Софийский патриарший кафедральный собор во имя св. блгв. князя Александра Невского. 2006 г. |
- Престолы: во имя святого благоверного князя Александра Невского; приделы во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и святого благоверного царя Бориса.
Описание
Александро-Невский собор занимает центр большой площади, носящей его имя. Собор, в форме крестово-купольной базилики, (площадь 3170 кв. м., объем 86 тыс. м., высота главного купола 45 м., колокольни 50 м., накупольных крестов ок. 5 м., главный барабан 16 м. в поперечнике) вмещает более 5 тысяч человек. Таким образом на 2008 год собор является вторым по величине на Балканах, после храма святого Саввы в Белграде. С северной, восточтой и южной сторон собор опоясывают крытые галереи, в восточной их части размещаются ризница и библиотека. Цоколь собора облицован серым гранитом. Ведущие в храм дубовые двери украшены резьбой, исполненной в древнеболгарском стиле.
Колокола собора отлиты в литейной П. Н. Финляндского (Москва). 2 наибольших по величине колокола украшены барельефными медальонами-изображениями святых, рельефные орнаменты и надписи имеют 5 больших колоколов, у 7 остальных надписи выгравированы. Самый большой колокол весит 11758 кг., самый маленький - около 16 кг., звон колоколов слышен за 30 км.
В украшении собора принимали участие выдающиеся русские и болгарские художники: профессор П. Е. Мясоедов («Господь Саваоф» в главном куполе), профессор М. Судковский («Таинство Святой Евхаристии» над горним местом главного алтаря, серафимы на стенах боковых галерей), профессор И. Мрквичка («Отрок Иисус среди книжников в храме» в северной нише), В. Болотнов («Брак в Кане Галилейской» в юж. нише), академик А. А. Киселёв («Страшный Суд» над хорами, напоминающий фреску В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве), А. М. Корин («Воскрешение Лазаря» и «Нагорная проповедь»), Н. Маринов («Укрощение бури»), А. Белковский («Мария Магдалина»), академик Г. Желязков («Св. Иоанн Рыльский, отвергающий царские дары»), академик А. Н. Новоскольцев, профессор А. Митов, профессор Б. Михайлов, Н. Д. Кузнецов, Д. Киплик, Х. Тачев, Х. Берберов, В. Димов, Н. Петров, Вахрамеев, Ланской, Шелковой, Родзянко и другие.
Декоративно-орнаментное украшение собора полностью выполнено болгарскими мастерами - П. Клисуровым, А. Белковским, X. Берберовым, А. Митовым, С. Ивановым, Н. Петровым - под руководством профессора В. Т. Перминова. Мозаичные панно собора изготовлены в Германии и Италии. В окнах использованы витражи. В отделке собора применялись дорогие породы мрамора и оникса разных цветов, алжирский малахит и уральские самоцветы.
В создании иконостасов и икон для собора приняли участие известные русские и болгарские художники: В. М. Васнецов (иконы Богородицы и Христа Спасителя центрального алтаря), В. Е. Савинский (иконы св. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца в главном алтаре), Н. А. Бруни (иконы св. Иоанна Предтечи и св. первомч. архидиак. Стефана центрального алтаря, помещенная в мраморный киот икона св. равноап. кн. Владимира), И. Мрквичка (иконы сев. иконостаса), А. Митов (образы св. Александра Невского на колокольне, иконы юж. иконостаса, также помещенные в мраморные киоты иконы св. царя Бориса и св. равноапостольных Кирилла и Мефодия), С. Иванов (образы мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святых Седмочисленцев), А. М. Корин, П. Е. Мясоедов, А. А. Киселёв, Н. Петров, Ц. Тодоров и другие. Основная часть стенописей принадлежит кисти болгарского художника X. Тачева.
На престоле главного алтаря хранится Иверская икона Божией Матери в богатой жемчужной ризе - дар патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Кроме этой иконы патриарх подарил храму одеяние на престол главного алтаря, сребро-позлащенное, с богатой чеканкой и художественной эмалью, Евангелие, напрестольный крест, золоченые священные сосуды.
Собор св. Александра Невского. Худ. Цанко Лавренов, 1942. |
История
Александро-Невский собор был воздвигнут по волеизъявлению и на средства болгарского народа в знак признательности народу русскому за освобождение от османского ига в Русско-Турецкой войне 1877-1878 года. 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в городе Велико-Тырново, выработавшего и принявшего Тырновскую Конституцию, видный болгарский общественный и государственный деятель П. С. Каравелов предложил воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его святому Александру Невскому, небесному покровителю российского императора Александра II, что было единодушно принято и для осуществления чего был избран Комитет во главе с председателем епископом Климентом (Друмевым). 26 февраля 1881 года была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней, который 1 июня 1882 года обратился с «Воззванием» к болгарскому народу, освобожденному от пятивекового турецкого рабства русскими братьями-славянами, потерявшими в этой войне 200 тысяч солдат. 19 февраля 1882 года на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма.
