Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ПАВЛОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ЕПАРХИИ"

Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 530
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: Контекст
09.05.2023 11:19:07 в ответ на "Re: Контекст" (Олексій Тре)

> > > Остаётся актуальным вопросом
> > Не фантом ли это Губонина М.Е., по примеру Николай (Коноплёв), хорошо, что у Лемешевского тоже ничего нет
> Похоже, остаётся только фиксировать, то что писалось: По неуточненным сведениям существовала епархия и в городе Павловск"

Что же происходило после кончины Святейшего Патриарха (1925), когда Высшее Церковное Управление вступило в тяжелый период смены церковного руководства и арестов высших иерархов?

Стремительно меняющаяся церковная жизнь быстро делала списки устаревшими.

М. Е. Губонин писал: «…Как ни насущна была необходимость продолжать ведение четких и исчерпывающих списков современных иерархов, дело это не только не делалось, но пришло в совершенный упадок; неблагоприятные внутрицерковные обстоятельства во второй половине двадцатых годов привели к тому, что даже само Управление Делами Московской Патриархии, — постоянно все-таки существовавшее, хотя и в самом примитивном виде, нередко совершенно не представляло себе того, что происходит в тех или иных епархиях в смысле наличия там представительства канонической Иерархии Русской Церкви». В качества яркой иллюстрации этого М. Е. Губонин приводит тот факт, что когда митрополит Сергий (Страгородский) сообщал в письме от 14 декабря 1925 г. о своем вступлении в исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, он «не знал, кто именно из архиереев в то время управлял Московской епархией».

В связи с этим невольно возникает вопрос, каким образом меньше чем через год, когда происходили тайные выборы Патриарха путем опроса, уполномоченные посланники смогли объехать и опросить 72 иерархов. Значит, списки были составлены и достаточно точные.

Кто же продолжил нужнейшее дело учета иерархии?

По этому вопросу можно сделать некоторые предположения. В частности, привлекает внимание фигура не столь заметного, но весьма активного церковного деятеля Леонида Дмитриевича Аксенова.

См. здесь: О. В. Косик, к. ф. н.,(ПСТГУ) Списки архиереев Русской Православной Церкви в 1920 -1930-е г.г. https://pstgu.ru/download/1281096400.kosik.pdf

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ещё Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 3 (58). С. 114–146

Состав иерархии Русской Православной Церкви в преддверии большого террора. Список архиереев из архивно-следстенного дела митрополита Серафима (Александрова) 1937 г.

>> Публикуется важный источник по истории русской иерархии — принадлежавший митрополиту Серафиму (Александрову) список архиереев Русской Православной Церкви.
> Список хранится в Архиве ДКНБ Республики Казахстан по Акмолинской области в его следственном деле. Список составлен в 1933–1934 гг. и отражает следующие характеристики епископов: дату рождения и хиротонии, сан, ученую степень, пребывание за границей, в отделении, на покое. Последним параметром обозначены те, кто епархией в действительности не управлял. Работа по фиксации изменений в среде русского епископата велась систематически; список обладает значительной полнотой.

См. тут: Ильяшенко Николай Александрович, аспирант Исторического факультета ПСТГУ, https://pstgu.ru/download/1409061530.6ilyashenko.pdf

Здесь тоже далеко не полный список. Кроме престарелого Александра, еп. Павловского, нету еп. Павла (Крылова), Новохоперского; казалось бы, участвовать в его хиротонии 1 июля 1924 года, Серафиму (Александрову), будучи Тверским архиереем и не занести его в список епископата, не странно ли? Что тут ещё скажешь.

Обращаясь к патриарху Тихону в октябре 1923, при ходатайстве об открытии Бутурлиновского вик-ва архиеп. Владимир (Шимкович) пытался заместить Острогожское викариатство прот. Василием (Богородицким), и тот был утверждён Святейшим по пострижении в монашество стать еп. Острогожским, но сразу арестован и сослан на Соловки. Также по его представлению (обращая внимание на то, что эти кафедры уже были открыты ранее), Валуйское викариатство заместил ссыльный в Задонске Николай (Никольский) (Ф. 831, Оп.1, Л.145, 167), а об открытии Павловского вик-ва ничего в помине не было даже на тот срок (октябрь 1923). В ходатайстве были указаны деловые качества (признаки), почему именно эти ставленники (иеродиакон Митрофан (Поликарпов,1871 г.р.), прот. Василий Богородицкий (1871 г.р.) выдвигаются на епископский сан. Добавлю от себя - наш престарелый Александр ничем не уступал выдвиженцам (раз лишь только возрастом).

Значит моя версия верна (перечисление не по алфавиту, а по времени открытия), только после Новохоперского (1924, не раньше апреля-июля 1924) Павловское было открыто, перед Россошанским (1928). См. Викарные кафедры: Острогожская, Валуйская, Бобровская, Богучарская, Задонская, Бутурлиновская, Новохопёрская, Павловская, Россошанская, https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-ierarhi...956

Я понимаю, почему именно престарелый стал архиереем, потому что 50-летних власть не допускала (чудом Митрофан (Поликарпов) стал епископом, но ему не дали ничего сделать на Воронежской земле, да и в г. Баку гнали (при смерти некому было отпеть, это произошло только 21 декабря 2008, крипта Жено-Мироносицкого собора г. Баку).

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дальше (Не знаю насколько эта статистика достоверна) Теперь посмотрим статистику несколько иного рода: каким было количество архиерейских хиротоний в РСФСР/СССР по годам.

  • 1923 - 51
  • 1924 - 32
  • 1925 - 19

См. Советская власть и Церковь: только цифры https://cont.ws/@alexeju/143916 (со ссылкой на Кураевский форум)

Ответить