Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ПАВЛОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ЕПАРХИИ"

Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 544
Дата регистрации: 13.09.2011
54-й том Православной Энциклопедии
12.09.2022 13:45:55

Уважаемые участники или гости Православной Энциклопедии "Древо"!

Может быть кто-нибудь имеет доступ к 54-му тому Православной Энциклопедии, начинающийся с буквы "П" и открывается статьей о Павле, епископе Коломенском и Каширском (XVII в.) и завершается том статьей о Пасхальной хронике, – византийской всемирной хронике, написанной в Константинополе в 30-х годах VII века.

По алфавиту понятно, что если выпущена статья о Павловском викариатстве Воронежской епархии, то она должна быть в нём.

Никто не поможет узнать о наличии или отсутствии статьи в содержимом??

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2247
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: 54-й том Православной Энциклопедии
12.09.2022 14:47:04 в ответ на "54-й том Православной Энциклопедии" (Губин Андрей Владимирович)

> Никто не поможет узнать о наличии или отсутствии статьи в содержимом??

[ Ничего нового ]:

Павловское викариатство Воронежской епархии (см. ст. Воронежская и Борисоглебская епархия), предположительно существовало в 1920-1921 гг. Названо по уездному городу Воронежской губ. Павловску (ныне районный центр Воронежской области). По сведениям M. Е. Губонина, единственным Павловским архиереем был еп. Александр. Однако документы, подтверждающие учреждение П. в. и свидетельствующие об архиерейской хиротонии викария, не обнаружены. Известно, что в кон. 1920 - 1-й пол. 1922 г. Воронежский архиеп. Тихон (Василевский) учредил в уездных центрах Воронежской губернии ряд вик-ств. В их числе могло быть и П. в., к-рое, возможно, после архиерейской хиротонии возглавил наместник задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря архим. Александр (Зеленёв; род. в 1841); в кон. 1920 г. во главе обители его сменил архим. Митрофан (Гринёв; впосл. епископ). По др. предположению, Павловским викарием стал наместник Митрофанова воронежского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря архим. Александр (Кременецкий; род. в 1842 или в 1843, последнее упоминание в документах - 27 февр. 1920). В письме секретаря канцелярии Синода Н. В. Нумерова митр. Антонию (Храповицкому) от 14 сент. 1921 г. среди вик-ств Воронежской епархии П. в. не упоминается (Губонин. История иерархии. С. 873-874).

Лит.: Акты свт. Тихона С. 939; Губонин. История иерархии. С. 362, 873-874.

Источник: Сапелкин Н. С. Павловское викариатство Воронежской епархи // Православная энциклопедия. Т. 54 (Павел - Пасхальная Хроника). Москва. 2019, с. 182.

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 544
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: Контекст
24.01.2023 20:05:39 в ответ на "Re: 54-й том Православной Энциклопедии" (Олексій Тре)

> [Ничего нового]:
>: Павловское викариатство Воронежской епархии (см. ст. Воронежская и Борисоглебская епархия), предположительно существовало в 1920-1921 гг.

Павловское викариатство создано не ранее августа-октября 1923 и существовало по 1925 год включительно. (а теперь по порядку):

> Названо по уездному городу Воронежской губ. Павловску (ныне районный центр Воронежской области). По сведениям M. Е. Губонина, единственным Павловским архиереем был еп. Александр.

В 1920-х годах упоминается престарелый епископ Павловский Александр - - (1925) [1]. Однако документы, подтверждающие учреждение Павловского викариатства и свидетельствующие об архиерейской хиротонии викария, (пока) не обнаружены. (Известно, что в условиях отсутствия единого церковного управления в начале 1920-х годов епархиальные архиереи сами определяли кандидатов в викарные епископы и совершали архиерейские хиротонии, сведения о некоторых из них отсутствуют в материалах органов Высшего церковного управления; и в конце 1920 - I половине 1922 года Воронежский архиеп. Тихон (Василевский) учредил ряд викариатств в уездных центрах Воронежской губернии Валуйках, Богучаре (У Лавринова В.В., с. 487), Боброве, Задонске... возможно и Павловске (допускаем гипотетически, не более - Коммент. мой)). Историк Сапелкин Н.С. "ПЭ". Т. 54. М., 2019, с. 182 и Викарные епископы Воронежской епархии (1920-1930 гг.), http://www.vob.ru/eparchia/history/ierarxija/suffragan/1920-...htm

В общем Тихона Василевского (связанные с ним сроки) можно не учитывать, его там не было, так как прот. Евгений Белозоров к обновленчеству не примкнул (с Василевским ушли все рукоположенные им викарии Валуйский, Бобровский, Задонский и Калачеевский) и приходы Павловска и окружавших его семи районов были чисто староцерковные и это до 1935 года сведения (его год смерти, кстати). Но в конце 1920-х - начала 1930-х относился вместе с Богучарским благочинным Василием Поповым к Бутурлиновскому викариатству (1923-1933). Епископ Василий (Беляев), по сведению историка Н.С. Сапелкина, http://www.vob.ru/eparchia/history/ierarxija/suffragan/1920-...htm был на Бутурлиновском викариатстве с 1929 по 1931, с мая 1931 по 8 марта 1933 года - еп. Мефодий (Абрамкин).

Архим. Александр (Кременецкий) (1842/43/44- упом. 27 февраля 1920; смерть после 1920=>+1925ли?) vs архим. Александр (Зеленёв) (31.08.1841- упом. замещённым на месте наместника Задонского мон-ря 1 ноября 1920;+ 1925??).

> В письме секретаря канцелярии Синода Н. В. Нумерова митр. Антонию (Храповицкому) от 14 сент. 1921 г. среди вик-ств Воронежской епархии П. в. не упоминается (Губонин. История иерархии. С. 873-874).

Не упоминается-значит не было (14.09.1921). Следуя логике управления Воронежской епархией архиеп. Владимира (Шимковича) митр. (1925), срок возникновения не мог быть раньше августа-октября 1923 года, когда создавалось Бутурлиновское викариатство.

Не упоминается епископ Павловский Александр также в труде прот. Георгия Митрофанова в Части II. Краткого очерка о положении, сложившемся в Российской Церкви к 1923-1924 годам (Приложение 8. Документы из разных епархий о положении Церкви за 1923-1924 г.г., Воронежская епархия: https://web.archive.org/web/20170825143943/http://korolev.ms...txt

- Рапорт Святейшему Патриарху Тихону епископа Воронежского Владимира от 3 августа 1923 г. - Ему резолюцией Патриарха от 30 июля 1923 г., помещенной на прошении прихожан Никольской церкви села Нащёкина, было поручено попечение о православной пастве Воронежской епархии. Сообщает, что общения с обновленческим епископом не имеет, участия в хиротониях второбрачных и т.п. не принимал, на обновленческий собор смотрит как на еретическое сборище. "... Пастыри Воронежской епархии, терроризированные репрессиями и угрозами, пока молча терпят засилье обновленцев и вместе со всею почти паствою ожидают распоряжения Вашего Святейшества, чтобы объединиться под Вашим отеческим управлением..." Предполагает образовать Епархиальное Управление из разогнанного в угоду Живой Церкви архиепископом Тихоном старого, утвержденного Патриархом Тихоном, Епархиального Совета - если не встретится препятствий со стороны советской власти. На вопрос о новом стиле - пометка Патриарха Тихона - "Можно пока по старому, до особого распоряжения" - Резолюция Патриарха Тихона от 9 августа - "Поручить Преосвящ. Владимиру управление Воронежской епархией и возвести его в сан архиепископа за долговременную (с 1887 г.) службу в архиерействе". (218/66-67)

- Рапорт Святейшему Патриарху архиепископа Воронежского Владимира от 1/14 апреля 1924 г. - Сообщает, что по наветам обновленцев он был под домашним арестом, также арестованы викарные епископы Николай Ейский (видимо, Елецкий) и Митрофан Бутурлиновский; его самого освободили из-под домашнего ареста 9 апреля, но с ограничением - временно не говорить проповедей. Обновленческое движение переживает кризис - по его мнению, непоправимый удар они нанесли себе насильным введением нового стиля в богослужебный круг - "...массы верующего народа не мирятся с этим стилем, как совершенно не соответствующим привычному укладу сельскохозяйственной жизни, во многих случаях приуроченной к церковному времени и праздникам по старому стилю". (197/186-188)

- Прошение собрания жителей Новохоперска от 11 апреля 1924 г. - о принятии в управление православным епископом - прихожан Воскресенской, Крестовоздвиженской и Троицкой церквей. (260/1)

- Удостоверение о хиротонии архимандрита Троице-Селижарова монастыря Тверской епархии Павла (Крылова) от 2 июля 1924 г. за № 319 - Согласно постановлению Патриарха и собора православных епископов от 29 июня 1924 г. № 380 - наречен во епископа на Новохоперскую викарную кафедру Воронежской епархии - хиротонисан Святейшим Патриархом в сослужении с Высокопреосвященными Серафимом, митрополитом Тверским, Николаем, архиепископом Звенигородским, Преосвященным Амвросием, епископом Винницким, викарием Подольской епархии, в церкви св. Григория Неокесарийского чудотворца, что на Полянке, в г. Москве, 1 июля 1924 г. (218/312).

А если, после Новохоперского викариатства (1924, https://drevo-info.ru/forum/topic/5576.html (17.10.2020, теории выводов: 6-й пост) https://drevo-info.ru/forum/reply/17380.html)), то тогда возможно (в качестве предположения) вместе с еп. Спас-Клепиковским, вр. упр. Рязанской епархией Василием (Беляевым) не позднее июня 1925 года мог быть назначен в архиереи викарные митр. Крутицким Петром (Полянским) уже после смерти патриарха Тихона (07.04.1925) (необнаружению (неупоминаемости) в литературе должно же быть хоть какое-то объяснение: т.н. 1925 год - есть упоминание на кафедре; а у Павла (Крылова) как нельзя идентичное (1 в 1) "упоминание" (1927 год - на покое (Губонин. История иерархии. С. 9, 114, 344, 754.), для сравн. http://ortho-rus.tk/articles/eparhii-6202.html - годом смерти оказавшийся, кстати См."Послужные списки монашествующих Российской империи в фонде Канцелярии Святейшего Синода (вторая половина XIX – начало XX вв.): алфавитный указатель (составители С.Н. Романова, В.В. Урбанович)" - С. 391.)) и тогда совсем кратковременное пребывание получается (год 1925 как дата стоит в столбце окончания его (викариатства), а не начала=>основания (Губонин. История иерархии. С. 362, 577.).



[1]  В случае, если первая и вторая даты нахождения на кафедре архиерея не известны, после имени архиерея в скобках отмечаются даты его упоминания на кафедре. См. Губонин М.Е. "История иерархии", С. 9, 114, 362, 577, для сравн. http://ortho-rus.tk/articles/eparhii-6281.html. Тот, чью биографию ещё когда-то предстояло составлять - епископ Александр престарелый, упоминаемый как Павловский Воронежской губернии - практически составлена, за исключением самого главного - хиротонии епископства и точных (правдивых) дат: рождения и смерти (коммент. - мои.)

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 544
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: Контекст
31.01.2023 16:39:08 в ответ на "Re: Контекст" (Губин Андрей Владимирович)

> Архим. Александр (Кременецкий) (1842/43/44- упом. 27 февраля 1920; смерть после 1920=>+1925ли?) vs архим. Александр (Зеленёв) (31.08.1841- упом. замещённым на месте наместника Задонского мон-ря 1 ноября 1920;+ 1925??).

Судя по их биографическим сведениям, которые нам доступны, различить их достаточно трудно (без фамилии - никуда): они имели практически одинаковый возраст, одни и те же должности, с формальной разницей в том, что Митрофанов монастырь был главным-кафедральным (но ушедшим в обновленчество первым) vs Задонскому, хотя и там обновленцы своё дело делали); по одному имени и даже срокам, ничего понять нельзя - кто это из них конкретно.

Контекст известной даты упоминания говорит о том, что он в этом году, но лучше бы я ошибался))) и стал епископом - не позднее июня 1925 года мог быть назначен в архиереи викарные митр. Крутицким Петром (Полянским) уже после смерти патриарха Тихона (07.04.1925, как бы косвенное тому подтверждение - ненахождение [1] (возможное отсутствие, наконец) сведений в архивах РГИА. Ф. 831 (Канцелярия патриарха Тихона и Священного Синода). Оп. 1 (1918-1924 гг.); повторяться не хочется о Василевском, обновленчестве и т.д.). Тогда возможно совсем кратковременное пребывание получается (год 1925 как дата стоит в столбце окончания его (викариатства), а не начала=>основания (Губонин. История иерархии. С. 362, 577. ПСТГУ (казалось бы, то же самое) - только признак - а неокончание, см. Епископы и епархии периода гонений на Церковь (1917 - 1955гг.), ПСТГУ, http://martyrs.pstbi.ru/cgi-bin/nkws.exe/ans/dp/?HYZ9EJxGHox...0**). Но этот факт говорит сам за себя [1]:

Одним из решений Поместного Собора 1917-1918 годов было увеличить количество викариатств по епархиям. В Воронежской епархии существовало на тот момент одно викариатство – Острогожское.

> Павловское викариатство могло быть создано не ранее августа-октября 1923 и существовало по 1925 год включительно. Архим. Александр (Кременецкий) по биографии более подходит по роду деятельности на архиерейский сан (замечательный пастырь-духовный писатель-историк-миссионер-проповедник) [2]:

- Епископ Острогожский Владимир 3 августа 1923 года [3]:

Пастыри Воронежской епархии, терроризированные репрессиями и угрозами, пока молча терпят засилье обновленцев и вместе со всею почти паствою ожидают распоряжения Вашего Святейшества, чтобы объединиться под Вашим отеческим управлением.... Также сообщал, что общения с обновленческим епископом не имеет, участия в хиротониях второбрачных и т.п. не принимал, на обновленческий собор смотрит как на еретическое сборище. Предполагает образовать епархиальное управление из разогнанного в угоду Живой Церкви архиепископом Тихоном старого, утвержденного патриархом Тихоном, епархиального совета - если не встретится препятствий со стороны советской власти.

Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин), 9 августа:

- "Поручить Преосвящ. Владимиру управление Воронежской епархией и возвести его в сан архиепископа за долговременную (с 1887 г.) службу в архиерействе" На вопрос еп. Владимира о новом стиле - пометка Патриарха Тихона - "Можно пока по старому, до особого распоряжения" [4].

