Прп. Никодим Святогорец. Гравюра (1818 г. Автор Иоанн Антониос Зулианис) |
Память 14 июля, в Соборах Афонских преподобных, преподобных отцов-колливадов Афонских (Греч.), а также Ватопедских (Греч.), Дионисиатских (Греч.) и Эвбейских (Греч.) святых
В миру Николай Калливурцзис, родился в 1749 году на Наксосе, греческом острове под властью Османской империи, в семье благочестивых родителей Антония и Каливурси. Двоюродный брат святого, в монашестве Иерофей, впоследствии стал митрополитом Еврипским.
С раннего возраста Николай стремится к очищению сердца и равноангельской жизни. Образование начал в Наксосе у приходского священника. В пятнадцатилетнем возрасте отец отдал его на обучение в евангелическую школу в Смирну. По словам его школьных соучеников, молодой Николай: "наизусть знал то, что читал, не только из философии, экономики, медицины, астрономии и военного дела, но и всех поэтов, историков, древних и новых, греческих и латинских, также как и все творения Святых Отцов. Ему было достаточно однажды прочитать какую-нибудь книгу, чтобы на всю жизнь ее запомнить" [2]. За годы учёбы овладел в совершенстве латинским, итальянским и французским языками.
В 1770 году, во времена гонений на христиан со стороны османских властей, вернулся на Наксос. Около 1774 года, будучи наслышан о добродетельности и учености святого Макария (Нотара), собирателя святоотеческих произведений, специально приехал к нему на остров Гидру. Духовные дарования, ревность к духовной жизни, рассудительность, ученость и незаурядный филологический дар Николая убедили Макария привлечь его к подготовке издания святоотеческих книг.
На Святой Горе Афон
Прп. Никодим Святогорец. Одна из первых икон (Греция, 1955 г., по гравюре 1818 г.) |
В 1777 году преподобный Макарий пригласил его к себе в келию преподобного Антония в Карее и передал ему сборник "Добротолюбия" для редактирования. Преподобный Никодим отредактировал текст, написал предисловие и краткие жития каждого из авторов сборника. Вместе с "Добротолюбием" святые Макарий и Никодим тогда же подготовили "Евергетин" и "О божественном и священном частом причащении." С этой работой начались многолетние литературные труды Никодима Святогорца. Также в 1777 году преподобный Никодим посетил старшего единомышленника и сотрудника в изыскании и распространении святоотеческих писаний - преподобного Паисия (Величковского) [3]. Сподвижником святого Никодима стал и преподобный Афанасий Паросский.
Вскоре молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению Пелопонессу, под руководством которого ревностно изучал Священное Писание и творения святых отцов. При этом он всецело предался духовным подвигам: каждый день поучаясь в законе Божием и изучая святоотеческие писания, он совершенно умертвил помышления и движения плоти усиленным постом и постоянной умной молитвой. Проживал в келье Феонас.
Никодим, монах Святогорский. Гравюра из румынского перевода "Увещевательного наставления" (изд. Ня́мецкого монастыря, 1826 г.) |
Незадолго до своей кончины преподобный Никодим, утомленный книжными трудами и аскетическими подвигами, перешел на жительство к иеромонахам иконописцам Стефану и Неофиту Скуртеям (Куцовлахам). Он упросил их заняться изданием своих трудов, чего не мог уже сделать сам из-за болезненного состояния. В ночь своей кончины святой Никодим причастился Святых Даров и постоянно находился в молитве. Когда монахи спросили его: "Учитель, ты в покое?", он ответил: "Я принял в себя Христа, как же могу я не быть в покое?" [4]. Так, 14 июля [5] 1809 года, преподобный мирно отошел ко Господу у Скуртеев. Он был погребен там же, в келлии Скуртеев в Карее.
