Свт. Митрофан Воронежский. Икона. |
Память 7 августа - прославление, 4 сентября - второе обретение мощей в 1964 году и перенесение их в 1989 году) [1], 23 ноября, в Соборе трёх русских святителей, а также в Соборах Владимирских, Воронежских, Ивановских, Костромских, Липецких и Старобельских (Укр.) святых
В миру Михаил Васильевич, родился 6 ноября 1623 года в селе Антилохово Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне Савинский район Ивановской области) в благочестивой семье иерея Василия и Марии [2]. В этом селе в деревянном храме в честь святителя Николая Чудотворца служил отец святого, здесь младенец был крещён, и всё детство будущего святителя прошло при храме [3].
До 40 лет будущий святитель жил в миру, был женат, имел сына и служил приходским священником в селе Сидоровском, расположенном недалеко от города Шуи. Уже в это время он зарекомендовал себя добрым пастырем, нежным и заботливым отцом.
В 1663 году, овдовев, ушёл сперва в Николо-Шартомский монастырь, а затем в Золотниковскую Успенскую пустынь Суздальского уезда, где и принял монашеский постриг в честь святителя Митрофана, патриарха Цареградского. Обитель, принявшая подвижника, была очень бедной, но он полюбил её на всю жизнь и даже хотел быть в ней погребённым.
В июне 1665 года братия Яхромского Космина монастыря избрала его своим игуменом.
В 1666 году возведён в сан игумена Яхромского Космина монастыря митрополитом Сарским Павлом III. Здесь о. Митрофан соорудил новый храм во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Его Образа [4]. Почти 10 лет управлял он названным монастырём, насаждая среди братии дух благочестия, ревнуя и о внешнем благоукрашении святой обители.
В 1675 году был переведён игуменом Макариева монастыря, что на реке Унже, Костромской епархии, которым управлял почти семь лет. Тут он построил тёплый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (освящён в 1680 году) и украсил его церковной утварью и иконами.
На Соборе 1681-1682 годов для борьбы с усилившимся расколом была учреждена новая кафедра - Воронежская, куда первым архиереем был избран Митрофан.
2 апреля 1682 года он был хиротонисан во епископа Воронежского. Хиротонию в Московском Большом Успенском соборе совершили патриарх Иоаким с 16 святителями. В ней участвовали: Корнилий, митрополит Новгородский и Великолуцкий, Маркелл, митрополит Псковский и Изборский, Никифор, митрополит Астраханский и Терский, Евфимий (Рылков), митрополит Сарский и Подонский, Павел (Маровский), митрополит Рязанский и Муромский, Филарет, митрополит Нижегородский и Алатырский, святитель Симеон (Молюков), митрополит Смоленский и Дорогобужский, святитель Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский, Иона (Сысоевич), митрополит Ростовский и Ярославский, Симон, митрополит Вологодский и Белозерский, Иона, архиеп. Вятский и Великопермский, Сергий (Велтахов), архиеп. Тверской и Кашинский, Афанасий (Любимов), архиеп. Холмогорский и Важский, Никита (Тотемский), архиепископ Коломенский и Каширский, Геласий, архиепископ Великоустюжский и Тотемский, Леонтий, епископ Тамбовский и Козловский [5].
Святитель Митрофан Воронежский |
В конце августа 1682 года прибыл в Воронеж. Население края в те времена было разнородным. Пользуясь тем, что он был удалён от центра гражданской и духовной власти, сюда со всех концов России стекались люди, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний. Духовенство было почти сплошь неграмотным, но и такого духовенства всё равно не хватало - некоторые церкви из-за отсутствия пастырей были закрыты. Монастыри находились в запущенном состоянии. Монахи больше подчинялись мирским лицам - благотворителям монастырей, чем власти архипастырской. Такая обстановка способствовала распространению и укреплению раскола в епархии. Раскольники чувствовали себя вольготно в Воронежском крае. Привлекая население на свою сторону, они или уводили его в раскол, или отвлекали от хождения в храм.