К середине 1920-х годов викариатств было уже девять:

Если допустить версию о перечислении викарных епархий по времени их открытия, а не по алфавитному порядку (не сходится), срав. https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-ierarhi...956 -- Валуйская (1919, Василевский; 14 ноября 1920 - 1923), Бобровская (29 мая 1921 - 1922, Василевский), Богучарская (1921, Василевский=> май - июль 1922 Калачеевская), Задонская (январь - июль 1922, Василевский), Бутурлиновская (1923, Патриарх - 1933), Новохопёрская (1924 - ?, Патриарх), (не учтена Уразовская, 1924-1928 [5]), Павловская (?-1925, возм. Александр) -- то по этой логике получается, что епископская хиротония в Павловск назначена (состоялась) от патриарха Тихона (или от лиц, им уполномоченных) или его местоблюстителя митр. Крутицкого Петра (Полянского) -- не ранее июля 1924 - не позднее июня 1925 года.

Но одновременно такого количества викарных архиереев не было: кого-то арестовывали [6], кто-то уклонялся в раскол [7]. В настоящее время (конец 1990-х - к середине 2020-х, прим. моё) мы не располагаем полными данными о многих викарных архиереях [8] (в т.ч. обновленческих - неотъемлемая часть жизни епархии и всякие сведения (знания) могут быть полезны, отвергать не стоит))).

> Не упоминается епископ Павловский Александр также в труде прот. Георгия Митрофанова в Части II. Краткого очерка о положении, сложившемся в Российской Церкви к 1923-1924 годам (Приложение 8. Документы из разных епархий о положении Церкви за 1923-1924 г.г., Воронежская епархия:

Кандидатом (1923 г. - 24 XII) в Воронежские (ли, возможно Валуйским) викарии был архим. Игнатий (Бирюков) (См. https://drevo-info.ru/forum/topic/20057.html). У епископа Валуйского Филиппа (Перова) значатся даты пребывания на кафедре - 01(14).11.1920 - 29.11(12.12).1923 [9] Участником обновленческого собора 1923 года не значится [10]. В 1912 году он принимал постриг в Московском Покровском монастыре, возможно Игнатий приемником по кафедре мог быть.... У еп. Филиппа слишком мутная история с обновленчеством (опровергнуть не представляется возможным).

Викариями упоминаются Елецкий (Орловский, кстати, почему-то упоминается викарием В. Шимковича (В. Шимковичем))) Николай Ейский (Никольский) ссыльный в Задонске и Митрофан, Бутурлиновский (Поликарпов) (они арестованы; престарелый Шимкович был без викарных???). Одного еп. Митрофана (Русинова) видимо не хватало правящему; был заменён на Новохопёрском викариатстве Павлом (Крыловым) на Уразовского (1924-25, какой в этом был смысл??? -> ушедший в раскол, в благовремении вернувшийся в официальную Церковь).

> А если, после Новохоперского викариатства (1924, https://drevo-info.ru/forum/topic/5576.html (17.10.2020, теории выводов: 6-й пост) https://drevo-info.ru/forum/reply/17380.html)), то тогда возможно совсем кратковременное пребывание получается (год 1925 как дата стоит в столбце окончания его (викариатства), а не начала=>основания (Губонин. История иерархии. С. 362, 577.).

Остаётся актуальным вопросом - когда только престарелый Павловский архиерей-викарий - престарелому Владимиру (Шимковичу), - одного практически возраста, - (с 1923 по 1925 включительно), до или после них (Поликарпова и Крылова, или между ними) появился?, но в судьбоносном 1925 году скончался (раньше правящего) и скончался ли (дата неизвестна, категорично утверждать нельзя)?.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



[1]  Документы, подтверждающие учреждение Павловского викариатства и свидетельствующие об архиерейской хиротонии викария, не обнаружены. >Историк Сапелкин Н.С., "Православная Энциклопедия", Т. 54. М., 2019, с. 182.

[2]  Неупоминание в лит-ре не означает небытие. В случае, если первая и вторая даты нахождения на кафедре архиерея не известны, после имени архиерея в скобках отмечаются даты его упоминания на кафедре. См. Губонин М.Е. "История иерархии", С. 9, 114, 362, 577, для сравн. http://ortho-rus.tk/articles/eparhii-6281.html. Тот, чью биографию ещё когда-то предстояло составлять - епископ Александр престарелый, упоминаемый как Павловский Воронежской губернии - практически составлена, за исключением самого главного - хиротонии епископства и точных (правдивых) дат: рождения и смерти (коммент. - мои.).

[3]  Рапорт Святейшему Патриарху Тихону от 3 августа 1923 года. См. Краткий очерк положения, сложившегося в Российской Церкви к 1923-1924 годам (Приложение 8. Документы из разных епархий о положении Церкви за 1923-1924 г.г., Воронежская епархия

[4]  РГИА. Ф. 831 (Канцелярия патриарха Тихона и Священного Синода). Оп. 1 (1918-1924 гг.) Д. 218, Л. 66-67.

[5]  Кафедра основана ок. 1925 года - Курское викариатство. В ПЭ, Т.1 С. 661, упом. неверно названным Воронежским - Губониным М.Е.; г. Уразово близ г. Белгород. Упразднена в 1928 году (больше не замещалась) Губонин М.Е., "История иерархии Русской Православной Церкви" (Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями)), ПСТГУ, 2006, с. 509. и Епископы и епархии периода гонений на Церковь (1917-1955гг.) ПСТГУ, http://martyrs.pstbi.ru/cgi-bin/nkws.exe/ans/dp/?query=HYZ9E...300

[6]  Николай (Никольский), Елецкий - ссыльный в Задонске и Митрофан (Поликарпов), Бутурлиновский

[7]  Валуйский, Бобровский, Задонский, Калачеевский, Уразовский

[8]  Сведения историка Н.С. Сапелкина, http://www.vob.ru/eparchia/history/ierarxija/suffragan/1920-...htm

[9]  Епископы и епархии периода гонений на Церковь (1917-1955 гг.), ПСТГУ, http://martyrs.pstbi.ru/cgi-bin/nkws.exe/ans/dp/?HYZ9EJxGHox...EU* на Валуйской обновленческой епархии не состоит, http://martyrs.pstbi.ru/cgi-bin/nkws.exe/ans/dp/?HYZ9EJxGHox...I6*

[10]  По данным сайта "Русское Православие", в составе собора не числится, http://ortho-rus.tk/articles/upravlenie-1710.html

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2247
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Контекст
02.02.2023 06:35:31 в ответ на "Re: Контекст" (Губин Андрей Владимирович)

> Остаётся актуальным вопросом - когда только престарелый Павловский архиерей-викарий - престарелому Владимиру (Шимковичу), - одного практически возраста, - (с 1923 по 1925 включительно), до или после них (Поликарпова и Крылова, или между ними) появился?, но в судьбоносном 1925 году скончался (раньше правящего) и скончался ли (дата неизвестна, категорично утверждать нельзя)?.

Возможно, первоисточником упоминания о "престарелом еп. Павловском Александре" явл. диссертация еп. (впоследствии митр.) Сергия (Петрова) "История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней" (в четырех частях. Воронеж; Минск; Одесса, 1961-1969) была опубликована посмертно, причем впервые только в 2011 году [Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2011. См. "Обзор некоторых книжных новинок последнего времени" // Университетская площадь, Воронеж (ВГУ). 2012, №5, С. 189: http://pus.vsu.ru/pdf/2012/2012-01-33.pdf ].

До этого времени этот труд был фактич. неизвестен и существовал лишь как "машинопись". Если мое предположение о первоисточнике верно, то в указ диссертации могла бы быть (а может и затерялась в массиве др. информации) к.-нибудь ещё зацепка, ускользнувшая от взора "профильных" товарищей...

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 544
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: Контекст
02.02.2023 07:29:34 в ответ на "Re: Контекст" (Олексій Тре)

> Возможно, первоисточником упоминания о "престарелом еп. Павловском Александре" явл. диссертация еп. (впоследствии митр.) Сергия (Петрова) "История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней" (в четырех частях. Воронеж; Минск; Одесса, 1961-1969) была опубликована посмертно, причем впервые только в 2011 году [Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2011. См. "Обзор некоторых книжных новинок последнего времени" // Университетская площадь, Воронеж (ВГУ). 2012, №5, С. 189: http://pus.vsu.ru/pdf/2012/2012-01-33.pdf ].

Не может быть. Петров, скажи, - "Да это, верно, безусловно, несомненно" ))) (шутка никого не ущемляющая, фрагмент из известного к/ф.).

> До этого времени этот труд был фактич. неизвестен и существовал лишь как "машинопись". Если мое предположение о первоисточнике верно, то в указ диссертации могла бы быть (а может и затерялась в массиве др. информации) к.-нибудь ещё зацепка, ускользнувшая от взора "профильных" товарищей...

Там точно о "нашем случае" ничего нет, поверьте, мне довелось видеть этот труд, когда он только был печатно книгой опубликован. Я бы приобрёл (только из-за этого), а так вроде и незачем, хотя книга на самом деле хорошая.

> Остаётся актуальным вопросом
Не фантом ли это Губонина М.Е., по примеру Николай (Коноплёв), хорошо, что у Лемешевского тоже ничего нет.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2247
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Контекст
02.02.2023 11:08:27 в ответ на "Re: Контекст" (Губин Андрей Владимирович)

> > Остаётся актуальным вопросом
> Не фантом ли это Губонина М.Е., по примеру Николай (Коноплёв), хорошо, что у Лемешевского тоже ничего нет

Похоже, остаётся только фиксировать, то что писали в 2017 году:

  • "Вопрос о количестве епархий на территории Воронежской губернии представляется более сложным. В источниках упоминаются существовавшие в первой половине 1920-х гг. следующие епархии: Бобровская, Богучарская, Бутурлиновская, Острогожская и Новохоперская. По неуточненным сведениям существовали епархии и в городах Павловск и Задонск."

См. здесь: Тарасов Ю. Ф., свящ. "Система епархиального управления Воронежской и Тамбовской епархий в 1917 – 1937 г." // Genesis: исторические исследования, 2017: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-eparhialnogo-uprav...-gg

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 544
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: Контекст
03.02.2023 13:00:29 в ответ на "Re: Контекст" (Олексій Тре)

>> По неуточненным сведениям существовали епархии и в городах Павловск..."

Вот досада. Уточнять неоткуда (нет почвы или базы для кратковременного явления), не всё могут архивы)))??

> См. здесь: Тарасов Ю. Ф., свящ. "Система епархиального управления Воронежской и Тамбовской епархий в 1917 – 1937 г." // Genesis: исторические исследования, 2017: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-eparhialnogo-uprav...-gg

Спасибо за ссылку. Благодарность за написание своей статьи автор отсылает к свящ. Овчинникову П.А., называя его исследователем - отсюда узнаем (так сказать, фиксируем):

Обязанности архиереев (в системе управления Воронежской епархии) имели также четко обозначенные границы. Так, викарному епископу Острогожскому было поручено ведать следующими делами:

1) Об утверждении в должности церковных старост и об увольнении их от сей должности по собственным прошениям их.

2) О назначении епитимий лицам светского звания по приговорам судебных мест.

3) Об определении псаломщиков к сельским церквам и об увольнении их в отпуски.

4) О выдаче метрических свидетельств и об исправлении метрических записей.

5) О выдаче свидетельства на почетное гражданство лицам духовного происхождения, также справок и копий с документов и бумаг Консистории по просьбам разных лиц.

6) Об утверждении священников законоучителями начальных училищ в их приходах.

7) О разрешении браков в родстве и не достигшим совершеннолетия.

8) О разрешении браков псаломщикам и служащим в Консистории.

9) О назначении и увольнении просфорниц.

10) Об определении, перемещении и увольнении послушников.

11) Председательство - а) в совете братства святителей Митрофана и Тихона, б) в епархиальном училищном совете и в) в Воронежском Комитете Православного Миссионерского общества.

> Судя по их биографическим сведениям, которые нам доступны, различить их достаточно трудно (без фамилии - никуда):

Но всё же к словам о неразличимости Александра, престарелого, еп. Павловского - единственным отличием является соработничество епископу Острогожскому (впосл. Воронежскому митрополиту) Владимиру; можно допустить (косвенно доказывать), что всё-таки павловским викарием стал именно Александр (Кременецкий) на основании последнего наместничества в Митрофановом монастыре (1913-1920-е). Он был непосредственным соработником Острогожским архиереям на протяжении многих лет (Шимковичу - с 1900, и престоле Воронежском, в 1923-1925), являвшимся председателем структурных подразделений епархии)), в должностях деятельного члена совета братства святителей Митрофана и Тихона и члена Воронежского Комитета Православного Миссионерского общества. Из числа братии Алексеево-Акатова монастыря г. Воронежа (покинувши обновленческий центр епархии, в котором был концлагерь).

> Все викариатства имели деление на благочиннические округа. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. своим «Определением о епархиальном управлении» установил порядок, согласно которому «границы благочиннических округов определяются Епархиальным собранием». Еще в начале 1920-х гг. у каждого монастыря был свой благочинный. В связи с началом «Операции по ликвидации монастырей» завершенной во многих регионах к середине 1920-х гг. необходимость благочинных при них потеряла свою актуальность и их уже не назначали.

Село Белогорье относилось к Острогожскому уезду, Воскресенский монастырь Белогорья закрыли в 1922 году.

Воскресенский собор обители

Крупнейший храм обители, трёхпрестольный - в честь Воскресения Христова, свт. Митрофана, свт. Тихона - был заложен в настоятельство иеромонаха Петра и достроен при игумене Поликарпе. Действовал на 1882 год. Был выстроен в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым.

В 1915 году был расписан известным мастером Щукиным и освящён. С 5 по 8 сентября 1915 года. На освящение прибыл Преосвященнейший епископ Острогожский Владимир (Шимкович). 5 сентября: собрались на службу паломники из окружных слобод и города Павловска. Из города Павловска прибыл настоятель и благочинный Е. Белозоров, соборный хор под руководством регента Жирова Василия Алексеевича, паломники. В 18.00 раздался церковный звон, призывающий всех к всенощному бдению. Народа собралось много. Внутри храм невелик, благолепный, расписан масляной краской по стенам,трехпрестольный с недорогим, но красивым иконостасом. Всенощную служил еп. Острогожский Владимир при протодиаконе о. Д. Кашменском. В служении принимали участие наместник Митрофанова монастыря архим. Александр (Кременецкий), ключарь кафедрального собора прот. Г. Т. Алферов, прот. г. Павловска Белозоров Е.Н., игумен монастыря о. Поликарп, игумен Митрофанова монастыря о. Илиодор. Пел хор Павловского Преображенского собора. За всенощной Владыка раздал всем присутствующим памятные подарки – крестики и иконы.

6 сентября – освящение главного престола в честь Воскресения Христова. Освящение и литургию пели два хора певчих: на правом клиросе – Павловский соборный, на левом – из слободы Белогорья.

7 сентября – освящение двух придельных престолов: пред ранней литургией – в честь свтт. Митрофана и Тихона. Вел службу ключарь кафедрального собора прот. Г. Алферов. На поздней литургии – Преосвященный Владыка Владимир.

8 сентября - Преосвященный Владыка Владимир вел всенощную и литургию [1].

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

> Таким образом, система управления Воронежской епархии претерпела в период 1917-1920-х гг. серьезные изменения. Был определен новый статус центрального и викарного архиерея в епархии, изменился круг их полномочий и подотчетность, перемены коснулись внутренних границ епархий, были переименованы и преобразованы органы епархиального управления и изменился их функционал. Все эти воплощения церковного реформирования на Воронежской земле были произведены в духе определений Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. и стали своеобразной отправной точкой для иных внутрицерковных метаморфоз.

К югу Воронежской губернии престарелый Кременецкий имел б`ольшее отношение, чем престарелый Зеленёв, и в связи с этим его значение для этих мест гораздо выше.

P.S. на заметку: Острогожское викариатство при митр. Владимире (Шимковиче) (1923-1925) он не заместил (в память о своём там пребывании или иным причинам), будучи правящим Воронежской, но вместо себя поставил своего соработника на Павловскую кафедру (всего 95 км разделяет Острогожск с Павловском; может быть в этом есть какое-то объяснение (зацепка) для замещения: Бутурлиновское - Поликарповым (1924, арестован), Новохопёрское - Крыловым (1924, без него, после 1925 года - ушедший на покой, + 1927), оставалось только Павловское (почётное как третий город Воронежской губернии, в 1925 г.- превращённый в статус села большевиками) - Кременецкий (1925; мог умереть, незадолго до смерти самого Шимковича); на патриаршую хиротонию вряд ли похоже (хотя, ничего нельзя отрицать), а на местоблюстителя престола Петра (Полянского) вполне (как уроженца Воронежской губернии).

>> Уважаемые модераторы, возможно ли мне свои предположения внести в статью о Павловском викариатстве?
> Если только осторожными выражениями, именно как предположение, без натяжек.

Старался быть объективным, никому ничего не навязывая. Очень нелегко понять отсутствие лит-ры по данному вопросу.



[1]  Апанасенко З.Е., Летопись Преображенского собора г. Павловска. // Павловск, 2020, с. 88.

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 544
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: Контекст
09.05.2023 11:19:07 в ответ на "Re: Контекст" (Олексій Тре)

> > > Остаётся актуальным вопросом
> > Не фантом ли это Губонина М.Е., по примеру Николай (Коноплёв), хорошо, что у Лемешевского тоже ничего нет
> Похоже, остаётся только фиксировать, то что писалось: По неуточненным сведениям существовала епархия и в городе Павловск"

Что же происходило после кончины Святейшего Патриарха (1925), когда Высшее Церковное Управление вступило в тяжелый период смены церковного руководства и арестов высших иерархов?

Стремительно меняющаяся церковная жизнь быстро делала списки устаревшими.

М. Е. Губонин писал: «…Как ни насущна была необходимость продолжать ведение четких и исчерпывающих списков современных иерархов, дело это не только не делалось, но пришло в совершенный упадок; неблагоприятные внутрицерковные обстоятельства во второй половине двадцатых годов привели к тому, что даже само Управление Делами Московской Патриархии, — постоянно все-таки существовавшее, хотя и в самом примитивном виде, нередко совершенно не представляло себе того, что происходит в тех или иных епархиях в смысле наличия там представительства канонической Иерархии Русской Церкви». В качества яркой иллюстрации этого М. Е. Губонин приводит тот факт, что когда митрополит Сергий (Страгородский) сообщал в письме от 14 декабря 1925 г. о своем вступлении в исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, он «не знал, кто именно из архиереев в то время управлял Московской епархией».

В связи с этим невольно возникает вопрос, каким образом меньше чем через год, когда происходили тайные выборы Патриарха путем опроса, уполномоченные посланники смогли объехать и опросить 72 иерархов. Значит, списки были составлены и достаточно точные.

Кто же продолжил нужнейшее дело учета иерархии?

По этому вопросу можно сделать некоторые предположения. В частности, привлекает внимание фигура не столь заметного, но весьма активного церковного деятеля Леонида Дмитриевича Аксенова.

См. здесь: О. В. Косик, к. ф. н.,(ПСТГУ) Списки архиереев Русской Православной Церкви в 1920 -1930-е г.г. https://pstgu.ru/download/1281096400.kosik.pdf

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ещё Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 3 (58). С. 114–146

Состав иерархии Русской Православной Церкви в преддверии большого террора. Список архиереев из архивно-следстенного дела митрополита Серафима (Александрова) 1937 г.

>> Публикуется важный источник по истории русской иерархии — принадлежавший митрополиту Серафиму (Александрову) список архиереев Русской Православной Церкви.
> Список хранится в Архиве ДКНБ Республики Казахстан по Акмолинской области в его следственном деле. Список составлен в 1933–1934 гг. и отражает следующие характеристики епископов: дату рождения и хиротонии, сан, ученую степень, пребывание за границей, в отделении, на покое. Последним параметром обозначены те, кто епархией в действительности не управлял. Работа по фиксации изменений в среде русского епископата велась систематически; список обладает значительной полнотой.

См. тут: Ильяшенко Николай Александрович, аспирант Исторического факультета ПСТГУ, https://pstgu.ru/download/1409061530.6ilyashenko.pdf

Здесь тоже далеко не полный список. Кроме престарелого Александра, еп. Павловского, нету еп. Павла (Крылова), Новохоперского; казалось бы, участвовать в его хиротонии 1 июля 1924 года, Серафиму (Александрову), будучи Тверским архиереем и не занести его в список епископата, не странно ли? Что тут ещё скажешь.

Обращаясь к патриарху Тихону в октябре 1923, при ходатайстве об открытии Бутурлиновского вик-ва архиеп. Владимир (Шимкович) пытался заместить Острогожское викариатство прот. Василием (Богородицким), и тот был утверждён Святейшим по пострижении в монашество стать еп. Острогожским, но сразу арестован и сослан на Соловки. Также по его представлению (обращая внимание на то, что эти кафедры уже были открыты ранее), Валуйское викариатство заместил ссыльный в Задонске Николай (Никольский) (Ф. 831, Оп.1, Л.145, 167), а об открытии Павловского вик-ва ничего в помине не было даже на тот срок (октябрь 1923). В ходатайстве были указаны деловые качества (признаки), почему именно эти ставленники (иеродиакон Митрофан (Поликарпов,1871 г.р.), прот. Василий Богородицкий (1871 г.р.) выдвигаются на епископский сан. Добавлю от себя - наш престарелый Александр ничем не уступал выдвиженцам (раз лишь только возрастом).

