Исихазм - термин указывающий на метод достижения конечного назначения человека в живом Богообщении. Существует четыре основных смысла этого понятия:
- форма древнего отшельнического монашества
- духовно-телесный метод непрестанной молитвы
- система богословских понятий святителя Григория Паламы
- политическое движение в православной ойкумене XIV века
Путь древних отшельников
Наиболее древний смысл термина «исихазм» отражает отшельническую форму христианского монашества, возникшую на заре иночества в Египте, Палестине и Малой Азии в конце III века. Слово «исихия» – «безмолвие» – указывает на идеал отшельничества, отличного от общежительного монашества, основанного преподобным Пахомием.
Жизнь монаха-исихаста определялась внутренней молитвой, умным деланием, стремлением к обожению. Когда отшельническое монашество привлекло в свою среду образованных греков, воспитанных на идеях неоплатонизма, толкование отшельничества расширилось за счет включения небиблейских элементов, а именно – противопоставления материи и духа.
Наиболее известным выразителем этого этапа в истории исихазма был ученик Оригена Евагрий Понтийский. В основу учения Евагрия была положена идея о первоначальном существовании всех тварей в качестве совершенных «умов», созерцающих Божественную сущность. Целью духовной жизни, по Евагрию, является восстановление первоначального созерцания Божественной сущности. В этой системе человек призывался к развоплощению, что входило в противоречие с догматом о Боговоплощении (Ин. 1, 14). Осуждение Оригена и Евагрия Церковью на V Вселенском Соборе ограничил опасность, грозившую созерцательному монашеству, но не упразднил популярность исихазма. Умное делание стало пониматься не в смысле развоплощения, а как приобщение к воплощенному Слову путем молитвы Иисусовой.
Метод непрестанной молитвы
По времени вторым и более узким значением термина «исихазм» является особый метод непрестанной молитвы в среде православного монашества в XIII–XIV веках. Непрестанная молитва, по преимуществу - Иисусова молитва – есть постоянное обращение ко Христу, Чье имя должно, по словам Иоанна Лествичника, «прилепиться к дыханию». Это предписание понималось буквально, в смысле использования дыхания как способа сосредоточить внимание и связать молитву с непрерывающейся функцией организма. В отличие от подхода Евагрия этот метод молитвы предполагал положительное отношение к телесному аспекту человеческой жизни.
Хотя в исторической литературе встречается мнение, что в широкий обиход Афонского монашества этот подход был введен преподобным Григорием Синаитом, такой духовно-телесного метод был известен на Афоне уже с конца XIII века.
Паламизим
Термины «исихазм» и «паламизм» часто указывают на систему богословских понятий, выработанной святителем Григорием Паламой в процессе его полемики с Варлаамом, Акиндином и другими противниками. Учение святителя Григория утверждало возможность реального богообщения. При этом в нем также указывается полная непознаваемость Божественной сущности и вводится различение сущности и Божественных энергий, или действий, в которых Божественная жизнь передается тварям как самооткровение.
Политическое движение
В науке встречается понятие «политический исихазм» - социальная, культурная и политическая программа, проводимая в XIV веке видными деятелями Восточно-Римской империи, в первую очередь императором Иоанном VI Кантакузином и Константинопольским патриархом Филофеем Коккиным. Это движение связано с победой святителя Григория Паламы на Соборах 1341, 1347 и 1351 годов. Политический исихазм оказал широкое влияние в славянских странах.
Использованные материалы
- Князев, Алексей, "«Победа священнобезмолствующих», или «Остановленный Ренессанс»", 29 июля 2009: