Сошествие во ад. Новгородская икона |
В Синодальном переводе Ветхого Завета словами "ад" и "преисподняя" переведено евр. слово шеол (евр. she’ol; 3 Цар 2:6; Иов 26:6; Пс 15:10 - "царство мертвых"; Иов 24:19 - "смерть"), а в Новом Завете ими же переданы греч. слова гадес и геенна. Два последних и некоторые другие слова (напр., Аваддон) встречаются в тех греческих текстах, где речь идет о царстве мертвых, в котором умершие остаются до Страшного суда, а также о месте наказания, где осужденные грешники пребывают после суда (см. Откр. 20:13-14).
Слова шеол и гадес обозначают царство мертвых, подземный мир. Смерть, царство мертвых, ад и преисподняя - понятия тождественные (Ис 38:18; Ос 13:14; Откр 1:18; Откр. 6:8; Откр. 20:13-14). При этом царство мертвых изображается в Библии как пространство в глубинах земли (Иов 7:9; Пс 62:10; Ис 14:15; Иез 32:18). Так, Корей и его сообщники сошли в подземный мир (Чис 16:30,33), а Самуил вопрошает, для чего он должен выйти оттуда (1 Цар 28:15, евр. глагол ала означает движение вверх).
В Новом Завете также говорится о том, что Христос "нисходил прежде в преисподние места земли" (Еф 4:9), что Он проповедовал томящимся в темнице духам, мертвым (1 Пет 3:19; 1 Пет 4:6). Иногда создается впечатление, что слово шеол означает просто могилу (Быт 37:35; Быт. 42:38; 3 Цар 2:6; Иов 17:13-16), четкого разграничения с понятием "царство мертвых" здесь не существует. В шеоле нет "ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Еккл 9:10); мертвые молчат (Пс 30:18) и не славят Господа (Пс 6:6; Пс 113:25; Ис 38:18). Шеол - это тьма, эфемерность, полужизнь; но, очевидно, сознание там все же присутствует (Ис 14:9 и след.).
В царстве мертвых пребывали не только грешники (Чис 16:33; Иов 24:19; Пс 9:18; Пс 48:14-15), но и праведники (Ис 38:10), ожидавшие Божьей помощи и новой жизни (1 Цар 2:6; Пс 15:10; Пс 48:16; ср. Пс 72:24; Дан 12:13), ибо и шеол открыт для Бога (Иов 26:6; Притч 15:11; Ам 9:2), Господь присутствует и там (Пс 138:8).
Только в Лк 16:22-26 определенно говорится о двух пространствах в царстве мертвых, разделенных "великой пропастью", что, однако, не мешает их обитателям видеть и слышать друг друга. В Евангелии от Луки сказано, что праведники там утешаются, а грешники страдают.
Победа Иисуса Христа, проявившаяся в Его воскресении (Деян 2:27,31), распространяется и на подземный мир: Христос - Господь живых и мертвых (Рим 14:9), Он владеет ключами ада и смерти (Откр 1:18). Духам в темнице, мертвым, Он проповедовал Евангелие (1 Пет 3:19; 1 Пет 4:6), а раскаявшемуся разбойнику Он сказал: "Ныне же будешь со Мною в раю" (Лк 23:43). Врата ада не одолеют Церкви Христовой (Мф 16:18), и уходящий из мира в вере будет пребывать со Христом (Флп 1:23). Смерть попрана победой Христа (1 Кор 15:55, 57). В конце времен после всеобщего воскресения царство мертвых опустеет (Откр 20:13). Тогда неправедные навечно останутся в "озере огненном" (Откр 20:15; Откр 21:8).
Об огненном аде (см. также геенна) Иисус Христос неоднократно говорит как о месте наказания осужденных Богом грешников (Мф 5:22, 29 и след.; Мф 10:28; Мф 23:15-33; ад может быть обозначен и как тьма, Мф 8:12; Мф 22:13; Мф 25:30). Ад - это "печь огненная", где будет "плач и скрежет зубов" (Мф 13:42, 50), это неугасимый, вечный огонь (Мф 3:12; Мф 18:8), где "червь их не умирает и огонь не угасает" (Мк 9:47 и след.; ср. Ис 66:24), это "мука вечная" (Мф 25:46). Огонь ада предназначен также в наказание диаволу и его ангелам (Мф 25:41; ср. Откр 19:20; Откр 20:10,15). Но в Библии нет указаний на ад как на царство, где властвует сатана (ср. Еф 2:2; 6:12). Трудно говорить о том, каковы временные границы адских мук. В библейском контексте ад связан с окончательным приговором, вечным поруганием и посрамлением грешников (Дан 12:2), что особо подчеркивает Божью милость к праведникам.
Использованные материалы
- Ад // Словарь на официальном сайте Московского Патриархата
- Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза