Архиеп. Никон (Рождественский) |
В миру Рождественский Николай Иванович, родился 4 апреля 1851 года в с. Чашникова Верейского уезда Московской епархии. У отца его, сельского дьячка Ивана Андреевича, было 22 ребенка. Мать свою, Ольгу Ивановну, урожденную Грузову, будущий владыка называл Христовой крестоносицей. В возрасте 5-6 лет юный Николай перенес тяжелую болезнь, вследствие которой ослеп на один глаз. Но все же под руководством отца он выучился читать и к 8 годам три раза прочитал Библию, а также многие духовные книги. Преосвященный Никон вспоминал:
Поступил в Заиконоспасское духовное училище, затем был переведен в в Перервинское духовное училище. Будучи учеником первых классов, он прочитал Четьи-Минеи и знал множество житий святых. Тогда же на пути из училища домой в полуподвальном помещении, где остановился отец с мальчиком, какой-то старец, лаская мальчика, предрек ему святительское служение. "Это наш будущий архиерей", - сказал он и удалился.
Окончив духовное училище, в 1868 году он поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1874 году первым учеником. Во время учебы он увлекался иконописанием и посещал живописные классы Строгановского училища. Там же в семинарии он издавал рукописные «Памятные записки ученика семинарии» с периодичностью 50 номеров в год (ныне они хранятся в РГБ).
По окончании семинарии стал послушником Ново-Иерусалимского монастыря. Там Николай жил в келье своего духовного отца, настоятеля монастыря архимандрита Леонида (Кавелина).
18 октября 1877 года определен послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, куда последовал за архимандритом Леонидом, назначенным ее настоятелем. Имел послушание помощника лаврского библиотекаря.
В 1879 году начал издавать специально для простого народа "Троицкие листки" - маленькие по объему, не более 10 страниц, и ценой в одну копейку проповедническо-просветительские брошюры, которые пользовались большой популярностью среди богомольцев и в немалом количестве рассылались по всей России. В 1879-1899 годах тираж этого издания доходил до 90 миллионов. Проект данной публикации был одобрен и получил благословение епископа Феофана Затворника.
12 марта 1880 года, находясь на излечении в монастырской больнице, принял постриг в монашество с именем Никон.
16 мая 1882 году рукоположен во иеродиакона, а 23 мая - во иеромонаха.
В 1885 году возведен в звание соборного иеромонаха ставропигиального Московского Донского монастыря.
В 1892 году утвержден действительным членом учрежденного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с исключением из Донского монастыря.
25 сентября 1892 года был возведен в сан архимандрита, а 15 июня 1893 года - утвержден в должности казначея Лавры.
В 1890-е годы сотрудничал с несколькими периодическими изданиями, в том числе с «Русским обозрением» и «Русским словом».
9 июля 1901 года назначен председателем Совета епархиального училища иконописания при Свято-Троицкой Лавре.
В 1902 году им же стал издаваться школьный журнал «Божия Нива», который выходил до 1917 г. Книжно-издательская деятельность о. Никона дала возможность Троице-Сергиевской лавре приобрести собственную типографию, обеспеченную значительным капиталом, скопившимся от продажи его изданий.
6 марта 1904 года был назначен, а 14 марта - хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии.
С 8 ноября 1904 года - епископ Серпуховский, викарий Московской епархии и настоятель Московского Данилова монастыря.
События революционной смуты 1905 года повлияли на дальнейшее служение владыки в Москве. Он неоднократно в своих проповедях высказывал свое неприятие происходящего, владыка резко обличал «подпольных крамольников», мечтающих «весь мир поработить себе». Деятельностью епископа Никона была раздражена революционно настроенная часть общества, назвавшая проповедь архиерея «погромной». К тому же Санкт-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) давно уже желал "освободить" Москву от владыки Никона за то, что он вносит "и в проповедь, и в печатные статьи политику". Все это стало причиной нового перемещения владыки.
