ВЛАДИМИР (ТИХОНИЦКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Владимир (Тихоницкий)
Митр. Владимир (Тихоницкий)
Владимир (Тихоницкий) (1873 - 1959), митрополит Западноевропейского Экзархата русских православных приходов, экзарх Константинопольского престола.

В миру Тихоницкий Вячеслав Михайлович, родился 22 марта 1873 в селе Быстрица Орловского уезда Вятской губернии. Просходил из священнического рода, был сыном священномученика протоиерея Михаила Тихоницкого и братом архиепископа Вениамина (Тихоницкого).

Начальное образование получил в Вятском духовном училище, в 1890-1893 годах учился в Вятской духовной семинарии. По особому разрешению Вятского архиепископа Сергия в 1894 году был допущен к поступлению в Казанскую духовную академию и после успешной сдачи экзаменов зачислен в неё. Во время учебы нес послушание иподиакона у Казанского архиепископа Владимира.

27 сентября 1897 года был пострижен в монашество с именем Владимир, в память о незадолго до этого почившем архиепископе Владимире, постриг совершен ректором академии Чебоксарским епископом Антонием (Храповицким).

11 октября того же года был рукоположен во диакона.

22 февраля 1898 года был рукоположен во иеромонаха Казанским архиепископом Арсением (Брянцевым).

В том же году закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Личная жизнь инока и его общественная деятельность по сочинениям Иосифа Волоколамского, Нила Сорского и Максима Грека».

По выпуске был определен в Омскую епархию в Киргизскую миссию. 6 мая 1901 года был назначен начальником миссии с возведением в сан архимандрита.

В 1906 году по ходатайству Волынского архиепископа Антония и Гродненского епископа Михаила был переведен в Гродненскую епархию на должность настоятеля Супрасльского Благовещенского монастыря.

Начало архиерейского пути

18 мая 1907 года отцу Владимиру определено быть епископом Белостокским, викарием Гродненской епархии. Хиротонию, состоявшуюся 3 июня в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, возглавил Санкт-Петербургский митрополит Антоний.

Его местопребыванием была оставлена Супрасльская обитель. В 1907-1912 годах также оказывал помощь в управлении епархией Холмскому епископу Евлогию во время его работы в 3-й Государственной думе.

После начала Первой мировой войны епископ Владимир способствовал эвакуации мирного населения из оккупированных территорий в Россию. По причине боевых действий и наступления немецкой армии владыка Владимир переехал в Слоним, где окормлял госпитали с ранеными, неоднократно посещал солдат на передовых позициях, за что был удостоен наград. Активно участвовал в эвакуации из храмов и монастырей Гродненской епархии ценностей и святынь, в августе 1915 года сопровождал раку с мощами мученика Гавриила Белостокского.

Осенью того же года был эвакуирован в Москву, жил в Чудовом монастыре. В 1917 году был избран делегатом от Гродненской епархии на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов.

В независимой Польше

В сентябре 1918 года возвратился в Гродно. Оставаясь епископом Белостокским, по благословению патриарха Московского и всея России святителя Тихона вступил в управление Гродненской, Холмской и Варшавской епархиями, территория которых вошла в состав вновь независимой Польши. В условиях преследований православного населения со стороны польских властей и мер, принимаемых правительством Пилсудского для отделения польских епархий от Русской Церкви, владыка Владимир отстаивал необходимость сохранения канонического единства с Русской Православной Церковью.

В январе 1922 года, несмотря на давление со стороны министерства религиозных исповеданий Польши, он отказался подписать «Временные правила», предусматривавшие государственный контроль над Православной Церковью и ущемлявшие права православного населения Польши. На проходивших в мае и июне того же года Соборах епископов польских епархий епископ Владимир и Литовский архиепископ Елевферий отказались поддержать Варшавского митрополита Георгия, настаивавшего на провозглашении автокефалии Православной Церкви в Польше. На созванном по инициативе владыки Владимира в июле 1922 года съезде представителей духовенства и мирян Гродненской епархии была принята резолюция, выражавшая протест против навязываемой автокефалии. Решением организованного митрополитом Георгием Синода, состоявшего из сторонников автокефалии, 12 октября 1922 года епископ Владимир был объявлен уволенным от управления Гродненской епархией, однако из-за поддержки архиерея паствой польские власти смогли удалить его с кафедры лишь в конце 1922 года.

8 января 1923 года он был тайно вывезен и заточен в Дерманском Троицком монастыре. В феврале 1923 года, после убийства митрополита Георгия, епископа Владимира обвинили в соучастии в преступлении, но на суде он был оправдан и выступал в качестве свидетеля.

30 ноября 1923 года патриарх святитель Тихон «за твердое стояние на почве канонической правды» возвел владыку Владимира в достоинство архиепископа.

14 октября 1924 года решением польского правительства архиепископ Владимир был выслан в Чехословакию.

