Свт. Тихон Задонский |
Память 13 августа - преставление, второе обретение мощей в 1991 году; 14 мая (местн. [1], ПЦА [2]) и 15 мая (Греч. [3]) - первое открытие мощей в 1846 году; 19 июля в Соборе трех русских святителей [4], а также в Соборах Воронежских, Липецких, Тверских и Старобельских (Укр.) святых
В миру Тимофей Савельевич Кириллов-Соколов, родился в 1724 году в семье Савелия Кириллова [5], дьячка села Короцка Новгородской губернии, Валдайского уезда.
Отец его вскоре умер. Семья осталась в такой бедности, что однажды мать решила отдать младшего сына богатому ямщику, который хотел его усыновить. Старший сын ее, Петр, занявший отцовское место причетника, умолил ее не делать этого. "Мы научим Тиму читать, - говорил он, - и он будет где-нибудь пономарем!" Но годы шли, и Тимофей часто за один кусок черного хлеба целый день работал у крестьян.
В 1737 г. он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме.
В 1740 году был принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию.
Тимофей учился хорошо, даже по ночам. А шаловливые его сверстники дразнили серьезного мальчика, пели ему величание и кадили ему лаптями. Из-за недостатка преподавателей годы обучения составили 14 лет. Курс он окончил будучи 30 лет.
В 1754 по окончании семинарии Тимофей был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии.
В 1758 г. был пострижен в монашество с именем Тихона архим. Парфением (Сопковским) и назначен на должность префекта семинарии.
В 1759 г. в сане иеромонаха переведен в Тверскую епархию. Там он был назначен архимандритом Желтикова монастыря.
В 1760 году поставлен настоятелем Отрочь монастыря, с определением быть ректором Тверской семинарии и богословия учителем.
Он читал лекции по нравственному богословию, впервые по-русски вместо общепринятого в то время латинского языка, и при этом так увлекательно, что слушать его собиралось много посторонних лиц.
Епископ Хутынский
13 мая 1761 года был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского с тем, чтобы, управляя Хутынским монастырем, быть викарием Новгородского архиерея.
Посвящение было промыслительно. Молодого архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, на Пасху, из 8 жребиев трижды вынималось его имя. В сильном волнении въезжал преосвященный Тихон в Новгород, город, в котором прошла его юность. Среди встречавшего его духовенства были и бывшие его сверстники, и он шутливо напомнил им их детские шалости. В Новгороде он нашел свою старшую сестру, жившую в большой бедности. Он принял ее с братской любовью, хотел заботиться о ней, но она скоро скончалась. Святитель отпевал ее, и во гробе сестра ему улыбнулась. В Новгороде могила ее чтилась. Когда все члены Святейшего Синода поехали в Москву на коронацию императрицы Екатерины II, епископ Тихон остался в Петербурге и вел все синодские дела.
Епископ Воронежский
Неизв. автор. Портрет Тихона, епископа Воронежского и Елецкого (последняя четверть XVIII в. Х., м.,98 х 73 см) |
Здесь, как сказал Спаситель, было "жатвы много, а делателей мало" (Мф. 9, 37). Епархия была огромная: от Орла до Черного моря, и она была запущена. Духовенства было мало, население, сильно разбросанное, одичало и было невежественно и суеверно. Среди высшего класса было много неверующих. Горячо принялся за работу молодой епископ. Он объезжал огромную епархию, почти всю покрытую дремучими лесами или степью, часто просто верхом. Он завел школы и проповедничество, чего до него не было. Он научил народ чтить Божий храм и священников, а от богатых и знатных требовал милосердия к бедным. И нравы стали смягчаться. Раз в Воронеже праздновали на площади языческому богу Яриле. Вдруг является владыка и своим пламенным словом прекращает бесчиние. А на другой день весь народ явился к нему с покаянием. С тех пор праздник Яриле был прекращен навсегда.
Приняв управление Воронежскою паствой, святитель Тихон направил свое внимание на улучшение нравственного состояния духовенства. Он напечатал для раздачи священникам сочинение свое, называемое "Должность священническая о седьми святых тайнах", и в дополнение издал "Прибавление к должности священнической о тайне святого покаяния".