25 апреля 1906 года он был переведен на Вологодскую кафедру.
В Вологде он стал почетным председателем отдела Союза Русского Народа.
С 31 января 1907 года - член Государственного Совета.
С 1 января 1908 года - член Святейшего Синода.
Являясь почетным членом МДА, епископ Никон в 1909 году стал организатором и председателем Съезда монашествующих в Троице-Сергиевой лавре. С 1910 года владыка Никон стал издавать еще один журнал - "Троицкое слово". В статьях преосвященного Никона воссоздается картина церковно-общественной жизни России первых десятилетий XX столетия. Истоки современной смуты, которая "как ядовитый туман окутала нас со всех сторон", епископ Никон видит как в "происках мирового иудео-масонства", так и в отступлении русского народа от веры отцов - Православия. Вина за это отступление лежит, по мнению владыки, прежде всего, на внесословной интеллигенции, преклонившейся перед "современным ваалом безбожия и безначалия", перед идолом "прогресса". Архиепископ Николай (Касаткин), уподобляя обличительные статьи владыки Никона ветхозаветным пророчествам Иеремии, называл их иеремиадами.
29 марта 1912 года уволен по своему прошению от управления епархией и назначен, по настоянию Григория Распутина, членом Св. Синода.
В 1913 году возведен в сан архиепископа.
С 4 апреля этого же года - председатель Издательского Совета при Св. Синоде.
30 мая 1913 года был послан на Афон вместе с военным кораблем с целью воздействовать на русских монашествующих по вопросу об имени Божием, в результате чего несколько десятков монахов было арестовано и вывезено в Россию. Действия архиеп. Никона вызвали неоднозначную оценку среди православных, многие осуждали его за жестокость.
В 1915 году переизбран в Государственный Совет.
6 июля 1916 года уволен по болезни от должности председателя Издательского Совета на покой.
Известно одно из его писем патриарху Тихону о «гнусном» времени, наступившем после революции 1917 года. Преосвященный Никон отмечает, что в такие дни верные чада Православной Церкви призываются не только к подвигу исповедничества, но и "к несению крестных страданий подобно мученикам первых веков христианства". В своем послании от 15 августа 1917 года Всероссийскому Церковному Собору владыка Никон утверждал, что если не спасет Россию "особенное чудо Божия Милосердия, то она в качестве великой державы должна сойти в могилу всеобщей истории опозоренная клеймом измены Божию призванию..."
Скончался 12 января 1919 года. Погребен в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Сочинения
- "Житие и подвиги преп. Сергия Радонежского". М. 1885, 5-е изд., 1904.
- "Толковое Евангелие от Матфея". М. 1897, 3-е изд., 1904.
- "На добрую память о незабвенном сотруднике". М. 1899.
- "Статьи о монашестве". "Богосл. Вестн." 1903. "Душеп. Чтение" 1903.
- "За кого говорит история". К вопросу о монашестве. М. 1903.
- "Делание иноческое и дело Божие". М. 1903.
- "Господи сил с нами буди". "Приб. к "ЦВ" 1904, № 38, с. 1208.
- "Чем жива наша православная русская душа". М. 1908, 2-е изд., 1910. См. также "Приб. к "ЦВ" 1909, № 8, с. 364-369.
- "Где же наше христианство?" Скорбные думы пастыря, 1910.
- "Мои дневники". 1910-1915 гг.
- "Смерть графа Л.Н. Толстого". Дневник из Троицкого слова". Сергиев Посад, 1911.
- "Наше духовное сиротство". СПБ, 1911.
- "На новом Афоне". СПБ, 1912.
- "Больное место нашей церковной жизни". (Из дневника епископа). СПБ, 1912.
- "Торжество царского самодержавия и истинная свобода". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 5, с. 179-184.
- "Берегите сокровище церковных преданий". СПБ, 1912, "Приб. к "ЦВ" 1912, № 3, с. 83, № 16, с. 649.