Помощник митрополита Евлогия в Западной Европе

Владыка Владимир остановился в Праге у епископа Сергия (Королёва). По приглашению управляющего русскими приходами в Западной Европе митрополита Евлогия 17 января 1925 года он прибыл в Париж, и 12 февраля был назначен управляющим викариатством Южной Франции с местопребыванием в Ницце, где с 1 декабря того же года являлся настоятелем храма святителя Николая. По его благословению и инициативе при храме был создан ряд благотворительных учреждений для помощи русским эмигрантам. Владыка постоянно оказывал помощь нуждающимся из своих личных средств.

После разрыва в июне 1926 году между митрополитом Евлогием и Русской Зарубежной Церковью архиепископ Владимир поддержал первого, и летом 1927 года на епархиальном съезде в Париже признал позицию митрополита Евлогия канонически законной. 26 августа того же года Архиерейский Собор Зарубежной Церкви объявил о запрещении архиепископа Владимира, в числе других последовавших за митрополитом Евлогием клириков.

10 июня 1930 года указом заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия и Временного Патриаршего Синода, митрополит Евлогий был отстранен от управления русскими церквами в Западной Европе, а их временное управление поручено архиепископу Владимиру. Он отказался принять это назначение, направив митрополиту Сергию заявление, в котором назвал увольнение митрополита Евлогия несправедливым. В 1931 году, вместе с митрополитом Евлогием, владыка перешел в юрисдикцию Константинопольского патриархата и вошел в состав образованного тогда же Западноевропейского Экзархата.

В связи с невозможностью для митрополита Евлогия осуществлять руководство Экзархатом из-за немецкой оккупации Парижа, 26 октября 1940 года архиепископу Владимиру было поручено временное управление на правах епархиального архиерея приходами во Франции, Италии, Швейцарии, Марокко и в Алжире. После нападения фашистской Германии на СССР, 6 июля 1941 года владыка Владмир обратился к прихожанам с призывом молиться о спасении России. Во время Второй мировой войны он окормлял и оказывал посильную помощь советским военнопленным и депортированным в Германию гражданам СССР. На протяжении 1945 года в связи с ухудшением здоровья митрополита Евлогия он неоднократно исполнял обязанности управляющего Западноевропейским Экзархатом.

В августе 1945 года архиепископ Владимир участвовал во встречах с делегацией Русской Православной Церкви во главе с Крутицким митрополитом Николаем, прибывшей для переговоров о возвращении Экзархата в юрисдикцию Московского Патриархата. По итогам переговоров 2 сентября того же года во время литургии в соборе Александра Невского в Париже митрополитом Николаем были приняты в общение с Русской Православной Церковью митрополит Евлогий и его викарии, включая владыку Владимира, а также митрополит Серафим (Лукьянов), возглавлявший Западноевропейские приходы Зарубежной Церкви. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 сентября того же года воссединение было подтверждено. Однако, патриарх Константинопольский Вениамин I в феврале 1946 года указал возносить свое имя за за богослужениями вплоть до окончательного решения вопроса.

Глава Западноевропейского Экзархата Константинопольского Патриархата

Митрополит Евлогий скончался 8 августа 1946 и завещал после своей кончины управление Экзархатом архиепископу Владимиру. В то же время 9 августа того же года Священный Синод Русской Церкви в своем решении подтвердил фактическое и формальное прекращение временной юрисдикции Константинопольского Патриархата над русскими западноевропейскими приходами и назначил экзархом митрополита Серафима (Лукьянова). По поручению патриарха Алексия I 10 августа в Париж прибыл Ленинградский митрополит Григорий, передавший владыке Владимиру вчерашний синодальный указ. Однако архиепископ Владимир отказался принять указ к исполнению и особым циркуляром обязал клириков Экзархата не подчиняться распоряжениям митрополита Серафима.

21 августа архиепископ Владимир получил от патриарха Алексия I телеграмму:

«Завещательное распоряжение митр. Евлогия в отношении Вашего Преосвященства, если таковое и существует, не имеет никакой канонической силы, тем более что покойный экзарх Евлогий признал над собой юрисдикцию Московской Патриархии. Предлагаю Вашему Преосвященству оказать послушание Матери Церкви, вступить под руководство нами назначенного экзарха и сообщить нам об этом» [1].

