ТИХОН (БЕЛЛАВИН)

Перенаправлено со статьи "ТИХОН (БЕЛАВИН)"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея России
Свт. Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея России
Тихон (Беллавин) [1] (1865 - 1925), патриарх Московский и всея России, святитель

Память 9 февраля в день обретения мощей, 25 марта в день преставления, 26 сентября в день прославления, 5 ноября в день избрания на патриарший престол, в Соборах Московских святителей; Московских, Ростово-Ярославских и Санкт-Петербургских святых; новомучеников и исповедников Церкви Русской

В миру Беллавин Василий Иванович, родился 19 января 1865 года на погосте Клин Торопецкого уезда в семье сельского священника. Наречен при крещении Василием в честь св. Василия Великого.

В 1869 г. его отец, священник Иоанн, был переведен в Преображенский храм г. Торопца.

С 1874 по 1878 год учился в Торопецком духовном училище. С детских лет отличался старательностью и кротостью. Товарищи по училищу, зная его незлобивый и молчаливый нрав, часто над ним смеялись и подшучивали, обращаясь к нему со словами: "Ваше Святейшество".

С 1878 по 1884 год учился в Псковской духовной семинарии. Окончил семинарию с отличием

11 июня 1888 года окончил Санкт-Петербургскую духовную академию одним из первых студентов со степенью кандидата-магистранта богословия (кандидатское сочинение на тему "Quesnel и его отношение к янсенизму"). Получил назначение в родную Псковскую духовную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия и французкого языка.

14 декабря 1891 года пострижен в монашество с именем Тихон в честь св. Тихона Задонского. Постриг совершил епископ Псковский и Порховский Гермоген (Добронравин).

15 декабря того же года еп. Гермогеном рукоположен в сан иеродиакона, а 22 декабря - в сан иеромонаха.

17 марта 1892 года переведен инспектором в Холмскую духовную семинарию.

24 июня того же года назначен ректором Казанской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита, но 15 июля того же года назначен ректором Холмской духовной семинарии. Одновременно состоял председателем Епархиального Училищного Совета, председателем Православного братства и цензором изданий. Также руководил монастырским благочинием Холмско-Варшавской епархии.

19 октября 1897 года был хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмской епархии. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев), архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (Брянцев), архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский), епископ Нарвский Иоанн (Кратиров).

14 сентября 1898 года был переведен на Алеутскую и Аляскинскую кафедру, с 7 февраля 1900 года именуется епископом Североамериканским и Аляскинским.

Время епископского служения святителя в Америке было ознаменовано расцветом в жизни местной Православной Церкви: была учреждена духовная семинария в Миннеаполисе (что устранило необходимость присылать священников из России), был основан Тихоновский монастырь возле Скрантона (штат Пенсильвания) со школой-приютом при нем. Епископская кафедра была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Православие при свт.Тихоне стало приобретать всеамериканский масштаб. Под его председательством в Майфильде был созван первый Православный Собор Северо-Американской Церкви, объединивший между собой переселенцев из России, Галиции, Венгрии, Буковины и других мест. В правление свт.Тихона Церковь в Америке пребывала в мире, согласии и любви, не зная никаких впоследствии начавшихся раздоров из-за юрисдикционной принадлежности: был единый архипастырь и единое стадо. За 8 лет управления епархией свт.Тихоном число приходов в ней увеличилось с 15 до 75, тысячи униатов обратились в Православие.

5 мая 1905 года возведен в сан архиепископа, кафедра именуется "Алеутской и Североамериканской".

25 января 1907 года был назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру, где он быстро приобрел любовь своей паствы и был избран почетным гражданином города Ярославля.

22 декабря 1913 году переведен на Виленскую и Литовскую кафедру.

После Февральской революции и формирования нового Синода владыка Тихон стал его членом.

21 июня 1917 года Московский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал его правящим архиереем Московской епархии.

13 августа 1917 года возведен в сан митрополита.

С 15 августа 1917 года участвовал в работе Всероссийского Поместного Собора в Москве, был избран председателем Собора. Осенью 1917 года стал одним из трёх кандидатов в патриархи, вместе с владыками Антонием Харьковским и Арсением Новгородским. В то время народная молва оценила его как "самого доброго" из архиереев Русской Церкви - в отличии от "самого умного" Антония и "самого строгого" Арсения. Святитель во всем полагался на волю Божию: не стремясь к патриаршеству, он был готов принять на себя этот крестный подвиг, если Господь призовет его. Так и случилось: 5 ноября посредством жребия, вытянутого слепым старцем Алексием Зосимовским, он был избран патриархом Московским и всея России [2].

Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский
Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский
Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными "обновленцами" и "автокефалистами" (раскольниками). Ситуация осложнялась и внешними обстоятельствами: сменой политического строя и приходом к власти богоборческих сил, голодом, гражданской войной. Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх смог собрать воедино распыленные и обескровленные церковные силы. Святейший проявил себя верным служителем и исповедником неповрежденных и неискаженных заветов истинной Православной Церкви. Он был живым олицетворением Православия, что бессознательно подчеркивали даже враги Церкви, называя ее членов "тихоновцами".

24 ноября 1918 года был подвергнут домашнему аресту, а в его квартире был произведен обыск. 6 января 1919 года (под Рождество Христово) был освобожден из-под стражи.

Видя спасение от большевистского безбожия не в кровавой войне, а в духовной борьбе, патриарх рано вступил на тот путь попыток взаимоотношения с советской властью, каким прошёл до конца земной жизни. Уже 6 декабря 1918 года, когда прочность позиций советской власти вовсе не казалась безусловной, патриарх тем не менее написал в Совнарком о том, что против советской власти он никаких действий не предпринимал и предпринимать не собирается, и хотя многим мероприятиям правительства не сочувствует, "не наше дело судить земные власти" [3]. Впоследстии, в разгар братоубийственной войны, 8 октября 1919 года патриарх обратился с посланием, в котором призывал священнослужителей Русской Православной Церкви отказаться от всяких политических выступлений.

В течение 1920 года подвергался неоднократным домашним арестам.

7 ноября 1920 года Священный Синод и Высший церковный совет издает за подписью патриарха Тихона известный Указ № 362 о временной автономии епархий на канонической территории РПЦ, связь которых с Патриархией прервана. Позже этим указом Русская Православная Церковь Заграницей обосновывала своё временное независимое существование. На него также ссылались т.н. "непоминающие" внутри СССР.

Летом 1921 года разразился голод в Поволжье. В августе Патриарх Тихон обратился с Посланием о помощи голодающим, направленным ко всем русским людям и народам Вселенной, и благословил добровольное пожертвование церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления. Но новой власти этого было мало. Уже в феврале 1922 года был издан декрет, согласно которому изъятию подлежали все драгоценные предметы. Согласно 73-му апостольскому правилу, это такие действия являлись святотатством, и Патриарх не мог одобрить такого изъятия, выразив свое негативное отношение к происходящему произволу в послании, тем более, что у многих возникли сомнения в том, что все ценности пойдут на борьбу с голодом. На местах насильственное изъятие вызвало повсеместное народное возмущение. По России прошло до двух тысяч процессов и расстреляно было более десяти тысяч верующих.

22 апреля 1922 года выходит известный указ № 348 (349) патриарха Тихона и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Этим Указом политические заявления Карловацкого Собора 1921 года заграничного русского духовенства и мирян признавались не имеющими церковно-канонического значения, упразднялось Всезаграничное Высшее Церковное Управление, некоторые духовные лица за границей предупреждались о церковной ответственности за «политические от имени Церкви выступления».

6 мая 1922 года патриарх был арестован по обвинению в "сопротивлении изъятию церковных ценностей" и заключен под домашний арест на Троицком подворье, затем переведен в московский Донской монастырь, а затем помещен во внутреннюю тюрьму ОГПУ на Лубянке.

27 июня 1923 года был освобожден из под стражи, а 21 марта 1924 года следственное дело Патриарха Тихона было прекращено.

9 декабря 1924 года в покоях святителя Тихона в Донском монастыре неизвестными был расстрелян Иаков Полозов, келейник патриарха. По наиболее распространенной версии, это была неудачная попытка покушения на патриарха, по другой версии - убийцы устранили верного патриарху человека, чтобы на его место поставить более сговорчивого, для оказания давления на святителя.

Последнее послание патриарха к Церкви, подписанное в день его кончины и при опубликовании в газетах неправомерно получившее название "Завещания", в частности гласило:

"...не допуская никаких компромиссов или уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и рабо­те СССР на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем".

Скончался 7 апреля 1925 года в 11:45 в Москве, в лечебнице Бакуниных на Остоженке.

Св. патриарх Тихон заточённый в Донском монастыре. 7-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.
Св. патриарх Тихон заточённый в Донском монастыре. 7-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Почитание

12 апреля 1925 года патриарх Тихон был торжественно погребен в Московском Донском монастыре. На погребении присутствовало 59 епископов, а количество людей пришедших перед этим проститься с первосвятителем-исповедником исчислялось многими сотнями тысяч.