Святителю пришлось вести упорную и тяжёлую борьбу с нравственными нестроениями, которые изобиловали среди его своевольной паствы. Особое внимание он направил на укрепление семейной жизни, поставив под строгое наблюдение церкви основу семьи - брак.
С первых же шагов жизни в Воронеже начались трудности. Из-за ветхости архиерейского дома святитель первое время вынужден был жить на постоялом дворе. Епархиальные средства были крайне скудны, и святитель не мог не только оказывать милостыню нуждавшимся, но и сам находился в очень стесненных обстоятельствах, все обитатели его архиерейского дома терпели нужду. Одной из первых забот епископа Митрофана было построение нового кафедрального собора. С благословения патриарха и на пожертвования государей и других лиц церковь была построена, и в 1692 году освящена. Храм был замечателен как по архитектуре, так и по внутреннему благоукрашению, и святитель любил его как свое детище. Его любовь к храмоздательству передалась и пастве. За время его святительства в Воронежской епархии число храмов возросло со 182 до 239.
Много забот доставляли епископу Митрофану раскольники-старообрядцы, населявшие его епархию и соблазнявшие к отступлению от Православной церкви его пасомых. Святой поступал с раскольниками по суровым законам того времени, отсылая противников Церкви ко "градскому суду". Но этим он не ограничивался. Он отбирал старопечатные книги и раздавал новые, предписывал священникам поучать непрестанно в храмах и сам усердно произносил проповеди. По разным селам Воронежской епархии при свят. Митрофане возникли школы.
В 1696 году стал именоваться "Воронежским и Азовским", в связи с включением под его омофор вновь завоёванных земель вокруг Азова.
Особо следует остановиться на отношениях между епископом Митрофаном и царём Петром I. Святитель с особой любовью и уважением относился к государю, он сочувствовал всем его добрым начинаниям, оказывал свою посильную помощь в постройке флота. Он не только сам имел личное благорасположение к царю, но призывал к этому и других. Царь Пётр, в свою очередь, уважал святителя и много способствовал укреплению вновь учреждённой бедной Воронежской епархии. При посещении Воронежа государь всегда навещал святителя, присутствовал за богослужениями. Несмотря на такое расположение к царю, святой Митрофан сохранил твёрдость, когда дело коснулось душ вверенной ему паствы. В 1700 году (во время одного из приездов государя в Воронеж) царь пригласил епископа Митрофана к себе во дворец. Святитель немедленно пешком отправился к царю. Но войдя во двор, он увидел у входа во дворец статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по приказанию царя. Святитель сейчас же повернулся и пошёл домой. Царю доложили об этом. Он вторично послал к нему человека с приказанием явиться. Но святитель ответил: "Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец". В своём решении он был настолько непреклонен, что даже угроза смертной казни со стороны царя не устрашила святителя. Пётр I обычно никогда не поступался своими нововведениями, но уважение к святителю заставило его дать приказание убрать статуи. На другой день святой Митрофан явился во дворец благодарить государя.
В 1700 году в связи с образованием самостоятельной Азовской епархии титул архипастыря был изменён на "Воронежский и Елецкий" [6].
Неизв. художник (нач. XIX в.). Портрет Митрофана, еп. Воронежского и Елецкого. XIX век. Бумага, белила, акварель, гуашь. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» |
Любимой и постоянной мыслью святителя была мысль о смерти. "Память смертная" как верный страж охраняла сердце владыки от привязанности к временному и тленному, вселяла в него надежду вечного. Этой же постоянной мыслью о смерти объясняется и трогательная черта в жизни святого Митрофана - его заботливость о поминовении всех умерших безвестною и горькою смертью, скончавшихся на войне и в бедности, без покаяния и не имевших возможности на своё поминовение.
