АНТОНИЙ (ВАДКОВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский)
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский)
Антоний (Вадковский) (1846 - 1912), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

В миру Вадковский Александр Васильевич, родился 3 августа 1846 года в селе Гремячке (Царевке) Кирсановского уезда Тамбовской губернии в многодетной семье священника Василия и Ольги Никифоровны (урожд. Кашменской, 1822-1901) Вадковских. Родной брат Якова, протоиерея Василия, Владимира, Сергея преподавателя Тамбовской духовной семинарии, Константина, Алексея, Ильи, Анны и Марии. Дядя протопресв. Евгения и прот. Николая Аквилоновых. С 1858 года жил в селе Ширингуши Спасского уезда Тамбовской губернии.

В 1860 году окончил Тамбовское духовное училище, в 1866 году - Тамбовскую духовную семинарию первым студентом, а в 1870 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при академии в качестве доцента по кафедре Пастырского богословия и Гомилетики. В то же время занимался описанием рукописей и старопечатных книг библиотеки Соловецкого монастыря.

В 1871 году получил степень магистра богословия.

В 1872 году вступил в брак с Елизаветой Дмитриевной Пеньковской (+ 1879). В семье родились Борис (1873-1882), Игорь (умер во младенчестве) и Лидия (1875 -1882).

В 1874 году - редактор академического журнала "Православный Собеседник".

3 декабря 1879 года овдовел, а в 1882 году потерял двоих детей.

4 марта 1883 года пострижен в монашество архиепископом Палладием Казанским. 6 марта - рукоположен во иеромонаха, а 14 ноября 1883 года возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырем.

С 8 ноября 1884 года - инспектор Казанской духовной академии. В 1885 году перемещен на ту же должность сначала в Московскую, а затем в Санкт-Петербургскую духовную академию. С 15 апреля 1887 года - ректор Санкт-Петербургской духовной академии. 3 мая 1887 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии.

Еще будучи профессором Петербургской академии, отец Антоний организовал среди семинаристов миссионерский кружок, участники которого шли проповедовать не только в храмы, но и в общественные места, в ночлежки, в тюрьмы. Сам владыка считал проповедь делом всей жизни: лично творил дела милосердия, был создателем и членом многих благотворительных обществ, восстановил практику посещения церковнослужителями тюрем, сам ходил к заключенным, по древней традиции, в Пасхальную неделю.

18 октября 1892 года постригавший его владыка Палладий стал митрополитом Санкт-Петербургским, и уже 24 октября владыка Антоний возводится в сан архиепископа и назначается в новообразованную Финляндскую и Выборгскую епархию.

В 1892 году он был избран почетным членом Казанской, Московской и Санкт-Петербургской академий, а в 1895 году удостоен научной степени доктора Церковной Истории.

В 1893 году архиепископ Антоний возглавил комиссию по старокатолическому и англиканскому вопросу. Вопрос о соединении Церквей, в частности о соединении со старокатоликами, был воспринят им с полным сочувствием, но при строгом соблюдении принципа: Православная Церковь, как единственная хранительница Вселенского Православия, не может делать никаких уступок, которые бы содержали отступление от Вселенского Православия.

25 декабря 1898 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и священно-архимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

С 1898 года - постоянный , а с 9 июня 1900 года - первенствующий член Святейшего Синода.

22 апреля 1906 года избран членом Государственного Совета.

Скончался 2 ноября 1912 года и был погребен в Александро-Невской Лавре на братском кладбище, согласно выраженному им желанию.

Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Портрет работы Карелина, 1911 г.
Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Портрет работы Карелина, 1911 г.
Архипастырь кроткий, терпеливый и непамятозлобивый. Широкая христианская любовь и благожелательность, доступность и евангельская простота, неизменное трудолюбие и вдумчивость были отличительными свойствами его души. В личной жизни был очень скромен и прост во всем. Владыка был известен как духовный писатель и ученый иерарх.

