Литурги́я Преждеосвяще́нных Даро́в - богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде - на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.
VI Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в будние дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.
В последовании Преждеосвященной литургии содержатся такие особенности:
- в ней нет первой части полной литургии - проскомидии
- литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием изобразительных
- по отпусте изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии)
- в конце вечерни (перед началом собственно чина Преждеосвященных) поется великий прокимен "Да исправится молитва моя"
- в начале литургии верных вместо Херувимской песни поется "Ныне силы небесныя"
- на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров.
Авторство Литургии Преждеосвященных Даров
В православной традиции начиная с XVI в. Григорию Великому устойчиво приписывается составление литургии Преждеосвященных Даров. Однако, несмотря на широкое распространение в позднейших памятниках, в богослужебных рукописях старше XVI в. эта атрибуция не встречается (в агиографических источниках она появляется раньше, напр. в Синаксаре Berlin. Gr. 219, XII–XIII в.). В рукописях Евхология и Служебника VIII–XV вв. литургия Преждеосвященных Даров или не имеет никакой атрибуции, или приписывается святителям Василию Великому, Епифанию Кипрскому, Герману I, патриарху Константинопольскому [1]. В византийских толкованиях на литургию составление чина Преждеосвященных усваивается апостолам. По словам Иерусалимского патриарха Досифея II (Нотары), «Преждеосвященная литургия принята от преемников апостольских и не есть творение Григория Двоеслова» [2].
Свидетельства переатрибуции литургии присутствуют среди слав. памятников, напр., в Служебнике XVI в. [3], где чин Преждеосвященных озаглавлен: Устав Божественыя службы Преждеосвященных святаго преподобнаго отца нашего святителя Епифания Кипрского. Инииж поведуют зложеннеи быти ей Агкафаном папа Римским. И святогорцы поведают Григория папы Римскаго изложение (Л. 70), а также в Варлаама Хутынского Служебнике [4], где лист, содержавший изображение составителя чина Преждеосвященных, был в позднейшую эпоху изъят, очевидно, потому, что на нем был изображен не Григорий Великий, а др. святой.
Атрибуцию чина литургии Преждеосвященных Даров Григорию Великому следует признать ошибочной [5] и по др. причинам. Во-первых, в западных литургических памятниках, связанных с именем папы, нет никаких совпадений с молитвами византийской литургии Преждеосвященных Даров, как нет и самой практики совершения этой литургии (если на Востоке эта литургия заменяла полную литургию во мн. постные дни, то на Западе подобный чин существовал лишь в Великую пятницу, но ни один из его текстов, в т. ч. и содержащихся в Сакраментарии Григория [6], не совпадал с молитвами литургии Преждеосвященных Даров). Во-вторых, во времена Григория Великого литургия Преждеосвященных Даров давно была известна в Константинополе («Пасхальная хроника» упоминает о некоторых изменениях в ее чине под 615 г. [7]) и вообще на Востоке, где помимо константинопольского существовали иерусалимский и александрийский чины литургии Преждеосвященных, носившие имена апостолов святых Иакова Праведного и Марка (или свт. Афанасия I Великого) соответственно, а также ряд сир. чинов с различными атрибуциями [8]. «...Литургия Преждеосвященных,– заключал церковный писатель прот. Григорий Смирнов-Платонов,– по происхождению... принадлежала Церкви Восточной… и св. Григорию не было приписываемо установление известной в Православной Церкви великопостной литургии» [9].
