Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВАРШАВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Варшавский Марие-Магдалининский кафедральный собор
Варшавский Марие-Магдалининский кафедральный собор
Варшавская и Бельская епархия Польской Православной Церкви

Волынское викариатство

Учреждена в 1834 году как викариатство Волынской епархии на территории Царства Польского. Причинами учреждения викариатства были удаленность приходов от епархиального центра и автономия Царства Польского внутри Российской империи. Вдобавок, участие римо-католического и униатского духовенства в Польском восстании 1830-1831 годов послужило поводом для российского правительства к усилению влияния Православной Церкви в крае. В отличие от других частей империи, в пределах Царства Польского действовало особое Положение о делах Греко-Российской Церкви в Царстве Польском от 1829 года, в соответствии с которым православные учреждения края были подотчетны не только Святейшему Синоду, но и светским административным структурам Царства Польского. Идея создания викариатства принадлежала наместнику Царства Польского князю И. Ф. Паскевичу, в его записке от 1833 года была изложена программа устроения православных духовно-учебных заведений в Царстве Польском. Назначение первого архиерея с местопребыванием в Варшаве последовало 17 мая 1834 года.

В то время в пределах Царства Польского православие исповедовали преимущественно греки, румыны и представители других некоренных народов; большинство малороссов были униатами. Первоначально епископ Антоний (Рафальский) совершал богослужения в единственном православном храме Варшавы - Троицком на Подвале. 30 ноября 1834 года было образовано Варшавское духовное правление, с 1837 года доклады о состоянии дел в викариатстве Варшавский епископ направлял не только Волынскому архиерею, но и обер-прокурору Святейшего Синода. 18 июля 1837 году был освящен новый Варшавский Троицкий собор перестроенный из бывшего костела монастыря ордена пиаров, а в бывших монастырских помещениях разместился варшавский архиерейский дом, в котором 11 сентября была освящена Преображенская крестовая церковь.

Епископ Антоний прилагал много усилий для устройства новых православных храмов в Царстве Польском и с 1834 до 1839 года их число выросло с 6 до 12. Также развивалась система православного духовного образования - в 1834 году по распоряжению наместника края началось преподавание Закона Божия православным воспитанникам польских гимназий и школ; в конце 1838 года в Яблочинском монастыре открылось начальное училище; 17 сентября 1840 года начало работу Варшавское духовное училище с 6-летним курсом обучения.

В связи с переездом в 1840 году Волынского архиерея в Житомир местопребывание викарного епископа в Варшаве было признано неудобным из-за его удаленности от епархиального центра. Кроме того, было решено что "само положение православной Церкви в Царстве Польском требовало дать ей более твердости во внутреннем устройстве" [1]

Самостоятельная епархия

1 октября 1840 года викариатство было преобразовано в самостоятельную второклассную епархию указом императора Николая I. В 1840-1841 годах Варшавское духовное управление было преобразовано в духовную консисторию. 17 января 1843 года на Варшавскую кафедру был назначен архиепископ Волынский Никанор (Клементьевский) и обе епархии стали временно управляться совместно, чтобы укрепить бедную и малую Варшавскую епархию за счёт более благополучной Волынской. В связи с увеличением числа храмов в 1852 году епархия была разделена на два благочиния. При этом, в середине XIX века православная паства в Царстве Польском оставалась немногочисленной, ее большинство составляли военные и чиновники из внутренних областей Российской империи; местных жителей насчитывалось не более трёх тысяч.

В 1860 году управление Варшавской и Волынской епархий было разделено, вследствии чего материальное положение кафедры осложнилось, возникли трудности с пополнением клира. В этой связи наместник Царства Польского князь М. Д. Горчаков испросил у императора повышение денежного содержания для Варшавского архиерея.

В ходе Польского восстания 1863-1864 годов многие православные семьи были вынуждены покинуть пределы епархии, русский язык и православный Закон Божий были почти повсеместно исключены из учебных программ, имели место случаи разграбления имущества православных храмов и покушения на православных священнослужителей. Впоследствии по ходатайству архиепископа Иоанникия всем пострадавшим клирикам позднее были выданы пособия.

