Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВЛАДИМИР (ПЕТРОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Владимир (Петров), архиеп. Казанский. Фотография. Кон. XIX в. (РГИА)
Владимир (Петров), архиеп. Казанский. Фотография. Кон. XIX в. (РГИА)
Владимир (Петров) (1828 - 1897), архиепископ Казанский и Свияжский

В миру Петров Иван Степанович, родился 29 мая 1828 года [1] в станице Федосеевской Области Войска Донского. Его отец был казаком, но через несколько лет стал псаломщиком, а впоследствии служил священником в улалинском Николаевском монастыре на Алтае.

В 1843 году Иван окончил Зотовское духовное училище [2], в 1849 году - Воронежскую духовную семинарию [3], а в 1853 году - Киевскую духовную академию со званием магистра богословия.

Еще во время учебы на выпускном курсе, 19 марта 1853 года, был пострижен в монашество ректором академии архим. Антонием (Амфитеатровым), 14 апреля рукоположен во иеродиакона, а 22 октября - во иеромонаха Киевским митр. Филаретом (Амфитеатровым).

30 октября 1853 года определен учителем по классу логики, психологии и соединенных с ними предметов в Орловскую духовную семинарию.

В марте 1855 года назначен помощником инспектора Воронежской духовной семинарии, с 25 июня 1856 г. - член семинарского правления, с 4 октября 1856 г. - библиотекарь. С декабря 1853 по июнь 1857 г. участвовал в составлении и редактировании «Историко-статистического описания Орловской епархии», для чего исследовал архивы храмов и монастырей.

30 апреля 1857 года назначен инспектором и профессором по классу Священного Писания в Иркутскую духовную семинарию, 13 июля 1858 года переведен в той же должности в Томскую духовную семинарию.

Его ученые труды обратили на себя внимание и 13 сентября 1861 года он был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и экстраординарным профессором по кафедре догматического богословия с присвоением степени настоятеля 3-классного монастыря.

О. Владимир был одним из инициаторов создания в Санкт-Петербурге Православного миссионерского общества для содействия Алтайской и Забайкальской духовным миссиям, составил его устав, 21 ноября 1865 г. был избран в члены первого совета общества. В 1869-1870 гг. по поручению Московского митр. Иннокентия (Вениаминова) составил новый устав общества, участвовал в работах по открытию отделения общества в Москве.

Начальник Алтайской духовной миссии

24 ноября 1865 года он был назначен начальником Алтайской миссии и настоятелем Чулышманского Благовещенского монастыря. Вместе с ним на Алтай поехали два студента Санкт-Петербургской духовной академии - И. В. Солодчин и П. И. Макушин. Ближайшим сподвижником о. Владимира в организации школьного, переводческого, богослужебного и просветительного дела в Алтайской миссии являлся игум. Макарий (Невский), с 1875 г. занимавший должность помощника начальника миссии. В 1866 г. миссия имела 11 церквей, 10 школ, число новокрещеных составляло 5 тыс. чел.; к 1879 г. в 10 отделениях миссии действовало 28 церквей и молитвенных домов, более 20 школ.

Одним из наиболее важных событий в жизни миссии в период управления ею о. Владимира было учреждение Филаретовского центрального миссионерского училища в с. Улала (совр. Горно-Алтайск) для подготовки учителей, переводчиков и миссионеров. Училище, первоначально существовавшее на средства начальника миссии, переняло метод обучения у Казанской центральной крещенотатарской школы, разработанный Н. И. Ильминским. При училище действовали переводческая и иконописная мастерская, последнюю возглавлял иером. Антоний (Петров), брат о. Владимира. Лучшие выпускники направлялись для продолжения образования в Казанскую инородческую семинарию. В 1879 г. в училище воспитывались 18 мальчиков.

Архим. Владимир активно способствовал переводу богослужебных и других христианских книг на алтайский язык, с 1866 г. совершал богослужения на алтайском языке. В 1876 г. по инициативе и под председательством начальника миссии и при содействии Ильминского начали работу Алтайская переводческо-цензурная комиссия и типография, осуществлявшие перевод, цензуру и издание книг на алтайском языке (Евангелие от Матфея, жития святых, последование всенощного бдения и пр.). Еще прежде по инициативе о. Владимира и под его руководством были изданы в Синодальной типографии в Санкт-Петербурге и в Казани с помощью переводческой комиссии Гурия Казанского свт. братства «Алтайско-русский букварь с книгой для чтения» (СПб., 1868), «Евангелия воскресные, читаемые на литургии» (СПб., 1868), «Последования святого Крещения» (СПб., 1868), «Грамматика алтайского яз. с алтайско-русским и русско-алтайским словарями» (под ред. Н. И. Ильминского, Каз., 1869), пять назидательных притч свящ. Михаила Чевалкова (Каз., 1875), алтайского писателя и переводчика, сотрудника Алтайской миссии.

