Прп. Феодосий Тырновский |
Память 17 февраля (Болг.), 27 ноября (Болг.) и в Соборе Болгарских святых
Житие преподобного Феодосия начинает со слов: "Коего народа и из которого преходного родного места происходил оный муж божественный, нелегко сказать в настоящее время, когда уже он сделал так, чтобы никто этого не знал" [2]. Исследователи считают, что преподобный родился в конце XIII или начале XIV века, в районе Бдина (нынешнего города Видин в Северо-Западной Болгарии) [3]. Вполне возможно, что "святой является потомком бдинских Шишмановичей и близким родственником царской семьи" [4].
Принятие монашества и странствование по болгарским монастырям
Следуя буквально божественные слова Спасителя: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф. 16, 24), благочестивый Феодосий покинул свой дом и отправился в Арчарский монастырь свт. Николая, где принял монашество. Под наставничеством опытного игумена Иова молодой инок скоро преуспел в послушании, смирении, посте и воздержании и в стяжании всех остальных монашеских добродетелей. Он стал известен тем, что искусно выучил Псалтирь. Такое старание и усердие не остались незамеченными игуменом, который определил его руководителем монашеской братии. Немало времени преподобный Феодосий провел в этой обители, но кончина игумена Иова, как и стремление к духовному совершенствованию подтолкнули его покинуть Арчар и отправиться в столичный город Тырнов.
В окрестностях города располагалось множество монастырей. Преподобный Феодосий решил поселиться в одном из них - монастыре пресвятой Богородицы Одигитрии на холме Святая гора.
Однако вскоре преподобный отправился в монастырь, расположенный недалеко от города Червена [5]. Вероятно, это был монастырь архангела Михаила, высеченный в скалах недалеко от современной деревни Иваново.
Через некоторое время в этой обители, за которое он усвоил от игумена и братии все душеполезное, жаждущий духовного совершенства Феодосий покидает Червен и отправляется в Сливенские горы. В XIV веке город Сливен и его окрестности были важным религиозным и монашеским центром, который привлекал к себе паломников и аскетов со всех концов болгарской земли. Преподобный Феодосий поступил Эпикернский монастырь пресвятой Богородицы и подвизался там продолжительное время, но как только узнал, что в пограничной местности Парория поселился небезызвестный уже исихаст Григорий Синаит, сразу же отправился туда.
Пребывание в Парорийской пустыне под духовным наставничеством св. Григория Синаита
Прибытие преподобного Феодосия в Парорию относится ко времени второго поселения святого Григория Синаита в эту пустыню, т. е. к началу правления царя Иоанна-Александра (т.е. ок. 1331 года). С первых же дней Феодосий стал одним из самых ревностных учеников синайского безмолвника. Богатый духовный опыт и проницательность святого Григория помогли ему сразу ощутить, что "ту благодать, что живет в Феодосии", поэтому скоро он удостоил его своим специальным вниманием. Наблюдая с каким усердием болгарский инок выполняет свои монашеские обязанности и какое у него желание усвоить принципы созерцательной жизни, святой Григорий не пропускал случая наставлять его. Святой Григорий преподал преподобному Феодосию правила умной молитвы и духовной брани. Под его руководством Феодосий прошел все степени монашеской жизни, достигая высот Божественного созерцания. Ученик постепенно возрастал в добродетели и учитель безмолвия разрешил только ему безмолвствовать в полном уединении, "чтобы пережить бесовское искушение, как это бывает с теми, кто подвизается и всегда устремляется к Богу". Под наставничеством своего великого старца, "он пережил много сражений и сопротивлений отовсюду, но никак не был доволен, потому что не испытывал боязни ни когда слушал их голоса, ни когда являлись постоянно странные видения - ничто не смогло отвлечь его внимание от Бога".
Преподобный Феодосий дважды посещал город Тырново с целью выпросить помощь болгарского царя Иоанна-Александра против разбойников, орудовавших в окрестностях Парории. Во время своего второго прибытия в столицу он встретился с молодым иноком Романом, который подвизался в одном из тырновских монастырей. Можно предположить, что они были знакомы еще с того времени, когда Феодосий пребывал в обители пресвятой Богородицы Одигитрии. Роман “сам к нему пошел, много раз целовал ноги блаженного и напомнил о старой любви и о намерении зарезать себя или броситься, если тот его презрит”. Феодосий взял его с собой в Парорию. Святой Григорий встретил Романа с радостью и сразу причислил его к братии.
По кончине прп. Григория, братия единодушно выбрала преподобного Феодосия настоятелем монашеской общины, но по своему смирению преподобный Феодосий отказался. Через некоторое время он отправился в Сливенские горы, чтобы посетить тамошние монастыри и сообщить преподобному Роману, который тогда находился там, о кончине святого Григория. Желая посетить места, где подвизался их духовный отец и где оставались пребывать многие из его учеников, преподобные Феодосий и Роман направились к Афону.