Остро переживая современную ему тенденцию разрыва Церкви и светского общества, владыка благословлял и сам устраивал встречи между интеллигенцией и воспитанниками духовной академии. Владыка Антоний был одним из вдохновителей предсоборного движения в Российской Церкви, председательствовал в Предсоборном присутствии 1906-1907 годов, готовившем церковные реформы, в том числе восстановление патриаршества. Его значение в Русской Церкви конца XIX-начало XX века было очень велико, среди многих его учеников был и будущий патриарх Сергий (Страгородский). При этом, владыка Антоний был знаком противоречия, возбуждая как привязанность так и противостояние. Его деятельность, влияние и положение ярко отразились в показательном свидетельстве о нем, данном обновленческим митрополитом Вениамином (Муратовским) на торжественном праздновании пятилетия обновленцев 15 мая 1927 года в докладе "Как и почему я сделался обновленцем":

"Я имел великое счастье быть викарием у светлой и блаженной памяти почившего Высокопреосвященнейшего Митрополита Антония Вадковского... О нем я не будут распространяться: большинство присутствующих знают, что это был за архипастырь, христианин, человек!.. Он был в высшей степени скромный, ко всем доброжелательный, - особенно - к обездоленным, бессребренник в истинном смысле этого слова, деликатный, ровный со всеми в обращении, ласковый, но не теряя, однако, своего архиерейского достоинства, ко всем доступный, принимая не только днем, но даже вечером. В течение моего служения при нем я ни разу не видел, с кем бы он говорил повышенным тоном. Никогда его не видели раздраженным. Близкие к нему лица подметили, что если он чем-либо был взволнован, имел привычку крутить правый ус. Одевался он всегда в скромную, черного цвета, одежду, ездил в скромной карете, на колесах, окованных железом. Когда он вступил в управление епархией, то, по ознакомлению с последней, первым долгом почел он обойти все помещения Александро-Невской Лавры, начав с послушнических и кончая помещениями своих викариев. Заметив, что послушники живут скученно в неопрятных келиях, он распорядился последние расширить и отремонтировать заново. Весьма часто, в воскресные и праздничные дни, он имел обычай обедать со всеми монашествующими в братской трапезе. В великие праздники Св. Пасхи и Рождества Христова он имел благочестивый обычай посещать дома заключений, проводя в таковых по нескольку часов, обходя все помещения. Посетил он и, кажется, не однажды Шлиссельбургскую крепость. Из последней взял себе на поруки одного, кончившего курс в Духовной Академии, предоставив ему одну из своих комнат и полную свободу... Кроме того, он за неимением свободного времени, поручил посещать тюремные больницы одной своей попечительнице, имевшей возможность через эту близость облегчить участь заключенных. Сочувствуя обновленческому движению в Церкви, Владыка Антоний с симпатией относился ко всем своим подчиненным пастырям, тяготевшим к обновлению (32, свящ. Петров и др.). Он старался облегчить свободу учащейся молодежи, которая, за свое тяготение к либерализму, подвергалась репрессиям. Защитил б. ректора академии и студентов ее, отслуживших панихиду по Шмидте, вступив в пререкание со всесильным тогда Победоносцевым и членами Синода, относившимися враждебно к тогдашнему революционному движению. Долго он защищал и своего либерального викария, Преосв. Антонина, подвергшись из-за него опале при дворе и потерпевши разные клеветы, исходившие тогда из пресловутого салона не менее пресловутой гр. Игнатьевой, привлекшей в "союз" архп. Николая, архп. Антония (Храповицкого), Серафима (Чичагова), Ермогена и др. Последние однажды дошли даже до такой дерзости, что составили постановление о выдворении митр. Антония из Синода, но присутствовавший на этом "совете нечестивых" архп. Алексий, б. Экзарх Грузии, как ученик Владыки по Академии, предупредил его, и заговор не был приведен в исполнение. Потом выступил против него в печати с "открытым пасквильным" письмом пресловутый доктор Дубровин, - председатель "Союза русского народа". Чего только он в этом письме написал! Не подымается язык, повторить все клеветы. Весь клеветнический материал доставил Дубровину Антоний Храповицкий. В систему таковой привел прот. Восторгов, а подписался Дубровин.