На средства архим. Владимира были открыты центральная миссионерская больница с аптекой, приют для детей в Улале и мн. др. Ему удалось добиться через Казенную палату трехлетней податной льготы для новокрещеных алтайцев, а через Томскую губернскую администрацию - выборности волостных старшин (зайсанов), прежде занимавших свои должности пожизненно, а также независимости новокрещеных селений от зайсанов-язычников. По его просьбе и по ходатайству афонского иером. Арсения (Минина) из Русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне в миссию был прислан список чудотворной афонской иконы вмч. Пантелеимона с частицей его мощей. Святыню из Томска крестным ходом, длившимся с 6 августа по 1 октября 1879 г., донесли до Алтая, где ее встретили несколько тысяч крещеных алтайцев, икону поставили в главной миссионерской церкви Всемилостивого Спаса в Улале. Позднее икона прославилась чудотворениями и чтилась не только православными, но также старообрядцами и даже алтайцами-язычниками.

Епископ Бийский

1 декабря 1879 г. указом императора Александра II о. Владимир был назначен епископом Бийским, викарием Томской епархии, с оставлением в управлении Алтайской миссией. 13 марта 1880 г. он был наречен, 16 марта - хиротонисан. Хиротонию в Благовещенском кафедральном соборе Томска совершили Томский епископ Петр (Екатериновский) и Курский епископ Ефрем (Рязанов).

В сентябре 1882 г. из Алтайской миссии была отделена Киргизская (в пределах Семипалатинской области), также находившаяся под управлением еп. Владимира.

В 1883 году епископ Владимир перенес резиденцию начальника миссии из центрального стана в селе Улала в Бийск, где был создан миссионерский центр, включавший в себя Бийское миссионерское катехизаторское училище (с 27 марта 1890 - в статусе духовной семинарии), архив и библиотеку миссии.

За время его руководства Алтайской и Киргизской миссиями (1865-1883) было обращено в Православие из язычества, ислама и старообрядчества 6679 человек, начальник миссии лично крестил 408 язычников и мусульман. Были созданы три новых отделения миссии (Катандинское, Чулышманское и Мрасское), построены 28 церквей и молитвенных домов, основаны 19 новокрещенских селений, что позволяло кочевникам переходить к оседлому быту. Алтайская миссия получила более 30 новых зданий в Улале и Бийске. После перемещения центра миссии в Бийск в городе был построен архиерейский дом с крестовой церковью, помещениями для певчих, иконописцев, миссионерской библиотекой, залом для внебогослужебных народных собеседований, гостиницей для миссионеров. При расставании с Алтайской миссией еп. Владимир составил «Молитву алтайского миссионера» [4], ставшую его духовным завещанием. Наследником епископа Владимира стал святитель Макарий (Невский).

Епископ Томский

6 августа 1883 года был назначен епископом Томским и Семипалатинским.

В период управления епархией еп. Владимиром были открыты женское епархиальное трехклассное училище в Томске, противораскольническое братство свт. Димитрия Ростовского в Бийске, устроена двухпрестольная каменная церковь при томском архиерейском доме. Были произведены основные работы по завершению строительства кафедрального собора. При трех его предшественниках строительство собора преследовали неудачи, дважды обрушивались стены. Сам епископ Владимир часто находился на лесах под самым куполом собора, и даже принимал там посетителей, и подписывал документы.

Епископ Ставропольский

8 апреля 1886 года был назначен епископом Ставропольским и Екатеринодарским.

Его усилиями на Ставропольском архиерейском подворье была воздвигнута церковь во имя равноап. кн. Владимира (в честь 900-летия Крещения Руси), построен новый архиерейский дом (по проекту еп. Владимира), открыт епархиальный свечной завод, учреждено благотворительное Свято-Владимирское общество при Ставропольском кафедральном соборе с бесплатной столовой для нищих, с детскими приютом и школой, с домом для престарелых и немощных со школой грамотности при нем. В 1889 г. он крестил 58 калмыков Большедербетовского улуса, содействовал учреждению среди калмыцких буддийских кочевьев оседлого с. Князь-Михайловского с миссионерским станом, деревянной церковью и избами для новокрещеных инородцев. Миссионером в селение он направил своего брата игум. Антония (Петрова).

