Патриарх Константинопольский Иоаким III. Фотография. 1870-е годы |
В миру Деведзис Христос, родился 18 января 1834 года в с. Вафиохори (ныне Бояджыкёй, в черте Стамбула), в бедной рыбацкой семье, родителей звали Димитриc и Феодора. Школьное образование получил в родном селе.
По благословению своего духовного отца Хрисанфа провел 1846 год в монастыре Пантократор на Афоне и некоторое время жил на острове Самос при митр. Григории, посещая местные школы.
Около 1848 года отправился в Валахию, где в 1852 году был рукоположен во диакона.
Живя в Бухаресте, посещал греческую школу и выучил румынский язык. Отказался от первоначального намерения продолжить учебу в Афинах и в 1854 году был поставлен иеродиаконом в православной греч. церкви вмч. Георгия в Вене, где прослужил шесть лет. За этот срок выучил немецкий язык.
На Иоакима как на энергичного и умного диакона обратил внимание Константинопольский патриарх Иоаким II, который способствовал переводу Иоакима (Деведзиса) 12 ноября 1860 года в Константинополь на должность второго диакона при Патриархии.
В 1863 году Иоаким (Деведзис) был рукоположен во иерея и 23 марта того же года был назначен на должность великого протосинкелла. Через несколько месяцев Иоаким II сложил патриаршие полномочия, затем должности лишился и Иоаким (Деведзис).
При патриархе Софронии III Иоаким был рукоположен во епископа и 10 декабря 1864 года назначен на митрополичью кафедру в г. Варна (Болгария).
С 1872 года - член Священного Синода.
9 января 1874 года был назначен митрополитом Фессалоникийским по указу вновь занявшего патриаршую кафедру Иоакима II. В этих епархиях Иоаким (Деведзис) приобрел большой административный и дипломатический опыт.
Патриарх Константинопольский Иоаким III |
Самой значительной сферой деятельности патр. Иоакима III во время первого патриаршества была борьба за права и привилегии Церкви - т. н. вопрос о прономиях (τὸ προνομιακὸν ζήτημα). С началом эпохи танзимата Порта стала с особой неприязнью относиться к древним правам православной Церкви, дарованным еще султаном Мехмедом Завоевателем патриарху Геннадию II Схоларию. Уже во время составления канонизмов (с 1858) Порта ограничила некоторые древние прерогативы церковной власти. При султане Абдул-Хамиде II были сделаны новые попытки изменить порядок оформления завещаний христиан. В 1878 году некий христианин завещал имущество на благотворительные дела; его брат стал оспаривать это завещание, одобренное патриархией, в турецком гражданском суде. В результате разбирательств в 1880 году министр юстиции издал распоряжение, согласно которому утверждение в наследстве по завещаниям христиан, а также рассмотрение тяжб между христианами впредь должны были производиться только в турецких судах. Протест Иоакима III по поводу отстранения епархиальных архиереев от ведения подобных дел остался без ответа. В октябре 1882 года турецкое правительство сделало вторую попытку ограничить права Патриархии. Турецкий министр народного просвещения дважды доводил до сведения патриарха, что инспектор печати и типографий счел два учебника, которыми пользовались в греческих школах Патриархата: географию Антониадиса и христианский катехизис Диомида Кириакоса, вредными по содержанию. Согласно указанию министра, эти две книги подлежали изъятию и уничтожению. В октябре 1882 года Сисанийский митр. Афанасий получил султанский берат, составленный с изменением традиционной статьи о праве архиереев быть судимыми по гражданским делам патриархом - теперь такие дела должны были рассматриваться турецкими судами, действующими по мусульманским законам. В феврале 1883 года Касторийский митр. Констанций получил такой же берат. Тогда патриарх Иоаким III выразил протест против нарушения древних прономий Церкви и обратился к министру юстиции и вероисповеданий с просьбой восстановить древний порядок. Получив отказ, он направил протест повторно. В ответ турки сослались на проведенные реформы судопроизводства по европейскому образцу, утверждая, что гражданский суд более не имеет религиозного характера. В пространном протесте, представленном Порте 14 июля 1883 года, Иоаким III изложил все нарушения древних прав Церкви в области наследства, брачных и бракоразводных дел, указал на внесение изменений в текст архиерейских бератов и выразил надежду, что Порта восстановит прежнее положение. Однако требование патриарха выдать задержанный султанский берат о патриарших правах также не было удовлетворено.