Значит моя версия верна (перечисление не по алфавиту, а по времени открытия), только после Новохоперского (1924, не раньше апреля-июля 1924) Павловское было открыто, перед Россошанским (1928). См. Викарные кафедры: Острогожская, Валуйская, Бобровская, Богучарская, Задонская, Бутурлиновская, Новохопёрская, Павловская, Россошанская, https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-ierarhi...956

Я понимаю, почему именно престарелый стал архиереем, потому что 50-летних власть не допускала (чудом Митрофан (Поликарпов) стал епископом, но ему не дали ничего сделать на Воронежской земле, да и в г. Баку гнали (при смерти некому было отпеть, это произошло только 21 декабря 2008, крипта Жено-Мироносицкого собора г. Баку).

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дальше (Не знаю насколько эта статистика достоверна) Теперь посмотрим статистику несколько иного рода: каким было количество архиерейских хиротоний в РСФСР/СССР по годам.

  • 1923 - 51
  • 1924 - 32
  • 1925 - 19

См. Советская власть и Церковь: только цифры https://cont.ws/@alexeju/143916 (со ссылкой на Кураевский форум)

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2247
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Контекст
09.05.2023 13:56:31 в ответ на "Re: Контекст" (Губин Андрей Владимирович)

> По этому вопросу можно сделать некоторые предположения. В частности, привлекает внимание фигура не столь заметного, но весьма активного церковного деятеля Леонида Дмитриевича Аксенова.
> См. здесь: О. В. Косик, к. ф. н.,(ПСТГУ) Списки архиереев Русской Православной Церкви в 1920 -1930-е г.г. https://pstgu.ru/download/1281096400.kosik.pdf

3 февраля 1924 года он был арестован в одной связке с Мануилом (Лемешевским)...

  • В годы заключения Леонида Дмитриевича в Соловецком лагере там находились более 20 православных епископов, что дало ему возможность собрать немало ценных сведений о положении иерархов и епархий. В его следственном деле 1937 г. имеются показания архиепископа Питирима (Крылова) о том, что «еще в 1924–1926 гг. Аксенов, отбывая наказание в Соловецких лагерях, допрашивал почти каждого вновь прибывшего туда служителя религиозного культа с целью установления как причины заключения в лагерь, так и положения церковных дел на местах» /32/. Митрополит Мануил (Лемешевский) упоминал о составлении Л. Д. Аксеновым в Соловецком лагере каталога архиереев: «Не ранее 1927 составил каталог архиереев» /33/. Этот документ послужил основой для составления митрополитом Мануилом известного «Каталога русских архиереев». [1]

Т.е., если допустить, что в Аксеновских списках имя престарелого еп. Павловского Александра было, то остается вопрос, почему у Лемешевского об этом вроде бы ничего нет (или в машинописи что-то было, но листы были утеряны, повреждены, изъяты или пропушены или по к.-нибудь др. причинам не вкл. в публикацию)?



[1]  Косик О. В. «Аксенов, верный истине…» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 103. С. 140: https://cyberleninka.ru/article/n/aksenov-vernyy-istine/pdf

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 544
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: Контекст
09.05.2023 20:49:15 в ответ на "Re: Контекст" (Олексій Тре)

> > По этому вопросу можно сделать некоторые предположения. В частности, привлекает внимание фигура не столь заметного, но весьма активного церковного деятеля Леонида Дмитриевича Аксенова.
> > См. здесь: О. В. Косик, к. ф. н.,(ПСТГУ) Списки архиереев Русской Православной Церкви в 1920 -1930-е г.г. https://pstgu.ru/download/1281096400.kosik.pdf
> 3 февраля 1924 года он был арестован в одной связке с Мануилом (Лемешевским)...
> * В годы заключения Леонида Дмитриевича в Соловецком лагере там находились более 20 православных епископов, что дало ему возможность собрать немало ценных сведений о положении иерархов и епархий. В его следственном деле 1937 г. имеются показания архиепископа Питирима (Крылова) о том, что «еще в 1924–1926 гг. Аксенов, отбывая наказание в Соловецких лагерях, допрашивал почти каждого вновь прибывшего туда служителя религиозного культа с целью установления как причины заключения в лагерь, так и положения церковных дел на местах» /32/. Митрополит Мануил (Лемешевский) упоминал о составлении Л. Д. Аксеновым в Соловецком лагере каталога архиереев: «Не ранее 1927 составил каталог архиереев» /33/. Этот документ послужил основой для составления митрополитом Мануилом известного «Каталога русских архиереев». [1]
> Т.е., если допустить, что в Аксеновских списках имя престарелого еп. Павловского Александра было, то остается вопрос, почему у Лемешевского об этом вроде бы ничего нет (или в машинописи что-то было, но листы были утеряны, повреждены, изъяты или пропушены или по к.-нибудь др. причинам не вкл. в публикацию)?

прот. Владислав Цыпин Архиереи Русской Православной Церкви взял за основу:

Список составлен в Церковно-научном Центре "Православная энциклопедия" по кн.: Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). Erlangen, 1979–1989. 6 т.; Иоанн (Снычев). Топография архиерейских кафедр русской православной церкви периода с 1893 г. по июнь 1963 г. Куйбышев, 1963 (машинопись); Общий алфавитный список православных и раскольнических епархий 1917–1946 гг. // Губонин М. Е. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 1917–1943. М., 1994.; Иоанн (Снычев), митр. Состав Российской Православной Церковной иерархии. 1962–1994. Куйбышев; СПб., 1973–1994.

Отсутствие данных о служении и гибели части епископата за 1920–1940-е гг. обусловлено современным состоянием исследования и публикации архивных материалов и следственных дел репрессированных священнослужителей.

В наст. список не включены лица, получившие хиротонию в раскольничьих или схизматических группировках, а также в других православных Церквах (кроме случаев, когда они воссоединялись с Московской Патриархией). В данном списке приняты следующие специальные сокращения: Конст. П.— Константинопольский Патриархат; МП – Московская Патриархия; РПЦ – Русская Православная Церковь (Московский Патриархат); РПЦЗ — Русская Православная Церковь за рубежом (карловацкий раскол); ПАЦ — Польская Автокефальная Церковь (неканоническая до 22.06.1948). http://www.odinblago.ru/istoriya_rpc/cipin/14/

Но мне сдаётся, что не всё и там по статистике опубликованной выше. См. Советская власть и Церковь: только цифры https://cont.ws/@alexeju/143916 (со ссылкой на Кураевский форум). Наверное, нету и у Аксенова Л.Д., нашего Александра, еп. Павловского (незнаю, в каком архиве может быть, в Ф. 831, Оп.1, Д. 218 - точно нету).