- "Имябожники" "Великое искушение около Святейшего имени Божия и плоды его". "Сергиева Лавра" 1914, с. 138.
- Отзыв о труде см. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 14-15, с. 729.
- "Зрелища и увеселения близ народных святынь". Сергиев Посад, 1914.
- "Равноапостольный наш просветитель и его святые дети-мученики". Центр, 1915.
- "Что такое спиритизм". Сергиев Посад, 1915.
- "Слово семинаристам пред началом учения 31 августа 1908 года". "Приб. к "ЦВ" 1908, № 36, с. 1741.
- "Свобода совести имеет свои границы". "Приб. к "ЦВ" 1910, № 21, с. 834-840.
- "Думы и заботы архипастыря". "Приб. к "ЦВ" 1910, № 24, с. 958-961.
- "Что нам нужнее всего".
- "Троицкий патерик или сказание о святых угодниках Божиих". Св. Троиц. Серг. Лавра, 1896.
- "Христос Воскрес!". "Приб. к "ЦВ" 1909.
- "Нужды современного монашества". "Приб. к "ЦВ" 1909, № 20, с. 859-864, № 21-23.
- "Архипастырский привет духовным юношам". "Приб. к "ЦВ" 1909, № 24, с. 1075-1977.
- "Монашество и благотворительные учреждения". "Приб. к "ЦВ" 1909, № 39, с. 1798-1806.
- "В добрый путь". "Приб. к "ЦВ" 1908, № 24, с. 1091-1094.
- "Послание в день всепрощения 7 февраля 1909 года".
- "Великий пяток". "Приб. к "ЦВ" 1909, № 12, с. 546.
- "На дни Страстей Господних". "Приб. к "ЦВ" 1910, № 15, с. 689.
- "Дивное путешествие". "Приб. к "ЦВ" 1910, № 22, с. 883.
- "Из воспоминаний детства". "Приб. к "ЦВ" 1910, № 23, с. 921.
- "Идите и вы в виноградник Христов". "Приб. к "ЦВ" 1910, № 24, с. 957.
- "Какой памятник поставить святым печальникам родной земли". "Приб. к "ЦВ" 1910, № 25, с. 1013.
- "Бог зовет нас к покаянию грозными явлениями в природе". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 1, с. 1-4.
- "Наше крещение и наш крест". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 2, с. 55-57.
- "Возлюбленным о Господе чадам Церкви Вологодской мир и Божие вседействующее благословение". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 8, с. 309-312.
- "За святые дни". Речь в государственном совете, произнесенная 16 февраля 1911 года. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 9, с. 370-374.
- "Слезы у гроба Господня". Слово в Великий Пяток над Плащаницей. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 14, с. 633.
- "Нечто о тайне беззакония". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 26, с.1120.
- "Скорбный вопль епископа". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 40, с. 1664.
- "Из моих путевых записок". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 41, с. 1729.
- "Вероисповедный законопроект пред судом православной народной совести". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 48, с. 2041.
- "Святителю Христову Николаю чудотворцу на свечку". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 49, с. 2105-2107.
- "Праздник Божественного смирения". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 51-52, с. 2231.
- "В полночь на Новый год". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 1, с. 1.
- "О всеобщем обучении". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 2, с. 45.
- "Послание к своей пастве". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 5, с. 151.
- "Заветы Святейшего Патриарха Гермогена нашему времени". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 6, с. 192-202.
- "Нам ли молиться за него". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 9, с. 348-351.
- "Распятие Господа и наше Ему сораспятие". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 11, с. 449, "Голос Церкви" 1912, март, с. 13-18.
- "Оскудение духовной жизни". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 20, с. 820, "Голос Церкви" 1912, июль, с. 63-69.
- "Наши церковные школы в грядущих судьбах русского народа". Речь в Государственном Совете 5 июня 1912 г.". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 23, с. 941, "Голос Церкви" 1912, июль, с. 138-143.
