Еп. Серафим (Александров) |
В миру Дмитрий Александрович Александров, родился 19 октября 1866 года [1] в селе Никитино Корсунского уезда Симбирской губернии.
В 1889 году окончил Саратовскую духовную семинарию, в сентябре того же года назначен помощником епархиального миссионера Саратовской епархии.
В 1890 г. был рукоположен в сан диакона, в 1891 г.- во священника.
В 1894 г. назначен епархиальным миссионером Саратовской епархии [2].
Составил пособие для проведения бесед с раскольниками, которая стала настольной у священников-миссионеров Саратовской епархии. Член IV отдела Предсоборного присутствия.
В марте 1909 года назначен сверхштатным членом Полоцкой духовной консистории и клириком Рынково-Воскресенской церкви Витебска.
С 1910 года - Оренбургский противораскольнический епархиальный миссионер.
Издал ряд книг. Находясь в Оренбурге, тесно сотрудничал с “Оренбургскими епархиальными ведомостями”, редактировал их неофициальную часть (1915-1916) , публиковал статьи по миссионерской проблематике.
В 1911 году возведен в сан протоиерея.
5 декабря 1914 г. был пострижен в монашество с именем Серафим, 6 декабря возведен в сан архимандрита.
Кустанайский епископ
14 декабря 1914 г. хиротонисан во епископа Кустанайского, второго викария Оренбургской епархии. По рукописным данным, хиротонию в Оренбурге совершали епископ Оренбургский Мефодий (Герасимов) и викарный епископ Дионисий [3].
Местопребыванием его был определен Оренбург. На первых порах, за ним остались его прежние обязанности - руководство миссионерской деятельностью. С принятием в 1915 году специальной инструкции викариям Оренбургской епархии, за епископом Серафимом также были закреплены уезды Оренбургский, Орский и Тургайская область.
Челябинский епископ
24 марта 1916 г. назначен епископом Челябинским, викарием той же Оренбургской епархии.
7 апреля 1917 г. в здании городской думы еп. Серафим провел собрание духовенства, посвященное реформе церковного прихода на канонических основах в связи с политическими переменами в стране. Интерес к этому собранию был велик, и как отмечалось в прессе прошло оно “при громадном стечении слушателей”. Не меньший интерес у челябинцев вызвал проходивший в конце апреля - начале мая 1917 г. Челябинский окружной съезд духовенства и мирян. Епископ Серафим по просьбе собравшихся открыл съезд торжественным молебном в домовой церкви Челябинского епархиального училища. На съезде он активно высказывался по самым острым вопросам, стоявшим перед духовенством. Именно по его предложению съезд обсудил вопрос о создании самостоятельной Челябинской епархии. Епископу Серафиму принадлежало и радикальное предложение, “чтобы в каждом уездном городе был свой епископ, но не викарный”. Решение о создании самостоятельной Челябинской епархии, поддерживал он и в последующем, активно лоббируя его на Поместном Соборе.
Епископа Серафим обладал живым умом, мог аргументировано выразить свои взгляды, обладал даром красноречия, как отмечалось в одной из статей, опубликованных в 1917 году, “народ с большим вниманием слушает поучения Челябинского епископа Cерафима, который по справедливости может считаться одним из выдающихся церковных проповедников”.
В 1917 году был назначен временным управляющим Екатеринбургской епархией, на смену уволенному на покой еп. Серафиму (Голубятникову).
Принял участие в работе Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 гг. как управляющий Екатеринбургской епархией и по особому постановлению Собора. Был секретарём епископского совещания Собора.
Полоцкий епископ
1 апреля 1918 года назначен епископом Полоцким и Витебским. В связи с условиями гражданской войны, добраться до отведенной ему кафедры он не смог.
Старицкий викарий
5 мая того же 1918 года был переведен на викарную кафедру епископа Старицкого в Тверскую епархию.
На Тверской кафедре
29 ноября 1919 года назначен епископом Тверским и Кашинским.
С 1920 по 1921 год был членом Священного Синода.
В 1920 году был арестован Тверской ГубЧК по обвинению в "контрреволюционной деятельности". Отпущен без суда.