9 декабря 1883 года патриарх Иоаким III отрекся от престола. Но министр исповеданий представил дело так, будто не правительство, а Синод вынудил патриарха отречься от власти. Тогда Иоаким вторично заявил министру об отречении (16 декабря 1883), назвав причиной посягательство Порты на древние права Церкви. Порта вновь вступила в дискуссию о прономиях, стараясь доказать, что она не нарушала прав Церкви; эта переписка тянулась до марта 1884 года. В конце марта Порта выдала Иоакиму III берат, тождественный берату его предшественника, но сопроводила документ министерским распоряжением, в котором соглашалась руководствоваться в вопросах завещаний при разводе древними правами Церкви. Однако обвиненный в преступлении клирик должен был немедленно по доставлении его в Патриархию или митрополию передаваться светской власти и содержаться в гражданской тюрьме, а не в Патриархии или митрополии, как это делалось раньше. Синод не согласился с таким изменением берата, т. к. он позволял Порте требовать лишения сана священников, обвиненных в политических делах, и лишал их права предстать перед церковным судом. Патриарх Иоаким III считал новую форму берата приемлемой, но ввиду настойчивого требования Синода отправиться в Порту с протестом 30 марта 1884 года предстоятель окончательно сложил с себя патриаршие полномочия и удалился в свое имение на берегу Босфора.
Во время первого патриаршества Иоаким III продолжал протестовать против конфискации румынским правительством монастырского имущества, а 10 июля 1882 года отправил обличительную грамоту Унгро-Влахийскому митр. Каллинику по поводу совершенного им без разрешения патриарха мироварения, введения григорианского календаря, христианского отпевания самоубийц, совершения таинства Крещения через обливание водой и т. п. С православными автокефальными Церквами, особенно с Русской, Иоаким III восстановил братские отношения и имел постоянное общение по различным вопросам. С разрешения Святейшего Синода храм прп. Сергия в Москве был отдан в качестве подворья Константинопольской Патриархии. Проводимая патриархом Иоакимом III вненациональная церковная политика, дружеское отношение к России и его стремление преодолеть болгарскую схизму вызвали недовольство греческого правительства, и особенно премьер-министра Греции Х. Трикуписа.
При патр. Иоакиме III был восстановлен и украшен патриарший храм, убранство которого сохранялось в неизменном виде до пожара 1941 года. Иоаким III основал патриаршую библиотеку и реорганизовал типографию (1880), в которой начали издавать официальную газету «᾿Εκκλησιαστικὴ ᾿Αλήθεια» Константинопольского Патриархата (до 1923). При нем было достроено новое здание Великой народной школы (Μεγάλη Σχολὴ τοῦ Γένους) в константинопольском районе Фанар (1880-1882). В 1879 году на острове Халки было учреждено центральное священническое училище, а в 1882 году была основана священническая школа близ Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери). В 1879 году в Смирне (ныне Измир) было организовано Братство для распространения греческих знаний в Малой Азии, т. к. большая часть малоазийских греков почти забыла родной язык.
Выйдя в отставку и живя в Вафиохори, Иоаким III продолжал следить за церковно-политической жизнью. Его уход с кафедры вызвал сильные волнения в греческом народе; в высших церковных кругах сформировалась партия его приверженцев, т. н. иоакимиты, которые при активной поддержке русской дипломатии старались добиться его восстановления на патриаршем престоле. В августе 1886 года Иоакима III посетил проф. Санкт-Петербургской двуховной академии И. Е. Троицкий. Отчет об этом визите, представленный К. П. Победоносцеву, является одним из важнейших документов по церковной истории конце XIX века. В разговоре с Троицким Иоаким III выступает сторонником строгой церковной дисциплины и даже считает нужным учиться в этом отношении у католиков, подчеркивая, что это не распространяется на догматическую сторону вопроса. В глазах противников Иоаким был русским ставленником, поэтому избрание в 1887 году патриарха Дионисия V расценивалось как вызов России.
