ГЕОРГИЙ (ЯРОШЕВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Георгий (Ярошевский)
Митр. Георгий (Ярошевский)
Георгий (Ярошевский) (1872 - 1923), митрополит Варшавский, писатель, один из активных деятелей самочинной автокефалии Польской Церкви

В миру Ярошевский Григорий Григорьевич, родился 18 ноября 1872 года в Подольской епархии.

В 1897 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом при той же академии.

В 1898 г. назначен преподавателем Таврической духовной семинарии.

24 марта 1900 года пострижен в монашество, а 26 марта рукоположен во иеромонаха.

В 1901 году за свой труд "Соборное послание Св. Апостола Иакова" получил степень магистра и определен смотрителем Калужского духовного училища.

1902 г. - инспектор Могилевской духовной семинарии.

1903 г. - ректор Тульской духовной семинарии в сане архимандрита.

1 июля 1906 г. - хиротонисан во епископа Каширского, вик. Тульской епархии.

С 1 февраля 1908 г. - епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии.

С 19 ноября 1910 г. - епископ Ямбургский, вик. Петербургской епархии.

С 22 ноября - ректор Санкт-Петербургской духовной академии.

С 13 мая 1913 года - епископ Калужский и Боровский.

С 1914 г. - почетный член СПб духовной академии.

С 6 июля 1916 г. - епископ Минский и Туровский.

С 1916-1918 гг. упоминается председателем одной из Соборных Комиссий.

Выступал против учреждения патриаршества.

12 декабря утвержден в звании Почетного члена Московской духовной семинарии.

12/25 апреля 1918 года возведен в сан архиепископа.

В 1919 году эмигрировал с Добровольческой армией в Сербию, оттуда переехал в Италию, затем в 1921 году в Польшу.

В то время польское правительство проводило курс на подавление Православной Церкви в Польше и откола её от Русской Матери-Церкви. Идя навстречу требованиям предоставить Польской Церкви меру самостоятельности патриарх Тихон в сентябре 1921 года назначил владыку Георгия временным патриаршим экзархом в Польше, с предоставлением Польской Церкви автономии. Однако польские власти в начале 1922 года допустили владыку Георгия к управлению Церковью в Польше лишь при условии чтобы он содействовал установлению в ней автокефалии.

В январе 1922 года он вместе с епископом Дионисием (Валединским) созвал в Варшаве Собор с целью санкционировать некоторые предварительные мероприятия, нужные для учреждения автокефалии. На этот Собор они не пригласили главного противника автокефалии архиепископа Елевферия (Богоявленского), стремясь достигнуть своих преднамеченных целей.

В это время польский посол в Москве настоятельно требовал от патриарха Тихона обещанной автономии для Православной Церкви в Польше и назначения ее главой архиепископа Георгия в сане митрополита. Патриарх Тихон, освободив архиепископа Георгия от звания экзарха, 12 февраля 1922 года возвел его в сан митрополита Варшавского, но не "всея Польши," и обещал поставить его над всей церковной областью лишь тогда, когда польское правительство примет "Положение об управлении Православной Церкви в Польском государстве", составленное патриаршим Синодом и посланное в Варшаву на рассмотрение правительства.

Такое решение патриарха, конечно, не понравилось митрополиту Георгию, и он, получив на отзыв "Положение", без всякого стеснения вычеркнул из него все, что касалось прав патриарха над автономной Церковью и оставил то, что относилось к его правам, как главы автономной Церкви. В таком искаженном виде "Положение" было разослано всем иерархам в качестве "патриаршей воли".

Этот подлог был изобличен преосв. Елевферием и другими иерархами, но митр. Георгий, пользуясь церковной смутой в России, счел данный момент благоприятным для осуществления своих замыслов и в половине мая 1922 года созвал новый Собор иерархов в Почаевской Лавре. К этому времени польские власти без всякого повода арестовали и выслали в Чехию епископа Сергия (Королева). С его устранением в составе Собора осталось всего четыре иерарха, из которых митр. Георгий, как председатель и всегда согласный с ним еп. Дионисий могли обеспечить успех любого угодного им решения.