4 апреля 1921 года арестован в Москве, но вскоре освобожден.
Совместно с архиепископами Иларионом (Троицким) и Тихоном (Оболенским) вел переговоры с обновленцами о возможности объединения. В конце сентября 1923 года архиепископ Серафим на собрании двадцати семи епископов в Донском монастыре делал доклад о результатах переговоров. Результаты оказались неутешительными, - митрополит Евдоким требовал отказа патриарха Тихона от управления, - и епископы большинством голосов (при закрытой баллотировке) провалили проект объединения с обновленцами. Во время прений епископ Амвросий (Полянский), с недоверием отметил, что докладчик называл вождя обновленцев - высокопреосвященнейшим митрополитом. "Для меня и, наверное, для других здесь присутствующих Евдоким не митрополит, бывший архиепископ" - подчеркнул он. Едва ли эта обмолвка архиепископа Серафима и его участие в переговорах о соединении означали его симпатии к обновленцам. По крайней мере, в конце доклада он выразил сожаление, что тут не присутствует уважаемый многими епископ Феодор (Поздеевский), глава правых оппозиционеров - "Даниловцев", которому было послано приглашение. Значит, это была попытка примерить все и всех.
В 1922 году возведен в сан архиепископа.
В том же 1922 году находился в Москве как член Синода. После вызова в ГПУ дал подписку о невыезде из Москвы.
4 апреля 1922 года был арестован за "сопротивление изъятию церковных ценностей" и заключен в Бутырскую тюрьму. На февраль 1923 г. еще находился в Бутырской тюрьме. После освобождения проживал в Москве без права выезда.
В 1923 году становится членов новосозданного Временного Священного Синода при патр. Тихоне.
24 марта 1924 года возведен в сан митрополита.
Его подписи стоят под всеми наиболее значимыми документами, увидевшими свет в этот период: под воззванием об отмежевании церкви от контрреволюции (1923), об упразднении Карловацкого Синода (1923), под обращением в связи со смертью В.И.Ленина (1924). После смерти патриарха Тихона он участвует в его похоронах, ведет службы при гробе патриарха (1925).
К 1925 году митр. Серафим отказался от бесплодных переговоров с обновленцами и стал бороться с ними. Он написал и разослал по Тверской епархии следующее указание:
21 декабря 1925 г. был арестован в Твери и переведен в Москву по делу местоблюстителя патриаршего престола Петра (Полянского). Обвинение гласило:
Был приговорен к ссылке в Свердловск, освобожден в мае 1927 года.
С 18 мая 1927 года - постоянный член Временного Патриаршего Священного Синода при митр. Сергие.
В этот период в церковных кругах активно распространяются слухи о его связях с ГПУ. Некоторые острые языки присваивают ему даже титул “Лубянский”. Все чаще и чаще звучат предложения об его удалении от руководства делами РПЦ. Митрополит Сергий (Страгородский) вынужден его защищать. Так, встречаясь с оппозиционерами - “иосифлянами”, у него происходит характерный разговор:
В другой раз, отвечая на вопросы профессора В. Верюжского, он более многословен: ”О митрополите Серафиме я не знаю ничего, кроме сплетен и беспредметной молвы. Для опорочения человека нужны факты, а не слухи. Не любят его за то, что он, имея некоторый кругозор, не остался при наших взглядах на наше государственное положение”.
Митрополит Саратовский
15 июня 1928 года митр. Серафим назначен на Саратовскую кафедру.
Казанский митрополит
11 августа 1933 года переведен на Казанскую и Свияжскую кафедру.
20 ноября 1936 г. был арестован, обвинялся в распространении антисоветской агитации, и в том, что был обязан делать в соответствии со своим архиерейским саном – награждал священников, повышал их в церковных званиях, оказывал содействие духовенству в других городах, принимал на должности священников ранее репрессированных лиц. Решением Особого совещания при НКВД СССР 27 февраля 1937 г. его приговорили к трем годам ссылки в Казахстан. Был этапирован в Петропавловск.
26 ноября 1937 г. был приговорен к высшей мере наказания решением Тройки Управления НКВД по Северо-Казахстанской области
Расстрелян 2 декабря 1937 года в Кустанае.