В Греции и на Афоне
Прп. Феодосий Тырновский. Болгарская икона XIX в. |
В Салониках преподобный наведался к монахам, которые были учениками святого Григория Паламы, после чего посетил и безмолствующих отцов скита святого Антония Нового, недалеко от города Бер (Вереи). Оттуда он отправился в Константинополь, где поклонился святыням.
Возвращение в Болгарию и основание Килифаревского монастыря
После недолгого пребывания в Константинополе, он возвратился в Парорию, чтобы свидеться со братией и поклониться могиле своего возлюбленного учителя. Потом отправился в Сливен, где встретился с “единонравным и единодушным” Романом. Они решили поселиться в горах Емона [6], недалеко от Месемврии (Несебра).
На этом пустынном месте оба подвижника “прилагали труды к трудам и пост к посту и совершенствовали себя душевно” [7]. Но скоро их безмолвие было нарушено, так как и там совершали набеги разбойники, называемые местным населением "хонсарами". Тогда исихасты решили поискать подходящее место, которые было бы далеко от мирского шума, но достаточно защищенным и под защитой царя. С такой целью они и отправились в Тырново к царю Иоанну-Александру.
Преподобный Феодосий прибыл в болгарскую столицу около 1349 г. Благочестивый владетель с готовностью отозвался на его просьбу предоставить ему пустынное место и оказать ему материальную помощь на построение монастыря наподобие Парорийскому. Место, которое было выбрано, находилось в Килифаревской горе, километров в 20 к югу от столицы. Там преподобные Феодосий и Роман построили себе кельи.
По прошествии трех лет небольшая монашеская обитель стала превращаться в духовный центр болгарского государства. К преподобному Феодосию потянулись с разных концов страны желающие проходить созерцательную жизнь под его мудрым руководством. Число монахов достигло до пятидесяти, при том немалое число из них были люди знатного происхождения и хорошего образования. Среди них: Евфимий, будущий патриарх Тырновский, Киприан, будущий митрополит Московский, Дионисий (переводчик сборника св. Иоанна Златоуста «Маргарит»), Младен, списавший в 1359 г. Апостол для царской Спасской церкви в Тырнове и др.
Борьба с еретическими учениями и участие в церковных соборах в Тырнове в 1350-х
Житие описывает преподобного Феодосия не только исихастом, стремящимся всегда к уединению и безмолвной жизни, но и неустанным воином против всякой ереси и антицерковных учений, появившихся в Тырнове во время его пребывания в Килифаревской обители. Не раз преподобный подталкивал царя на борьбу с еретиками и врагами Церкви, чье число значительно увеличилось во время его царствования. В этой связи П. А. Сырку пишет: “Ни в одно царствование не было принято столько мер против разного рода волновавших умы Болгарии в XIV веке еретиков и иноверцев, как в царствование Иоанна Александра” [8].
Преподобный Феодосий принял участие в церковном соборе 1355 года, на котором ему предоставили вести спор с подсудимыми еретиками, и в соборе 1359 года.
Уход из Килифаревского монастыря
Прп. Феодосий Тырновский. Фреска |
Здесь житие вступает в противоречие со сведениями, приводимыми Григорием (Цамблаком), который приписывает патр. Евфимию основание Троицкого монастыря и указывает на то, что прп. Феодосий отправился в Константинополь прямо из Килифаревской обители [9]. Многие историки, однако, полагают, что данные жития святого Феодосия соответствуют исторической правде, в отличии от данных Григория Цамблака, так как свт. Каллист)), автор жития, был современником килифаревского исихаста и его соучеником в Парории, а Григорий (Цамблак) создавал свой текст лет 40–50 после рассматриваемых событий.
Вследствие тяжести возраста и суровой монашеской жизни преподобный Феодосий заболел. Предвидя приближающийся конец своей земной жизни, он написал письмо Константинопольскому патриарху Каллисту, в котором описал свое желание посетить его и “получить дар и духовное благословление святейшей Божьей церкви и ее священнейшего синода”. Когда святитель Каллист получил письмо килифаревского исихаста, он сразу же созвал священный синод, вместе с ним рассмотрел вопрос и дал свое согласие. Несмотря на сопротивление Тырновского патриарха Феодосия II, после того как был получен патриарший и синодальный ответ, летом или осенью 1363 года преподобный Феодосий в сопровождении своих четырех учеников, среди которых один Евфимий, другой - Киприан, отправился по морю в Константинополь.
Среди историков нет единого мнения о причинах, побудивших престарелого и больного подвижника к этому путешествию. Еще в конце ХIХ в. К. Радченко работал над ответом на этот вопрос и приходит к выводу, что преподобный Феодосий доносил перед Константинопольским патриархом о непорядках, совершаемых Тырновским патриархом Феодосием II [10]. П. А. Сырку пытался объяснить поведение килифаревского отшельника наличием двух церковных партий в Болгарии – прогреческой или «ортодоксальной», которая возглавлялась Феодосием, и проболгарской, или «национальной», во главе с Тырновским первоиерархом. П. А. Сырку развивает идею о том, что сторонники преподобного Феодосия стремились добиться политического сближения с Византией и укрепления духовных связей между двумя государствами, ввиду нарастающей угрозы турецкого завоевания [11]. В. Киселков, однако, противопоставляется мнениям К. Радченко и П. А. Сырку, считая их ошибочными, "потому что они построены на одних безосновательных предположениях, в связи с славянским переводом грамоты Каллиста 1355 г. и противоречат общему духу жития Феодосия” [12]. В упомянутом послании патриарха Каллиста тырновскому клиру 1355 года, преподобный Феодосий противопоставлялся некоторым действиям в Болгарской Церкви во главе с ее предстоятелем. Вероятно, это вызывало гнев патриарха Феодосия II и его приближенных. Житие же преподобного дает такой ответ:
Прп. Феодосий Тырновский. Болгарская икона XIX в. |
Приезд в Константинополь и кончина
В Константинополе преподобного Феодосия радушно встретил патриарх Каллист и все столичное духовенство. Первоначально его разместили в самой патриархии, где ежедневно беседовал со святителем Каллистом по разным вопросам богословского и общецерковного характера. Впоследствии его перевели в монастырь святого Маманта, где он полностью предал себя безмолвию и созерцанию до самой своей смерти.
Предчувствуя свою кончину, преподобный Феодосий собрал своих учеников и дал им свое последнее отеческое напутствие, в котором он им наказывал: "соблюдать строго и непоколебимо благочестивую веру соборной и апостольской Церкви и ее православные догматы; избегать, как и подобает, богомильскую, т. е. мессалианскую ересь, а также и варлаамитскую, акиндиновскую… ереси; <…> также соблюдать святые Божественные заповеди, потому что кто бережно соблюдает эти два (положения), он действительно и назовется христианином". Он не упустил случая напомнить им то, чему научился от святого Григория Синаита: “любить отречение от воли своей, жизнь бескорыстную и скромную, пост и воздержание, привыкнуть усыпать страсти, укрощать гнев, обуздывать плотские побуждения и прогонять душевный мрак – одним словом, осушить всю мокроту и плотское наслаждение <…>, никогда не преставать созерцать наяву Бога и не покидать умное делание, потому что это и есть оружие крепкое и недосягаемое никакой вражьей силой”. Закончив свое наставление, преподобный попросил своих учеников, чтобы они ему помогли сесть в постели, и сидя произнес Символ веры, проклял все ереси, которые Церковь предала анафеме, “а прежде всего злославную ересь нечестивых Акиндина и Варлаама”. После этого причастился святыми Христовыми тайнами и тихо предал дух свой в руки Божии.
Скончался 27 ноября 1363 года, в день, когда скончался много лет назад и его учитель, преподобный Григорий Синаит [13].
Патриарх Каллист, вместе со всем клиром Константинополя, торжественно похоронил тырновского исихаста в патриаршем монастыре святого Маманта. За свою святую жизнь и на основании чудесных прижизненных и посмертных знамений, преподобного Феодосия вскоре причислили к лику святых
Сведения о жизни и деятельности преподобного Феодосия Тырновского содержатся как в его житии, написанном Константинопольским патриархом Каллистом [14], так и в некоторых других средневековых источниках: в Житии преподобного Ромила Бдинского, в Слове похвальном патриарху Евфимию митрополита Григория Цамблака, Увещании Константинопольского патриарха Каллиста клиру города Тырнова относительно патриарха Тырновского и обряда крещения.
Прп. Феодосий Тырновский. Мозаика Александро-Невского Собора в Софии. Нач. XX в. |
Молитвословия
Тропарь, глас 3 (Подобен: Божественныя веры:)
В блаже́ннем безмо́лвии пусты́ннем/ и на собо́рех, любо́вию к Бо́гу горя́,/ посрами́л еси́ лука́вых бесо́в и ерети́к злочести́вых./ На моли́тве же стоя́, огня́ све́тлостию просия́л еси/ и преставле́нием твои́м А́нгелов пою́щих обвесели́л еси́,/ Феодо́сие, о́тче на́ш,/ сего́ ра́ди мо́лим тя́:// моли́ся о душа́х на́ших.
Кондак, глас 8 (Подобен: Взбранной воеводе:)
Пропов'едник велегла́сный Боже́ственных догма́т/ на собо́рех святы́х бы́л еси́, о́тче му́дре,/ цари́ умудря́я и в ве́ре утвержда́я;/ благода́тию же Боже́ственною осиява́ем,/ загради́л еси́ уста́ злосла́вных, Феодо́сие./ Сего́ ра́ди вопие́м ти́:/ ра́дуйся, Бо́лгарская похвало́// и Правосла́вия све́тлое ра́дование.