Антоний Храповицкий всецело был спасен от посылки в монастырь, после ревизии Московской духовной академии, произведенной Нечаевым, по желанию тогдашнего Московского митр. Сергия, Владыкой Антонием, который убедил членов Синода и Победоносцева перевести его ректором Казанской духовной академии. Когда Владыку Антония убеждали выступить с протестом против Дубровина, он отказался и по-христиански простил его. Тогда воспользовались досужие барыни, начавшие глумиться над ним, понятно, заочно, что раз он не опроверг письмо, - значит он виноват во всем, что написано в этом письме. Дубровин настолько обнаглел, что чрез придворную камарилью принудил, так сказать, митр. Антония отказаться от покровительства еп. Антонину и принять вместо него из Костромы викария Никандра, близкого почему-то этому доктору. Носилась тогда молва, что Никандр был приставлен в качестве шпиона, чтобы следить за всеми его поступками. Доблестный Владыка Антоний своей кротостью и христианским всепрощением препобедил еп. Никандра. Последний, полюбив невинно оклеветанного архипастыря, сделался самым преданным ему помощником до конца жизни Владыки. Такого рода выступления против Владыки Антония, всегда сочувствовавшего обновленчеству и терпевшего за это большие неприятности, меня волновали до глубины души, и я всецело встал на его сторону, и, где можно, слабым своим голосом защищал его" [1].

Награды

Сочинения

  • Поучение в день св. Великомученика Феодора Тирона (17 февраля). "Христ. Чтен." 1889, т. I, с. 451.
  • "Описание рукописей Соловецкой библиотеки".
  • "Константин, еп. Болгарский и его "Учительное Евангелие".
  • Издание нескольких поучений Климента Словенского.
  • Очерки и исследования (СПБ, 1895 г.).
  • Речи, Слова и Поучения. (Изд. II. СПБ, 1902 г., изд. III. СПБ, 1912 г.).
  • Правила относительно наложения церковной эпитимии.
  • "Две одновременные кончины". СПБ, 1870.
  • "Поучения Фотия". Казань, 1875.
  • "Так называемые поучения Феодосия Печерского".
  • "Древнерусская проповедь в до Монгольский период".
  • "Смысл пастырства". "Приб. к "ЦВ" 1890, № 25, с. 821-823.
  • Св. Василий Великий, - его жизнь и проповеднические труда. "Прав. Собес." 1872, май, с. 3-37, 1873, март, с. 390-430, октябрь, с. 121-141.
  • О поучениях Фотия, митрополита Киевского и всея Руси. "Прав. Собес." 1875, март, с. 284-315, октябрь, с. 57-86.
  • Критическая заметка на книгу Ф.В. Ливанова "Жизнь сельского священника". "Прав. Собес." 1878, январь, с. 92-132.
  • Слово в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. "Прав. Собес." 1883, октябрь, с. 131-138.
  • Слово на собор св. архистратига Михаила и прочих сил бесплотных. "Прав. Собес." 1883, ноябрь, с. 312-322.
  • Слово на Новый год. "Прав. Собес." 1884, январь, с. 11-16.
  • Памятник древне-болгарской проповеднической письменности. Беседы епископа Константина. "Прав. Собес." 1885, март, с. 313-324.
  • Слово, сказанное на литургии пред погребением П.А. Милославского 20 марта 1884 г. (доцента академии). "Прав. Собес." 1884, март-апрель, с. 421-425.
  • Ответ на письмо графини С.А. Толстой. "Прав. Собес." 1901, апрель, с. 377.