Русская Православная Церковь Заграницей на Архиерейском Соборе 14 ноября 1981 года прославила патриарха Тихона как исповедника в лике святых новомучеников Российских. 9 октября 1989 года на Архиерейском Соборе Московского Патриархата он был прославлен для общецерковного почитания. 22 февраля 1992 года мощи святителя были обретены в Малом соборе Донского монастыря. Особое почитание святого патриарха выразилось во многочисленных храмах посвященных ему, а также в быстро выросшей обильной иконописной традиции. На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной по случаю прославления в 2000 году, святой патриарх изображен у центра средника непосредственно слева (а не справа, потому что, согласно церковному учению об иконопочитании, отсчет идет не от зрителя, а от духовного центра иконы, в данном случае - от престола) от увенчанного Крестом центрального престола. Святейший патриарх также изображен на седьмом клейме иконы, которое подчёркивает две основные стороны его служения: исповедничество и духовное попечение о спасении вверенной ему паствы - святитель изображен заточённым в Донском монастыре, благословляющим собравшийся к нему под стены обители народ.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Апо́стольских преда́ний ревни́теля/ и Христо́вы Це́ркве па́стыря до́браго,/ ду́шу свою́ за о́вцы положи́вшаго,/ жре́бием Бо́жиим и́збранного/ Всеросси́йскаго Патриа́рха Ти́хона восхва́лим/ и к нему́ с ве́рою и упова́нием возопии́м:/ предста́тельством святи́тельским ко Го́споду/ Це́рковь Ру́сскую в тишине́ соблюди́,/ расточе́нная ча́да ея́ во еди́но ста́до собери́,/ отступи́вшия от пра́выя ве́ры к покая́нию обрати́,/ страну́ на́шу от междоусо́бныя бра́ни сохрани́/ и мир Бо́жий лю́дем испроси́.

Ин тропарь, глас 3

В годи́ну тя́жкую Бо́гом и́збранный/ в соверше́нной свя́тости и любви́ Бо́га просла́вил еси́,/ во смире́нии вели́чие, в простоте́ и кро́тости си́лу Бо́жию явля́я,/ положи́л ду́шу за Це́рковь, за лю́ди своя́,/ испове́дниче патриа́рше свя́те Ти́хоне,/ моли́ Христа́ Бо́га,/ Ему́же сораспя́лся еси́,/ и ны́не спасти́ зе́млю Ру́сскую и па́ству Твою́.

Кондак, глас 2

Ти́хостию нра́ва укра́шен,/ кро́тость и милосе́рдие ка́ющимся явля́яй,/ во испове́дании Правосла́вныя ве́ры и любве́ ко Го́споду/ тверд и непрекло́нен пребы́л еси́,/ святи́телю Христо́в Ти́хоне./ Моли́ся о нас, да не разлучи́мся от любве́ Бо́жия,/ я́же о Христе́ Иису́се, Го́споде на́шем.

Воспоминания

Из воспоминаний Ольги Ильиничны Подобедовой, которая в то время была членом сестричества в храме Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище:

"В храме на Лазаревском кладбище любил бывать Патриарх-исповедник Тихон. Он довольно часто служил там в 1920-х годах. Резиденция Святейшего помещалась недалеко, на Троицкой горке, где находилось подворье Троице-Сергиевой лавры. Святейший очень любил детей. Бывало, после службы выйдет на амвон (а летом - на паперть), уже разоблачившись, стоит на нижней ступеньке амвона, широко раскинув руки, и подзывает к себе деток.

Когда их наберется довольно много, снимает панагию и благословляет ею каждого, и целовать дает, а потом подзывает посошника с большой корзинкой, в которой лежат или яблоки, или карамельки в бумажках, или благословленные хлебцы, - и раздает всем деткам скромные гостинцы, улыбаясь своей добрейшей улыбкой. Время было тяжелое, 1924 год, начало. Иного он гладит по голове, кому-то серьезно возлагает руку на голову и держит дольше, кому-то говорит веселую прибаутку. Все это делается в краткие мгновения, пока не подъехал извозчик... "

Награды

  • право ношения креста на клобуке (1916)

Литература

  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.6. С.257-291.
  • Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М.: Молодая гвардия, 1995. 302 с. (Жизнь замечательных людей. Вып.726).
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С.1.
  • Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли, 2000. 1016+32 с. илл.
  • Богословский сборник. К 75-летию со дня кончины святого Патриарха Тихона. Вып.VI. М.:ПСТБИ, 2000.
  • Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. 384с.
  • Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. С.5.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.5.
  • Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. С.91.

Использованные материалы



[1]  Фамилию патриарха Тихона в подавляющем большинстве изданий, по примеру советской прессы 1920-х годов, искажают, опуская второе "л": Белавин.

[2]  Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора.

[3]  Российский государственный исторический архив, ф. 796, оп. 445, д. 246, л. 4-19, ф. 831, оп. 1, д. 293, л. 5.

Редакция текста от: 10.10.2015 14:48:15

"ТИХОН (БЕЛЛАВИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google