После подавления восстания правительство взяло курс на слияние Царства Польского с остальными частями империи, в связи с чем церковное Положение от 1829 года утратило свою силу, и с 1868 года Варшавская епархия подчинялась Святейшему Синоду на основаниях, общих с другими епархиями Русской Церкви. Светские власти стали принимать активные меры к воссоединению с Православием проживавших в Холмском крае униатов. Правительство также стало принимать меры для поддержки и координации строительства православных храмов в епархии, был открыт ежегодный церковно-строительный кредит в 25 тысяч рублей, на которые должны были строиться два храма в год. В 1866 году Комитет по делам Царства Польского принял решение о выделении на строительство православных храмов в Польше по 100 тысяч рублей ежегодно в течение восьми лет. Однако, к 1874 году - времени окончания кредита - вместо предполагавшихся 37 храмовых зданий были возведены лишь восемь и начата постройка еще трёх. Поэтому, по ходатайству архиепископа Иоанникия Государственный совет Российской империи обязал Министерство внутренних дел продолжать ежегодные выплаты в размере 100 тысяч рублей на строительство православных храмов в Привислинском крае. Помимо реализации церковно-строительного кредита храмы в епархии строились и на средства, выделяемые как государством, так и частными жертвователями. С 1874 года Синод выделял по 2 тысячи рублей ежегодно на окормление клириками епархии паствы в районах, где не было храмов.

1 мая 1875 года Синод издал постановление о присоединении к Православию бывшей униатской Холмской епархии, для управления которой было учреждено Люблинское викариатство, а Варшавский архиерей стал титуловаться "Холмским и Варшавским". С целью более глубокого ознакомления новообращенных с Православием архиепископ Леонтий при содействии властей организовывал паломнические поездки бывших униатов к православным святыням - главным образом в Почаевскую и Киево-Печерскую Лавры. Одной из важнейших задач являлось также воссоединение "упорствующих" униатов: в конце 1870-80-х годов из них в Православие ежегодно переходило от нескольких десятков до нескольких сотен; одним из самых масштабных было воссоединение 434 униатов в I Грубешовском округе в 1890 году. Продолжалось активное строительство храмов, для чего в 1877 году император Александр II утвердил "Правила для устройства церковных зданий в Привислинском крае"; руководство строительством осуществлялось Министерством внутренних дел, а с 1890 года - епархиальными структурами. В 1879 году было произведено новое распределение храмов епархии по благочиниям: кафедральные соборы и еще несколько храмов были оставлены вне благочиний, храмы Варшавы объединены в I Варшавский округ, а остальные храмы разделены на 18 округов. В епархии стали осуществляться выборы благочинных.

При владыке Флавиане (Городецком) в епархии замедлилось храмоздательство, но активно устраивались церкви-школы. В 1894 году началось возведение величественного Варшавского Александро-Невского собора, освященного в 1912 году. Владыка Флавиан, в отличие от предшественника, нетерпимо относился к элементам униатской обрядности и его резкие меры по водворению обрядовой однородности по великорусскому образцу восстановили против него значительную долю бывших униатов. Во время особо жестких реформ 1894 года бывали даже открытые беспорядки, т.к. значительное число жителей Холмщины, числясь православными, продолжали придерживаться униатства.

При следующем владыке Иерониме (Экземплярском) удалось уменьшить напряженность в церковной жизни - в частности благодаря новым правилам о вероисповедной принадлежности, по которым лицам, ошибочно записанным в число православных, разрешалось переходить в римо-католицизм по рассмотрении конкретного случая епархиальным архиереем. Храмоздательство продолжалось по утвержденной в 1899 году "Инструкции временным комитетам по постройке и починке православных церквей Холмско-Варшавской епархии."

Издание в 1905 году указа "Об укреплении начал веротерпимости" подстегнуло римо-католическую пропаганду в краю и привело к отпадению прежде воссоединившихся было с Православной Церковью униатов. Для лучшего окормления паствы юго-восток епархии в пределах Люблинской и Седлецкой губерний был передан отдельной Холмской кафедре, тогда как остальные губернии Привислинского края - Варшавская, Калишская, Келецкая, Ломжинская, Петроковская, Плоцкая, Радомская и Сувалкская - составили Варшавскую епархию.