Литература

  • "Церк. Вед." 1888, № 4, с. 23, 1892, № 44, с. 436, 1896, № 19-20, с. 160-161, 1899, № 1, с. 1, 1900, № 19, с. 144, № 25, с. 237, 1904, № 33, с. 379, 1910, № 22, с. 240, 1911, № 21, с. 179, № 41, с. 325.
  • "Приб. к "ЦВ" 1889, № 17, с. 475, 1890, № 25, с. 821, № 44, с. 1503, 1893, № 24, с. 904, 907, 1894, № 10, с. 337, 1897, № 7, с. 257, № 9, с. 324, № 25, с. 865, 1901, № 27, с. 1345, 1908, № 51-52, с. 2027, 1910, № 6, с. 225, № 7, с. 279, № 15, с. 683, № 41, с. 1752, № 44, с. 1885, 1912, № 17, с. 725, № 18, с. 762, № 45, с. 1815-1821.
  • "Церк. Обнов." 1924, № 17-18, с. 75.
  • Булгаков, с. 1412, 1416.
  • БЭС т. I, стб. 196, 197, т. II, стб. 2108.
  • БЭЛ т. I, стб. 893-904.
  • НЭС т. III, стб. 66, 67 и доп. т. I, с. 128.
  • Р. Пр. Некр. I, с. 38.
  • "Прав. Собес." 1883, март, с. 296-303, 1897, май, с. 147, 157-164, ноябрь, с. 589, декабрь, с. 6 (отчет), 1898, май, с. 516, 1899, январь, с. 6, 25 (отчет), февраль, с. 133-137, 1900, ноябрь, с. 535, 1905, апрель, с. 727, 1911, январь, с. 134, 1913, февраль, с. 263, 1914, февраль, с. 3 (отчет), 1916, февраль, с. 338.
  • Сб. Моск. Дух. Академии. М. 1915, с. 750.
  • "Русск. Паломн." 1909, № 6, с. 96, 97, 98.
  • "Митр. СПБ и Ладожский Антоний. По поводу 25-летия служения его в епископском сане". "Русск. Паломн." 1912, № 22, с. 333-336, № 46, с. 727, 728.
  • "Погребение Высокопреосв. Антония, митр. СПБ и Ладожского". Ст. Белкова Е.В. "Русск. Паломн." 1912, № 47, с. 744, 745.
  • "Памяти Архипастыря-гуманиста" (Фадеев А.). "Русск. Паломн." 1912, № 50, с. 788.
  • "Панихида на могиле митр. Антония, отслуженная последний раз его другом архп. Иннокентием Экзархом Грузии". "Русск. Паломн." 1905, № 6, с. 74, 1913, № 40, с. 640, 1916, № 26, с. 382-383, № 27, с. 395-397.
  • "Мисс. Календарь", 1907, с. 129.
  • Тарасов. "Памятные дни митр. СПБ и Ладожского Антония (Вадковского) в Ленинграде" (по поводу 100-летия со дня рождения). "ЖМП" 1946, № 9, с. 74.
  • "ЖМП" 1954, № 5, с. 49, № 11, с. 56, 1958, № 9, с. 13, 1959, № 11, с. 41, 50, 1960, № 1, с. 22, № 8, с. 11, 62, 64.
  • Венгеров. "Словарь" т. I, с. 638, 970-974.
  • "Русск. Инок" 1912, вып. 69-70, с. 1, 28-29.
  • "Церк. Голос" 1906, № 11, с. 335, 342.
  • "Странник" 1907, февраль, 1912, ноябрь.
  • "Кормчий" 1912, № 46, с. 457.
  • "Отдых христианина" 1908, август, сентябрь, с. 59, 1912, май.
  • "Митр. Антоний. Галкин М. Изд. Журн. "Приходский священник". СПБ, 1913.
  • "Новое время" 1912, 6 ноября, статья Розанова, Меньшикова и Афанасьева.
  • "Высокопр. Антоний (Вадковский) митр. СПБ и Ладожский". СПБ, 1899.
  • "Десятилетие на кафедре СПБ митр. просветителя Русской Церкви". СПБ, 1909.
  • "Церк. Вестн." 1891, № 1, с. 10, , № 8, с. 113, № 16, с. 225, № 19, с. 301, № 33, с. 523, 1908, № 1, с. 3, № 9, с. 278, 285, № 30, с. 925, 936, № 31, с. 955, № 51-52, с. 1589, 1891, № 40, с. 639, № 42, с. 670, № 43, с. 687, № 48, с. 766-767, 1895, № 33, с. 1050, № 44, с. 1414-1415.
  • "Изв. Казан. епарх." 1873, № 13, с. 400-413, 1881, № 21, с. 551, 1884, № 1, с. 5, 1887, № 9, с. 208, № 10, с. 229, 1903, № 9, с. 557-558, № 16, с. 18 отчет, 1907, № 40, с. 1245, 1908, № 10, с. 290-291, 1911, № 9, с. 271, 1912, № 43, с. 1306-1307, № 42, с. 1256-1257, 1273, 1251, № 41, с. 1242, 1243.