Епископ Нижегородский

25 ноября 1889 года был переведен на Нижегородскую кафедру.

Уделял большое внимание образованию в епархии, организовал перестройку зданий духовной семинарии, увеличил число церковноприходских школ.

В августе 1890 г. освятил новопостроенную Космодамиановскую церковь.

Учредил пенсионную кассу для заштатных священнослужителей, лично пожертвовав значительную денежную сумму. Во время голода в 1891 г. Святейший Синод по ходатайству архиерея выдал духовенству Нижегородской епархии 15 тыс. р. в виде безвозвратной ссуды. Тогда же архиерей учредил бесплатные столовые при всех мужских и женских обителях, а также пособия для особенно нуждавшихся. Он пожертвовал на помощь голодающим тысячу рублей собственных денег, в своих выступлениях призывал дворян и купцов открывать бесплатные столовые.

Архиепископ Казанский

7 мая 1892 года был переведен на Казанскую кафедру в сане архиепископа.

27 мая он прибыл в Казань. В это время ему было 64 года, но многие в Казани воспринимали его как "дряхлого старца". По сравнению со своими предшественниками он показался малообщительным, поддерживая и с подчиненными, и с верхами светского общества только официальные деловые отношения. Но при этом управление епархией он держал в своих руках достаточно жестко. Разумеется, в Казанском крае в первую очередь был востребован его опыт миссионера. Архиепископ Владимир поддерживал систему Ильминского, скончавшегося незадолго до его назначения в Казань, поощрял распространение богослужений на инородческих языках, охотно рукополагал в священники инородческих учителей.

В 1894 г. инициировал обсуждение вопроса о преобразовании миссионерских курсов, действовавших при Казанской духовной академии; в 1897 г. курсы стали самостоятельным учебным заведением, их местопребыванием был определен Казанский Преображенский монастырь, получивший статус миссионерского.

Активной была благотворительная деятельность архиерея, он пожертвовал значительные суммы училищу глухонемых, школе детского трудолюбия, дому трудолюбия, различным учреждениям общества трезвости (больнице, ночлежному приюту, столовой, читальне) и пр. Существенные суммы (в несколько десятков тысяч рублей) он направлял Алтайской миссии, Киевской духовной академии, Сербской Православной Церкви (на имя Сербского митр. Михаила (Йовановича, с которым был дружен с академической скамьи, они вместе учились и приняли монашеский постриг в один день).

По инициативе архиепископа Владимира при Казанском епархиальном женском училище был создан Ольгинский приют, названный в честь великой княжны Ольги, сестры императора Александра III. В 1895-1897 годах. для него было построено специальное здание, соединенное со зданием училища. В этом приюте жили девочки-сироты, которые во время обучения в начальных школах других приютов показали хорошие знания и способности и которым открылась теперь возможность получить в епархиальном училище среднее педагогическое образование.

Являлся почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии, Московской духовной академии, Киевской духовной академии (учредил в ней свою именную стипендию для лучшего студента), Казанской духовной академии, Казанского университета, почетным и пожизненным членом правосл. Миссионерского общества, Палестинского православного общества, братства св. кн. Владимира (Берлин), Друштва св. Савы (Сербия) и мн. др. обществ, братств, попечительств и комитетов.

Состояние здоровья часто не позволяло владыке Владимиру совершать обширные поездки по епархии, но он все же ездил, обращая особое внимание на местности с нерусским населением, - посещал татарские, чувашские и мордовские села.

В преклонные годы архиеп. Владимир посвящал досуг пчеловодству и садоводству. На казанской архиерейской даче он устроил 200 ульев усовершенствованной конструкции, в демонстрационном стеклянном улье пчелы лепили соты в виде креста и митры.

22 июля 1897 года он открыл Третий Всероссийский миссионерский противораскольнический и противосектантский съезд в Казани.

3 августа того же года у него разболелась нога, владыка больше не вставал с постели. Воспаление вскоре перешло в общее заражение крови и 2 сентября 1897 года в 4 часа 30 минут утра он скончался.

Еще в 1896 году по указу владыки в подвале под алтарем кафедрального Благовещенского собора, где находились захоронения многих казанских архиереев, был оборудован и освящен храм во имя Всех Святых. Осматривая храм, архиепископ Владимир указал и место для собственной могилы. Отпевание возглавил Рижский архиепископ Арсений (Брянцев).

Свое имущество архиерей завещал Улалинскому монастырю, его обширная библиотека по завещанию была передана Казанской духовной академии.