- "Архипастырское прощальное послание Вологодской пастве". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 25, с. 1029-1032.
- "Тяжелое бремя архиерейского омофора". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 26, с. 1069, "Голос Церкви" 1912, август, с. 38-46.
- "Дар царственного смирения смиренному отшельнику". (Слово пред освящением раки преп. Павлу Обнорскому). "Приб. к "ЦВ" 1912, № 27, с. 1105.
- "Отечество царской власти". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 31, с. 1247, "Голос Церкви" 1912, октябрь, с. 44-50.
- "Мое доброе слово к православному духовенству". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 33, с. 1305, "Голос Церкви" 1912, октябрь, с. 175-180.
- "Верный послушник Матери Божией". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 35, с. 1390.
- "За честь креста Христова". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 46, с. 1857.
- "Больное место нашей церковной жизни". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 44, с. 1772.
- "Меч обоюдоострый". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 47, с. 1901, "Голос Церкви" 1913, январь, с. 31-39.
- "Моим читателям". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 48-49, с. 1977-1978.
- "Помним ли мы уроки 1812 года". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 51-52, с. 2045.
- "В ночь под Новый год". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 1, с. 1.
- "Речь члена государственного совета, произнесена 21 декабря 1912 года при обсуждении законопроекта о продолжительности занятий в торговых заведениях, складах и конторах". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 1, с. 11.
- "Об анонимных письмах, об "инаковерующих" и мой ответ одной из них". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 2, с. 75-79.
- "О духовных течениях в нашей интеллигенции". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 5, с. 215-220.
- "Смиренномудрие Православия". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 49, с. 2017, "Голос Церкви", 1913, декабрь, с. 35-47.
- "О настроениях современного юношества и доброе слово законоучителям". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 45, с. 2066.
- "Куда мы идем". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 46, с. 2111.
- "Плоды великого искушения около имени Божия". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 34, с. 1504.
- "Юбилей победы креста над язычеством". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 35, с. 1550, "Голос Церкви" 1913, октябрь, с. 137-140.
- "Живы ли мы". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 43, с. 1980.
- "Великое искушение около святейшего имени Божия". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 20, с. 853.
- "На память о светлом торжестве". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 21, с. 936.
- "Новая порция яда отрицания". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 22, с. 1002.
- "Яд гордыни". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 33, с. 1464, "Голос Церкви" 1913, октябрь, с. 29-42.
- "В защиту святого поста". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 11, с. 475-480.
- "Новый молитвенник за Русскую землю". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 14, с. 649.
- "Наше Солнце - Христос". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 15-16, с. 693.
- "Урок с неба". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 15-16, с. 698.
- "Благодатная радость Светлого Праздника Воскресения Христова". Приветствие на Святую Пасху. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 14-15, с. 703.
- "Вера Христова не терпит двоедушие". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 6, с. 282.
- "Об апокрифической молитве и легкоспасенцах". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 7-8, с. 350-354.
- "Один из невидимых стражей души народной". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 10, с. 438-445.
- "Евангельские волхвы и мудрецы нашего времени". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 51-52, с. 2360.
- "На грани Нового года". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 1, с. 1, "Голос Церкви" 1914, январь, с. 25-29.
- "Святитель Николай Японский о кончине мира и грядущих судьбах России". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 4, с. 181.
- "Служение Церкви печатным делом". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 5, с. 248.
- "Умеем ли мы молиться Богу?". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 7, с. 374.
- "О слезах спасительных и опасных". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 8, с. 429.
- "Можно ли молиться за души самоубийц и еретиков". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 10, с. 538-543.
- "На опасном пути". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 17, с. 788.
- "Выступление гордыни и подвиг любви". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 32, с. 1409.
- "Наша интеллигенция и духовная книга". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 48, с. 1989.
- "И на земли мир". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 51-52, с. 2113.
- "Обновление духа". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 1, с. 1.
- "Православие - наше сокровище". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 14, с. 88.