[1]  Косик О. В. «Аксенов, верный истине…» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 103. С. 140: https://cyberleninka.ru/article/n/aksenov-vernyy-istine/pdf

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 544
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: Контекст
20.08.2023 18:41:26 в ответ на "Re: Контекст" (Губин Андрей Владимирович)

> > Т.е., если допустить, что в Аксеновских списках имя престарелого еп. Павловского Александра было, то остается вопрос, почему у Лемешевского об этом вроде бы ничего нет (или в машинописи что-то было, но листы были утеряны, повреждены, изъяты или пропушены или по к.-нибудь др. причинам не вкл. в публикацию)?

Может здесь («Вестник Священного синода Православной Российской Церкви») что-то можно было бы увидеть, да где их взять?? «Список православных епископов, находящихся в ведении Священного синода» (1931. № 1-4), https://www.pravenc.ru/text/158266.html

P.S. Несмотря на явно тенденциозный или провокационный характер большей части публикаций, из-за отсутствия др., более достоверных церковных изданий и плохой сохранности архивов, «Вестник» является одним из основных источников для изучения не только обновленческого раскола, но и всей церковной жизни в СССР в 20-х гг. XX в.

Священник Илья Соловьев во вступлении к книге о биографиях обновленческих архиереев, пишет (с сожалением констатирует), что архив Московской Патриархии не был доступен исследователю прот. В.В. Лавринову (он пользовался 156 архивохранилищами России и ближнего зарубежья), практически для всех он закрыт.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2247
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Контекст
20.08.2023 18:58:20 в ответ на "Re: Контекст" (Губин Андрей Владимирович)

> > > Т.е., если допустить, что в Аксеновских списках имя престарелого еп. Павловского Александра было, то остается вопрос, почему у Лемешевского об этом вроде бы ничего нет

Отставить (все-таки есть, исправленному верить) [1]. С отсылкой на ФАМ I, № 199, с.16.

P.S.: абвеатура рукописных фондофондов: фонд патриарха Сергия (ФПС), фонд архиепископа Мануила (ФАМ)...



[1]  Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). - 1987. с. 305: https://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshevskij/russkie-pravo.../93

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 544
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: Контекст
20.08.2023 19:25:46 в ответ на "Re: Контекст" (Олексій Тре)

> > > > Т.е., если допустить, что в Аксеновских списках имя престарелого еп. Павловского Александра было, то остается вопрос, почему у Лемешевского об этом вроде бы ничего нет
> Отставить (все-таки есть, исправленному верить) [1]. С отсылкой на ФАМ I, № 199, с.16.
> P.S.: абвеатура рукописных фондофондов: фонд патриарха Сергия (ФПС), фонд архиепископа Мануила (ФАМ)...

Но все же еп. Павел (Крылов), не престарелый Александр, еп. Павловский (о нём я говорил, что его у Лемешевского нет)



[1]  Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). - 1987. с. 305: https://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshevskij/russkie-pravo.../93

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2247
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Виноват
20.08.2023 19:55:56 в ответ на "Re: Контекст" (Губин Андрей Владимирович)

> > P.S.: абвеатура рукописных фондофондов: фонд патриарха Сергия (ФПС), фонд архиепископа Мануила (ФАМ)...
> Но все же еп. Павел (Крылов), не престарелый Александр, еп. Павловский (о нём я говорил, что его у Лемешевского нет)

Виноват, поспешил ...

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 544
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: Контекст. Положение вещей
20.08.2023 21:12:57 в ответ на "Re: Виноват" (Олексій Тре)

> > > P.S.: абвеатура рукописных фондофондов: фонд патриарха Сергия (ФПС), фонд архиепископа Мануила (ФАМ)...
> > Но все же еп. Павел (Крылов), не престарелый Александр, еп. Павловский (о нём я говорил, что его у Лемешевского нет)
> Виноват, поспешил ...

... Оставаясь до мая 1926 года в одиночном заключении во внутренней тюрьме ГПУ и будучи совершенно оторванным от мира, митр. Петр (Полянский) не представлял себе ничего о действительном положении вещей. Он догадывался, что, вероятно, не всё благополучно и спокойно, раз митр. Сергий не смог, а митр. Михаил (Ермаков) и архиеп. Иосиф (Петровых) отказались управлять Церковью.

В это самое время дела ВВЦС шли всё хуже и хуже, вся Церковь стала на сторону митр. Сергия, и было очевидно для всякого, что и эта затея ГПУ, имевшая целью ввести новую смуту в жизнь Церкви, проваливается. Тогда Тучков прибегает к новой хитрости: закончившему срок своей ссылки в Нарымском краю митр. Агафангелу (Преображенскому) разрешают вернуться в Ярославль, но по дороге - в Перми - задерживают его, и там устраивается его свидание с Тучковым. Изобразив положение Церкви как близкое к катастрофе, внутреннюю борьбу ВВЦС и митр. Сергия за власть как момент, не дающий правительству возможности легализовать положение Православной Церкви, к чему правительство якобы стремится, Тучков просил митр. Агафангела урегулировать внутренние дела Церкви своим авторитетом и своими ещё от Патриарха данными ему полномочиями и войти с правительством в переговоры, для оформления православного церковного управления. Митр. Агафангел, абсолютно не представляющий себе истинного положения вещей, поверил Тучкову, издал своё известное Пермское послание о принятии им на себя управления Церковью. Спровоцировавши таким образом митр. Агафангела, Тучков одновременно хотел спровоцировать и митр. Петра. Он показал ему послание митр. Агафангела и предложил написать последнему письмо о передаче ему местоблюстительства. Митр. Петр воспользовался этим случаем и написал 9 (22) мая 1926 года митр. Агафангелу, приветствуя его возвращение и с радостью передавая ему свои права. Однако в это самое время лидеры ВВЦС, с одной стороны, а митр. Сергий, с другой, успели войти в переписку с митр. Агафангелом. Первые убеждали его возглавить их, второй предостерегал его, объясняя всю ошибочность Пермского послания, поскольку митр. Петр не отказывался от своих полномочий и в лице митр. Сергия имел законного Заместителя. Переписка митр. Агафангела с митр. Сергием приобрела скоро широкую гласность, и епископы с разных концов России, ознакомившись с ней и боясь, что у митр. Агафангела есть какое-то тайное соглашение с ГПУ и ВВЦС, спешили в письмах и посланиях к нему выразить свой протест против его выступления и свою верность митр. Петру и его заместителю митр. Сергию.

В это время опубликованное письмо митрополита Петра к митрополиту Агафангелу было способно окончательно смешать карты. Казалось, что не было оснований оспаривать у митр. Агафангела власть на управление Церковью, но подозрение, что митр. Петр введён снова в заблуждение и страх, что у митр. Агафангела есть какое-то соглашение с ГПУ, заставили русский епископат выступить за поддержку митр. Сергия и требовать отказа митр. Агафангела от претензий на управление Церковью, быть может, без достаточных объективных к тому оснований. 30 (12) июня 1926 года митр. Агафангел  подчинился всеобщим просьбам, отказался от своего Пермского послания. Единственным законным управителем остался митр. Сергий, с каковым советская власть стала продолжать переговоры о легализации, начатые год назад с митр. Петром. Что касается самого Петра, то он в это время был вывезен тайно из Москвы и помещён в крепость бывшего Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале в одиночной камере. Там находился он до поздней осени 1926 года, в то время как в России происходили следующие события: в результате переговора с Тучковым митр. Сергий составил проект Декларации, каковую вместе с проектом Обращения в Народный комиссариат внутренних дел разослал всем епископам для ознакомления (Обращение Сергия Страгородского, митрополита Нижегородского, к народному комиссару внутренних дел от 28 мая/10 июня 1926 г.). Осведомившись о том, что епископы, а с ними и вся Церковь солидарны с этим проектом, митр. Сергий в июле передал эти документы Тучкову. Однако, скоро выяснилось, что Тучков признал указанные акты Церкви недостаточными и продолжал настаивать на принятии митрополитом Сергием тех условий, которые ещё в 1925 году были поставлены митр. Петру,

а для убедительности этих условий ГПУ настолько усилило репрессии против епископата, что в редкой епархии остались ещё епископы. Помимо этого, власть через местные органы ГПУ, с целью ещё больше расшатать Церковь, стала навязывать отдельным епархиям, округам и даже благочиниям легализацию - на основе тех же условий, и, т.к. на местах иногда находились недостаточно стойкие иерархи, клирики и миряне, то такие местные легализации отдельных частей Православной Церкви начали наблюдаться с конца 1926 года, в разных концах России.

См. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917—1943. Сб. в 2-х частях / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994, Часть II. Документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти (1925-1943): Дейбнер К. Русские иерархи под игом безбожников (обзор главнейших событий церковной жизни России за время с 1925 г. - до наших дней [1931 - сост.]), с. 403-405.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2247
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Контекст. Положение вещей
21.08.2023 07:04:44 в ответ на "Re: Контекст. Положение вещей" (Губин Андрей Владимирович)

> > > > P.S.: абвеатура рукописных фондофондов: фонд патриарха Сергия (ФПС), фонд архиепископа Мануила (ФАМ)...

> для убедительности этих условий ГПУ настолько усилило репрессии против епископата, что в редкой епархии остались ещё епископы...
> и, т.к. на местах иногда находились недостаточно стойкие иерархи, клирики и миряне, то такие местные легализации отдельных частей Православной Церкви начали наблюдаться с конца 1926 года, в разных концах России.
> См. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917—1943. Сб. в 2-х частях / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994, Часть II. ..., с. 403-405.

Звучит красиво, правдоподобно (может б. так +/- и было), но без живых примеров, как-то пока "не заходит".

Если, например, написано: епископ такой-то, в таком-то году упом. на покое, т.е., это как? - Или под домашним арестом или под следствием или под наблюдением или без права выезда или еще как (список вариантов можно продолжить).

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 544
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: Контекст. Положение вещей
23.08.2023 10:19:56 в ответ на "Re: Контекст. Положение вещей" (Олексій Тре)

> > > > > P.S.: абвеатура рукописных фондофондов: фонд патриарха Сергия (ФПС), фонд архиепископа Мануила (ФАМ)...
> > для убедительности этих условий ГПУ настолько усилило репрессии против епископата, что в редкой епархии остались ещё епископы...
> > и, т.к. на местах иногда находились недостаточно стойкие иерархи, клирики и миряне, то такие местные легализации отдельных частей Православной Церкви начали наблюдаться с конца 1926 года, в разных концах России.
> > См. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы... Сб. в 2-х частях / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994, Часть II. переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти (1925 -1943), с. 405
Известно [1], например, что историк М.Е. Губонин, собиравший самую разную информацию о жизни Церкви (Основным трудом было собирание материалов, посвященных патриарху Тихону и истории Русской Церкви в советский период. Он копировал тексты документов, собирал подробные сведения о жизни патриарха, его указы, речи, послания; акты и переписку, посвященные вопросу о каноническом правопреемстве высшей церковной власти; материалы о репрессиях против духовенства. Несмотря на болезнь, он продолжал составлять эту книгу общим объемом около 14 тысяч страниц машинописного текста до последних дней жизни. Все это делалось нелегально и с большим риском. После ареста первая коллекция документов была изъята. Выйдя на свободу, Михаил Ефимович стал собирать материалы заново. Для сохранения максимально полной информации он упоминал документы, тексты которых достать не мог, но имел более или менее надежные сведения об их существовании и времени написания. Провел работу по датировке собранных материалов, раскрытию фамилий иерархов. Стремился к максимальной объективности, отказался от избирательного подхода к документам, их обработки, приводил и тексты подложных посланий и писем, если они оказали влияние на взгляды и поведение определенной группы духовенства), долгие годы близко общался со священномучеником Петром (Зверевым) (вот откуда у Губонина может быть первоисточник (нигде больше не значащийся)) о престарелом еп. Павловском (Воронежской губ.) Александре - от архиеп. Петра; упоминание после имени архиерея не говорит всё-таки именно о смерти [(первая дата? (сейчас понимаю, не ранее июля 1924)) - (вторая дата?) => Александр (1925)>дата упоминания на Павловской кафедре) [2] и больше похоже на уход... на покой... или просто временной период, и мои "размышлизмы" - в отсутствии "научного оборота")] престарелого, но почему нет фамилии? - (пока) загадка !?!

Епископ Петр (Зверев), сначала приезжал в помощь, после ареста владыки Митрофана (Поликарпова) в конце марта 1924 года. Весной-летом 1924 года создано Новохопёрское викариатство Воронежской епархии, за резолюцию патр. Тихона о его создании подписались митрополит Уральский и Николаевский Тихон (Оболенский), Тверской и Кашинский Серафим (Александров) и Крутицкий Петр (Полянский) [3], затем последним, в июле 1925 года присланный в Воронеж постоянно, мог участвовать в хиротонии архим. Александра, во епископа Павловского, викария Воронежской епархии (в одном из этих храмов, принадлежащих канонической Православной Церкви: в Акатовом и Покровском монастырях, церквях Воскресенской, Петропавловской и Троицкой на Терновой поляне), вместе с архиеп. Владимиром (Шимковичем) и еп. Павлом (Крыловым) (... последний срок ... уже в этот период 16 июля - 20 августа 1925) когда первый был возведён в сан митрополита.

Епископ Петр стал опорой престарелому владыке (хочется сказать престарелым владыкам). При нем началось почти поголовное возвращение церквей Воронежской епархии из обновленчества. Это послужило причиной частых вызовов епископа в ОГПУ. Осенью 1925 года еп. Петр был вызван в ГПУ. 23 ноября он отбыл в Москву к Тучкову.

Павловское викариатство могло быть документально не оформленным ... понятно, каким тогда было время.

> Звучит красиво, правдоподобно (может б. так +/- и было), но без живых примеров, как-то пока "не заходит".

Как сказал прот. В.Цыпин: Отсутствие данных о служении < > обусловлено современным состоянием исследования...



[1]  Кострюков А.А., "Протоиерей Стефан Ляшевский как свидетель исповеднического служения Патриарха Сергия (Страгородского)", https://www.sedmitza.ru/text/1223142.html

[2]  В случае, если первая и вторая даты нахождения на кафедре архиерея не известны, после имени архиерея в скобках отмечаются даты его упоминания на кафедре. См. Губонин М.Е. "История иерархии", С. 9, 362, https://azbyka.ru/otechnik/books/original/22989-История-иера...pdf

[3]  А. Н. Акиньшин, Н. С. Сапелкин "Православная энциклопедия", Т. 51, с. 737-758, https://www.pravenc.ru/text/2577893.html

Ответить