В год своего прибытия на Воронежскую кафедру (1763) святитель Тихон воссоздает Воронежскую семинарию. Он лично руководил семинарией, постоянно беседовал с учениками и посещал занятия, составил особые правила для семинаристов, тратил большие средства (в том числе и свои личные) на содержание и поощрение учащихся, приглашал преподавать лучших выпускников духовных академий и семинарий, начал создавать библиотеку. Трудами молитвами свт. Тихона Воронежская семинария твердо стала на ноги. За недостатком учителей в семинарии, он позаботился об образовании духовного юношества. Для поучения народа установил свт. Тихон в Воронеже открытое преподавание Закона Божия по воскресным дням, пред литургиею, в соборном храме. Для тех, которые не могли по каким-либо причинам слушать лично сии поучения, святитель писал христианские наставления, написал сочинение для чтения "Плоть и Дух". Для этого же написаны им были размышления на некоторые изречения Священного Писания. Проповедуя правила христианской жизни, святитель Тихон являлся одновременно и строгим обличителем современных ему пороков. Уничтожение народного праздника "ярилы" и бесчинных масленичных забав в Воронеже служат памятником горячей и благочестивой ревности пастыря Воронежского. Для людей бедных и нищих к свт. Тихону всегда был свободный доступ. Нищих называл он (по слову Златоуста) Христовою и своею братиею.
Только четыре года и семь месяцев управлял святитель Тихон Воронежскою паствою. Иноческие подвиги, пастырские труды, заботы и огорчения, бывшие следствием различных препятствий к исполнению его благих намерений, расстроили его здоровье. Его влекли уединение и молитва: он подал прошение об увольнении его на покой.
На покое
Свт. Тихон Задонский. Икона 2-й пол. XIX в. (Донецкий областной художественный музей. Дерево, масло, 18,5х14,2) |
Здесь он прежде всего раздал все свои вещи, оставив себе лишь самое необходимое. Пенсию свою он также раздавал. Во время своего очень скромного обеда он всегда сокрушался о тех, кто и этого не имел. Часто выходил он под видом простого инока на базарную площадь, чтобы расспрашивать приезжих крестьян об их нуждах и посылать им помощь. Он любил собирать к себе бедных детей, учить их молитвам и оделять их хлебом и мелкими деньгами: свое горькое детство он всегда помнил. Он строго хранил уставы Церкви, ревностно (почти ежедневно) посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением. Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы.
Много искушений претерпел святитель, сокрушаясь о вынужденном оставлении паствы. Поправив здоровье, он собирался вернуться в Новгородскую епархию, куда его приглашал митрополит Гавриил на место настоятеля в Иверском Валдайском монастыре. Когда келейник объявил о том старцу Аарону, тот сказал: "Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда". Kелейник передал это Преосвященному. "Если так, - сказал святитель, - не поеду отсюда", - и разорвал прошение. Иногда он уезжал в село Липовку, где в доме Бехтеевых сам совершал богослужение [6]. Ездил святитель и в Толшевский Преображенский монастырь, который он любил за уединение. Для уединенной молитвы он запирался в своей келье, и оттуда до келейников долетали его молитвенные вздохи; "Господи Иисусе, помилуй мя!" Его видели осиянным благодатным светом. Раз сподобился он явления распятого Господа Иисуса Христа.
Святитель Тихон трудился, благотворил, построил богадельню в городе Ливны Орловской губернии, при церкви святого Георгия. Он принимал участие во всех страждущих и пекся об обращении раскольников в православие и, вместе с тем, не переставал излагать и мысли свои на бумагу.
День он проводил так: бывал всегда у ранней литургии, после нее писал; за обедом слушал чтение Ветхого Завета и после краткого отдыха читал жития святых и творения Иоанна Златоустого, а после вечерни - Новый Завет. Этот обычный дневной порядок прерывался делами милосердия, приемом посетителей и работой в саду, которую он очень любил. Бедным он никогда не отказывал в приеме. Любимым его занятием были его литературные труды: "Сокровище духовное, от мира собираемое" (1770), "Истинное христианство" (1776), "Письма келейные" и другие. Диктовал он их келейникам, обыкновенно ходя по комнате. Его творения до последнего времени были любимым чтением благочестивых русских людей и имели громадное влияние на русскую религиозную литературу и проповедничество.