- "Слово - серебро, молчание - золото". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 5, с. 130.
- "Подвигом поста и покаяния поможем на брани подвизающимся". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 6, с. 161.
- "О четолюбии и властолюбии". Доброе слово некоторым инокам и пастырям Церкви". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 7, с. 197.
- "О толковании Библии". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 9, с. 273, "Голос Церкви" 1915, июнь, с. 28-35.
- "Тайна страданий". "У святой Плащаницы". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 11, с. 349.
- "День райской радости". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 12-13, с. 995.
- "Послание христолюбивым земледельцам". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 14, с. 435.
- "О духовной прелести и самоубийстве". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 15, с. 476.
- "Православно-могучий устой нашей государственности". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 16, с. 515.
- "О музыке и духовных ораториях". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 17, с. 549.
- "Четвертая заповедь и сектантская пропаганда". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 21, с. 627.
- "Доброе слово русских штундо-баптистам". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 22, с. 661.
- "Митрополит Филарет о войне и воинском звании". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 23, с. 691.
- "Православным нужен не "народный", а "приходский дом". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 24, с. 713.
- "Хитрые сети". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 32, с. 985.
- "Порок языка". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 34, с. 1029.
- "Нечто об унынии". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 35, с. 1067.
- "Берегись смуты". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 38, с. 2071.
- "Нечто об авторском самолюбии и о мытарствах". По поводу статьи прот. С. Остроумова в "Отдыхе Христианина". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 39, с. 2098.
- "Наша родная культура". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 40, с. 2131.
- "Дорогие строки из письма святителя Феофана к С.А. Первухину". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 44, с. 2249.
- "Свобода миссии". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 45, с. 2269.
- "Лже-научный подкоп под Библию". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 48, с. 2392.
- "Слово правды нашим патриотам-антисемитам". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 25, с. 745.
- "Один из способов отравления ядом сектантства". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 26, с. 767.
- "Ангельская радость пастырского сердца". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 27, с. 803.
- "Русь под крестом". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 30, с. 915.
- "О великом "отступлении" от Христа". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 31, с. 951.
- "Смерти празднуем умерщвление". "Голос Церкви" 1912, апрель, с. 12-15.
- "Слово пред собором 9 мая 1912 г. на построение в бар-граде храма во имя Св. Николая Чудотворца и приюта для русских богомольцев". "Голос Церкви" 1912, апрель, с. 16-20.
- "О том, как отправляется Русь Православная". "Голос Церкви" 1912, сентябрь, с. 44-59.
- "Страничка из современного патерика". "Голос Церкви" 1912, ноябрь, с. 67-80.
- "Имябожная ересь пред судом св. отцов". "Голос Церкви" 1914, март, с. 54-61.
- "Как учит о. Иоанн Кронштадтский об именах Божиих". "Голос Церкви" 1914, апрель, с. 52-58.
- "Печать и церковная дисциплина". "Голос Церкви" 1914, май, с. 23-33.
- "Новогодние думы". "Голос Церкви" 1915, январь, с. 27-41.
- "Об условном языке". "Голос Церкви" 1915, сентябрь-октябрь, с. 16-21.
- "Правые и левые". "Голос Церкви" 1915, ноябрь, с. 13-22.
- "Нечто о переоценке идейных ценностей". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 52, с. 2521.
- "Наше счастье в обновлении жизни". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 1, с. 1.
- "Лучи надежды в страшную годину". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 6, с. 167.
- "Во Христе - наша свобода". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 13, с. 355.
- "Яд баптизма". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 27, с. 663.
- "Кто стучится у дверей нашего сердца". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 32, с. 795.
- "Скорби пастырской совести". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 33, с. 811, № 34, с. 825.
- "Митрополит Филарет о тайне искупления". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 37, с.901.
- "Благопристойный юбилей". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 47, с. 1130.
- "Утешение у яслей Христовых". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 52, с. 1217.