В своем ответе архиепископ Владимир сообщил, что он не принимает решения Синода, т. к. не имеет права без отпускной грамоты Константинопольского патриарха выйти из его подчинения и обязан выслушать мнение всего Экзархата. На епархиальном съезде, прошедшем 16-20 октября под председательством владыки Владимира, возобладала позиция противников воссоединения, стремившихся сохранить независимость от «советского» влияния. Съезд принял решение ходатайствовать перед Константинопольским патриархом о сохранении Экзархата в его юрисдикции и об утверждении архиепископа Владимира экзархом. Грамотой Константинопольского патриарха Максима V от 6 марта 1947 года утверждалось «свободное существование» Экзархата, а владыке Владимиру присваивался титул Патриаршего экзарха. Вместе с архиепископом Владимиром под Константинопольский омофор вошли тогда епископы Иоанн (Леончуков) и Никон (де Греве), 36 приходов (26 во Франции, 3 в Голландии, 2 в Великобритании, 2 в Марокко, 1 в Италии, 1 в Норвегии, 1 в Швеции) и Православный Богословский институт преподобного Сергия Радонежского в Париже, ректором которого в 1946-1947 годах являлся сам архиепископ. 27 мая 1947 года указом патриарха Алексия I архиепископ Владимир и последовавшие за ним священнослужители были исключены из состава Русской Православной Церкви.

8 июля 1947 года Константинопольским патриархом Максимом V владыка Владимир был возведен в достоинство митрополита.

Митр. Владимир (Тихоницкий), архим. Иов, митр. Анастасий (Грибановский), архим. Леонтий (Бартошевич)
Митр. Владимир (Тихоницкий), архим. Иов, митр. Анастасий (Грибановский), архим. Леонтий (Бартошевич)
Митрополит Владимир стремился к объединению русских зарубежных церковных структур. После кончины митрополита Евлогия он предложил первоиерарху Зарубежной Церкви митрополиту Кишинёвскому Анастасию возглавить единый русский экзархат в юрисдикции Константинопольского Патриархата, но получил отказ. 9 августа 1948 года митрополит Владимир вновь направил письма митрополиту Анастасию и возглавлявшему "Американскую митрополию" митрополиту Сан-Францисскому Феофилу с предложением о личной встрече для обсуждения вопросов единства русской диаспоры и совместной организации помощи новой эмиграции, но не получил от них положительного ответа. Впоследствии он неоднократно обращался к митрополиту Анастасию и лично встречался с ним в июле 1950 года в Швейцарии, но его попытки организации единого русского экзархата за рубежом остались безрезультатными.

Митрополит Владимир скончался в Париже, 18 декабря 1959 года, и был похоронен в крипте Успенской церкви на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Награды

  • ордена Российской империи св. Анны 1-й степени, равноап. кн. Владимира 2-й степени (за деятельность в Первую мировую войну).

Труды

  • Слова и поучения, П., 1961.
  • Духовные зернышки: мысли и советы святителя Божия, П., 1967; М., 2002.
  • "Христосование на пасхальной заутрене," Вечное, 1972, № 4, 6.
  • "Рождество Христово," Вечное, № 12, 9-10.

Источники, литература

  • ГАРФ, Ф. 6991. Д. 581. Л. 222-228; Д. 1432. Л. 89-91.
  • Николай (Ярушевич), митр., "Наше пребывание во Франции (24 авг.- 5 сент. 1945 г.)," ЖМП, 1945, № 10, 14-25.
  • Парийский, Л., "После кончины митр. Евлогия," ЖМП, 1946, № 9, 35-38.
  • Карташёв, А. В., "Жизненный путь митр.-экзарха Владимира (Тихоницкого)," ПМ, 1947, вып. 5, 9-18.
  • Зеньковский, В., прот., "Памяти митр. Владимира (Тихоницкого)," Вестн. РСХД, 1959, № 4 (59), 2-3.
  • Куломзин, Н., "Церк. положение экзархата Вселенского Патриархата в Зап. Европе: (с т. зр. митр. Евлогия и Владимира)," Вестн. РСХД, 1960, № 56, 12-16.
  • Митр. Владимир: святитель-молитвенник (1873-1959), П., 1965.
  • Евлогий (Георгиевский), митр., Путь моей жизни, М., 1994р., 177-178, 388, 393, 562, 570:
  • Озолин, Н., прот., "Из истории борьбы за единство Церкви за рубежом," Единство Церкви: Богосл. конф. 15-16 нояб. 1994 г., М., 1996, 254-259.
  • Свитич, А., "Православная Церковь в Польше и ее автокефалия," Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ ст.: 1917-1950 гг.: Сб., М., 1997. 87-156 (мат-лы по истории Церкви; кн. 14).
  • Савва (Тутунов), мон., "Образ «инока скромного»: митр. Владимир (Тихоницкий) - сын первого вятского новомученика," ЦВ, М., 2004, № 1-2 (278-279), 24.

Использованные материалы

  • Косик, В. И., "ВЛАДИМИР (Тихоницкий)," Православная энциклопедия, т. 8, 665-667:



[1]  Цит. по Митр. Владимир: святитель-молитвенник (1873-1959), П., 1965, 112.

Редакция текста от: 28.02.2013 05:30:34

"ВЛАДИМИР (ТИХОНИЦКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google