В августе 1703 года святитель заболел и, чувствуя, что болезнь его смертельна, стал готовиться к кончине. Он несколько раз принял таинство елеосвящения, усилил свои заботы о нуждающихся, посылал щедрую милостыню в тюрьмы, помогал ссыльным и иноземцам, прощал оброки. 10 августа он принял пострижение в схиму с наречением имени в честь преподобного Макария Желтоводского, Унженского. Скончался 23 ноября 1703 года. Погребён в Благовещенском кафедральном соборе на 12-й день по кончине. На похоронах святителя присутствовал царь Петр. По окончании отпевания он сам нёс гроб и опускал его в могилу. Своим приближенным он сказал: _"Не осталось у меня такого святого старца".
За несколько лет до кончины святитель Митрофан составил духовное завещание, в котором давал пастырские наставления для всех христиан: "Употреби труд, храни мерность - богат будеши. Воздержно пий, мало яждь - здрав будеши. Твори благо, бегай злаго - спасен будеши".
Во время ремонта Благовещенского кафедрального собора мощи святителя дважды (в 1718 и 1735 годах) переносили. Каждый раз было засвидетельствовано нетление его тела. С этого времени началось благоговейное почитание Митрофана Воронежского и участились чудесные явления помощи Божией у его могилы.
С 1820 года было замечено, что число почитателей памяти святителя Митрофана, стекавшихся в Воронеж, чрезвычайно возросло. Увеличились и благодатные знамения. Архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий) неоднократно доносил Святейшему Синоду о чудесах и испрашивал разрешение на прославление святителя. Святейший Синод предписывал наблюдать за благодатными дарами, получаемыми у гроба святителя Митрофана.
В 1831 году во время ремонта пола в Благовещенском соборе были обретены нетленные мощи святого. Об этом святитель Антоний доложил обер-прокурору Мещерскому в письме от 18 декабря, отметив, что тело Митрофана сохранилось в том же виде, что и мощи Киево-Печерских святых [7]. Освидетельствование останков было проведено, в соответствии с предписаниями "Духовного регламента", негласно 18-19 апреля 1832 года утверждённой императором комиссией в составе архиепископа Рязанского и Зарайского Евгения (Казанцева), епископа Воронежского и Задонского Антония, архимандрита московского Спасо-Андроникова монастыря Гермогена (Сперанцева), ключаря Воронежского кафедрального собора протоиерея Михаила Скрябина, протоиереев кафедрального собора Михаила Подзорского и Иакова Покровского и протоиерея Троицкого собора Владимира Замятнина [8].
7 августа 1832 года святитель Митрофан был причислен к лику святых. Память его установлено праздновать 23 ноября в день преставления и 7 августа в день прославления.
В Воронежской епархии архиепископом Антонием (Смирницким) в честь святителя Митрофана были установлены ещё следующие празднования: 4 июня, на память святителя Митрофана, патриарха Цареградского - день тезоименитства святителя Митрофана, епископа Воронежского, 2 апреля - день архиерейской хиротонии святителя Митрофана (в 1682 г.) и 11 декабря - по случаю явления мощей святителя Митрофана (в 1831 году).
В 1834 году архиеп. Антоний (Смирницкий) обратился в Синод с предложением об учреждении Воронежского Митрофанова монастыря "для ознаменования должного благоговения к угоднику Божию, согласно желанию благочестивых граждан Воронежских".
Рака с мощами свт. Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе. Фотография. 1903 г. |
В ходе широкомасштабной компании по ликвидации святых мощей, 3 февраля 1919 года были вскрыты мощи святителя Митрофана Воронежского; по требованию делегатов губернского съезда Советов была создана специальная комиссия во главе с представителем ЧК Бессмертным для вскрытия мощей святителя Митрофана, чтобы "продемонстрировать трудящимся обман церковников". Присутствовать при вскрытии заставили архиепископа Тихона (Никанорова), игумена Владимира и иеромонаха Феону [10].