Иоаким III совершил несколько поездок по Ближнему Востоку, а затем удалился на Афон, в Милопотам, принадлежащий Великой Лавре (пребывал там с 1889 по 1901 год). Он продолжал поддерживать отношения с русскими дипломатами, особенно с консулом в Фессалонике; вел переписку с Троицким и Т. И. Филипповым. В июле 1893 года Иоакима III посетил Гроттаферратский аббат Арсенио Пеллегрини, отмечавший широту взглядов Иоакима. Его суждения были независимы и отличались постоянством. Так, Иоаким III критиковал узоры облачений, присланных русским Святейшим Синодом, некоторые детали коронации имп. Николая II. Иоаким принимал участие в разрешении споров на Св. Горе, выступая по возможности миротворцем. Не разделяя в целом активной позиции русских монахов на Афоне, Иоаким тем не менее восхищался их дисциплинированностью и строгой аскетической жизнью. Позднее, в сентябре 1912 года, патриарх Иоаким III направил настоятелю русского монастыря св. Пантелеимона послание, в котором называл новое учение об имени "безсмысленным и богохульным" и советовал его сторонникам "отстать от душевредного заблуждения и перестать спорить и толковать о вещах, которых не знают".
Продолжая пользоваться исключительной любовью народа, Иоаким III получал большое число голосов на каждых из пяти последующих патриарших выборов, но из-за политических интриг был переизбран на престол только 25 мая 1901 года. 24 июня он переехал в патриаршую резиденцию в Фанаре.
Второе патриаршество Иоакима III было отмечено рядом важных деяний: он восстановил престиж Константинопольской Церкви, начал реструктурирование внутреннего управления Патриархии. Последнее вновь вызвало резкую неприязнь к нему со стороны членов Священного Синода и турецкого правительства. Патриарх стремился консолидировать отношения с православными Церквами. В кипрском вопросе интересы Константинополя столкнулись с интересами Александрийского патриарха Фотия, которому удалось возвести на архиепископский престол Кипра своего ставленника; раздор между патриархом Дамианом и Свящ. Синодом в Иерусалимской Церкви (1909) также не отвечал интересам патр. Иоакима. Зато патр. Иоаким III наладил устойчивые связи с Антиохийской Церковью. Отношения Иоакима III с Российской Церковью по-прежнему были дружественными, несмотря на македонский кризис, не способствовавший взаимопониманию греков и славян.
8 марта 1908 года патриарх Иоаким издал Томос о греческом рассеянии, в котором он заявил, что лишь Константинопольская Православная Церковь "может канонически распространять свой авторитет за пределы своей определенной юрисдикции", и объявил о передаче попечения о православных греках в рассеянии Элладской Церкви.
В 1910-1911 году патр. Иоаким III разошелся во мнении с членами Священного Синода по поводу выбора в Синод митр. Халкидонского Германа, главы антииоакимской партии. Патриарх удалился в свой дом в Вафиохори, однако позже примирился с Германом, ставшим к тому времени членом Синода.
Другими значительными событиями во время второго патриаршества Иоакима III стали провозглашение турецкой Конституции в 1908 году, церковно-политическая борьба в Македонии (1901-1908), первая Балканская война (1912-1913).
В целом во второе патриаршество политика Иоакима III была более националистической, направленной на сближение с греческим правительством.
Патриарх Иоаким III скончался 13 ноября 1912 года в Константинополе после непродолжительной болезни. Похоронен в монастыре иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
У современников Иоаким III получил прозвище Великолепный (греч. Μεγαλοπρεπής).
Литература
- ЦГИА СПб. Ф. 2182. Д. 160 [Копии с донесений рус. консула в Фессалонике И. Ястребова послу А. И. Нелидову];
- ГАРФ. Ф. 1099. Д. 1892 [Письма И. к Т. И. Филиппову];
- РНБ ОР. Ф. 790.
- Οἰκουμενικοῦ πατριαρχείου τὰ κατὰ τὸ ζήτημα τῶν ἐκκλησιαστικῶν προνομίων, ἀπὸ τῆς 19 Θεβρουαρίου 1883 μέχρι τῆς ἐπιβραβεύσεως τοῦ ἀρχαίου καθεστῶτος. Κωνσταντινούπολις, 1884;
- Παπαδόπουλος Γ. ῾Η σύγχρονος ἱεραρχία τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Ανατολικῆς ᾿Εκκλησίας. Κωνσταντινούπολις, 1895. Σ. 57-355;
- ᾿Εκλογὴ ᾿Ιωακεμ τοῦ Γ´ ὡς Οἰκουμενικοῦ Πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως // ῾Ελληνισμός. 1901. Τ. 4. Σ. 336;
- Βάλβης Σ. ᾿Ιωακεμ τῷ Γ´ ᾿Αρχιεπισκόπῳ Κωνσταντινουπόλεως κα Οἰκουμενικῷ Πατριάρχῃ ῎Εμμετρος ἐπιστολή. ᾿Αθῆναι, 1902;
- Γεδεὼν Μ. Πατριαρχικα πίνακες. ᾿Αθῆναι, 1996. Σ. 626-633.