Вскоре после начала Первой мировой войны, в преддверии оккупации епархии германскими и австро-венгерскими войсками, в 1915 году Варшавский архиепископ Николай (Зиоров), епархиальная канцелярия, монастыри, большинство учебных заведений и священнослужителей были эвакуированы вместе с российской администрацией во внутренние губернии Российской империи. С 1915 года архиереи, назначаемые управлять епархией, не могли делать этого из Варшавы. Тем временем, после вступления немцев в Варшаву, Александро-Невский и Троицкий соборы были обращены ими в костёлы. После образования в 1918 году Польского государства, новые светские власти начали крайне враждебную по отношению к Православной Церкви политику, согласно которой в начале того года варшавский магистрат вынес постановление о ликвидации в городе почти всех православных церквей: из около 40 предвоенных храмов были оставлены лишь Марие-Магдалининский и Иоанно-Лествичницкий, а большинство других разрушены или переделаны в костёлы. Назначенный на Варшавскую кафедру священномученик Серафим (Чичагов) не был допущен польскими властями в страну.

Предстоятельская епархия

В 1921 году Польской Православной Церкви была дана автономия и Варшавская кафедра стала предстоятельской. В начале 1922 года кафедру в Варшаве смог занять новый православный архиерей - митрополит Георгий (Ярошевский). Под нажимом польских властей он пошёл на самочинное размежевание с Русской Церковью и установление автокефалии, в условиях которой епархия продолжала существовать как первосвятительская митрополия. При упорядочении границ епархий Польской Церкви к Варшавской епархии отошла бо́льшая часть страны - её запад и юг от Балтийского моря до Карпат. Территория епархии уменьшилась в период немецкой оккупации 1939-1944 годов.

В 1946 году из епархии была выделена самостоятельная Белостокская. Решением Собора от 7 сентября 1951 года епархия вошла в границы Варшавского и Люблинского воеводств, а также Бельско-Подлясского повята Белостокского воеводства. В 1983 году из состава епархии была выделена самостоятельная Перемышльская епархия, а 25 марта 1989 года - Люблинская.

Исторические названия

  • Варшавская (викарная, 1834 - 1 октября 1840)
  • Варшавская и Новогеоргиевская (1 октября 1840 - 1 мая 1875)
    • архиерейский титул с 17 января 1843 по 4 ноября 1848 - Варшавский и Волынский
  • Холмская и Варшавская (1 мая 1875 - 16 июня 1905)
  • Варшавская и Привислинская (16 июня 1905 - 1922)
  • Варшавская и Холмская (1922 - 1939)
  • Варшавская (1939 - 30 сентября 1940)
  • Варшавская и Радомская (30 сентября 1940 - 1948)
  • Варшавская (1948 - 12 ноября 1948)
  • Варшавская и Бельская (с 12 ноября 1948)

Статистика

  • 1834 - 6 приходских храмов, 1 (Яблочинский Онуфриевский мужской) монастырь; штат: 5 священников, 3 диаконов, 2 иподиаконов, 15 певчих, 3 причетников [2]
  • 1839 - 9 приходских и 3 приписных храмов [2]
  • 1843 - 18 храмов [3]
  • 1860 - 40 храмов (из них 2 собора и 25 приходских церквей) [3]
  • 1875 - В первой половине года - 60 храмов. В том же году в ведение кафедры поступила перешедшая в Православие бывшая униатская Холмская епархия в составе 268 храмов и около 250 тысяч человек [3]
  • 1875-1890 - в пределах епархии из иных исповеданий в Православие переходили около 300-400 человек ежегодно [3]
  • 1877 - в епархии 33 школы и училища при храмах (2 за счёт епархии, 29 в ведении Министерства народного просвещения, 2 в ведении таможенного ведомства) [3]
  • 1891 - 289 приходских попечительств [3]
  • 1895 - из официально православных жителей Холмщины, до 73175 человек придерживались униатства; в епархии 319 братств [3]
  • 1897 - из 276 воссоединившихся из унии приходов все прихожане твердо держались Православия в 35 приходах; в епархии 348 приходских попечительств [3]
  • 1898 - 21 благочиннический округ [3]
  • 1899-1900 - 81 церковноприходская школа (3 второклассных, 3 двуклассных, 75 одноклассных) и церковно-учительская школа [3]
  • нач. XX в. - при приходах епархии действовали 243 библиотеки [3]
  • 1904 - в епархии 318 приходских попечительств [3]
  • 17 апреля 1905-декабрь 1907 - в Варшавской епархии от Православной Церкви отпало 6590 человек [3]
  • 1915-1917 - в военное время на территории епархии совершали служение около 10 православных священников
  • нач. XXI в. - 65 приходов в 6 благочиниях (Варшавское - 6 приходов, Бельско-Подлясское - 15 приходов, Гайновское - 13 приходов, Клещельское - 11 приходов, Наревское - 6 приходов, Семятычское - 14 приходов); храмов и часовен более 160 [4]