На Почаевском соборе так и получилось; его решения стали явно клонить к установлению автокефалии. В виду этой опасности архиеп. Елевферий (Богоявленский) и еп. Владимир (Тихоницкий) оставили заседание Собора и тем прекратили его. Но, не смотря на это, митр. Георгий вместе с еп. Дионисием провели нужные им решения якобы от лица всего Собора. Они осуществили даже хиротонию своего сторонника архимандрита Александра (Иноземцева) в отсутствии двух членов Собора и против их согласия.

Спустя две недели после событий, происшедших в Почаеве, все иерархи снова были приглашены в Варшаву, где их присутствие неожиданно объявили иерархическим Собором. На этом Соборе польский премьер-министр прочел правительственную декларацию, в которой предложил иерархам учредить автокефалию Православной Церкви в Польше. Вопреки протестам преосвященных Елевферия и Владимира, автокефалия была принята как бы волей Собора, а на другой день автокефалисты из своего же состава образовали Синод.

Недолго возглавлял митр. Георгий автокефальную Польскую Церковь. 8 февраля 1923 года он был убит Смарагдом (Латышенко), архимандритом-фанатиком.

Труды

  • "Соборное послание Св. Апостола Иакова: Опыт исагогико-экзегетического исследования". Магистерская диссертация, Киев, 1901.
  • "Стигматизация" (Богословско-психологический очерк). Харьков, 1905; Калуга, 1914.
  • "Избрание епископов в древней Церкви". Харьков, 1906.
  • "Теория проф. А.П. Лебедева - о братиях Господних". Харьков, 1907.
  • "Индивидуалистическое миросозерцание Леонида Андреева". Харьков, 1909.
  • Речь при отпевании Высокопреосвящ. Антония, митр. С-Петербургского. // "Приб к "ЦВ" 1912, № 45, с. 1825.
  • Речь при вступлении на паству. // "Приб. к "ЦВ" 1913, № 28, с. 1305.
  • Поучение новопостриженному иноку Иннокентию, студенту 2-го курса СПб духовной академии (В мире Борису Дмитриевичу Тихонову) // "Рус. инок", 1913, № 11, с. 696-699.
  • Первый приезд в Россию восточного патриарха в 1586 г. Калуга, 1914.
  • Слова, поучения и речи. Калуга, 1914.
  • Отзыв проф. С. Зарина о словах и речах. // "Приб. к "ЦВ" 1914, № 34, с. 1532.
  • "Демонические болезни" (Богословско-психологический очерк). Калуга, 1914,
  • "Христ. Чтение" 1912, июль-август, с. 774.
  • "Глоссолалия" (1 Кор. 14, 1-40) Богословско-психологический очерк. Калуга, 1915.
  • Отзыв проф. С. Зарина об этом очерке. "Приб. к "ЦВ" 1915, № 44, с. 2279.
  • Мораль М. Горького.
  • Изъяснение труднейших мест первого послания св. ап. Петра.
  • Толкование 2 Соборного послания ап. Петра.

Литература

  • "ЦВ" 1906, № 24, с. 323.
  • - " - 1908, № 6, с. 32.
  • - " - 1910, № 48, с. 441, 443.
  • - " - 1911, № 50,с. 416.
  • - " - 1913, № 21, с. 307.
  • - " - 1917, № 2, с. 13.
  • - " - 1918, № 17-18, с. 104.
  • "ЖМП" 1952, № 2, с. 5.
  • - " - 1953, № 4, с. 35-36.
  • - " - 1957, № 9, с. 67-68.
  • - " - 1960, № 5, с. 47.
  • "Из. Каз. Еп." 1913, № 10, с. 341-342.
  • - " - 1913, № 22, с. 685.
  • "Прав. Собес." 1915, сентябрь, с. 76.
  • "Русс. Палом." 1911, № 41, с. 645.
  • "Мисс. Календарь" 1907, с. 131.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 240-241.
  • "Памятн. книжка Петрогр. дух. акад. на 1915/1916 уч. год.", с. 11.
  • Митр. Елевферий "Соборность Церкви. Божие и кесарево".
  • Париж, 1938, с. 44, 46, 51, 75, 88.
  • Булгаков, с. 1410, 1412, 1415.
  • БЭС т. I, стб 633.
  • НЭС т. XIII, с. 108-109.
  • ФАМ II, № 22, с. 6.
  • Регельсон 274.
  • F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 64, 132, 133-138, 139, 144, 184.

Использованные материалы

Редакция текста от: 28.02.2013 06:05:29

"ГЕОРГИЙ (ЯРОШЕВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google