Алава́стр (греч. – alabastros): в древности – высокий сосуд без ручек, обычно изготовлявшийся из алебастра (отсюда название), использовавшийся в средиземноморских странах для хранения благовоний.
Алавастр упоминается в Евангелии в повествовании о том, как женщина помазала Господа миром (Мф 26. 6; Мк 14. 3; Лк 7. 37). С этим связано использование слова «алавастр» в качестве литургического термина – в богослужении византийского обряда алавастр стал называться особый сосуд для хранения св. мира.
Первоначально алавастром называли сосуд, в котором миро освящалось (Арранц), впоследствии алавастр стали преимущественно называть сосуд, в котором постоянно находится освященное миро (в Русской Православной Церкви алавастр хранится в алтаре кафедрального Патриаршего собора). «Сосуд для хранения мира – круглый, без ручки, с узким длинным горлом, называется алавастр… Узкое горло его завинчивается медною пробкою» (Никольский). При освящении мира на литургии в Великий четверг алавастр с преждеосвященным миром предносится на великом входе сосудам с освящаемым миром. После освящения из алавастра в сосуды с только что освященным миром вливается по капле преждеосвященного мира, затем алавастр восполняется освященным миром – это символизирует непрерывное преемство благодати, сохраняющееся в Церкви от апостолов до наших дней.
Источники
- Чин мироварения. М., 1891; Arranz M. La consecration du saint myron // OCP. 1989. Vol 2. P. 325.
Литература
- Никольский. Устав. Т. 2. С. 705–708;
- Алавастр // ППБЭС. Т. 1. Стб. 94–95;
- Alebastros // QHE. T. 2. Stl. 2;
- НКС. Т. 4. С. 503, 657–658;
- Арранц М. Крещение и Миропомазание. Рим, 1997. С. 137–139.
Использованные материалы
- Статья из I тома «Православной энциклопедии»