Библия. Ветхий Завет. Притчи Соломона. Глава 17
| Скрыть русский перевод | Скрыть церковнославянский перевод
Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
1 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. | 1 Лучше укрух хлеба со сластию в мире, нежели дом исполнен многих благих и неправедных жертв со бранию.
|
2 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство. | 2 Раб смыслен обладает владыки безумными, в братиих же разделит (имение) на части.
|
3 Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь. | 3 Якоже искушается в пещи сребро и злато, тако избранная сердца у Господа.
|
4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного. | 4 Злый послушает языка законопреступных, праведный же не внимает устнам лживым.
|
5 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет]. | 5 Ругайся убогому раздражает сотворшаго его, радуяйся же о погибающем не обезвинится: милуяй же помилован будет.
|
6 Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного - ни обола.] | 6 Венец старых чада чад: похвала же чадом отцы их. Верному весь мир богатство, неверному же ниже пенязь.
|
7 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые. | 7 Неприличны суть безумному устне верны, ниже праведному устне лживы.
|
8 Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет. | 8 Мзда благодатей наказание употребляющым: и аможе аще обратится, успеет.
|
9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга. | 9 Иже таит обиды, ищет любве: а иже ненавидит скрывати, разлучает други и домашния.
|
10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов. | 10 Сокрушает прещение сердце мудраго: безумный же биемь не чувствует (ран).
|
11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него. | 11 Прекословия воздвижет всяк злый: Господь же ангела немилостива послет нань.
|
12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. | 12 Впадет попечение мужу смысленну: безумнии же размышляют злая.
|
13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. | 13 Иже воздает злая за благая, не подвигнутся злая из дому его.
|
14 Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. | 14 Власть дает словесем начало правды: предводителствует же скудости пря и брань.
|
15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом. | 15 Иже судит праведнаго неправедным, неправеднаго же праведным, нечист и мерзок у Господа.
|
16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.] | 16 Вскую бяше имение безумному? стяжати бо премудрости безсердый не может. Иже высок творит свой дом, ищет сокрушения: остроптеваяй же учитися впадет во злая.
|
17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. | 17 На всяко время друг да будет тебе, братия же в нуждах полезни да будут: сего бо ради раждаются.
|
18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего. | 18 Муж безумен плещет и радуется себе, якоже поручаяйся испоручит друга своего, на своих же устнах огнь сокровишствует.
|
19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения. | 19 Грехолюбец радуется сваром, а жестокосердый не усрящет благих.
|
20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду. | 20 Муж удобопреложный языком впадет во злая: сердце же безумнаго болезнь стяжавшему е.
|
21 Родил кто глупого, - себе на горе, и отец глупого не порадуется. | 21 Не веселится отец о сыне ненаказаннем: сын же мудр веселит матерь свою.
|
22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости. | 22 Сердце веселящеся благоиметися творит: мужу же печальну засышут кости.
|
23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия. | 23 Приемлющему дары неправедно в недра не предуспевают путие: нечестивый же укланяет пути правды.
|
24 Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли. | 24 Лице разумно мужа премудра, очи же безумнаго на концех земли.
|
25 Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей. | 25 Гнев отцу сын безумен, и болезнь рождшей его.
|
26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду. | 26 Тщеты творити мужу праведну не добро, ниже преподобно наветовати властем праведным.
|
27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. | 27 Иже щадит глагол произнести жесток, разумен: долготерпеливый же муж премудр, лучше ищущаго науки.
|
28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным. | 28 Несмысленному вопросившу о мудрости, мудрость вменится: нема же кто себе творит, возмнится разумен быти.
|
| Скрыть русский перевод | Скрыть церковнославянский перевод
Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31