Уже в годы земной жизни преподобный Никодим стал широко известен как глубокий аскетический писатель, творец и толкователь священных песнопений, издатель святоотеческих писаний и богослужебных текстов. По свидетельству современников, преподобный Никодим был прост, незлобив, нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью. До конца земной жизни обладал замечательной памятью: Священное Писание знал наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог на память цитировать очень многое из творений святых отцов.
Почитание
Реликварий с мощами прп. Никодима Святогорца (Великая Лавра, Афон) |
Труды
Прп. Никодим. Греческая икона (XX в.) |
Авторские:
- Новый Мартиролог, Венеция, 1799 - о новомучениках и исповедниках эпохи османского ига.
- Извлечение из Псалмов пророка и царя Давида, Константинополь, 1799 - составлена по просьбе патриарха Неофита, собрание толкований из афонских библиотек значительно дополненное авторским текстом.
- Увещевательное наставление, Вена и Венеция, 1801 - книга написана по просьбе своего двоюродного брата владыки Иерофея Еврипского, просившего у святого Никодима советов по исполнению своих обязанностей, но большая часть обращена к широкому кругу читателей; содержит рассуждения о нравственной и общественной природе человека, устройстве его тела и души, гармоничном сочетании разума и чувств.
- Благонравие христианское, Венеция, 1803 - посвящено этической и общественной проблематике, обличает предрассудки, суеверия, колдовство и безнравственность; преподобный приводит примеры не только из святых отцов и Евангелия, но и из античной философии, истории и жизни народа; книга написана на простом разговорном языке.
- Новый избор житий святых (Новый Эклогион), Венеция, 1803 - жития пятидесяти святых, многие были пересказаны простым новогреческим языком.
- Учение об исповеди, Венеция, 1804, 1818 - заканчивается проникновенным "Словом о покаянии".
- Толкование семи Соборных Посланий, Венеция, 1806, 1819.
- Новый Синаксарь в 3-х тт., Венеция, 1819 - составлен в течении двух лет.
- Сад благодатей, Венеция, 1819 - толкование на девять песен, поющихся в храмах на утрени, написанное на простом языке.
- Еортодромион или изъяснение песенных канонов, которые поются накануне Господских и Богородичных праздников, Венеция, 1836.
- Новая Лествица, или толкование 75-ти степенных песней Октоиха, Константинополь, 1844.
- Исповедание веры - апология движения колливадов.
- Канон в честь иконы Божией Матери "Скоропослушницы" - принят в употреблении Русской Православной Церкви.
- Служба Преподобным и Богоносным отцем, во Афоне постнически просиявшим - - принят в употреблении Русской Православной Церкви.
Прп. Никодим Святогорец. Греческая икона (XX в.) |
- Добротолюбие - вместе с прп. Макарием Корифским, составил также предисловие и краткие жития авторов для первого издания сборника (Венеция, 1782).
- Евергетин, Венеция, 1783 - вместе с прп. Макарием Корифским, сборник поучений и деяний старцев и святых отцов; доступное изложение аскетических идеалов для широких масс.
- О Божественном и священном частом причащении (или О постоянном Божественном причащении) - вместе с прп. Макарием Корифским.
- Собрание творений Симеона Нового Богослова в 2-х частях, Венеция, 1790 - составил также предисловие к сборнику.
- Невидимая брань, Венеция, 1796 (оригинал: Лоренцо Скуполи, Il combattimento spirituale) - редакция, перевод и дополнение; снова отредактирована и переведена на русский свт. Феофаном Затворником (изд. 1: М., 1886; изд. 5: М., 1912; ряд переизданий с кон. XX в.):
- Венец Приснодевы (Феотокарий), Венеция, 1796, 1846 - 62 канона Пресвятой Богородице извлеченные из афонских рукописных собраний.
- Духовные упражнения, Венеция, 1800 (оригинал: Игнатий Лойола или Джованни Пьетро Пинамонти) - редакция, перевод и дополнение.
- Псалтирь Евфимия Зигабена, т. 1: Салоники, 1818; т. 2: 1821 - значительно дополнена: комментарии и примечания преподобного Никодима занимают почти половину 1200-страничного труда.
- Толкования Посланий святого апостола Павла, Венеция, 1819 (оригинал: блж. Феофилакт Болгарский) - перевод с древнегреческого на новогреческий и дополнение обширными толкованиями и комментариями.
- Пидалион - новое издание греческой Кормчей книги, содержащей правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; преподобный работал над книгой в период с 1790 по 1800 гг.
- Полное собрание творений Григория Паламы в 3-х тт. - составил также предисловие; сохранилась лишь часть собрания и предисловие, сами подготовленные к изданию творения Паламы пропали во время обыска австрийских властей в венской типографии братьев Маркиду Пулиу.
Молитвословия
Тропарь, глас 3
Мудрости благодатию, отче, украшенный, труба богогласная показался еси Духа и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый, всем бо подаеши спасительная учения, жития чистаго показуя сияние богатством Божественных твоих словес, имиже, яко свет, мирови возсиял еси.
Ин тропарь, глас 1
Светило Афонское, и Наксии отрасль, и Церкве всей богодухновеннаго учителя, Никодима, вернии, да почтим, иже, исполняяся мудрости Божественныя, учения бо небесная и обильная изливает вопиющим: слава Прославльшему тя Христу, слава Венчавшему тя, слава Подающему тобою нам помощь.
Кондак, глас 8
Яко таинника изряднейшаго добродетельнаго жития и благочестия, богоноснаго учителя Православия, празднует тя Церковь, с Небес бо дарования приемый, озаряеши божественными твоими писании вопиющих ти: радуйся, отче Никодиме.
Литература
- Феоклит Дионисиат, Святой Никодим Святогорец (на греч. языке), Афины, 1954.
- Mavros John, "St. Nikodemos of the Holy Mountain," The Orthodox Word, № 7, 1965, 162-168.
Использованные материалы
- Страница календаря портала Православие.Ru:
- "Преподобный Никодим Святогорец - Невидимая брань и другие труды," сайт издательского дома "Русский Паломник," 2010:
- Говорун Сергей, "Из истории Добротолюбия," портал Православие.Ru:
- Страница Каталога икон на сайте PravIcon.com:
- Metrophanes, schema-monk; Seraphim (Rose), hierom., trans., Blessed Paisius Velichkovsky. The man behind the Philokalia (The life and ascetic labors of our father, elder Paisius, archimandrite of the holy Moldavian monasteries of Niamets and Sekoul), Platina, CA: St. Herman of Alaska Brotherhood, 1976 (1994), 95-97, 257.
[1] Основная версия. http://days.pravoslavie.ru/Life/life4135.htm указывает 1748 год.
[2] Цит. по Феоклит Дионисиат, Святой Никодим Святогорец (на греч. языке), Афины, 1954, 31, цит. в Говорун Сергей, "Из истории Добротолюбия," портал Православие.Ru, http://www.pravoslavie.ru/archiv/dobrot_hist.htm
[3] Papoulides K., Theologia (Athens), № 39, 1968, цит. по Metrophanes, schema-monk; Seraphim (Rose), hierom., trans., Blessed Paisius Velichkovsky. The man behind the Philokalia (The life and ascetic labors of our father, elder Paisius, archimandrite of the holy Moldavian monasteries of Niamets and Sekoul), Platina, CA: St. Herman of Alaska Brotherhood, 1976 (1994), 95.
[4] Цит. по "Unseen Warfare - St. Nikodemos of the Holy Mountain," Orthodox America, Vol. 1, No. 5 (November-December, 1980), http://www.roca.org/OA/5/5d.htm
[5] Во ряд русскоязычных материалов указано 1 июля, в грекоязычных - 14 июля. Возможно - путаница календарных стилей, случай неуместного пересчёта даты на старый стиль.