Брак - союз мужа и жены в единую семью. Брачный союз создает семью, которая составляет основную клеку общественного организма и в воинствующей Церкви имеет значение основной единицы церковного тела, называясь в писаниях апостолов "домашней церковью" (Рим. 16, 3-4; Кол. 4, 15). Брак является Божиим установлением и благословляется Церковью. Церковное благословление брака ныне причисляется к таинствам. При этом Церковь благословляет и иной образ жизни - девство или безбрачие ради Христа, пребывающие в котором составили особый вид церковно-общественной христианской единицы - монашество.
В церковнославянских текстах браком именуется свадебный пир (греч. γαμος) (Лк. 12, 36, Тов. 8, 19, Ин. 2, 2), а сыном брака или сыном брачным (греч. υιοι του νυμφϖνος) называется гость на свадьбе (Мф. 9, 15, Мк. 2, 19, Лк. 5, 34).
Божие установление и указания Писания
О Божием установлении и благословении брака Священное Писание говорит неоднократно. Так, в книге Бытия читаем: "И сотворил Бог человека,... по образу Божию сотвори его: мужчину и женщину сотвори их. И благословил их Бог, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (Быт 1, 27-28); "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть" (Быт 2, 24). Сам Спаситель, заповедуя соблюдать верность брака и запрещая развод, напоминает эти последние слова и наставляет: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19, 4-6). Эти слова Господа ясно свидетельствуют о нравственном достоинстве брака. Господь Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и здесь сотворил Свое первое чудо (Ин. 2, 1-11).
Апостол Павел сравнивает таинственный характер Церкви с браком в таких словах: "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее"; "Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть. Тайна сея велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" (Еф 5, 25, 31-32).
Более подробно о браке и о девстве говорит апостол Павел в 7 главе I Послания к Коринфянам. Ставя выше брака девство, он не осуждает и брака, заповедуя его хранить, советует не разводиться даже с иноверной в надежде обращения ее в веру. Указав высшие побуждения для пребывания в девстве, приводит в заключение следующее: "таковые (брачущиеся) будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль".
Первохристианский период
Брак в Римском праве
Новозаветная Церковь, изначально распространяясь преимущественно в пределах Римской империи, в первую очередь имела дело с разработанной Римским правом моделью гражданского брака. Римское право различало собственно брак и конкубинат - дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas. Вопреки тому, что в целом Римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.
Кроме того, римское право различало два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.
Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа и его paterfamilias.
Второй вид брака - sine manu mariti, при котором жена оставалась самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать Римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть - по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.
Раннехристианская практика
Христиане первых веков принимали брак как гражданское установление, и вступали в него так же, как и прочие граждане Римской империи. Афинагор Афинянин, в 33 главе своей апологии к императору Марку Аврелию пишет: "Каждый из нас (христиан) считает своей женой ту женщину, на которой он женат согласно вашим законам". Святой Амвросий Медиоланский пишет, что христиане берут жен «по таблицам», то есть по римским законам XII таблиц. Святитель Иоанн Златоуст в 56-й беседе на книгу Бытия гл. 2 пишет: "Не этим совершается законный брак, но тем, если супружеское соединение бывает по законам, целомудренно и благопристойно, и если сочетавающиеся связуются друг с другом взаимным согласием. Это знают и внешние законы. Послушай, что говорят сведущие в них люди: брак составляется не иным чем, как согласием". Первое правило Лаодикийского собора требует, чтобы брак был заключен «свободно и законно», то есть согласно с римскими законами.
Таинство брака
Со временем развилась собственно христианская форма заключения брака. Так, определение брака из Синтагмы Матфея Властаря гласит:
Венчание, как последование особого церковного благословления брачующихся, осмысляется как таинство. В таинстве брака Церковь призывает помощь Божию брачующимся в понимании ими и исполнении стоящих перед ними задач, а именно представлять собой "домашнюю церковь," установив внутри семьи истинно христианские отношения, воспитать детей в вере и жизни по Евангелию, быть примером благочестия для окружающих, смиренно и терпеливо переносить скорби или страдания, нередко посещающие семейную жизнь. Имея в виду христианскую задачу брака, Церковь запрещает вступление в брак с неверными, а также с инославными.
Священнодействием брака, являющимся начальным моментом для христианской семьи, является венчание, предваряемое обручением. В чине венчания главной частью служит возложение венцов на брачующихся со словами: "Венчается раб Божий... рабе Божией... во имя Отца и Сына и Святого Духа", ("венчается раба Божия...рабу Божию...") и затем общее благословение брачующихся с троекратной молитвой: "Господи Боже наш, славою и честью венчай их".
Нерасторжимость брака
Церковь только в исключительных случаях дает согласие на расторжение брака, главным образом, когда он уже осквернен прелюбодеянием или же когда разрушен обстоятельствами жизни, такими как долголетнее безвестное отсутствие одного из супругов.
Вступление во второй брак, после смерти мужа или жены, допускается Церковью, хотя в молитвах о второбрачных уже испрашивается прощение греха второбрачия. Третий брак, по объяснению святителя Василия Великого, терпится только как меньшее зло во избежание большего зла - распутства.
Использованные материалы
- Помазанский, Михаил, протопр., Православное Догматическое Богословие, отдел «Жизнь Церкви в Духе Святом», глава "Таинство брака":
- Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. С. 67.