Свящ. Петр Дзюнкоо Сибаяма. Фото 28 марта 1910 г. |
Родился в 1857 году в городе Нагоя, Япония. С юности отличался способностями и получил образование в княжеской школе. После реставрации Мэйдзи, в эпоху модернизации Японии, был определен учителем и объездил полуостров Тита проповедуя значение прогрессивного образования.
Из-за разлада с начальством решил сойти с педагогического поприща и обратился к религии. В 1883 году выехал из Нагои в Токио, где поступил в православное катехизаторское училище.
По выпуске из училища отправился благовествовать обратно на полуостров Тита, а затем проповедовал в окрестностях Киото и Осака.
24 июля 1898 года, по решению Собора Японской Православной Церкви, был рукоположен во иерея святителем Николаем (Касаткиным) и направлен окормлять паству Нагойской церкви. Служил там в течении 27 лет.
Во время русско-японской войны 1904-1905 годов, когда в Нагое был образован многочисленный лагерь русских военнопленных, отец Петр не щадил сил заботясь об их духовном окормлении, за что был в 1907 году награжден святым императором Николаем II.
Был командирован в Шмаковский монастырь, где наблюдал производство восковых свечей, а по возвращении в Японию пытался наладить свечной завод для нужд Японской Православной Церкви. Также сам направлял работы по созданию иконостаса для своей церкви и памятника для могил русских военнопленных, сам кроил и шил священнические облачения [1].
В 1919 году принял немалое участие в составлении проекта Конституции Японской Православной Церкви.
В 1920 году был возведен в сан протоиерея [2].
На Внеочередном Соборе Японской Церкви после Великого Кантоского землятресения 1923 года был избран главой консистории, а также возглавил комитет по восстановлению Токийского собора [3]. Став ключевой личностью в усилиях по восстановлению собора, с 20 октября 1923 года служил в Токио.
После ухода на покой, оставаясь приписанным к Токийскому собору, поселился в семейном доме в деревне Коганэи, пригороде Токио. В это время он иногда выступал с ободрениями к молодежи, радея о благе страны и Церкви.
Ко второй половине 1930-х годов почитался одним из трёх старейшин Японской Церкви вместе с протоиереями Мии и Морита. На протоиерейском собрании Японской Церкви в середине февраля 1935 года было решено составить жизнеописание святителя Николая Японского и решением Собора того года этот труд был поручен отцу Петру. Хотя он пребывал на покое уже более десяти лет, он с рвением взялся за работу и завершил черновик в том же году. Пройдя редакцию консистории, это жизнеописание было опубликовано в 1936 году, став основным житием святителя на десятилетия [4].
Литургия отслуженная протоиереем Петром на Фомину неделю 19 апреля 1936 года стала его последней литургией в Токийском соборе. Ухудшающееся здоровье заставило обратиться к врачу, который обнаружил у него рак пилорического сфинктера. Мирно скончался 20 апреля 1937 года дома в Коганэи. 22 апреля состоялись его торжественные похороны в Токийском Воскресенском соборе совершенные митрополитом Токийским Сергием, протоиереями Морита, Фукуи и Кодэра, священниками Хиби, Удзава и Кацумата, а также протодиаконом Кавамура [5]. По завещанию отца Петра его тело было отвезено в родную Нагою где, после панихиды в Нагойской церкви совершенной протоиереем Кодэра и священником Кано, погребен на общем кладбище Яготояма (八事山).
Арсений Ивасава, представляя консисторию на похоронах, вспоминал об отце Петре как о человеке одарённом многими умениями. Обладал ясным и находчивым умом, умел приковать внимание слушателей во время проповедей, был талантливым и эрудированным писателем. Был также известен как знаток чайной церемонии и ценитель древнего искусства.
Могила о. Петра Сибаяма. Нагойское кладбище Ягото-рэйэн. Фото И. Н. Харина 16 октября 2022 г. |
Награды
- золотой наперсный крест (за духовное окормление 4 тыс. русских военноплнных в г. Нагоя, из кабинета Его Величества императора Николая II, 25 января 1907)
- митра (по благословению митрополита Сергия (Страгородского), за более чем пятидесятилетние примерное служение на благо Церкви, по случаю 80-летия, на Пасху 1936) [4]
Труды
- 『正教の栞』名古屋:ぱんだね社 (Сэйкё но сиори (Обзор Православия), Нагоя: Панданэ-ся)、1928。
- 日本ハリストス正敎會總務局編『大主敎ニコライ師事蹟』東京:日本ハリストス正敎會總務局 (Консистория Японской Христовой Православной Церви, изд., Дайсюкё Никорай-си дзисэки (Деяния архиепископа Николая), Токио, Консистория Японской Христовой Православной Церви)、1936。
Использованные материалы
- Архив прот. Петра Дзюнкоо Сибаяма.
- 『正教時報』25巻5号、1936年5月1日、36頁;26巻6号、1937年6月1日、29、33~36頁。
- 日本正教会総務局編纂『日本正教会公会議事録』東京:正教本会事務所、1920年、118頁。
- 日本正教会総務局編纂『日本正教会臨時公会議事録』東京:正教本会事務所、1923年、1-2頁 (1-я пагинация)。
[1] Об этом свидетельствуют его собственноручные чертежи сохраняемые его потомками.
[2] 日本正教会総務局編纂『日本正教会公会議事録』東京:正教本会事務所、1920年、118頁。
[3] 日本正教会総務局編纂『日本正教会臨時公会議事録』東京:正教本会事務所、1923、1-2頁(1-я пагинация)。
[4] 『正教時報』25巻5号、1936年5月1日、36頁。
[5] 『正教時報』26巻6号、1937年6月1日、29頁。