Народное предание сохранило некоторые подробности глумления, учинённого над честными останками святителя. 3 февраля 1919 года перед началом литургии в Благовещенский собор Митрофановского монастыря вошли руководители местной большевистской ячейки в сопровождении большой толпы красноармейцев и чекистов. Они объявили духовенству, братии монастыря и многочисленным богомольцам решение “трудового народа” “покончить с поповскими баснями о святых мощах”. Красноармейцы оттеснили верующих от раки святителя и вынули из неё кипарисовый гробик с мощами. Предложение владыки Тихона (Никанорова) самому извлечь мощи было ими отвергнуто. Безбожники с насмешками стали сдёргивать пелены и покровы со святителя, затем всеобщему обозрению было продемонстрированы поднятые на штыках святые мощи.
Монастырская братия и богомольцы плакали, не в силах пресечь беззаконие. Игумен Владимир успокаивал братию: “Великая милость Божия проявлена святителю - по истечении земной жизни претерпеть мученичество за Христа”. Свершив надругательство, безбожники составили акт вскрытия. Честные останки святого Митрофана были внесены ими в опись имущества собора как “социалистическая собственность” и оставлены в соборе [11].
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости/ сло́вом и житие́м па́стве твое́й, о́тче смиренному́дре Митрофа́не, был еси́./ Те́мже и во све́тлостех святы́х/ со́лнца светле́йши возсия́л еси́,/ венце́м нетле́ния и сла́вы украша́емь,/ моли́ Христа́ Бо́га/ стране нашей и граду твоему// в мире спастися.
Кондак, глас 8
Воздержа́нием те́ло ду́ху порабо́тив,/ ду́шу же равноа́нгельну сотвори́в,/ святи́тельскою оде́ялся еси́ оде́ждею, я́ко вене́ц свяще́нства,/ и ны́не, всех Влады́це предстоя́,/ моли́, всеблаже́нне Митрофа́не,// умири́ти и спасти́ ду́ши на́ша.
Литература
- Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую. Изд. 3-е, т. III. - СПб, 1903, с. 167-176.
- Введенский С. Святитель Митрофан Воронежский, как церковно-государственный деятель эпохи преобразования. - Воронеж, 1904.
- Его же: Два эпизода для характеристики нравов в Воронежской епархии при свят. Митрофане (1682-1703). - Воронеж, 1903.
- Его же: Вопрос о разграничении Воронежской епархии от Рязанской при свят. Митрофане. - Воронеж, 1903.
- Его же: Васька Желтовский (эпизод из истории раскола в Воронежском крае при свят. Митрофане).
- Скворцов Г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды. - Казань, 1913, с. 111.
- Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви, с. 576, 600-604, прим. 27.
- Поселянин Е. Русск. церковь и русск. подв. 18 в. СПб, 1905, с. 30, 31, 32.
- Савва, архиеп. Хроника моей жизни. Серг. Посад., 1911, т. IV, с. 163.
- Булгаков С. Месяцеслов и Триодион православн. церкви, вып. III и IV. Харьков, 1897, с. 199.
- Макарий, иером. Сказание о жизни пр. Макария, с. 64.
- Филарет, архиеп. Житие Митрофана свят. Воронежского чудовторца. СПб, 1904.
- Соколов Н. Святые земли русской к 200-летию годовщины со дня кончины св. Митрофана Воронежского. СПб, 1903.
- Булгаков, с. 1398.
- Денисов, с. 102, 172, 173, 329, 463.
- Голубинский, с. 176-178.
- Амвросий Ист. Рус. Иерархии, т. I, с. 23, 27.
- Строев П., с. 683, 711, 837, 857.
- Эристов Словарь историч. о святых, с. 161-164.
- Летопись Е. А., с. 688, 787.
- Описание Макариева Унжен. Костром. еп. муж. м-ря. М., 1835, с. 59, 60.
- Святители-подвижники нового времени, прославленные в XVIII-XIX столетиях. М., 1913, с. 85.
- Житие Митрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского и новоявл. чудотворца. Киев.
- Митрофан в схим. Макарий, первый еп. Воронежски, новоявл. чудотворец и сказание об обретении его мощей, изд. 13-е. М., 1896.