Реабилитирован прокуратурой СССР 4 апреля 1989 года.
Награды
- право предношения креста за богослужением (26 декабря 1934)
Сочинения
- Катехизические поучения на Символ веры - в ограждение чад православной церкви от раскольнического суемудрия. Киев.1898;
- О клятвах соборов 1656, 1666 - 1667 годов и единоверии. Самара.1900;
- О посланничестве митрополита Амвросия. СПб. 1902;
- Критический разбор раскольничьего сочинения Усова "О миропомазании священнослужителей, присоединяемых к православию от ереси второго чина. СПб. 1904;
- К вопросу о единоличном рукоположении. Самара.1904;
- О таинстве покаяния. СПб. 1905;
- Об епитимьях. СПб. 1906;
- К вопросу о так называемой Белокриницкой иерархии. Самара.1906;
- Примирение окружников с неокружниками. Самара.1908;
- К вопросу о мерах борьбы с хлыстовщиной // ОЕВ.1911. № 1. С.33-37;
- Присоединение к православию старообрядческого священника.// ОЕВ. 1911. № 5.Часть неофициальная. С.111-122;
- К нашей полемике со старообрядцами.// ОЕВ.1911.№42. Часть неофициальная. С.925 – 931;
- Миссионерские курсы в Челябинске.//ОЕВ.1911.№ 46.Часть
- неофициальная. С.1015 (подписана инициалами Д.А.);
- Миссионерские беседы в г. Оренбурге и ст. Сакмарской.// ОЕВ.1912.№ 8
- Часть официальная. С.192-194 (подписана инициалами Д.А.).
Литература
- Состав Святейшего правительствующего Синода и российской церковной иерархии. СПб. 1917;
- Цыпин В., протоиерей. История Русской православной церкви (1917-1990). М. 1994;
- Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве церковной власти. 1917-1943. Сборник в двух частях / Сост. М.Е. Губонин. М. 1994. С. 989;
- Боже В.С. Очерк церковно-религиозной жизни Челябинска начала двадцатого века // Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Челябинск. 1996. Вып. 1. С. 53;
- Он же. Краткий биографический указатель челябинских архиереев (1917-1937) // Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Челябинск. 1998. Вып. 2. С. 181-182;
- Он же. Митрополит Серафим (Александров): страницы биографии //Выдающиеся представители научной, общественной и духовной жизни Урала: Материалы 3-й региональной научной конференции. 10-11 декабря 2002 г. / Сост. Н.А.Ваганова. Челябинск. 2002. С. 143-147;
- Он же. О митрополите Серафиме(Александрове) // Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Челябинск. 2002. С. 399-400;
- История русской православной церкви: От Восстановления Патриаршества до наших дней / Под общей ред. М.Б.Данилушкина СПб. 1997. Т. 1 (1917-1970). С. 193, 195, 295, 868;
- Архивы Кремля: Политбюро и церковь. 1922-1925 / Сост. Н.Н.Покровский, С.Г.Петров. Новосибирск-М. 1997. Т. 1. С. 88, 424, 572; 1998. Т. 2. С. 56, 57, 371, 451, 470, 507;
- Конюченко А.И. Архиереи русской православной церкви на Челябинской кафедре (1908-1926) // Исторические чтения: Материалы региональной научной конференции Центра историко-культурного наследия г. Челябинска “Имена уходящего века” (1999) Челябинск. 2003. Вып.6. С. 23.
Использованные материалы
- Серафим (Александров) // Епископы Челябинские, викарии Оренбургской епархии / Автор-составитель В.С.Боже. Челябинск: Центр историко-культурного наследия г. Челябинска. 2003. 160 с.: ил.
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Биография на сайте "Русское Православие"
[1] По ortho-rus.ru, родился 19 октября 1867 года. В деле 1925 г. указан год рождения 1865 г. (БД ПСТГУ).
[2] У В.Боже - Самарской епархии
[3] Скорее всего имеется в виду Челябинский епископ Дионисий (Сосновский), викарий Оренбургский. БД ПСТГУ указывает на Дионисия (Прозоровского), бывшего в то время викарием Саратовской епархии.