Жил святитель в самой простой обстановке: спал он на соломе, накрываясь овчинным тулупом. Смирение его доходило до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: "Богу так угодно, что служители смеются надо мною - я и достоин того за грехи мои". Часто говорил он в подобных случаях: "Прощение лучше мщения".
Однажды юродивый Каменев ударил святителя по щеке со словами "не высокоумь" - и святитель, восприняв это с благодарностью, ежедневно кормил юродивого.
Но не все понимали Христова подвижника, и у него было много случаев проявлять свое смирение. Он любил всех, но были у него особенно близкие друзья. Таков был особенно схимонах Митрофан (Голощапов) [7], старец высокой духовной жизни, которому святитель поручал своих духовных детей, начинающих подвижников, и ему одному открывал свои видения. Любил он и монаха Феофана за его чистую детскую душу и называл его "Феофан - утеха моя" за то, что он умел утешать его в скорбные минуты.
Святитель не любил говорить о мирских делах и только во время войны следил по газетам за военными действиями. Но проповедовать слово Божие он никогда не пропускал случая - ни в монастыре, ни за стенами его. Особенно любил он город Елец за благочестие его жителей и называл его Сионом. Он помогал там бедным, особенно после пожара. У одной бедной вдовы он бывал в каждый свой приезд, оставлял ей деньги, а мальчиков ее взял к себе на воспитание. Останавливался он у своих друзей - купца Якова Феодоровича Ростовцева и Космы Игнатьевича Судейкина - и через них раздавал милостыню. Особенно он любил старшего сына Ростовцева, Димитрия, который, живя у отца, проводил почти монашескую жизнь. Ему святитель поручал продавать драгоценные материи, которые ему дарили, а деньги раздавать нищим. Раз святитель увидел совершенно здорового мальчика, внука Ростовцева, и сказал ему: "Собирайся, Саша, в горнее, собирайся, голубчик, в небесное отечество". Через три дня мальчик умер. Судейкин всю жизнь был церковным старостой, жил около своей церкви в добровольной нищете, потому что все свое состояние раздал бедным. Близ своего дома он устроил школу.
Однажды приехал Косма к отцу Митрофану на 6-й седмице Великого поста. В Задонском монастыре общежития не было и каждый должен был заботиться сам о себе. По уставу рыба разрешается Великим постом только в Вербное воскресенье и на Благовещение, и о. Митрофан уже купил ее к Вербному воскресенью. Но, увидев Косму, он сказал: "Вербное воскресенье будет, а Космы не будет" - и велел приготовить рыбу. Но когда они обедали, неожиданно вошел святитель Тихон, Друзья так испугались, что он застал их нарушающими пост, что оба пали на колени и просили прощения. Но святитель сказал: "Любовь выше поста" - и, чтобы их успокоить, съел несколько ложек ухи. Косма был поражен. Он знал, что святитель Тихон был великий постник И в волнении он рассказал слышанное им в детстве предсказание, что в Задонске будет жить великий угодник Божий: "К себе это отнести не могу", - заметил святитель. Тем не менее запретил друзьям этот рассказ повторять.
Благотворительность святителя Тихона не ограничивалась одним Ельцом и окрестностями Задонска, Он устроил около Тулы богадельню, поручив ее одному священнику. Послал городу Ливны о. Митрофана с денежной помощью. Посылал милостыню даже на свою далекую северную родину. Особенно он любил помогать крестьянам. Задонск стоял на большой дороге, и домик святителя Тихона был настоящей странноприимницей. Больных он укладывал в собственную кровать. Скончавшихся сам отпевал и погребал. Когда Задонск превратился в город, он, избегая шума и многолюдства, иногда уезжал в деревню к своим друзьям или просто в одно уединенное место, которое он любил и где впоследствии возник Тихоновский монастырь. Тем не менее отъездов этих он по возможности избегал.
Святитель Тихон не всем желающим монашества давал на это благословение. Он обыкновенно давал этим лицам совет жить в миру по-христиански. Но он очень заботился о тех, в ком видел настоящую склонность к монашеству. Так, две его духовные дочери постриглись с наречением им имен Маргарита и Евпраксия и возобновили погоревший Елецкий монастырь.