Причина появления атрибуции литургии Преждеосвященных Даров Григорию Великому неясна. Вероятно, она возникла между XII и XV вв. в среде греч. духовенства Юж. Италии или на Афоне и была первоначально обусловлена или представлениями об определяющем влиянии Трех святителей (Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст) на правосл. богослужебную традицию (впосл. имя Григория Великого заменило собой имя свт. Григория Богослова, который действительно назван автором литургии Преждеосвященных в рукописных Евхологиях XVI в. [10], или опосредованным знакомством греков Юж. Италии и Афона с зап. традицией, где чин мессы мог атрибутироваться ап. Петру или Григорию Великому, и, главное, тем, что с именем «папы Римского Григория» (на самом деле не Григория Великого, а св. Григория II) связывалось установление практики совершать Великим постом полную мессу (впосл. имя Григория Великого как автора чина мессы или как инициатора совершения полной мессы в будние дни поста перешло на чин литургии Преждеосвященных). Возможно, также повлиял и факт наличия напоминающего литургию Преждеосвященных Даров чина в описании богослужения Великой пятницы именно в Сакраментарии, носящем имя Григория Великого Окончательному приписыванию Преждеосвященной литургии авторству Григория Великого способствовало распространение в правосл. мире в XVI–XVII вв. венецианских изданий богослужебных книг, выполненных по южноитал. рукописям и содержащих эту атрибуцию.
В совр. рус. (а также зависящих от рус. традиции) изданиях богослужебных книг атрибуция литургии Преждеосвященных Даров Григорию Великому сохраняется. Среди обычных молитв священника в конце службы литургии Преждеосвященных Даров совр. рус. Служебник предписывает читать тропарь Григорию Великому [11]; это не особый тропарь Григория Великого, как в составе благодарственных молитв согласно рус. изданиям Молитвослова, а общий тропарь святителю); имя папы входит в состав отпуста литургии [12]; включенное в состав московского издания Минеи 1978–1989 гг. последование Григория Великого [13] (оно отсутствует в первопечатных и синодальных рус. изданиях Миней, первоначально было известно лишь по рукописям южноитал. происхождения, а в Минею попало посредством одной из рукописей Пантелеимонова монастыря на Афоне) в одной из стихир прямо приписывает Григорию Великому составление литургии Преждеосвященных Даров.
В совр. греч. традиции атрибуция этой литургии Григорию Великому в целом отвергнута в первую очередь из-за позиции патриарха Иерусалимского Досифея, аргументированно отрицавшего авторство папы, а также благодаря авторитету составленного прп. Никодимом Святогорцем канонического сборника «Пидалион», где эта атрибуция отвергается на основании свидетельств свт. Симеона, архиеп. Фессалоникийского и патриарха Досифея [14]. Поэтому, согласно совр. греч. изданиям Евхология, Литургиария и Архиератикона, имя Григория Великого не произносится на отпусте в конце литургии Преждеосвященных Даров, а тропарь ему не читается ни в составе священнических молитв в конце службы, ни в составе благодарственных молитв по Причащении. Последования Григория Великого, аналогичного содержащемуся в московском издании Минеи 1978–1989 гг., греч. издания Миней не содержат, а из офиц. минейной редакции жития папы указание о составлении им Преждеосвященной литургии исключено.
Литература
- История формирования чина Литургии Пр. Даров
- о Литургии Пр. Даров из книги "Великий пост" прот. А.Шмемана
- из лекций по литургике М.Красовицкой
Использованные материалы
- Из статьи о Григории Двоеслове XII т. «Православной энциклопедии»
- http://www.liturgy.ru/nav/litpost/lit_post1.php
[1] Alexopoulos S. The Presanctified Liturgy in the Byzantine Rite: A Compar. Analysis: Diss. Notre Dame (Ind.), 2004. P. 60–69
[2] История Иерусалимских Патриархов. Т. 1. С. 526
[3] БАН. 21. 4. 13 (Нов. 918)
[4] ГИМ. Син. 604, нач. XIII в.
[5] Смирнов-Платонов Г. П., прот. О литургии Преждеосвященных Даров. М., 1850. С. 29–76
[6] PL. 78. Col. 85–87
[7] Chron. pasch. 1832. Bd. 1. S. 706
[8] Дмитриевский А. А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX–X вв. Каз., 1894; Codrington H. W. The Syrian Liturgies of the Presanctified // JThSt. 1903. Vol. 4. P. 69–82; 1904. Vol. 5. P. 369–377, 535–545
[9] Смирнов-Платонов, прот. С. 76
[10] Ambr. Gr. 64 и Constantinop. Taph. 134 (593)
[11] Служебник. [Т. 2.] С. 462–463
[12] Служебник. С. 462
[13] Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 288–299
[14] PhdЈlion. S. 183