- Σπανούδη Κ. Π. ῾Ιστορικα σελίδες̇ ᾿Ιωακεμ ὁ Γ´. Κωνσταντινούπολις, 1902;
- Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX в. СПб., 1904. С. 378-385, 651-672;
- ᾿Αθηναγόρας Παραμυθίας κα Θιλιάτων. ῾Ο μέγας πατριάρχης ᾿Ιωακεμ ὁ Γ´. Κέρκυρα, 1929;
- Βαρβαγιάννης ᾿Ι. ᾿Ιωακεμ ὁ Γ´ // ῾Ελληνισμός. 1912. Τ. 15. Σ. 701-704;
- Θιλλιπίδης Χ. ᾿Ιωακεμ ὁ Γ´ // ᾿Εκκλησιαστικὴ ᾿Αλήθεια. 1912. Τ. 32. Σ. 433-434;
- Cayre F. Joachim III, patriarche grec de Constantinople (1834-1912) // EO. 1913. Vol. 16. P. 61-67, 163-172, 322-330, 421-443;
- Μαυρόπουλος Δ. Πατριαρχικα σελίδες. Τὸ οἰκονομενικὸν πατριαρχεῖον ἀπὸ 1878-1949. ᾿Αθῆναι, 1960. Σ. 7-11, 45-63;
- Σταυρίδου Β. Θ. Οἱ οἰκουμενικο πατριάρχαι: 1860 - σήμερον. Θεσσαλονίκη, 1977. Σ. 208-284;
- Kofos E. Attempts at Mending the Greek-Bulgarians Ecclesiastical Schism (1875-1902) // Balkan Studies. 1984. Vol. 25. P. 353-358, 363-366;
- idem. Patriarch Joachim III (1878-1884) and the Irredentist Policy of the Greek State // J. of Modern Greek Studies. 1986. Vol. 4. N 2. P. 107-120;
- ᾿Ανεστίδης Σ. ᾿Ιωακεμ ὁ Γ´ ἀρχιεπίσκοπος Κωνσταντινουπόλεως κα οἰκουμενικὸς πατριάρχης (1878-1884, 1901-1912) // Δελτίον Κέντρου Μικρασιαστικῶν Σπουδῶν. ᾿Αθήνα, 1986/1987. Τ. 6. Σ. 391-414;
- Alexandris A. The Greek Minority of Istanbul and Greek-Turkish Relations, 1918-1974. Athens, 1992 2. P. 23, 34-35, 42;
- ῾Ο ἀπὸ Θεσσαλονίκης οἰκουμενικὸς πατριάρχης ᾿Ιωακεμ ὁ Γ´ ὁ Μεγαλοπρεπής // 27 Δημήτρια̇ ᾿Επιστημονικὸ συμπόσιο «Χριστιανικὴ Μακεδόνια». Θεσσαλονίκη, 1994;
- Καρδαράς Χ. Το Οικουμενικό Πατριαρχείο και ο αλίτρωτος Ελληνισμός της Μακεδονίας - Θράκης και Ηπείρου. Μετά το συνέδριο του Βερολίνου (1878). Αθήνα, 1996;
- Τρικούπης Χ. Η αντιπαράθεση. Από την ανέκδοτη αλληλογραφία του Οικουμενικού πατριάρχη (1878-1884). Αθήνα, 1998;
- Croce G. M. Joachim III, patriarche grec de Constantinople // DHGE. T. 27. Col. 1329-1332;
- «Наша отечественная Церковь занимает первое место между всеми Православными Церквами»: Отчет проф. И. Е. Троицкого о командировке на Восток, 1886 г. / Подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Л. А. Герд // ИА. 2001. № 4. С. 135-174;
- Герд Л. А. Константинополь и Петербург: церк. политика России на правосл. Востоке (1878-1898). М., 2006; www.ec-patr. org [Электр. ресурс].
Использованные материалы
- Л. А. Герд, Ю. А. Казачков. "Иоаким III" // Православная энциклопедия, т. 23, с. 157-160