Павел (+ 1656), б. епископ Коломенский и Каширский, единственный из иерархов Русской Православной Церкви, принявший во время раскола сторону старообрядцев.
Выходец из нижегородских пределов - из села Колычево, Княгининского уезда, родился в семье священника.
Иноческое пострижение принял в Макариевском Желтоводском монастыре, а в 1636 году был назначен на должность монастырского казначея. Во второй половине 1640-х годов иеромонах Павел входит в московский кружок ревнителей благочестия, во главе которого стоял духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифантьев.
В 1651 году патриарх Иосиф поставляет отца Павла на должность игумена Пафнутьев-Боровского монастыря. В 1652 году, после смерти патриарха Иосифа, игумен Павел в числе других двенадцати достойных мужей входит в список кандидатов на первосвятительский престол.
7 октября [1] 1652 года новоизбранный патриарх Никон возвел игумена Павла в сан епископа Коломенского и Каширского.
Начались церковные реформы. На Московском Соборе 1654 года, хотя кандидатуры участников собора были подобраны патриархом и царем, епископ Павел, единственным из архиереев, открыто выразил свою приверженность к старым книгам [2]. Хотя он и подписался под определением собора относительно необходимости исправления книг, но сделал оговорку, в которой отрицал возможность и надобность изменения правил о поклонах [3]. Патриарх лишил его епископской кафедры без соборного суда и велел немедленно отправить в ссылку, к Онежскому озеру в Палеостровский монастырь, как сообщил о том Семен Денисов в «Винограде Российском» .
Однако здесь Павел, пользовался немалой свободой и продолжал проповедовать. Сохранилось старообрядческое «Сказание о страдании и скончании священномученика Павла, епископа Коломенского», в котором, в частности, говорится о некоем «великом соборе», состоявшемся по благословению Павла и некоторых других епископов в Куржецкой обители при игумене Досифее. На соборе было составлено жесткое определение: приходящих от «никонианской» Церкви крестить и рукоположения (т.е. священства) её не принимать. Не исключают, что активная роль Павла в Куржецком соборе послужила причиной того, что он был перевезен из Палеострова в Хутынский монастырь в Новгороде в 1656 году и был помещен под более строгий надзор.
Последние обстоятельства его жизни неизвестны. Диакон Феодор пишет следующее: «Павел же тот, блаженный епископ, начал уродствовать Христа ради». По словам архиепископа Лазаря (Барановича), Павел сошел с ума; Хутынский игумен и монастырская братия посчитали епископа Павла сумасшедшим, а потому решили не отягощать себя надзором за ним, предоставив ему полную возможность бродить в окрестностях монастыря, где ему вздумается. Свою свободу бродить в окрестностях Павел употребил на проповедь древних обрядов среди местных жителей. По рассказам старообрядцев, игумен Хутынского монастыря его «мучил».
Официальная версия того времени гласила: «Никто не видел, как погиб бедный: зверями ли похищен или в реку упал и утонул». Впоследствии, во время суда над Никоном на Большом Московском Соборе 1666-1667 годов, бывшему патриарху вменили в преступление извержение епископа Павла из сана собственной властью, без собора:
Гибель Павла, епископа Коломенского |
В 1913 году постановлением нижегородско-костромского епархиального съезда старообрядцев Белокриницкой иерархии было положено поминать епископа Павла в молитвах как священномученика [4].
Источники
- Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения, Москва, 1960, 65.
- Сказание о страдании и скончании священномученика Павла, епископа Коломенскаго, Сборная рукопись XVIII века, БАН, Собр. Дружинина, № 127, л. 266–276 об.
Литература
- Панченко, А. М., Русская история и культура: Работы разных лет Санкт-Петербург, 1999, 401.
- Макарий (Булгаков), митр., История русского раскола, известного под именем старообрядства, Москва, 1855, 249.
- Филиппов, И., История Выговской старообрядческой пустыни, Москва, 2005, 88-89.
Использованные материалы
- Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т., Большая Российская Энциклопедия, 1995.
- Статья Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:
- «К 350-летию со дня мученической кончины епископа Павла Коломенского», сайт «Древлеправославной Поморской Церкви» Староверы, 3.IV.2006:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Павел_Коломенский
- http://pl.wikipedia.org/wiki/Paweł_III_(biskup_kołomieński)
[1] По другим данным - 17 октября
[2] Согласно "Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона" - епископ Павел с самого начала реформ был враждебен Никону, был в близких отношениях к протопопу Иоанну Неронову, одному из главных сторонников старых обрядов и вождей раскола. См. http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict...htm
[3] Так по "Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т., Большая Российская Энциклопедия, 1995". В современных источниках староверческой «Древлеправославной Поморской Церкви» дается другая версия. Согласно им – вместо подписи своей под соборными постановлениями епископ Павел написал: «Если кто от преданных обычаев святой соборной церкви отъимет, или приложит к ним, или каким-либо образом развратит, анафема да будет». После этого якобы патриарх Никон избил Павла на соборе и сорвал с него мантию. См. «К 350-летию со дня мученической кончины епископа Павла Коломенского», обще-старообрядческий интернет-проект Староверы, 3.IV.2006, http://www.starover.religare.ru/article6022.html
[4] В календаре Русской Православной Старообрядческой Церкви, http://rpsc.ru/calendar/2012/04/16/, память "Св. свщмч. и исп. Павла, еп. Коломенскаго (ок. 1656) [аще изволит настоятель, Бд]" отмечена 3 апреля.