- Митрофан, святитель Воронеж. чудотворец. СПб, 1911.
- Митрофан, святитель, 1-й еп. Воронежский. Очерк жизни и деятельности к 200-летию со дня кончины святителя. Воронеж, 1904.
- Похвальное слово святому Митрофану, первому епископу Воронежскому и чудотворцу. Воронеж, 1903.
- Верный месяцеслов, с. 44, 67.
- Церк. вестн., 1891, № 33, с. 517, 1903, № 47.
- Прав. собес., 1907, сентябрь, с. 394.
- Рус. палом., 1911, № 33, с. 522.
- Богосл. вестн., 1897, отд. V, с. 1-20; март, с. 229.
- Приб. к Ц. В., 1903, № 39, с. 1481-1487; № 46, с. 1775-1780; № 47, с. 1819-1823.
- Душеп. чтен., 1897, ч. 2, с. 530.
- Истор. вестн., 1885, октябрь, с. 92, 1894, июль, с. 220, 1900, январь, с. 56, 57.
- Изв. Казан. еп., 1885, № 7, с. 145.
- Рус. старина, 1887, июль, с. 1, 2, 1904, апрель, с. 218.
- Рус. архив, 1889, кн. 3-я, с. 382, 383 (Рассказы и анекдоты про Петра Великого), 1895, кн. 1-я, № 2, с. 195, 196, 1903, кн. 1-я, № 4, с. 539.
- Ж. М. П., 1953, № 10, с. 22-27.
- Ж. П. Б., т. VI, с. 81.
- Большая энциклопедия, т. XIII, с. 230.
- БЭЛ, т. III, с. 836.
- БЭС, т. I, с. 552; т. II, с. 1574, 1575.
- ЭС, т. XIX (кн. 37), с. 472.
- Н. Д., с. 61.
- Митрофан свт., "Православная энциклопедия", Т. 45, С. 442-461 (эл. версия от 12 августа 2021):
Использованные материалы
- Биография на сайте "Русское Православие"
- Жития на сайте Православие.RU
- "Обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского" // сайт Издательства МП
- Полный Тропарион. - Издательство "Троица". - 2006. - Т. 1.
- Молитвы Господу Богу, Пресвятей Богородице и святым угодником Божиим, чтомыя на молебнах и иных последованиях. - Петроград: Синодальная типография. - 1915.
[1] Официальный календарь РПЦ, сайт Издательства МП, http://calendar.rop.ru/?idd=260.
[2] http://www.patriarchia.ru/db/text/908136.html
[3] Краткая историческая справка на странице прихода храма Феодора Стратилата села Антилохово Савинского района Ивановской области, http://savino-stratilat.cerkov.ru/.
[4] Воронежские архиереи. Святый Митрофан Епископ // Прибавления к Воронежским епархиальным ведомостям, 1879, № 11, с. 458.
[5] Житие... святителя Митрофана. Изд. 13-е. M., 1896. С. 11, https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-ierarhi...956.
[6] Булгаков С.В., Настольная книга для cвященно-церковнослужителей, т. II: "Хронологический перечень архипастырей Русской Православной Церкви со времени её основания. Епархии и их викариатства", М: Издательский отдел Московской Патриархата, 1993, с. 1398.
[7] РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Д. 10253. Л. 33-36.
[8] Зеленина Я. Э. Митрофан, свт. (раздел "Почитание") // Православная энциклопедия, т. 45, с. 446, https://www.pravenc.ru/text/2563404.html.
[9] Прасолов М. А., Митрофанов Воронежский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия, т. 45, с. 497-503, _https://www.pravenc.ru/text/2563456.html_.
[10] Прасолов М. А., Митрофанов Воронежский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия, т. 45, с. 497-503, https://www.pravenc.ru/text/2563456.html.
[11] Сапелкин Н. С. Воронежская епархия в годы красного террора. - "Церковный вестник", 2003, май, № 9-10 (262-263), с. 21, http://www.tserkov.info/numbers/history/?ID=392.