Игу́мен (греч. ηγουμενος - ведущий) первоначально - начальник монастыря.
В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов.
В 1764 г. по Манифесту о секуляризации монастырских земель русские монастыри были распределены по трём классам; глава монастыря третьего, низшего класса стал называться игуменом. Отличие его от архимандрита (настоятеля монастыря первого или и второго класса) заключалось в том, что при богослужениях он облачается в простую монашескую мантию и набедренник, тогда как архимандрит облачается в мантию со «скрижалями», наперстный крест, палицу и митру.
До архиерейского собора 2-4 февраля 2011 года в Русской Церкви игуменство давалось в награждение монашествующему священству (соответствовало протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывалось с участием в управлении монастырем, хотя в большенстве Поместных Церквей игумен явлеется только наместником монастыря. На архиерейском соборе 2-4 февраля 2011 года сану игумена возвращен древний статус, то есть только для наместников монастыря.
О поставлении в игумены см. посвящение.
В отношении игумений сохраняется более древнее использование термина исключительно в смысле начальницы монастыря. В современной практике игумениям также присвоено ношение наперсного креста и посоха.
[1] Положение о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви (2011) - http://www.patriarchia.ru/data/2011/02/05/1233349227/_poloze...doc