СУПРАСЛЬСКАЯ ЛАВРА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Супрасльский монастырь.  Фото 2000 г.
Супрасльский монастырь. Фото 2000 г.
Лавра в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Супрасле Белостокской епархии

Становление и расцвет монастыря

Супрасльский монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был основан в 1498 году воеводой новогрудским и маршалом великого княжества Литовского Александром Ходкевичем в своей резиденции в Грудке. В новосозданную обитель прибыло большое количество монахов из киевских монастырей. Ввиду оживленности города, мешавшей монашеской жизни, получив разрешение на перенос монастыря, в 1500 году братия переселилась на берег реки Супраслянки. По преданию, монахи опустили в реку крест с частицей Животворящего Креста Господня, и он остановился напротив урочища Сухой Хруд.

Тут было положено начало Супрасльской обители. Первым храмом, построенным в 1500 году была деревянная церковь апостола Иоанна Богослова, небесного покровителя отца Александра Ходкевича, Ивана, погибшего в турецком плену. Недалеко от храма был выстроен монастырский корпус. С 1503 по 1511 год был построен каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы, архитектурно сочетавший византийский и готический стили, с двумя приделами преподобного Феодосия Печерского и страстотерпцев Бориса и Глеба. Новый храм был освящен митрополитом Киевским Иосифом, который привёз с собой для новосозданной церкви список чудотворной иконы Божией Материи Смоленской, впоследствии получивший название Супральской иконы. Третий храм в честь Воскресения Христова был построен в середине XVI века. Приблизительно в это же время, в 1557 году мастера иконописцы во главе с сербом Нектарием расписали соборный храм Благовещения замечательными фресками в балканской традиции. Наследие киевской традиции и близкая связь ктиторов монастыря с митрополией повлияли на почитание в Супрасле киевских святых.

Около середины XVI века начинается расцвет обители - во второй половине столетия Супрасльский монастырь стал одним из центров славянской культуры, поддерживал связи с центрами монашеской жизни на Афоне, в Киеве, Слуцке, Москве, Сербии и Болгарии. Постепенно в монастыре была собрана большая бибилиотека: в 1557 году в ней насчитывалось около 209 рукописей и печатаных книг, а в 1645 году - 587. Между ними находились: Минея, называемая Супрасльским кодексом (XI в.); Царственник с летописцем и Временник с летописцем; «Космография» Космы Индикоплова; «Летопись Авраамки», в которой описана история Великого княжества Литовского. Одним из жертвователей рукописей была вдова Александра Ягелоньчика княгиня Елена. Супрасльские монахи интересовались церковной, особенно русской, историей, собирали оригиналы рукописей из других монастырей и от часных лиц, систематизировали, а потом распространяли новые редакции. Сознание единства с единоверными и единородными восточными славянами проявлялось в распространении жизнеописаний русских святых: в 1593 году Иван Проскура написал в Супрасле житие святого Сергия Радонежского; в собраниях библиотеки хранились жизнеописания мучеников Виленских Антония, Иоанна и Евстафия; диакон Матфей из города Корца создател «Кодекс» 1569 года, в котором содержались жития святых Феодора Ярославского, Варлаама Хутынского и митрополита Петра Московского. В библиотеке находились памятники болгарской средневековой литературы, связанные с деятельностью святых Кирилла и Мефодия. Здесь находились также похвальные слова в честь святого Климента Охридского, жизнеописание святого Саввы Сербского, а также проповеди и письма митрополита Григория (Цамблака).

Со времени наместничества архимандрита Сергия (Кинбара) Супральский монастырь стал носить название лавры, и его настоятели на митрополичьих соборах подписывались вслед за архимандритами Киево-Печерскими.

Братия монастыря несла нелегкий крест защиты чистоты Православия на территории Польского государства. В стенах монастыря было создано и переписано не одно полемическое сочинение. Среди наиболее известных произведений XVI века можно назвать: «Послание к венгерскому королю Иоанну Заполии от монахов Святой Горы Афон», «Послание к латиникам», «Разговор христианина с иудеем о вере и иконах», «На богомерзскую, на поганую латину, которую папежи, что в них, вымыслили в их поганой вере». На землях Великого княжества Литовского было широко известно сочинение «Списание против лютров», написанное в 1570 году супрасльским монахом Евстохием.

Одним из известнейших настоятелей Супрасльского монастыря был архимандрит Иларион (Масальский), активно боровшийся с насаждением Брестской унии. Видя стойкость архимандрита, отпавший митрополит Михаил (Рогоза) лично прибыл в монастырь и склонял монахов к принятию унии, но братия осталась верной Православию. Стойкость их так повлияла на митрополита Михаила, что он до самой своей смерти больше не поднимал этого вопроса. После кончины митрополита Михаила в 1598 году, новый униатский митрополит Ипатий (Потей), прибыв в Супрасльский монастырь объявил братии о переходе обители в унию. Монахи воспротивились этому решению и, объявив митрополита Ипатия еретиком, отказались ему подчиняться. Вскоре архимандрит Иларион за непослушание епископу был вызван на церковный суд, а 19 января 1602 года окружной грамотой короля Сигизмунда был отстранен от управления монастырем. Новые обстоятельства заставили архимандрита Илариона оставить монастырь и провести четыре в странствиях, до тех пор пока по ходатайству Иеронима Ходкевича король отменил свой указ, и отец Иларион вернулся в обитель.

