Светицховели |
- Престол: Двенадцати апостолов
- Адрес: Грузия, г. Мцхета
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Расположен в юго-восточной части Мцхеты, в древнем центре города. Грандиозный храм высится над невысокой застройкой.
Основание
Предание Грузинской Церкви свидетельствует, что раввин Елеазар в I веке выкупил у воинов Хитон Господень и, прибыв в Мцхету, вручил его своей сестре Сидонии. Сидония, услышав о распятии Спасителя, скончалась на месте со святыней в руках. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и она была похоронена вместе с ним. На могиле святой Сидонии вырос большой кедр [1], который стал священным для жителей города, ему поклонялись как неведомому божеству.
Когда равноапостольная Нина в IV веке принесла Благую Весть во Мцхету, древний кедр стоял в саду царского дворца. В первые месяцы пребывания в Грузии, святая Нина прожила у садовника этого дворца, и в видении ей было явлено что этот сад превратится через неё в сад возвеличения Бога.
Когда равноапостольный царь Мириан принял решение креститься, он избрал свой сад местом первой церкви. Основание храма сопровождалось чудесами: после неустанных молитв святой Нины ствол кедра выросшего на святыне, который до того срубить было невозможно, чудесным образом поднялся в небо и опустился на место, предназначенное для строительства, став первым столпом церкви. К нему приводили больных, и они исцелялись. У мироточивого столпа - названного Животворящим Столпом (по-грузински Светицховели) происходили многочисленные чудеса и знамения и вскоре частицы древа распространились по всей стране [2]. Опасаясь, что столп будет таким образом разделен на части, царь с согласия епископа Мцхетского Иакова, чтобы сохранить святыню, приказал покрыть известняком чудотворный столп, а сверху установить вырезанный из этого же дерева крест - Животворящее Древо [3].
В то же время столп окружили деревянной оградой, и вокруг него выстроили небольшую деревянную церковь Двенадцати апостолов. Источники называют её "Святая Святых" и указывают, что "никто не смел кроме воскресенья туда войти, лишь священники пели там псалмы" [4]. Святой Мириан столь благоговел перед ней, что "не дерзал всегда прикасаться к дверям её," для чего вскоре воздвиг другие храмы во Мцхете.
Вид на храм Светицховели с горы Багинети. Фото Алексея Мухранова |
Дальнейшая история
На века Светицховели стал центром церковной жизни Грузинской Церкви, усыпальницей царей и патриархов. В V веке благоверный царь Вахтанг Горгасали построил вместо прежней церкви каменную трехнефную базилику с выступающей апсидой. Когда этот храм сильно пострадал и обветшал, в начале XI века католикос Грузии святитель Мелхиседек решил построить новый большой храм. Для этого он заручился помощью как Грузинского царя так и Восточно-Римских императоров. Более величественный патриарший собор на месте прежнего был построен в 1010-1029 годах зодчим Арсуки(с)дзе [5], который не дожил до завершения работ. При строительстве были использованы некоторые части каменной базилики - таковыми были ее вытянутые стены, а также каменные бычьи головы, которые можно было видеть в храме и на начало XXI века. Про этот, как и многие другие мировые шедевры, рассказывают, что учитель, воспылав завистью к таланту своего ученика, отрубил ему десницу.
В южный неф в XIII или XIV веке встроили часовню - возможно в подражание кувуклии Иерусалимского храма Воскресения. Тамерлан разрушил собор в конце XIV века, но в первой половине XV века царь Александр Великий восстановил храм по старому плану - были переложены части сводов и стен, заново возведен купол. Храм подвергся разграблению персами в начале XVII века, когда из его сокровищницы была унесена сохранявшаяся там часть Ризы Господней. Затем в соборе проводилось поновление в 1656 году, когда была надстроена верхняя часть барабана. В середине XVIII при католикосе Антонии I в Светицховели со всей страны свезли книги, образовавшие библиотеку в 7 тысяч томов. Около того же времени при соборе была основана певческая школа Католикосата.
В XIX веке храм вновь подвергался перестройкам, были разобраны дополнительные помещения располагавшися вдоль северной и южной стен храма. Грузинский экзарх священномученик Владимир (Богоявленский) в конце века основал Комитет по восстановлению кафедрального собора Светицховели, а ремонтные работы на средства Святейшего Синода были начаты при экзархе Никоне (Софийском) в начале XX века.
12 марта 1917 года в Светицховели состоялся Собор грузинского духовенства и мирян, на котором было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. С восстановлением автокефалии настолование католикосов-патриархов стало вновь совершаться здесь. В 1975 году, во время церковного праздника, в соборе был совершен теракт. На начало XXI века собор являлся вторым кафедральным собором Грузинской Церкви. 14 октября 2002 года в соборе было подписано конституционное соглашения между Грузинскими государством и Церковью. В 2011 году здесь совершалось мироварение.