Литература
- "Житие, или Жизнь, преподобного Феодосия, иже в Тырнове постничавшего, ученика суще блаженного Григория Синаита". Списано святейшим патриархом Констатина града кир Каллистом // Чтения в обществе истории и древностей российских. 1860. Кн. 1, разд. 3. Л. 1-12:
- "Житие на преподобни Теодосий Търновски". Жития на българските светии (в новобългарски превод) от Левкийски епископ Партений, том втoри. Синодално издателство, София, 1974 година:
- Стефанов Павел, архимандрит, "Danse macabre: Нов поглед към църковните събори в Търново през ХІV в." - В: Теодосиеви четения. 640 години от успението на преп. Теодосий Търновски. 27 ноември 2003 г. Килифаревски манастир “Рождество Богородично”. Отг. ред. Д. Кенанов. Велико Търново, 2005, 75-88:
- Стефанов Павел, архимандрит (Шумен, Болгария), "Константинополският патриарх Калист и неговото Житие на св. Теодосий Търновски: агиография и реалност" // Византия: общество и церковь. Сборник научных статей / Отв. редактор С.Н.Малахов; сост. Н.Д.Барабанов. - Армавир, 2005, С. 240-255
- Дунаев А. Г. Рецензии к сборнику Византия: общество и церковь. Сборник научных статей / Отв. редактор С.Н.Малахов; сост. Н.Д.Барабанов. - Армавир, 2005:
- Стефанов Павел, архимандрит. Българските църковни събори през ХІV в. - нова интерпретация // Българска наука. Брой 15. 2007. С. 23–31:
Использованные материалы
- Банчев Петр. "Преподобный Феодосий Тырновский - жизнь и деятельность". Апробационная статья соискателя ученой степени кандидата богословия // Портал Богослов.Ru, 1 апреля 2011 г.:
- Минея-ноябрь, ч. 2, изд. Московской Патриархии, сс. 464, 469:
[1] Прозвище Тырновский отсутствует в дошедших до нас средневековых источниках. Впервые преподобный Феодосий назван Тырновским в „Истории славяноболгарской” преподобного Паисия Хиландарского 1762 г. См.: Паисий Хилендарски. Славянобългарска история. София, 1973. С. 97–98.
[2] Киселков В. С. Житието на св. Теодосий Търновски. С. 4.
[3] Киселков В. С. Св. Теодосий Търновски. София, 1926. С. 3-4.
[4] Андреев Й., Лазаров И., Павлов П. Кой кой е в Средновековна България: исторически справочник. София, 1994. С. 374.
[5] Червен - средневековый укрепленный город, важный военно-административный и духовный центр, расположенный в долине реки Черни Лом, в 32 км южнее нынешнего болгарского города Русе. См.: Ковачев Н. Ук. соч. С. 26; Мичев Н., Михайлов Ц., Вапцаров И. и Кираджиев С. Ук. соч. С. 447.
[6] Современное название этой части Восточной Старой планины - Эминска планина. Она расположена между рекой Луда Камчия и Черным морем и заканчивается мысом Эмине, где в наши дни видны руины средневековой крепости Эмона. См.: Ковачев Н. Ук. соч. С. 28; Мичев Н., Михайлов Ц., Вапцаров И., Кираджиев С. Ук. соч. С. 201.
[7] Киселков В. С. Житието на св. Теодосий Търновски. С. 11.
[8] Сырку П. А. Очерки из истории литературных сношений болгар и сербов в XIV – XVII веках. // Сборник отд. рус. яз. и словесности Имп. Академии наук. Т. 71. СПб., 1902. С. 381.
[9] Григорий Цамблак, Патриарх Евтимий. Похвално слово. С. 7, 10.
[10] Радченко К. Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. Киев, 1897. С. 181.
[11] Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке. Т. 1. Вып. 1: Время и жизнь патриарха Евфимия Тырновского. СПб., 1899. С. 326.
[12] Киселков В. С. Св. Теодосий Търновски. С. 48
[13] "Преподобный Феодосий Тырновский" (по житию, написанному святителем Каллистом) / В кн.: Патерик земли Болгарской. В 2-х тт. - М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2008. - Т. 1. С. 215.
[14] Греческий оригинал этого жития не сохранился. Оно дошло до нас в переводе на древнеболгарский язык в Панегирике Владислава Грамматика 1479 г., который хранится в библиотеке Рыльского монастыря в Болгарии. Перевод на современный болгарский язык сделал В. Киселков. См.: Киселков В. С. Житието на св. Теодосий Търновски. София, 1926.