В 1609 году, по смерти архимандрита Илариона, новым настоятелем монастыря становиться архимандрит Герасим, который еще в 1603 году сложил с себя присягу униатскому митрополиту. При нем монастырь держится Православия.

Под униатами

Следующий наместник архимандрит Самуил (Сеченко) согласился пойти на уступки униатам: в 1631 году монастырь перешел в подчинение униатскому митрополиту, а в марте 1635 года в нем был принят новый устав. В Благовещенском соборе в это время появляется иконостас в стиле барокко, сделанный гданьским резчиком Андреем Модзелевским. Во второй половине XVIII века сильно изменилось все внутреннее убранство храма. Фрески XVI века были закрашены белой краской.

В 1645-1652 годах были построены архимандричьи покои, а в 16951697 годах - колокольня, сгоревшая в 1702 году и вновь построеная в первой половине XVIII века. Активное строительство велось во время наместничества униатского митрополита Льва (Кишки). В 1695 году при монастыре была открыта типография, расширененная в 1709-1728 годах, в которой печатались главным образом богослужебные книги на славянском языке.

В связи с разделом Польши монастырь какое-то время находился в границах Прусского королевства, но после Тильзитского договора 1807 года он оказался на территории Российской империи.

Возрождение в Российской империи

Ко времени входа Супрасля в состав России, обитель находилась в разорении. В 1824 году Супрасльские монахи выразили добровольное желание вернуться в лоно Православия, что и произошло после Полоцкого Собора в 1839 году. Насельники монастыря вскоре восстановили православные традиции монашеской жизни. В 1887 году со стен Благовещенского собора была снята побелка, так что храм во многом приобрел свой первоначальный вид. В 18891890 годах была построена церковь апостола Иоанна Богослова. В 1901 году устроено новое православное кладбище, на котором появилась церковь святого великомученика Георгия. В 1907 году настоятель монастыря определён епископом Белостокским, викарием Гродненской епархии с пребыванием в обители.

Благовещенский собор Супрасльского монастыря.  Фото 1947 г.
Благовещенский собор Супрасльского монастыря. Фото 1947 г.

Разгром XX века

В 1915 году, после начала Первой мировой войны, был издан специальный указ об эвакуации жителей Супрасля вглубь России. Вместе с горожанами уехали и монахи, взяв с собой чудотворную Супрасльскую икону Божией Матери и церковную утварь. После войны возродилась самостоятельная Польша и в 1919 году местные власти закрыли и опечатали Благовещенскую церковь, а монастырь перешел во владение государственного казначейства. В 1922 году монастырские здания были переданы школе и братию изгнали из монастыря. Вскоре православный приход в Супрасле перестал существовать, а храм апостола Иоанна Богослова был отдан римо-католикам. В 1935 году часть зданий монастыря получили в аренду салезияне, которые устроили в Богословском храме гимнастический зал.

Обстановка не изменилась к лучшему и с началом Второй мировой войны. В 1939 году Белосточина, как и другие восточные воеводства Польши, была занята Красной армией и в церкви Благовещения были устроены механические мастерские и кузница, а в церкви апостола Иоанна Богослова – кухня и столовая.

Лишь после прихода немецких войск православному духовенству было разрешено совершать богослужения в храме святого Иоанна Богослова. Эта церковь была торжественно освящена в 1942 году. В Супрасль возвратились православные монахи, однако 21 июля 1944 года во время своего отступления немецкие войска взорвали Благовещенский собор.

После окончания войны новые власти Польши вновь выгнали православных монахов, а в монастырские здания возвратились салезияне и школа. Римо-католики также отобрали у православных храм великомученика Пантелеймона вместе с кладбищем. В монастырских зданиях было устроено ремесленное училище. В 1955 году местными властями было принято решение о том, что православные верующие должны оставить храм святого Иоанна Богослова, который предполагалось разобрать. Но верующим удалось предотвратить эти планы. После многих прошений в 1958 году власти вернули храм, и приходская жизнь возобновилась.

Возрождние обители с 1980-х

Возрождение религиозной и монастырской жизни в Супрасле началось тогда, когда Белостокскую епархию возглавил владыка Савва. По его инициативе в 1982 году в Супрасль приехал монах Мирон (Ходаковский). В 1984 году было принято решение о восстановлении разрушенного Благовещенского собора. 4 июня 1984 году епископ Белостокский Савва совершил закладку первого камня под строительство собора. В этом же году возобновилась монашеская жизнь в Супрасльской обители. Первоначально здесь был монашеский дом, который в 1989 году приобрел статус мужского монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы. Наместником монастыря стал игумен Мирон (Ходаковский).

В начале 1990-х годов Польская Православная Церковь обратилась с просьбой о возвращении ей всего комплекса монастыря. Решением Совета Министров Польши с 1993 года монастырю были возвращены его здания, но по причине многочисленных протестов римо-католиков реализация этого решения затянулась до 1996 года.

В 1998 году решением Собора Польской Православной Церкви три насельника Супрасльского монастыря, архимандриты Мирон (Ходаковский), Иаков (Костючук), и Григорий (Харкевич), были возведены в сан епископов. С 1 июля 1999 года по благословению епископа Белостокского Иакова в монастыре опять начала действовать типография.

Настоятели, наместники

Наместники

Использованные материалы

Редакция текста от: 28.02.2013 12:30:37

"СУПРАСЛЬСКАЯ ЛАВРА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google