Свои благодатные дары прозрения и чудотворения святитель Тихон тщательно скрывал. Он мог ясно видеть мысли своего собеседника, предсказал наводнение 1777 года в Петербурге, а в 1778 году, в год рождения императора Александра I, предсказал Никандру Алексеевичу многие события царствования Александра I.
Последние годы своей жизни святитель Тихон посвятил молитве и почти полному уединению, готовясь к смерти. Кроме отца Митрофана, Бехтеева, Судейкина и келейников, он никого не принимал. В это время Задонск стал городом, и в монастыре временно поместили тюрьму. Выходы свои святитель Тихон уже прекратил совсем, только эту тюрьму он посещал по ночам - ради утешения и забот о заключенных. Когда было возможно, он хлопотал за них. Так, он спас двух братьев-причетников, сосланных безвинно, причем должность их была им возвращена. За три года до смерти он услышал тихий голос: "Кончина твоя будет в день недельный". После этого ему было сказано во сне: "Потрудись еще три года". За год и три месяца до смерти его разбил паралич левой стороны, и он окончательно слег. Незадолго до смерти он увидел во сне, что должен подняться на высокую лестницу и многих людей, следовавших за ним и поддерживавших его. Он понял, что эта лестница обозначает путь его в Царствие Небесное, а люди - это те, кто слушал его и будет его поминать.
Последние дни его жизни близкие его стали приходить прощаться. Благословляя их, он шептал: "Вручаю вас Господу". Но за два последних дня до кончины прием он прекратил. Он лежал в полной памяти, с закрытыми глазами, и творил молитву.
Рака с мощами свт. Тихона Задонского. Фото 2008 года. Православная Энциклопедия. Т. 19., с. 491-504. |
Мощи и почитание
В мае 1846 года, по случаю сооружения в Задонском монастыре нового храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, появилась надобность разобрать ветхий каменный храм и алтарь, под которым погребен был почивший архипастырь, а гроб его перенести для удобства в другое место. Тогда обнаружилось, что склеп, где почивал святитель, от древности обвалился, гробовая крышка раздавлена кирпичами, и самый гроб близок к разрушению. Архиерейское же облачение, в котором был погребен преосвященный Тихон, несмотря на полувековое пребывание в сыром месте, найдено целым и почти не изменившимся в цвете. Тело его также обретено было нетленным и пребывающим в том положении и виде, в коем почивают угодники Божии в Киево-Печерской Лавре. Вследствие этого, тело святителя было положено в новую гробницу, поставленную в теплой монастырской церкви. О сем тогда же архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий) два раза доносил Святейшему Синоду, доводя вместе с тем до общего сведения и о чудесах, совершающихся при гробе святителя Тихона и о всеобщем желании открытия мощей сего иерарха. О том же писал преосвященный Антоний и императору Николаю I. В 1860 году преосвященный Иосиф (Богословский) подтвердил прежние донесения архиепископа Антония и засвидетельствовал о вновь совершившихся чудесных исцелениях при гробе святителя Тихона.
Наконец, после исследования жития святителя, сбора сведений о явленных чудесах и повторного освидетельствования нетленности останков, 25 мая 1861 года Тихон Задонский был прославлен в лике святых. 13 августа того же года состоялось торжественное открытие его святых мощей.
28 января 1919 года состоялось "вскрытие" мощей святителя силами "спецкомиссии" во главе с председателем Задонской уездной ЧК Зиновием Шипулиным. "Результаты вскрытия" зафиксировал на кинопленку специально откомандированный из Москвы оператор-документалист Новицкий. Фальсификацией занимались два дня. Все это время, по свидетельству одного из участников событий - бывшего красноармейца, Задонск был оцеплен войсками, "пока из центра не приехала комиссия по вскрытию".
После "вскрытия" мощи святителя Тихона были изъяты и переданы в Елецкий краеведческий музей.
Около 1932 года святыня была передана антирелигиозному музею, организованному в бывшей великокняжеской церкви Ельца. Позднее святыню перевезли в Орел. Вот что сообщает о дальнейшей ее судьбе И. Барсукова, главный хранитель фондов Орловского краеведческого музея:
В 1947 году мощи св. Тихона Задонского вновь открыто были выставлены в кафедральном Богоявленском соборе.