  • "Самар. Еп. Вед." 1903, № 15, с. 770.
  • "Русск. Архив" 1916, кн. 1-я, с. 133, 151.
  • "Русск. Прав. Церк.", с. 194.
  • "Христ. Чтение" 1894, сентябрь-октябрь, с. 49-40; 41, 3; 12-13, ноябрь-декабрь, с. 85-87; 90; 115-115; 119; 95-96; 110-113; 132-135; 157, 1901, апрель-июнь, с. 57, 111, 1902, март, с. 89-90, 95, 363, май, с. 152, 153, 157-158, сентябрь, с. 281-284, 286, ноябрь, с. 336, 342, 344.
  • "Мисс. Обозрен." 1901, март, с. 297, июль-август, с. 66.
  • Богородский Я.А. "В Казанский период его жизни и деятельности". "Прав. Собес." 1913, февраль, с. 263-279.
  • Рункевич. Александро-Невская Лавра 1713-1913 гг. СПБ, 1913, с. 953, 965, 969, 981-983.
  • Рункевич. "Русская Церковь в 19 в.".
  • Рункевич. "Народная Академия". 1897, т. II, с. 3-11.
  • М.Б., "Антоний, митр. СПБ и Ладожский". (Изд. Об-ва распространения рел. нравствен. просвещения в духе Православной Церкви). СПБ, 1915, 200 С.
  • Приложение: Письма митр. Антония. М. Бертенсон, 186 С.
  • "Памяти Высокопр. Антония, митр. СПБ и Ладожского". (Библиограф. обозрение книги М.Б. о митр. Антонии). Протоиерея Иоанна Королькова. Киев, 1916.
  • Поливанов А.А. "Из дневников и воспоминаний по должности военного Министра - 1907-1916 гг.". Под редакц. и с предисловием Михаила Павловича, т. I, 1924, Воен. Изд-во, с. 85.
  • Посещение митр. Антонием 13 ноября 1909 г. Председателя Совета Министров П.А. Столыпина по вопросу о министре воен. Сухомлинове.
  • Сергиевский С.П. "Митр. Антоний (Вадковский) и его значение в истории Русской Церкви". (Кандидатское сочинение). Ленинград, 1951.
  • Бертенсон В.В. "За тридцать лет". "Истор. Вестн." 1913, т. CXXXIV, с. 914-921, с. 924-932.
  • Родзянко М.В. "Крушение империи". Изд. "Прибой" 1927, с. 21, 26, 33.
  • "В Бозе почивший митрополит Петербургский Антоний и его сношения по делам церковным с православным Востоком". "Прав. Собес." 1914, май, с. 920-931, апрель, с. 597-606.
  • Анания (Сагайдаковский). "Высокопреосвященнейший Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский, как пастырь и учитель". "Прав. Собес." 1916, январь, с. 30.
  • "Богословский Вестн." 1915, X-XI-XII, с. 881.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 г., с. 44, на 1903 г., с. 4, на 1905 г., с. 3-4.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1906 г., с. 3-4, на 1910 г., с. 3, 4-5.
  • "Списки архиереев Иерархии Всерос.". СПБ, 1896, № 501, с. 75.
  • Илиодор. "Святой черт", с. 104.
  • Талин В. "Антоний митр. С.-Петербургский и Ладожский". "ЖМП" 1963, № 2, с. 65-72.
  • В. Фигнер "Запечатленный труд". М., 1964, т. 2, с. 247-251.
  • V. Bronskij, Pamjati mitropolita Antonija (Vadkovskogo), in: ZMP 1973, 6, 60-65.
  • Gerhard Simon, Antonij Vadkovskij, Metropolit von St. Petersburg (1846-1912), in: Kirche im Osten 12(1969) 9-32.

Использованные материалы



[1]  "Вестн. Св. Синода Православной Русской Церкви" за 1927 г., № 5-6, с. 15.

Редакция текста от: 17.08.2016 07:00:09

"АНТОНИЙ (ВАДКОВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google