Светицховели. План. |
Архитектура, роспись
Огромный крестовокупольный храм, украшенный многими рельефами, восходит к XI веку. Храм являет черты свойственные другим кафедральным соборам той эпохи церковного и политического объединения Грузии: большие размеры, вытянутые западный рукав и купольный барабан, динамичный ритм арок на фасадах, высокая техника резьбы.
В плане - вытянутый четырёхугольник. Западная часть разделена на три нефа; в южном нефе встроена часовня. Над западной частью храма устроены хоры. Купол на барабане, с помощью парусов, несут 4 свободно стоящих столпа. Над частями боковых нефов, примыкающих к подкупольному пространству, возведены стены боковых рукавов планового креста, угловые межрукавные ячейки. Восточный рукав храма оканчивается апсидой. С запада к храму примыкают нартекс и притвор.
Гармонии архитектурных объёмов памятника подчинён торжественный ритм аркатур (на фасаде, барабане купола) с тонкой, мастерски выполненной орнаментальной резьбой и рельефами; боковые повышенные стены западного рукава оформлены аркадами из 3 арок. На щипце западного фасада собора - монументальные горельефы с изображением Христа на троне между 2 ангелами, держащими евхаристические символы (XI в.): сосуд и, очевидно, хлеб; на восточном фасаде - 2 ангелов, орла и льва. На восточном фасаде - Деисус (XVII в.).
Сохранившиеся фрески относятся к XV-XIX векам, в основном - к XVI-XVII векам. В большинстве своем находятся в центральном нефе. Яркая и значимая фреска изображает Собор двенадцати апостолов - небесных покровителей храма. Есть два извода изображения Пресвятой Троицы - Отечество и Авраамово гостеприимство.
Настоятели
- Присп. Евфимий (Кереселидзе) (ок. 1924 - 1929)
- Авраам (Гармелия) (30 октября 1991 - 24 декабря 1992)
- Иосиф (Киквадзе) (1992 - 1995)
- Парфений, архим. [6]
- Зинон (Иараджули) (2002 - не ранее 18 августа 2003)
- Илия (Насадзе) (упом. ок. 11 ноября 2004) архим., наместник
Сень над местом сруба Животворящего Столпа в Светицховели. XVII в. |
Святыни
- Хитон Господень - покоится под храмом. В 2006 году со Святой Земли был привезен камень красноватого оттенка, который был возложен на фрагмент нешвенного Хитона Господня в соборе.
- Часть Ризы Господней (срачи́ца) - унесена персами в начале XVII века, а в 1625 году передана в Москву.
- Животворящий Столп - находится почти в центре храма при переходе от центрального нефа в боковой южный неф. Над Столпом построена каменная сень, расписанная фресками XVII века. Большинство сохранившихся фрагментов иллюстрируют историю Хитона Господня и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия чудотворного мира, истекавшего из Столпа (миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I в начале XVII века).
- список с древней Цилканской иконы Божьей Матери
- Мощи святых, погребенные в храме (см. раздел Некрополь)
Некрополь
Храм стал усыпальницей многочисленных правителей и первосвятителей Грузии. Многие надгробные плиты вмурованы в пол, иные - покоятся под спудом.
- Блгв. царь Вахтанг Горгасали (+ 502)
- Мч. Евстафий Мцхетский (+ 589) - покоится под престолом
- Мч. Димитрий Самопожертвователь, царь (+ 1289)
- Антоний I, католикос Восточно-Грузинский (+ 1788)
- Ираклий II, царь Картли-Кахетинский (+ 1798)
- Георгий XII, царь Картли-Кахетинский (+ 1800)
Использованные материалы
- "ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ," Православная энциклопедия, т. 13, 191-320:
- http://www.pravenc.ru/text/638558.html - ч. I
- http://www.pravenc.ru/text/639853.html - ч. II
- http://www.pravenc.ru/text/168199.html - ч. III
- Страницы портала Православие.ру:
- http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39674.htm - Чхартишвили Александр, "Патриарший собор Светицховели," 4 сентября 2001
- http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39601.htm - Никифорова Александра, "Приветствую тебя, Кавказ седой!," 6 августа 2001
- http://www.pravoslavie.ru/jurnal/19536.htm - "Хитон Господень – главная святыня храма Светицховели – будет покоиться под камнем из Вифлеема," 23 ноября 2006
- "Светицховели," Большая советская энциклопедия:
- "Светицховели," частный туристический сайт Алексея Мухранова Грузия для всех:
- "ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ," Православная энциклопедия, т. 13, 321-351:
[1] Основная версия, по ст. "Грузинская Православная Церковь" Православной энциклопедии. По версии у Никифоровой Александры, "Приветствую тебя, Кавказ седой!," 6 августа 2001, http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39601.htm - кипарис.
[2] По сведениям Картлис Цховреба.
[3] "Жизнь царя царей Давида," КЦ, т. 1, 131-132.
[4] Мокцеваи Картлисай. 1963, 160.
[5] Имя высечено на северном фасаде.