Многочисленные неопубликованные труды преосв. Владимира, хранившиеся в рукописном отделе библиотеки Казанской духовной академии и впоследствии утраченные, использовались преподавателями академии в своих сочинениях по истории алтайцев, калмыков и миссионерской деятельности.

Сочинения

  • Улалинская жен. община новокрещеных на Алтае // ХЧ. 1863. Ч. 2. Июль. С. 393-410;
  • Миссионерская поездка Туруханского игум. Мисаила в 1788-1789 гг. // ХЧ. 1864. Ч. 1. С. 229-240;
  • Речь при открытии Миссионерского об-ва 21 нояб. 1865 г. // ДБ. 1865. № 50. С. 477-485 (отд. изд.: СПб., 1865);
  • Зап. алтайского миссионера за 1866-1867 гг. // ДБ. 1868. № 7. С. 169-175; № 8. С. 200-206; № 9. С. 225-230; № 10. С. 259-262; № 11. С. 286-290;
  • Поездка на Чулышман // ДБ. 1868. № 6. С. 145-146;
  • Объяснительная зап. начальника Алтайской миссии архим. Владимира, представленная им Миссионерскому об-ву // Отчет Миссионерского об-ва за 1867 г. с прил-ми. СПб., 1869;
  • Зап. начальника Алтайской миссии архим. Владимира о действиях его в 1870 г. // Сб. сведений о правосл. миссиях и деятельности Правосл. Миссионерского об-ва. М., 1872. Кн. 2;
  • Зап. начальника Алтайской миссии архим. Владимира об образовании инородцев // Сб. док-тов и статей по вопросу об образовании инородцев. СПб., 1869. С. 463-465.

Награды

Литература

  • Смирнов А. В., прот. Очерки из жизни рус. епископов. Машинопись. Б. г.; Отчеты о состоянии Алтайской духовной миссии [с 1870 по 1882 гг.] Томск, 1871-1883.
  • Инородческий вопрос на Алтае. Томск, 1885;
  • Александров А. И. Высокопреосвящ. Владимир, архиеп. Казанский и Свияжский. Каз., 1897;
  • Кончина и погребение высокопреосв. Владимира (Петрова), архиеп. Казанского // ПС. 1897. Т. 2. № 10. С. 353-376;
  • Колокольцев В. Очерк жизни высокопреосв. Владимира, архиеп. Казанского и Свияжского // Там же. № 11. С. 518-553 (отд. изд.: Каз., 1897);
  • Ястребов И. И. Миссионер высокопреосв. Владимир, архиеп. Казанский и Свияжский. Каз., 1898;
  • Знаменский П. В. Несколько мат-лов для истории Алтайской миссии. Каз., 1901;
  • Харлампович К. В. О миссионерских переводах на инородческие языки: Письмо архим. Владимира, начальника Алтайской миссии, к Иркутскому архиеп. Вениамину (1880) // ПС. 1904. Ч. 2. № 7/8. С. 229-253;
  • он же. Н. И. Ильминский и Алтайская миссия. Каз., 1905;
  • он же. Архиеп. Казанский Владимир (Петров), его жизнь и деятельность: К 10-летию со дня его кончины // ХЧ. 1907. Т. 9. С. 350-384; 1909. Т. 2. С. 252-278; Т. 5. С. 752-768; 1910. Т. 2. С. 242-255; Т. 3. С. 388-400; Т. 7/8. С. 1000-1011; 1911. Т. 7/8. С. 937-963; Т. 9. С. 1079-1108; Т. 12. С. 1426-1449;
  • Тихон (Затёкин), игум., Дёгтева О. В. Еп. Владимир (Петров) // они же. Святители земли Нижегородской. Н. Новг., 2003. С. 177-182.

Использованные материалы



[1]  Так по данным ПЭ. По сайту Казанской семинарии - 28 мая 1828 года.

[2]  "Заметки к истории Урюпинской епархии - XIX век. Первая духовная школа", http://урюпинская-епархия.рф/zametki-k-istorii-uryupinskoj-e...ek/

[3]  Вторым по списку в I разряде - Николаев А. И., Список выпускников, окончивших полный курс семинарских наук Воронежской духовной семинарии за истекшее столетие (1780 - 1880) [продолжение] // Приложение к Воронежским епархиальным ведомостям, 1882, с. 367.

[4]  Правосл. благовестник. 1895. № 3. С. 330

Редакция текста от: 31.03.2015 21:20:10

"ВЛАДИМИР (ПЕТРОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google