В 1883 году для составления проекта и для руководства строительными работами был приглашен русский академик архитектуры И. С. Богомолов. При этом про-германское правительство немецких принцев Александра I Баттенберга (1879-1886) и Фердинанда I Кобургского (1887-1894), управлявшее Болгарией, всячески тормозило проект. Лишь в 1895 году дружески настроенное к России правительство К. Стоилова вновь подняло вопрос о постройке храма. К тому времени Богомолов скончался, и вместо него был приглашен русский архитектор, проффессор Академии художеств А. Н. Померанцев (1848-1918), которому было предложено переработать проект Богомолова и воздвигнуть более обширный и величественный храм, который внешним видом отвечал бы своему высокому назначению, а в архитектурном отношении отражал характерные черты древнеболгарского зодчества. Из-за несогласия сторон по некоторым административным и техническим вопросам переговоры затянулись, подписание проекта состоялось лишь 31 марта 1904 года. 5 августа 1904 года были начаты земляные работы, общее строительство собора было закончено в 1912 году, во время Первой Балканской войны. Работами руководили помощники Померанцева - русские архитекторы А. А. Яковлев и А. Н. Смирнов, тогда как с болгарской стороны в строительстве приняли участие архитекторы П. Момчилов, Ю. Миранов, Я. Шамарджиев, Т. Петров, инженер Г. Лазарев и другие.
В 1915 году болгарский царь Фердинанд, недоброжелательно настроенный по отношению к России, воспротивился тому, чтобы храм носил имя русского святого, и Александро-Невский собор был переименован во имя святых Кирилла и Мефодия в 1916 году; заменены были памятные доски, изменено расположение икон. В то время Болгария принимала участие в Первой мировой войне на стороне Центральных держав против России. Только в 1919 году, когда Фердинанд вынужден был отречься от престола и покинуть Болгарию, Святейший Синод Болгарской Православной Церкви обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора. Вопрос был внесен в Народное Собрание, которое возвратило собору первоначальное наименование в 1920 году. 12 сентября 1924 года, в день празднования памяти святого благоверного князя Александра Невского, митрополитом Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь святого князя, северный придел во имя святых Кирилла и Мефодия был освящен 13 сентября, а южный - во имя святого царя Бориса - 14 сентября. В том же 1924 году собор был объявлен памятником культуры.
Сильно пострадавший в 1944 году от бомбежек, Александро-Невский собор после Второй мировой войны был капитально отремонтирован. Согласно принятому в 1951 году Уставу Болгарской Православной Церкви храм-памятник святого Александра Невского является патриаршим кафедральным собором. В его крипте размещен филиал Национальной художественной галереи, экспозиция которого устроена на базе предоставленных Церковно-археологическим музеем Болгарской Церкви сохранившихся произведений древней иконописи.
В октябре 2014 года здание собора, имущественный статус которого до этого времени был неопределенным, было передано в собственность Болгарской Церкви. Крипта собора бессрочно и безвозмездно передана Министерству культуры Болгарии для размещения экспозиции Музея раннехристианского искусства [1].
Источники
- "Воззвание Комитета при Центральной комиссии, руководящей делами по воздвижению кафедрального собора святого Александра Невского в городе Софии", Държавен вестник, София, 1882, № 62, 481.
Литература
- Мавродинов, Н., Връзките между българското и руското изкуство, със 112 илюстрации в текста, София, 1955, 115-129.
- Рачев, Р. Г., Архитектурни паметници в София, Пловдив, Търново и Копривщица, София, 1956.
- Игнатьев, А., "Патриарший собор св. Александра Невского в Софии", ЖМП, 1964, № 1, 34-40.
- Труфешев, Н. К., Монументалните изкуства и архитектура в България, София, 1968, 87-92.
- Дометиан, архим., "Живой памятник вечной признательности и неизменной любви к братьям-освободителям", ЖМП, 1974, № 9, 48-50.
- Стоянов, Борис, свящ., "Храм-памятник «Святой Александр Невский» и его благовест: К 100-летию освящения", ЖМП, 1974, № 9, 50-53.
- Николай, еп. Макариопольский, "Храм-паметник «Александър Невски»", Църквата и съпротивата на българския народ срещу османското иго, София, 1981, 186-194.
Использованные материалы
- Калиганов, И. И., Крашенинникова, Н. Н., "Александра Невского собор в Софии", Православная Энциклопедия, т. 1:
- «Патриаршеска катедрала "Св. Александър Невски", София Крипта на катедралата "Св. Александър Невски"», страница портала Православие - болгарского православного интернет-каталога:
[1] Собор св. Александра Невского в Софии стал собственностью Болгарской Церкви, новость портала Седмица.RU, 09.10.2014: http://www.sedmitza.ru/text/5141198.html