19 июня - 2 июля 1959 года, по благословению архиепископа Орловского и Брянского Иеронима (Захарова), было проведено освидетельствование возвращенной святыни компетентной комиссией из служителей Церкви и врачей. Сообщается, что "проводили это освидетельствование настоятель Богоявленского храма отец Николай Карасев, ключарь Алексий Беляев [8], настоятель Афанасьевского храма отец Владимир Отт, консультантом был известный орловский врач и тайный монах Владимир Иванович Турбин, в монашестве - Никон, ассистентами были монахини Августа и Евфросинья". Согласно итогам этого освидетельствования, мощи представляли из себя довольно полно сохранившийся скелет. Причем, на отдельных участках имелись мумифицированная кожа и сухожилия. Практически не тронута тлением оказалась кисть левой руки святого… Акт освидетельствования, полностью опровергающий итоги "разоблачительного вскрытия" 1919-го года, был предан огласке.
В сентябре 1960 года, когда возобновились гонения на Православную Церковь, директор Краеведческого музея Е. Н. Коренева обратилась с письмом к уполномоченному по делам Православной Церкви Н. Ф. Звереву с просьбой вернуть мощи в музей. Просьба была удовлетворена.
В 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, мощи святителя были переданы Церкви. Было решено поместить их в Ахтырском кафедральном соборе.
26 августа 1991 года мощи святителя Тихона были возвращены в Богородицкий монастырь Задонска, а в Ахтырском соборе Орла осталась десница, которая издавна хранилась отдельно.
Исцеления от его мощей были бесчисленны и продолжаются до наших дней. Святитель Тихон Задонский - один из наиболее любимых русским народом святых.
Свт. Тихон Задонский. Икона |
Молитвословия
Тропарь, глас 8
От ю́ности возлюби́л еси́ Христа́, блаже́нне,/ о́браз все́м бы́л еси́ сло́вом, житие́м, любо́вию,/ ду́хом, ве́рою, чистото́ю и смире́нием,/ те́мже и всели́лся еси́ в Небе́сныя оби́тели,/ иде́же предстоя́ Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы,// моли́, святи́телю Ти́хоне, спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь, глас 4
Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю,/ покая́ния пропове́дниче,/ Златоу́стаго ревни́телю,/ па́стырю предо́брый,/ но́вый Росси́и свети́льниче и чудотво́рче,/ па́ству твою́ до́бре упа́сл еси́/ и писа́ньми твои́ми вся́ ны́ наста́вил еси́,/ те́мже венце́м нетле́ния/ украше́н от Пастыренача́льника,// моли́ Его́ спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 8
Апо́столов прее́мниче,/ святи́телей украше́ние,/ Правосла́вныя Це́ркве учи́телю,/ Влады́це все́х моли́ся/ ми́р вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Труды
Сочинения святителя Тихона были издаваемы в разное время, но полное собрание их в 16-ти томах вышло в свет в 1826 году Первый том содержит в себе одно только жизнеописание Тихона.
Использованные материалы
- Житие на сайте Русское Православие:
- Житие на портале Православие.ru:
- "Десница Тихона Задонского" // Сайт Орловского Ахтырского собора (архив)
[1] Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, В 2-х тт. - М.: Сибирская благозвонница, 2011. - Т. 1. - С. 705.
[2] Страница официального сайта Православной Церкви в Америке, http://oca.org/saints/lives/2015/05/14/101381-first-opening-...nsk
[3] "Ἀνακομιδὴ Τιμίων Λειψάνων Ἁγίου Τύχωνος Ἐπισκόπου Ζαντόνκ", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3188/sxsaintinfo.aspx.
[4] Календарь на портале Православие.ru, http://days.pravoslavie.ru/Days/20150719.html , http://days.pravoslavie.ru/Life/life4431.htm , http://days.pravoslavie.ru/Life/life6868.htm
[5] Новая фамилия - Соколов была присвоена ему позже начальством Новгородской семинарии.
[6] "Липовка. Церковь Сергия Радонежского" / Сайт Соборы.ru, http://www.sobory.ru/article/?object=11769
[7] Схимонах Митрофан (Голощапов) // официальный сайт Задонского Богородице-Рождественского монастыря, https://zadonsk-monastyr.ru/shimonah-mitrofan-goloshhanov/
[8] Беляев Алексий Сергеевич "Православная энциклопедия" Т. 4, С. 588-589, https://www.pravenc.ru/text/77996.html