в 1911 году действовали соборный приход, Вознесенский приход в Канда, Крещенский приход в Коодзимати, Троицкий приход в Ситая, Преображенский приход в Асакуса, Петропавловский приход в Хондзё, приход в Хонгоо, приход в Кёобаси-Нихонбаси, приход в Синагава, приход в Фукагава, приход в Хори-но-Ути-Оодзи, приход в Сэндзю-Микавадзима [8].
Потрясения пережитые Японской Церковью в XX веке - прекращение помощи из России после Октябрьской революции, Великое Кантоское землятрясение разрушившее полгорода и сильно повредившее собор в 1923 году, бомбардировки Второй мировой войны, политизированные нестроения в годы Холодной войны - привели к схлопыванию миссионерской активности и постепенному исчезновению большинства токийских приходов. После Второй мировой войны в столице уцелели только два православных храма - Воскресенский собор и Никольский храм на соборном участке, поэтому жизнь всех православных христиан города сосредоточилась тут. Единственным из исторических приходов который смог восстановить собственный храм стал приход Коодимати-Ёцуя, который с 1954 года обосновался при новом храме в Яматэ. Остальные старые японские православные общины столицы одна за другой были слиты в единый приход Воскресенского собора - процесс который был завершен при митрополите Токийском Феодосии. При этом прихожане образованного после войны Японского патриаршего благочиния (с 1970 года - патриаршего подворья), в значительной части состоявшего из русских, поддерживали обособленную богослужебную жизнь в Никольском домовом храме.
Возрождение и укрепление Русской Православной Церкви с конца XX века, а также волна эмиграции из стран бывшего СССР после его распада отразились и в церковной жизни и в Токио. В частности, в 2005 году было положено начало Никольскому монастырю на соборном участке, а в 2008 году Японское подворье Русской Церкви отстроило новый Александро-Невский храм в Мэгуро.
Святые
- Равноап. Николай (Касаткин) (+ 1912) - просветитель Японии, архиеп. Токийский
Монастыри
- Николая Японского (мужской)
Храмы
- Александра Невского в Мэгуро при подворье Русской Православной Церкви
- Богоявления в Ёцуя (разрушен в 1945, замещён Рождественским храмом в Яматэ)
- Воскресения Христова, кафедральный собор
- Николая Мирликийского, домовой, при подворье Русской Православной Церкви
- Николая Мирликийского, "малый храм" (разобран в 1962)
- Николая Японского, часовня (приспособлена под храм Никольского монастыря)
- "Никорай-до" (см. Токийский Воскресенский собор)
- Рождества Христова, крестовый (разобран в нач. 1880-х, замещён Воскресенским собором)
- Рождества Христова в Яматэ
- Крещения Господня в Коодзимати (разобран ок. 1911, замещён Рождественским храмом в Яматэ)
- храм при Российском посольстве (упразднен в 1920-х)
Учебные заведения
- Токийская духовная семинария
- Токийское катехизаторское училище (недейств.)
- Токийское женское училище (недейств.)
Использованные материалы
- "Токио", Большая советская энциклопедия:
- Карп Сергей, "Токио", Энциклопедия Кругосвет:
- http://www.krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geografiya/TOKIO....0,0 - с. 1
- http://www.krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geografiya/TOKIO....0,1 - с. 2
- А. В., "Токио", энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- "Tokyo Temples", туристический сайт GoJapanGo:
- "Tokyós Top Ten Shrines & Temples", туристический сайт Exploring Tokyo. Travel guide:
- "Tokyo Temples", туристический портал Destination360:
[1] Точная транскрипция - Тоокёо - иногда использовалась в русском (в частности, указана как вариант в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона) по начало XX века, но к тому времени в общем употреблении уже закрепилась форма Токио. Современное Токио формально не существует как административная единица, а является конгломератом 23 специальных городских районов (де-факто - городов), которые управляются - наравне с другими населенными пунктами - органами столичной префектуры
[2] 「寺院数」『新・都道府県別統計とランキングで見る県民性』、http://todo-ran.com/t/kiji/14362
[3] 「神社数」『新・都道府県別統計とランキングで見る県民性』、http://todo-ran.com/t/kiji/14357
[4] 「教会数」『新・都道府県別統計とランキングで見る県民性』、http://todo-ran.com/t/kiji/14371
[5] http://www.cbcj.catholic.jp/eng/ehistory/table01.htm
[6] Steichen, Michael, "Tokio," The Catholic Encyclopedia, vol. 14, New York: Robert Appleton Company, 1912, http://www.newadvent.org/cathen/14754b.htm
[7] Страница официального сайта англиканской Токийской епархии, http://www.nskk.org/tokyo/english/index.html
[8] 『大日本正教会公会議事録』東京:日本正教会、1911、xii-xiv。