Архиереи

Викариатство Волынское

Самостоятельная епархия

Предстоятельная епархия

Викарные епархии

География благочиний

  • Варшавское - г. Варшава
  • Бельско-Подляшское
  • Гайновское
  • Клещельское
  • Наревское
  • Семятычское

Монастыри

Ранее подчинённые епархии

Учебные заведения

Ранее подчинённые епархии

Средства массовой информации

Церковно-общественные организации

  • Недействующие:
    • Попечительство о бедных духовного звания (январь 1856 - ?)
    • Русское благотворительное общество в Варшаве (1866 - ?)
    • Замостское Свято-Николаевское братство (при Замостском Никольском храме, 1877 - ?)
    • Холмское Свято-Богородицкое братство (при кафедральном соборе, 1879 - ?)
    • Попечительский фонд для обеспечения заштатного духовенства, вдов и сирот из духовного сословия (1889 - ?, с 1895 года включал всех священнослужителей епархии)
    • Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви (1903 - ?)

Документы, литература

  • "Подробное описание открытия каждой епархии и вик-ства в хронологическом порядке," Мат-лы для истории Правосл. Церкви в царствование имп. Николая I, СПб., 1902, 279-287 (СбРИО; т. 113, кн. 1).
  • Корженевский И., прот., "Состояние Варшавской епархии под управлением преосв. Арсения," Холмско-Варшавский епарх. вестн., 1879, № 3.
  • Лотоцкий А., прот., Церк.-ист. и стат. описание Варшавской правосл. епархии, Почаев, 1863.
  • Список церквей, часовен, приходов и священнослужителей Холмско-Варшавской епархии с показанием местностей, составляющих приходы, числа прихожан и количества церк.-приходских земель, Варшава, 1882, прил. к № 17/18 Холмско-Варшавского епарх. вестн.
  • Устимович М. П., Варшавский правосл. кафедральный Св.-Троицкий собор: Кр. ист. очерк (1837-1887), Варшава, 1887.
  • Сидоров А. А., Русские и рус. жизнь в Варшаве, 1815-1895: Ист. очерк, Варшава, 1901.
  • Козловский Р., Варшавская епархия РПЦ со времени ее учреждения до соединения ее с Холмской епархией (1875): Курс. соч., МДА. Загорск, 1959, рукопись.
  • Лысынкевич И., История Холмско-Варшавской епархии (1875-1905): Курс. соч., МДА. Загорск, 1960, рукопись.
  • Дубровский А., свящ., "Православная Церковь в Польше," ЖМП, 1971, № 1, 45-48.
  • Kozłowski R., "Warszawska diecezja prawosławna," Wiadomości Polskiego Autokefalicznego Kościoła Prawosławnego, 1971, № 2.
  • Kościół Prawosławny w Polsce: dawnej i dziś, Warsz., 1973.
  • Свитич А., "Правосл. Церковь в Польше и ее автокефалия," Православная Церковь на Украине и в Польше в XX ст., М., 1997.
  • Urban K., Kościół Prawosławny w Polsce w latach 1944-1956: Studia i materiały, Kraków, 1998.
  • Sosna G., Święte miejsca i cudowne ikony: Prawosławne sanktuaria na Białostocczyznie, Białystok, 2001.
  • Сокол К. Г., Русская Варшава, М., 2002.

Использованные материалы



[1]  Из доклада обер-прокурора Святейшего Синода Н. А. Протасова императору Николаю I.

[2]  Петрушко В. И., "ВАРШАВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО," Православная энциклопедия, т. 7, 15-16, http://www.pravenc.ru/text/ВАРШАВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО.html

[3]  Петрушко В. И., "ВАРШАВСКАЯ ЕПАРХИЯ," Православная энциклопедия, т. 7, 8-13, http://www.pravenc.ru/text/Варшавская епархия.html

[4]  Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л., "ВАРШАВСКО-БЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ," Православная энциклопедия, т. 7, 13-15, http://www.pravenc.ru/text/150463.html

Редакция текста от: 26.09.2017 11:19:04

"ВАРШАВСКАЯ ЕПАРХИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google