- "Церковь - заветное сокровище церковных школ". "Приб. к "ЦВ" 1909, № 47, с. 2218-2221.
- "Предвкушение вечного блаженства. Христос Воскресе!". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 15-16, с. 403.
- "Отеческая любовь Святителя Николая чудотворца". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 21, с. 506.
- "Церковные предания и митрополит Филарет об Успении Богоматери". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 25, с. 611, № 26, с. 633.
- "Тревожные ожидания последних времен". "Приб. к "ЦВ" 1917, № 1, с. 1-4.
- "До чего можно договориться". "Приб. к "ЦВ" 1917, № 3, с. 47-50.
- "Славянский язык - родная стихия нашей церковности". "Приб. к "ЦВ" 1917, № 4, с. 73-75.
- "Тоска детей по храме Божием". "Приб. к "ЦВ" 1917, № 6, с. 117-121.
- "Откуда пошла наука". "Изв. Каз. Еп." 1910, № 18, с. 530, "Колокол", 1913, 25 августа.
Награды
- набедренник (15 июля 1885)
- наперсный крест (17 марта 1887)
- благословение Св. Синода с выдачей грамоты (8 апреля 1891, за полезные труды по изданию "Троицких листков")
- орден св. Анны III ст. (14 мая 1896)
- орден Румынской короны III степени (июль 1898, при посещении Лавры королем Румынии Карлом I)
- орден св. Анны II ст. (6 мая 1899)
- Библия от Св. Синода (за особые труды, усердие и ревность по благоустройству Чашниковской им. Императора Александра III второклассной школы Московской губернии)
- орден св. Владимира III ст. (1 февраля 1904, за 25-летнюю выдающуюся деятельность по изданию «Троицких листков» (они вышли общим тиражом свыше 114,5 млн. экземпляров) и усердное проповедание в храме слова Божия)
Литература
- "Церк. Вед." 1892, № 39, с. 404, 1904, № 11, с. 101, № 47, с. 495, 1905, № 1, с. 2-4, 1906, № 20, с. 295, 1908, № 1, с. 2, 1911, № 47, с. 371, 1912, № 25, с. 257, 1913, № 17, с. 136, № 18-19, с. 180, № 22, с. 317, 1916, № 29, с. 276.
- "Приб. к "ЦВ" 1890, № 33, с. 1103, 1904, № 7, с. 255-256, № 11, с. 400, № 12, с. 428, 1910, № 23, № 921, 1911, № 8, с. 309, 1912, № 21, с. 866, № 27, с. 1123-1128, 1914, № 33, с. 1489.
- "Русск. Паломн." 1904, № 15, с. 259, 260, 1911, № 26, с. 416, 1912, № 20, с. 301.
- "Мисс. Календ." 1907, с. 137.
- "Прав. Собес." 1914, июль-август, с. 4.
- "Голос Церкви" 1912, июль, с. 158-162.
- "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 334-335.
- "Изв. Каз. Еп." 1885, № 19, с. 644, 1904, № 41, с. 1402, 1905, № 13, с. 390-391, 1911, № 31-32, с. 931-933, 1913, № 41, с. 1243, № 1, с. 22, № 11, с. 378, № 22, с. 681, № 39, с. 1174.
- "Красн. Архив" 1930, т. 40, с. 81, 89.
- "Отдых Христ." 1908, август-сентябь, с. 59.
- "Странички из современного Патерика". "Прих. Чтен." № 24, с. 915-922, № 26, с. 1009-1015, № 29, с. 747-754.
- Илиодор, с. 107, 146, 153.
- Булгаков, с. 1396, 1397, 1406.
- БЭС т. II, с. 1666.
- НЭС т. XXVIII, с. 607.
- Vgl. auch Vospominanija katakombnago Schiepiskopa Petra (Ladygina), in: Zizn', 1984, 125ff., 166ff.
Использованные материалы
- Биография на сайте "Русское Православие"
- Биография на сайте библиотеки Правмира